Инструктаж и судейская практика.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «Росич»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФУТБОЛУ
Программа рассчитана
на учащихся с 6 до 18 лет
Срок реализации программы: 12 лет
Авторы ОП:
С. И. Тарновский, старший тренер
А.В. Самуилов, тренер отделения футбол
2011 год
пос. Дружная Горка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самый массовый, самый зрелищный, самый игровой из всех игровых видов спорта. Футбол можно использовать в общеобразовательной школе, как часть программы по физической культуре, футбол преподаётся в спортивных школах и готовят технически, тактически грамотных игроков. В футбол играют в командах мастеров, где футбол - это профессия человека. Есть футбол мужской и женский, это говорит о том, что футбол интересен всем!
В футбол начинают играть дети с 6 лет и можно играть до зрелого возраста.
Программа по своей направленности является физкультурно-спортивной и по содержанию отличается от примерных и типовых программ тем, что на этапе отбора детей формируются спортивно-оздоровительные группы, где дети занимаются обще развивающими, беговыми упражнениями, изучают приёмы владения мячом и элементы футбольной игры. В группы начальной подготовки зачисляются дети, которые показали определённые успехи в обучении в спортивно-оздоровительных группах. На этапе начальной подготовке ещё раз проводится отбор талантливых детей показавших успехи в обучении, в группы учебно-тренировочного этапа для многолетней спортивной тренировки.
В этой программе отсутствует этап спортивного совершенствования, и высшего спортивного мастерства, для этого в спортивной школе нет достаточной материально-технической базы, а также в соответствии с Уставом учреждения обучение в спортивной школе ведётся с 6 до 18 лет.
Талантливые учащиеся по достижении 18 лет передаются для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в училища Олимпийского резерва.
Цель программы - обеспечить всестороннюю физическую подготовку ребёнка, отбор спортивно одарённых детей для подготовки футболистов высокого класса, привитие ценностей здорового образа жизни.
Актуальность и новизна программы - Программа помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала тренера-преподавателя, комфортных условий для развития и формирования талантливого ребёнка.
Успешность обучению футболу детей прежде всего обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Возрастные, половые и индивидуальные различия ребёнка являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола.
Данная дополнительная образовательная программа включает в себя три этапа подготовки спортсмена:
ü Спортивно-оздоровительный этап обучения (6-8 лет);
ü Этап начальной подготовки(8-11 лет);
ü Учебно-тренировочный этап обучения (12-18 лет).
Каждый этап подготовки может быть отдельно взятой программой обучения футболу, а все три раздела - комплексной программой обучения футболу, направленной на достижение высоких спортивных результатов в данном виде спорта.
Задачи программы:
· Создание условий для развития личности ребёнка;
· Развитие мотивации юного футболиста к познанию и творчеству;
· Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и подростка;
· Приобщение обучающихся к достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным особенностям региона;
· Укрепление психического и физического здоровья;
· Создание условий для профессионального самоопределения и творческой самореализации юного спортсмена;
· Просмотр талантливых детей в юношески сборные команды региона .
Формы и режим занятий:
Урочная | Неурочная |
Спортивно-оздоровительный этап обучения | |
1.Групповое занятие 2.Итоговое тестирование | 1.Соревнования 2. Просмотр соревнований 3.Домашнее задание 4.Самостоятельные занятия |
Этап начальной подготовки | |
1.Групповое занятие 2. Итоговое тестирование 3.Теоретические занятия 4. Товарищеские игры | 1.Соревнование 2.Домашнее задание 3.Городской спортивно-оздоровительный лагерь 4.Спартакиада 5.Поход |
Учебно-тренировочный этап обучения | |
1.Учебные занятия · Групповые · Индивидуальные 2.Тестирование 3.Реабилитационные и восстановительные мероприятия 4.Теоретические занятия 5. Товарищеские игры | 1.Соревнования 2.Городской спортивно-оздоровительный лагерь 3.Выездной спортивно-оздоровительный лагерь 4.Домашнее задание 5.Просмотр соревнований 6.Судейская практика |
Методы организации и проведения образовательного процесса:
Словесные методы:
· Описание;
· Объяснение;
· Рассказ;
· Разбор;
· Указание;
· Команды и распоряжения;
· Подсчёт.
Наглядные методы:
· Показ упражнений и техники футбольных приёмов
· Использование учебных наглядных пособий
· Видиофильмы, DVD, слайды
· Жестикуляции.
Практические методы:
· Метод упражнений;
· Метод разучивания по частям;
· Метод разучивания в целом;
· Соревновательный метод;
· Игровой метод;
· Непосредственная помощь тренера-преподавателя.
Основные средства обучения:
· Упражнения для изучения техники, тактики футбола и совершенствование в ней;
· Общефизические упражнения;
· Специальные физические упражнения;
· Игровая практика.
Упражнения каждой группы отличаются по специфике воздействия и в результате этого применения для решения конкретных задач каждого очередного этапа обучения. Соотношение упражнений каждой группы на разных этапах обучения различно и зависит от стоящих на данном этапе задач. Поскольку к средствам физического воспитания помимо физических упражнений относятся естественные силы природы, гигиенические факторы, то выполнение физических упражнений в процессе обучения футболу неотделимо от комплексного гигиенического воздействия на занимающихся условий «открытого воздуха» и естественных сил природы. Таким образом, футбол по остроте биологического воздействия на организм обучающегося является уникальным видом физических упражнений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
· Спортивно-оздоровительный этап обучения- 6-8 лет;
· Этап начальной подготовки- 8-11 лет;
· Учебно-тренировочный этап обучения- 11-18 лет.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
· Тестирование
· Контрольно-переводные нормативы по этапам подготовки
· Соревнования.
Успешная подготовка футболиста высокой квалификации возможна только при условии тесной преемственности каждого этапа обучения спортсмена.
В итоге каждого этапа тренировки проводится отбор, задачей которого является оценка уровня развития тех сторон физической и специальной подготовленности, на совершенствование которых был направлен учебно-тренировочный процесс на этом этапе, а также прогнозирование успеха на следующем этапе многолетней тренировки.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОТДЕЛЕНИЯ ФУТБОЛА
Программный материал | СОГ | НП 1 года | НП 2 года | НП 3 года | УТГ 1 года | УТГ 2 года | УТГ 3 года | УТГ 4 года | УТГ 5 года |
Теоретическая подготовка | |||||||||
Общая физическая подготовка | |||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||
Техническая подготовка | |||||||||
Тактическая подготовка | |||||||||
Контрольные испытания | |||||||||
Учебные и тренировочные игры, инструкторская и судейская практика | |||||||||
Контрольные игры и соревнования | |||||||||
ВСЕГО ЧАСОВ: | |||||||||
Количество часов в неделю | |||||||||
Количество тренировок в неделю |
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФУТБОЛУ
1. Теоретическая подготовка.
Тема 1. Физическая культура и спорт в России.
Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Единая спортивна классификация и её значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международные связи Российских спортсменов. Олимпийские игры. Российские спортсмены на Олимпийских играх.
Тема 2. Развитие футбола в России и за рубежом.
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: Чемпионаты и Кубки России. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие Российские команды, тренеры, игроки.
Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека.
Опорно-двигательный аппарат. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние физических упражнений на организм ребёнка. Влияние физических упражнений на дыхательную систему, кровообращение, укрепление здоровья. Развитие физических способностей и достижение высоких спортивных результатов.
Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание спортсмена.
Гигиена. Личная гигиена, уход за кожей головы, тела, ног. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Режим дня и гигиена юного футболиста. Закаливание, роль закаливания для повышения работоспособности организма. Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для закаливания.
Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи.
Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, настроение, работоспособность.
Тема 6. Физиологические основы спортивной тренировки.
Мышечная деятельность. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков.
Утомление и причины. Нагрузка и отдых. Восстановление физиологических функций.
Тема 7.Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).
Значение ОФП – важного фактора укрепления здоровья и повышения функциональных
способностей организма. Краткая характеристика средств и методов ОФП и СФП. Утренняя зарядка, разминка перед тренировкой и игрой.
Тема8. Техническая подготовка.
Понятия спортивной техники. Классификация и терминология технических приёмов. Техника владения мячом- основы спортивного мастерства футболиста.
Тема 9.Тактическая подготовка.
Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Тактические варианты игры. Тактика
отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении (атакующие комбинации флангом и центром). Тактика игры в защите ( зонная, персональная опека, комбинированная оборона).
Тема 10. Планирование спортивной тренировки.
Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Периодизация тренировочного процесса. Сроки, задачи и средства тренировочных этапов и периодов. Дневник спортсмена.
Тема 11. Правила игры. Организация и проведение соревнований.
Разбор правил игры. Права и обязанности игроков, роль капитана. Обязанности судей,
способы судейства. Замечания, предупреждения, удаления игроков с поля. Система розыгрыша: круговая, в выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях. Заявки, их форма и оформление, представление заявок. Назначение судей.
Тема 12. Место занятий, оборудование и инвентарь.
Футбольное поле для проведения занятий и тренировок, требования к его состоянию. Тренировочный городок. Подсобное оборудование: щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и их применение.
2. Общая физическая подготовка
1. Упражнения для развития силы:
· Силы мышц рук
· Силы мышц ног
· Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины)
· Развитие силовой выносливости
2.Упражнения для развития быстроты:
· ОРУ для развития быстроты
· Упражнения для разгибателей туловища
· Упражнения для разгибателей ног
· Упражнения общего воздействия
3. Упражнения для развития гибкости:
· Гибкости плечевого сустава
· Гибкости спины
· Гибкости ног ( тазобедренный ,коленный, голеностопный суставы)
4. Упражнения для развития ловкости:
Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений.
5. Упражнения с предметом
· С набивными мячами
· Упражнения с гантелями и штангами
6. Акробатические упражнения
· Кувырки
· Перекаты, перевороты
· Упражнения на батуте
7. Беговые упражнения
· Бег (30,60,100,400,500, 800м)
· Бег (6 минут, 12 минут)
8. Спортивные игры
· Баскетбол
· Волейбол
· Ручной мяч
9. Подвижные игры и эстафеты.
3. Специальная физическая подготовка
· Упражнения для развития быстроты;
· Упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
· Упражнения для вратарей;
· Упражнения для развития специальной выносливости;
· Упражнения для развития ловкости.
4. Техническая и тактическая подготовка
· Техника передвижений;
· Удары по мячу ногой;
· Удары по мячу головой;
· Остановка мяча;
· Ведение мяча;
· Обманные движения (финты);
· Отбор мяча;
· Вбрасывание мяча из-за боковой линии;
· Техника игры вратаря
Тактика нападения:
· Индивидуальные действия без мяча;
· Индивидуальные действия с мячом;
· Групповые действия;
Тактика защиты:
· Индивидуальные действия ;
· Групповые действия;
· Тактика вратаря;
· Ведение учебных игр по избранной тактической системе.
Контрольные испытания
КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП,СФП, ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ ФУТБОЛА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ (6-8 лет)
ОФП:
1. бег 30 м (сек.)
2. бег 300 м (сек.)
3. прыжки в длину (см)
СФП:
4. бег 30м с ведением мяча (сек.)
5. вбрасывание мяча на дальность (м.)
Техническая подготовка:
6. удары по мячу на точность (число точных ударов из 10)
7. жонглирование мячом (кол-во раз)
Задача научить двигательным действиям и оценить двигательные навыки (базовая подготовленность для перевода в группы начальной подготовки).
ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
(9-11 лет)
Упражнения | НП-1 (возраст 9 лет) | НП-2 (возраст 10 лет) | НП-3 (возраст 11 лет) | ||||||||
Показатели в баллах | |||||||||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |||
ОФП: 1. бег 30м (сек.) | 5,7 | 6,3 | 6,7 | 5,3 | 6,0 | 6,3 | 5,1 | 5,3 | 6,0 | ||
2. бег 300м(сек.) | 65,0 | 70,0 | 75,0 | 60,0 | 65,0 | 70,0 | 59,0 | 60,0 | 65,0 | ||
3. прыжки в длину с места(см.) | |||||||||||
СФП: 4. бег 30м с ведением мяча (сек.) | 7,0 | 7,5 | 8,5 | 6,4 | 7,0 | 8,0 | 6,2 | 6,4 | 7,0 | ||
5. Вбрасывание мяча на дальность (м.) | |||||||||||
Техническая подготовка: 6. Удары по мячу на точность (число показаний из 10 ударов) | |||||||||||
7. Жонглирование мячом (кол-во раз) | |||||||||||
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ
( 12-18 лет)
Упражнения | УТГ-1 (12-13лет) | УТГ – 2 (14 лет) | УТГ-3 (15 лет) | ||||||
Показатели в баллах | |||||||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
ОФП: 1. бег 30м (сек.) | 5,0 | 5,1 | 5,5 | 4,8 | 4,9 | 5,1 | 4,6 | 4,8 | 5,0 |
2. бег 300м(сек.)400м- (УТГ-2) | 57,0 | 59,0 | 65,0 | 65,0 | 67,0 | 70,0 | 64,0 | 65,0 | 67,0 |
3. 6-минутный бег (м), 4.12-минутный бег - (с УТГ-2) | |||||||||
5. прыжок в длину (см) | |||||||||
СФП: для полевых игроков 6.бег с ведением мяча(сек) 7.Бег 5х30м с ведением мяча (сек)(с УТГ-2) | 6,1 | 6,2 | 6,4 | 5,8 30,0 | 6,0 35,0 | 6,2 40,0 | 5,4 28,0 | 5,8 30,0 | 6,0 35,0 |
8.удары по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) | |||||||||
9.вбрасывание мяча руками на дальность (м) | |||||||||
Техническая подготовка: для полевых игроков 10.удары по мячу на точность (число показаний из 10 ударов) 11.ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)(с УТГ-2) | 9,5 | 9,0 | 9,5 | ||||||
12.жонглирование мячом (кол-во раз) | |||||||||
Техническая подготовка: для вратарей с УТГ-2 13. удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) | |||||||||
14. бросок мяча на дальность (м) |
Упражнения | УТГ-4 (16лет) | УТГ – 5 (17-18 лет) | ||||
Показатели в баллах | ||||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
ОФП: 1. бег 30м (сек). | 4,4 | 4,6 | 4,8 | 4,3 | 4,4 | 4,8 |
2. 400м-(сек) | 61,0 | 64,0 | 65,0 | 59,0 | 61,0 | 64,0 |
3.12-минутный бег (м) | ||||||
4. прыжок в длину (см) | ||||||
СФП: для полевых игроков: 5.бег 30м с ведением Мяча (сек) 6.Бег 5х30м с ведением мяча (сек) | 5,2 27,0 | 5,4 28,0 | 5,8 30,0 | 4,8 26,0 | 5,2 27,0 | 5,4 29,0 |
7.удары по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) | ||||||
8.вбрасывание мяча руками на дальность (м) | ||||||
Техническая подготовка: для полевых игроков 9.удары по мячу на точность (число попаданий) 10.ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) | 8,7 | 9,0 | 9,5 | 8,5 | 8,7 | 9,0 |
Техническая подготовка: для вратарей с УТГ-2 11. удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) | ||||||
12. бросок мяча на дальность (м) |
Для перевода в следующую группу учащиеся должны выполнить строго определённое число нормативов и набрать определённую суммы баллов.
Таблица результатов по бальной системе.
Возраст (лет) | Количество упражнений | Сумма баллов |
8-10 | ||
Тестирование по учебным контрольным нормативам проводится в форме соревнований два раза в год в октябре, апреле-мае каждого учебного года (весеннее, осеннее тестирование).
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Для детей 6-8 лет
На спортивно-оздоровительном этапе обучения основными задачами являются:
· Привлечение к систематическим занятиям футболом максимально возможное количество
· детей;
· Повысить уровень физической подготовленности ребёнка;
· Научить элементарным приёмам работы с мячом;
· Научить простым правилам игры в футбол.
Учебно-тематический план на год
№ п/п | Программный материал | Кол-во часов |
1. | Теоретическая подготовка:тема 1, 2, 4,11 | |
2. | Общая физическая подготовка: 1. Упражнения для развития силы: · Силы мышц рук · Силы мышц ног · Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины) 2.Упражнения для развития быстроты: · ОРУ для развития быстроты · Упражнения общего воздействия 3. Упражнения для развития гибкости: · Гибкости ног ( тазобедренный ,коленный, голеностопный суставы) 4. Упражнения для развития ловкости: Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений. 5. Акробатические упражнения · Кувырки · Перекаты, перевороты 6. Беговые упражнения · Бег (30,60,100) 7. Подвижные игры и эстафеты. | |
3. | Специальная физическая подготовка: · Упражнения для развития быстроты; · Упражнения для вратарей; · Упражнения для развития ловкости; | |
4. | Техническая подготовка: · Техника передвижений; · Удары по мячу ногой; · Удары по мячу головой; · Остановка мяча; · Ведение мяча; · Обманные движения (финты); · Отбор мяча; · Вбрасывание мяча из-за боковой линии; · Техника игры вратаря; | |
5. | Тактическая подготовка: Тактика нападения: · Индивидуальные действия без мяча; · Индивидуальные действия с мячом; 2. Тактика защиты: · Индивидуальные действия ; · Групповые действия; | |
6. | Контрольные испытания: -тестирование по учебным контрольным нормативам (осеннее, весеннее тестирование). | |
7. | Товарищеские игры: | |
8. | Контрольные игры | |
ВСЕГО ЧАСОВ: |
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКА 1,2,3 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ
(для детей 9-11 лет)
В период начальной подготовки образовательный процесс необходимо строить по
принципу «от простого к сложному», то есть сначала разучивать отдельные элементы двигательных действий (учить «буквы»), а потом складывать из них игровые приёмы и комбинации («слова» и «фразы»). В игровых упражнениях юные футболисты должны уметь быстро и тактически целесообразно перестраивать свои двигательные действия в зависимости от изменяющихся условий в игре.
Задачи этапа начальной подготовки:
· Формирование положительной мотивации юных спортсменов к занятиям футболом;
· Повысить общую координацию движений;
· Расширить объём двигательных умений и навыков юных футболистов;
· Повысить скоростно-силовые возможности юных футболистов.
Учебно-тематический план на год
№ п/п | Программный материал | НП-1 | НП-2 | НП-3 | |
1. | Теоретическая подготовка: тема 1,2,7,8,9,11,12 | ||||
2. | Общая физическая подготовка: 1. Упражнения для развития силы: · Силы мышц рук · Силы мышц ног · Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины) 2.Упражнения для развития быстроты: · ОРУ для развития быстроты · Упражнения для разгибателей туловища · Упражнения для разгибателей ног · Упражнения общего воздействия 3. Упражнения для развития гибкости: · Гибкости плечевого сустава · Гибкости спины · Гибкости ног ( тазобедренный ,коленный, голеностопный суставы) 4. Упражнения для развития ловкости: Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений. 5. Упражнения с предметом · С набивными мячами 6. Акробатические упражнения · Кувырки · Перекаты, перевороты 7. Беговые упражнения · Бег (30,60,100,400,500, 800м) · Бег (6 минут) 8. Спортивные игры · Баскетбол · Волейбол · Ручной мяч 9. Подвижные игры и эстафеты | ||||
3. | Специальная физическая подготовка: · Упражнения для развития быстроты; · Упражнения для развития скоростно-силовых · качеств; · Упражнения для вратарей; · Упражнения для развития специальной · выносливости; · o Упражнения для развития ловкости; | ||||
4. | Техническая подготовка: · Техника передвижений; · Удары по мячу ногой; · Удары по мячу головой; · Остановка мяча; · Ведение мяча; · Обманные движения (финты); · Отбор мяча; · Вбрасывание мяча из-за боковой линии; · o Техника игры вратаря. | ||||
5. | Тактическая подготовка: 1. Тактика нападения: · Индивидуальные действия без мяча; · Индивидуальные действия с мячом; · Групповые действия; 2. Тактика защиты: · Индивидуальные действия ; · Групповые действия; · Тактика вратаря; · Ведение учебных игр по избранной тактической системе. | ||||
6. | Контрольные испытания: (контрольно-переводные нормативы по ОФП,СФП,ТТП- осеннее, весеннее тестирование) | ||||
7. | Учебные и тренировочные игры: | ||||
Контрольные игры и соревнования: Внутришкольного, городского, областного ранга | |||||
ВСЕГО ЧАСОВ: | |||||
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Воспитательная работа.
Имеется ряд причин, обязывающих тренера серьёзно и целенаправленно заниматься воспитательной работой. Воспитание является обязанностью человека, избравшего педагогическую профессию- профессию тренера. Тренер полностью в ответе за будущее своих воспитанников. Огромна притягательная сила спорта. Молодые люди способны увлечься этой деятельностью настолько, что она на некоторое время может заслонить от них остальные стороны жизни- учёбу, подготовку к труду, обязанности перед близкими. В этих условиях авторитет тренера необычайно высок и выходит далеко за рамки спортивной деятельности, распространяясь на самый широкий круг вопросов. возможностями. Она моделирует в игровом, а значит в несколько условном виде самые сложные жизненные ситуации и поэтому содержит в себе в потенциальном виде возможность.
Спортивная деятельность обладает очень большими воспитательными решения любых воспитательных задач. Как показывает спортивная практика, с первых дней в работе с новичками тренер должен серьёзное внимание уделять вопросам нравственного воспитания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
· Типовая программа;
· Примерная программа;
· Спортивный зал 36х18м;
· Тренажёрный зал;
· Открытое плоскостное сооружение для футбола с искусственным покрытием;
· Типовое футбольное поле с естественным покрытием;
· Комплект индивидуальной экипировки футболиста (спортивная форма соревновательная)
· Комплект футбольных накидок (для товарищеских игр);
· Комплект футбольных мячей (на команду);
· Переносные футбольные ворота;
· Воротные сетки;
· Набивные мячи;
· Скакалки;
· Штанга с разновесами;
· Компрессор_для накачки мячей;
· Стойки и «пирамиды» для обводки;
· Гимнастические маты;
· Арки для отработки точности передач;
· Видиоматериалы о технических приёмах в футболе;
· DVD-диск о тактике защиты и нападения;
· Раздаточный материал для родителей: А) Экипировка футболиста. Б) Правила поведения и безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий по футболу. В) спортивный инвентарь и оборудование в футболе. Г) Спортивная экипировка и одежда в спортивно-оздоровительном лагере.
· Правила соревнований по футболу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов.-Х.:
Основа, 1993.
2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Акт, -1998.
3. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных
школах. Госкомспорт, Олимпийский Комитет России, РФС М.: 1996.
4. Системы подготовки спортивного резерва / под общ.ред.Никитушкина В.Г.- М.: Квант-С,
1994.
5. Рогальский Н., Дегель Э.Г. Футбол для юношей. Пер с немецкого М.: ФиС, 1971.
6. Футбол. Учебник для физкультурных интернатов./ под ред.Казакова П.Н. М.: ФиС, 1978.
7. Чанади А. Футбол. Техника. пер. с венгерского Помивктова В.М. М.: ФиС. 1978.
8. Чанади А. Футбол. Стратегия. Пер.с венгерского Гербст Ю. М.: ФиС, 1981.
9. Чанади А. Футбол. Тренировка. Пер.с венгерского. М.: ФиС, 1985.
10. Хеддерготт К.Х. Новая футбольная школа. Пер.с немецкого Милютина В.П. М.: ФиС, 1976.
11. www.football.kulichki.net
12. www.soccer.ru
Литература для учащихся:
1. Чанади А. Футбол. Техника. пер. с венгерского Помивктова В.М. М.: ФиС. 1978.
2. Чанади А. Футбол. Стратегия. Пер.с венгерского Гербст Ю. М.: ФиС, 1981.
3. Чанади А. Футбол. Тренировка. Пер.с венгерского. М.: ФиС, 1985.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «Росич»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФУТБОЛУ
Программа рассчитана
на учащихся с 6 до 18 лет
Срок реализации программы: 12 лет
Авторы ОП:
С. И. Тарновский, старший тренер
А.В. Самуилов, тренер отделения футбол
2011 год
пос. Дружная Горка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самый массовый, самый зрелищный, самый игровой из всех игровых видов спорта. Футбол можно использовать в общеобразовательной школе, как часть программы по физической культуре, футбол преподаётся в спортивных школах и готовят технически, тактически грамотных игроков. В футбол играют в командах мастеров, где футбол - это профессия человека. Есть футбол мужской и женский, это говорит о том, что футбол интересен всем!
В футбол начинают играть дети с 6 лет и можно играть до зрелого возраста.
Программа по своей направленности является физкультурно-спортивной и по содержанию отличается от примерных и типовых программ тем, что на этапе отбора детей формируются спортивно-оздоровительные группы, где дети занимаются обще развивающими, беговыми упражнениями, изучают приёмы владения мячом и элементы футбольной игры. В группы начальной подготовки зачисляются дети, которые показали определённые успехи в обучении в спортивно-оздоровительных группах. На этапе начальной подготовке ещё раз проводится отбор талантливых детей показавших успехи в обучении, в группы учебно-тренировочного этапа для многолетней спортивной тренировки.
В этой программе отсутствует этап спортивного совершенствования, и высшего спортивного мастерства, для этого в спортивной школе нет достаточной материально-технической базы, а также в соответствии с Уставом учреждения обучение в спортивной школе ведётся с 6 до 18 лет.
Талантливые учащиеся по достижении 18 лет передаются для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в училища Олимпийского резерва.
Цель программы - обеспечить всестороннюю физическую подготовку ребёнка, отбор спортивно одарённых детей для подготовки футболистов высокого класса, привитие ценностей здорового образа жизни.
Актуальность и новизна программы - Программа помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала тренера-преподавателя, комфортных условий для развития и формирования талантливого ребёнка.
Успешность обучению футболу детей прежде всего обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Возрастные, половые и индивидуальные различия ребёнка являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола.
Данная дополнительная образовательная программа включает в себя три этапа подготовки спортсмена:
ü Спортивно-оздоровительный этап обучения (6-8 лет);
ü Этап начальной подготовки(8-11 лет);
ü Учебно-тренировочный этап обучения (12-18 лет).
Каждый этап подготовки может быть отдельно взятой программой обучения футболу, а все три раздела - комплексной программой обучения футболу, направленной на достижение высоких спортивных результатов в данном виде спорта.
Задачи программы:
· Создание условий для развития личности ребёнка;
· Развитие мотивации юного футболиста к познанию и творчеству;
· Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и подростка;
· Приобщение обучающихся к достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным особенностям региона;
· Укрепление психического и физического здоровья;
· Создание условий для профессионального самоопределения и творческой самореализации юного спортсмена;
· Просмотр талантливых детей в юношески сборные команды региона .
Формы и режим занятий:
Урочная | Неурочная |
Спортивно-оздоровительный этап обучения | |
1.Групповое занятие 2.Итоговое тестирование | 1.Соревнования 2. Просмотр соревнований 3.Домашнее задание 4.Самостоятельные занятия |
Этап начальной подготовки | |
1.Групповое занятие 2. Итоговое тестирование 3.Теор |