Приемы владения клюшкой и мячом

Оснозные приемы техники владения клюшкой и мячом — это уда­ры, бросание мяча, остановка, ведение мяча и финты.

Удары по мячу применяют при взятии ворот соперника и передачах. Выполняют их по неподвижному, катящемуся и летящему мячу следующими способами: прямой, подсечкой и с воздуха. Эти раз­новидности ударов получили названия от способа выполнения и по­ложения крюка клюшки в момент соприкосновения с мячом (рис. 233).

Положение игрока и перемещение отдельных звеньев тела при тех или иных ударах чрезвычайно разнообразны. Однако можно выделить некоторые основные положения, общие для всех ударов. Для нанесения удара по мячу клюшку держат двумя руками: более сильная рука — за конец ручки, а другая располагается рядом с ней, держит клюшку подхватом (иногда она может перемещаться по ручке несколько к се­редине). Таким образом клюшку держат при ударах справа и слева.

Замах клюшкой удобнее производить в сторону, одноименную ру­ке, расположенной ближе к середине рукоятки (если правая рука дер­жит за конец ручки, то замах клюшкой и удар по мячу легче делать слева).

По направлению движения замах клюшкой можно выполнить движением вверх и в сторону (чтобы кисти рук оказались над плечом игрока, а крюк клюшки за головой) либо более горизонтальным дви­жением назад-в сторону (когда кисти оказываются на уровне пояса, а крюк клюшки сзади и немного выше плеч).

При горизонтальном замахе сила удара увеличивается с поворотом туловища, а при замахе вверх — поворотом плеч с наклоном туловища. После удара клюшкой продолжают движение в направлении полета мяча. Удар по мячу клюшкой во многом зависит от амплитуды замаха и положения мяча по отношению к игроку и цели.

Обычно при ударах с места игрок встает боком к цели, ноги на ши­рине плеч, мяч у середины крюка клюшки. Такое положение является основным.

Прямой удар наиболее прост. Игрок держит клюшку двумя руками и становится боком к цели, туловище наклонено вперед, ноги на ширине плеч и несколько согнуты в коленях. Мяч находится перед игроком на расстоянии длины клюшки у середины крюка. В момент

рачивается в направлении полета мяча, тяжесть тела переносит на другую ногу, клюшка движется к мячу вперед-вниз. Этим ударом поль­зуются при всех передачах партне­ру, когда соперник не может пере­хватить мяч, и при завершающих уда­рах по воротам.

I

нанесения удара в середину мяча плоскость крюка подходит к нему под прямым углом к поверхности льда (рис. 234). При замахе клюшку отводят назад-в сторону, центр тяжести тела смещается в сторону той ноги, куда направлен замах. При нанесении удара игрок пово-




Удар подсечкой очень распространен. Выполняют его с замахом клюшкой по воздуху и не отрывая ее ото льда. После удара мяч летит над льдом. Положение клюшки до замаха, положение рук, ног и туловища здесь то же, что и при прямом ударе. Но поскольку мяч несколько сдвинут к цели, крюк клюшки подносят к нему откло­ненным и как бы подсекают его. При этом удар наносится ниже сред­ней линии мяча. Чем дальше мяч сдвигается к цели, тем больше от­клоняется крюк клюшки назад, тем выше его полет. Высота полета зависит и от силы удара (рис. 235).

Удар подсечкой — один из основных завершающих ударов по во­ротам. Применяют его и при передачах на средние и дальние расстоя­ния, когда направление передачи перекрыто соперником (особенно при игре по заснеженному льду, когда скольжение мяча плохое).

При ударе подсечкой не отрывая клюшку ото льда туловище больше наклонено вперед, ноги согнуты в коленях до прямого угла.

Клюшку ставят без замаха, отклоняя крюк назад и двигая его по льду в направлении мяча и цели. Подсеченный мяч летит над льдом (рис. 236).

Отсутствие замаха позволяет выиграть время: удар или передача мяча партнеру происходит неожиданно для соперника.

Удар с лёта — наиболее сложный из всех ударов по движу­щемуся мячу и требует совершенной координации движений. До удара клюшку заносят в положение небольшого замаха, удар выполняют ко­ротким и быстрым движением.

В современном хоккее удар с лёта применяют главным образом при завершающих ударах по воротам: они неожиданны для вратаря и выполняются с большой силой.

Резаные удары. При выполнении резаных ударов сопри­косновение крюка клюшки с мячом происходит со смещением в сто­рону, в результате мяч получает вращение. Чем сильнее он вращается, тем больше изменяется направление (дуга) полета.



Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru


Резаные удары по мячу используют при выполнении штрафных ударов и ударов по воротам, а также при передачах на средние и длин­ные расстояния. Осуществляют их главным образом ударом подсеч-

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

кой. Удары эти сложны по технике и требуют от игрока точного расчета.

Бросание мяча клюшкой по характеру выполнения отличается от ударов: клюшка некоторое время как бы сопровож­дает мяч.

Этот прием используют при передачах мяча по воздуху на средние и длинные расстояния над льдом, а также при взятии ворот, когда нет времени сделать замах и произвести удар. Он позволяет экономить время, точно рассчитать направление и силу полета мяча.

При бросании мяча клюшкой игрок занимает гораздо более низ­кое положение, чем при ударе: ноги согнуты в коленях, туловище на­клонено вперед и в сторону замаха. Клюшку держат одной рукой за конец рукоятки, а другой — подхватом около ее середины. Игрок стоит вполоборота к цели. Мяч. находится у ноги, стоящей ближе к цели, на расстоянии длины клюшки и у середины крюка (рис. 237, 238).

Клюшку отводят в обратную сторону невысоко над льдом. Крюк клюшки подводят под мяч (он как бы вкатывается в него), а затем коротким ускоряющимся движением выбрасывают в нужном направ­лении. Можно бросить и вращательным движением. Движение клюш­кой здесь также начинается с подведения крюка к мячу, но при этом тело игрок поворачивает к цели, центр тяжести тела переносят на но­гу, находящуюся впереди. После того как мяч оказался на середине крюка, клюшку вместе с мячом отрывают ото льда и некоторое время продолжают с ускорением двигать вперед над льдом. В заключитель­ный момент мяч выбрасывают в нужном направлении с поворотом крю­ка. При этом руку, держащую клюшку за конец рукоятки, быстро от-

11* 323


Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru



 
  Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

водят назад, кистью поворачивая конец рукоятки (а вместе с ним и плоскость крюка) к цели. Рука, держащая клюшку за середину, про­должает поступательное движение вперед. Достигнутое ускорение усиливает полет мяча и дает возможность скрыть направление броска мяча.

Бросок мяча клюшкой выполняют подведением крюка под мяч с последующим быстрым движением вверх-вперед. Применяют его для переброски мяча через соперника и передачи партнеру для удара по воротам при пробитии штрафных ударов вблизи ворот.

Остановка мяча. Этот прием выполняют клюшкой (не выше плеча), туловищем, ногой (не отрывая конька ото льда) (рис. 239). Останавливая мяч, игрок держит клюшку одной рукой или двумя (одной за конец рукоятки, другой — примерно за середину). Мяч оста­навливают ставя крюк клюшки перпендикулярно к направлению движения и слегка наклонив его навстречу мячу. Мяч, движущийся в стороне, останавливают с выпадом, держа клюшку одной рукой за рукоятку. Клюшку держат без напряжения, расслабив мышцы рук.

Остановка мяча может быть полной, когда мяч останавливается неподвижно, и неполной, когда после соприкосновения с крюком он изменяет направление и скорость движения. В большинстве случаев игроки пользуются неполными остановками мяча.

Ведение мяча. Существуют способы ведения с перекладыва­нием клюшки, без отрыва клюшки от мяча, короткими последователь­ными ударами, в воздухе.

Ведение мяча с перекладыванием клюшки

следует считать основным способом (рис. 240). Крюк клюшки перекладывают с одной стороны мяча на другую довольно часто и быстро, в мо­мент изменения направления движения мяча. Этот способ ведения выгоден тем, что позволяет сохранить постоянный контроль над мячом, затрудняет сопернику ориентировку при отборе мяча, дает возможность в любой момент изменить направление ведения, а также произвести пере­дачу или бросок почти без подготовки.


Ведение без отрыва клюшки от мяча обычно используют, когда веду-

щего мяч сбоку игрока соперник атакует с другой стороны. Игрок держит клюшку одной рукой, туловище наклонено несколько в сто­рону, противоположное плечо слегка выдвинуто вперед (рис. 241).

Ведение мяча ударами (толчками) — это ряд после­довательных несильных ударов клюшкой по мячу. Осуществляют их плоскостью крюка, причем мяч отходит от клюшки на незначительное расстояние (0,5—1,5 м). К такому способу ведения прибегают, когда вблизи нет соперника, а также на неровном и заснеженном льду, где мяч трудно удержать около клюшки.

Ведение мяча в воздухе применяют редко. Выпол­няют его короткими ударами (подбиванием) мяча снизу вверх плоско­стью крюка. Клюшку держат одной рукой за конец, другой — подхва­том за середину. Основное движение осуществляют рукой, держащей клюшку за середину, сгибая ее в локтевом суставе.

Финты. Их применяют при обводке соперника, при передачах, ударах, остановках мяча и передвижениях.

Финты выполняют клюшкой, клюшкой и мячом, туловищем. Они эффективны в том случае, если проводятся неожиданно, быстро и вблизи соперника. Игроки, хорошо владеющие финтами, способны ввести соперника в заблуждение, заставляя принимать ложное ре­шение.

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru


Финт с изменением скорости. Игрок быстро дви­жется с мячом, затем на какой-то момент замедляет движение. Сопер­ник, видя это, также замедляет ход. Тогда игрок, владеющий мячом,

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru
Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru
Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Финт туловищем. Игрок, владеющий мячом, встретив на своем пути соперника, делает движение туловищем в одну сторону (как будто хочет обойти его с этой стороны), а затем быстро меняет направ­ление и уходит от него.

Финт клюшкой. К игроку, владеющему мячом, приближа­ется соперник. Игрок делает замах клюшкой, как будто хочет выпол­нить сильный удар. Соперник, видя это, останавливается, чтобы за­крыть телом ворота или задержать мяч после удара, а игрок с мячом уходит или передает мяч партнеру.

Применение финтов очень разнообразно, а выполнение их зависит от индивидуальных особенностей хоккеистов.

Техника игры в защите

Чтобы успешно защищаться, каждый игрок должен научиться правильно выполнять передвижения, остановки, повороты, перехваты мяча, выбивание его и финты.

Применение технических приемов для отбора мяча связано с вы­бором места (закрывания игрока или зоны) и правильным расчетом своих действий.

Передвижениев защите зависит от действий нападающих игроков. Кроме тех способов, которые используют в нападении, защитнику приходится часто применять передвижение на коньках спиной вперед в сочетании с поворотами, ускорениями, торможениямии остановками.

Перехватприменяют при передачах мяча. Защитник, внимательно наблюдая за мячом и игроком, закрывает его (или зону), располагаясь сзади или сбоку от него. Определив возможное направление и момент передачи, он быстро выскакивает перед опекаемым игроком, ставя клюшку на пути мяча.

Если перехватить мяч не удалось, то защитнику следует вступить в единоборство с соперником в тот момент, когда тот получил мяч. Для этого он должен сблизиться с нападающим и быстрым движением клюшки выбить мячили остановиться на пути продвижения игрока и поставить плоскость крюка на лед под мяч, держа клюшку двумя или одной рукой. При ударах по воротам защитник должен располагаться на пути полета мяча, закрывая ворота своим телом.

Финтыв защите применяются для того, чтобы заставить напада­ющего выполнять желаемое действие и отобрать мяч.

Техника игры вратаря

Для большей устойчивости и подвижности вратарь играет на низ­ких коньках, которыми удобнее задерживать и отбивать мячи. Вра­тарю разрешается отбивать и задерживать мяч любым способом (те­лом, ногами, коньками и руками), ловить в пределах своей штрафной площади и бросать его по льду и по воздуху до средней линии поля.

Исходное положение вратаря — стойка. Она должна быть устой­чивой, позволять быстро сделать любое движение. В исходном положе-

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

нии ноги согнуты, туловище наклонено вперед, голова приподнята, руки опущены и полусогнуты в локтях (рис. 242).

Один из основных технических приемов вратаря — это ловля ру­ками (двумя или одной). При ловле руки выносятся навстречу мячу, ладони и пальцы образуют «воронку». В момент соприкосновения с ла­донями мяч захватывают пальцами. Чтобы поймать мяч, катящийся по льду, вратарь становится на одно колено, выставляя голень в сто­рону, наклоняется вперед и ставит руки навстречу мячу (рис. 243, 244).

Вратарю часто приходится ловить и отбивать летящие и катящиеся мячи в падении (когда мяч летит в стороне с большой силой и при про­рывах игроков к воротам). В таких случаях он, сделав быстрый рывок, падает на лед перекатом в сторону и, вытягивая руку, задерживает или отбивает мяч (рис. 245).

Если поймать мяч невозможно, то вратарь отбивает его коньком, ногой или рукой. Отбивание ногой выполняют преимущественно вну­тренней стороной конька (рис. 246).

Вратарь должен стоять так, чтобы мяч, летящий или скользящий по льду в ворота, встретился с его туловищем или ногами. Задерживать мяч телом наиболее целесообразно при ударах вблизи ворот, когда вратарь не уверен, что успеет задержать мяч руками. В этот момент он должен попытаться закрыть наиболее вероятную площадь попада­ния мяча в ворота. Овладев мячом, вратарь начинает атаку, бросая мяч рукой игроку своей команды.

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

ТАКТИКА ИГРЫ

Тактика игры в нападении

Основная задача нападения — проведение мяча в ворота соперни­ка. Осуществляется она впроцессе индивидуальных, групповых и командных действий (рис. 247).

Индивидуальные тактические действия

Каждый игрок должен уметь видеть и оценивать игровую обстанов­ку и принимать решения. Это возможно только тогда, когда напада­ющие в совершенстве владеют разнообразными приемами техники и умеют обдуманно, быстро и правильно пользоваться ими в сложных условиях единоборства с соперником.

Проведение мяча в ворота соперника во многом зависит от эффек­тивности ударов. Важно не только уметь выполнять их с различных расстояний и позиций, быстро и неожиданно, но и целесообразно применять в завершающей стадии атаки.

В современном хоккее ведение мячаи обводкаприобрели исключи­тельно важное значение. Умение хорошо вести мяч позволяет быстро преодолеть расстояние, создать условия для выбора партнерами наи­более удобной позиции, оттянуть на себя соперника или выйти на вы­годную позицию для завершения атаки.

При равенстве сил ведение и обводка позволяют создать численный перевес на каком-либо участке поля. Обводку соперника чаще всего используют в тех случаях, когда партнеры закрыты и им нельзя пере­дать мяч, а соперник пытается отобрать его. Эти приемы являются так­же важнейшим средством преодоления обороны соперника в опас­ной зоне.

Они связаны с применением различных финтов.

Эффективность атакующих действий в нападении во многом зависит от выбора места.К этому тактическому действию относят открывания игрока для получения мяча от партнера, выбор направления движения, умение в нужный момент оказаться в самой выгодной точке для разви­тия атаки или завершающего удара. Другие игроки также выходят на удобные позиции и тем самым заставляют защиту растягиваться или сгруппировываться на определенном участке поля. При этом создается благоприятная обстановка для действия игрока с мячом или выхода одного из игроков для завершающего удара в ворота.

При открываниии выходе на свободное местоигрок применяет различные перемещения(вперед, всторону, навстречу игроку с мя­чом, неожиданные рывки с изменением направления и скорости дви­жения на коньках с применением финтов).

Групповые тактические действия

Взаимодействие между игроками осуществляется преимущественно передачами мяча и перемещением игроков на поле.

Передача мяча— основное средство командной игры. В зависимо-

       
  Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru
 
    Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru
Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru

сти от расстояния передачи делятся на короткие, средние и длинные. По направлению они бывают попереч­ные, диагональные и продольные. Выполняют их по льду и над льдом (по воздуху) на игрока, на свободное место, без остановки (в одно каса­ние), с предварительной остановкой и после ведения.

Проще других выполнить переда­чу мяча на игрока. Когда игрок за­крыт, мяч передают на свободное место с таким расчетом, чтобы партнер ока­зался у мяча раньше, чем соперник.

Передача на свободное место сложна тем, что игрок, учитывая скорость движения партнера и расположение соперника, должен оп­ределить направление, высоту и скорость передачи. Выполнять ее следует так, чтобы партнер, получивший мяч, мог быстро перейти к дальнейшим действиям (рис. 248).

Самая простая тактическая комбинация в нападении — передача между двумя игроками. Если игроки нападающей команды имеют чис­ленное превосходство, они должны быстро продвигаться к воротам, чтобы заставить защитников вступить в борьбу за мяч (рис. 249—252).

Тогда нападающие могут использовать численный перевес — один из партнеров может выйти на завершающий удар.

Групповые действия при равном количестве игроков направлены на обыгрывание соперника передачей мяча игроку на свободное место. В таких случаях применяют комбинации со сменой мест,«стенки», использование освобожденной зоны партнером, обводку, ведение мяча со скрестным и встречным передвижением.

Так же взаимодействуют нападающие и при численном перевесе игроков защиты.

Командные тактические действия

В современном хоккее с мячом применяют тактические системы 1—2—4—4, 1—4—2—4, 1—3—3—4, 1—2—3—5 и 1—3—4—3. Система игры должна быть гибкой и видоизменяться в зависимости от тактики соперника и конкретных условий игры.

Система 1—2—4—4 — одна из основных и наиболее распростра­ненных в современном хоккее. Расстановка игроков здесь такова: вратарь, два защитника, четыре полузащитника и четыре нападаю­щих. Линия нападения усиливается активной помощью всех полуза­щитников. Нападающие ведут игру широким фронтом, перемещаясь и меняясь местами друг с другом. При этом создаются благоприятные условия для подключения полузащитников в линию нападения и осу­ществления завершающего удара в ворота. Игроки должны внима­тельно наблюдать за действиями соперника и за расположением всех игроков на площадке.

Игроки нападения создают непосредственную угрозу воротам со­перника. Занимая удобные позиции для взятия ворот в центре и на флангах, они должны действовать смело, решительно, широко ис­пользуя обводку и другие игровые приемы для выхода или вывода партнера на завершающий удар в ворота.

Во время атаки нападающие стремятся действовать с максималь­ной быстротой. При атаках с фланга центральные нападающие выби­рают позицию для завершающего удара или взаимодействия с край­ними нападающими, а также с игроками средней линии. Крайний " нападающий находится под наблюдением и опекой полузащитника со­перника. Обычно он не может двигаться с мячом по прямой линии к воротам, так как на пути у него два-три игрока команды соперника, действующих совместно.

Если крайний нападающий не может обыграть соперника, то, передав мяч партнеру, он рывком выходит к воротам, чтобы снова принять мяч и пройти к воротам. При проходах к воротам он исполь­зует бортик, а если дальше продвигаться с мячом не может, «простре­ливает» или пробрасывает мяч по воздуху вдоль ворот или передает его назад одному из игроков.

Зона действия центральных нападающих и крайних большая, и круг их обязанностей разнообразен.

Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru Приемы владения клюшкой и мячом - student2.ru Систему1—4—2—4 применяют в игре с более сильным соперни­ком, тактика которого рассчитана на прорывы и проходы в штрафную площадку с последующим ударом по воротам с близких расстояний.

Защитники играют в зоне штрафной площади ворот и около нее, где четыре игрока действуют по зонному принципу и организуют плот­ную оборону на участках, опасных для прохода к воротам. Защиту уси­ливают двумя полузащитниками, которые действуют на подступах к штрафной площади впереди защитников, опекая наиболее опасных иг­роков. При перехвате или отборе мяча у соперника команда переходит в атаку с четырьмя нападающими игроками и двумя полузащитника­ми во второй линии, куда подключается при фланговых атаках один из защитников. Как только атака сорвана, крайние нападающие от­ходят назад и контролируют соперника на флангах своей половины поля.

Систему1—3—3—4 используют, когда необходимо усилить оборо­ну ворот в игре с соперником, обладающим сильными и точными уда­рами с дальних и близких дистанций.

Игроки полузащиты должны в совершенстве владеть разнообразны­ми приемами техники и тактики защиты и нападения, уметь контроли­ровать середину поля. Эта система позволяет полузащитникам сво­боднее действовать в середине поля, обеспечивает достаточно прочную оборону своих ворот, особенно при контратаках соперника.

Нападающие располагаются широко, давая полузащитникам воз­можность включиться в атаку и взаимодействовать с ними. Потеряв мяч, полузащитники переходят к опеке ближних к мячу нападающих. При переводе мяча в сторону следует переключение: один полузащит­ник атакует игрока, владеющего мячом, а два других «закрывают» двух ближайших к мячу нападающих соперника.

Систему 1—3—4—3применяют, когда необходимо усилить оборону ворот в игре ссоперником, обладающим мощными атаками, сильными и точными ударами по воротам с различных расстояний. Она позволяет контролировать середину поля, свободно действовать в ней и участво­вать в атаках ворот соперника вторым эшелоном.

В защите ворот участвует семь игроков (двумя линиями). Игроки средней линии плотно опекают игроков линии нападения, а защитники, действуя по зонному принципу, страхуют полузащитников.

При атаках ворот соперника три нападающих действуют впереди и широко, давая возможность игрокам средней линии включаться в атаку и одному из них выходить на завершающий удар.

Систему 1—2—3—5применяют для усиления нападения. Линия нападения здесь строится из пяти игроков. Располагаются они по ло­маной линии: два крайних и центральный нападающий впереди, два полусредних несколько сзади.

При атаках ворот соперника три полузащитника действуют как вто­рой эшелон нападения. В обороне крайние полузащитники опекают крайних нападающих и подстраховывают центрального полузащит­ника, который играет по зонному принципу и сдерживает и закрывает центрального и полусредних нападающих соперника. Для оказания помощи защите полусредние нападающие отходят назад сразу же после

срыва атаки и опекают полусредних нападающих соперника. Защит­ники располагаются по диагонали, вперед выдвигается тот из них, в чью сторону идет атака; второй защитник, оттягиваясь назад, страхует своих партнеров на случай прохода соперника.

В зависимости от конкретных условий состязаний команды приме­няют различные варианты системы (например, 1—3—2—5 с одним «блуждающим» нападающим).

Любая тактическая система включает взаимодействия при переходах в нападение и защиту, когда количество игроков в линиях может ме­няться.

Быстрый прорыв.Команда, овладевшая мячом, организует атаку ворот соперника, стремясь быстрее преодолеть сопротивление и забить мяч в ворота.

Быстрота передвижения и точность передач в сочетании синдиви­дуальными действиями игрока — решающий фактор в дезорганизации обороны соперника и освобождении одного из игроков для выхода на завершающий удар.

Сущность быстрого прорыва в том, чтобы после отбора мяча у атакующего соперника возможно быстрее и с небольшим количеством передач провести мяч в ворота. В атаке могут участвовать один, два и более игроков. Чаще всего ее начинают сразу же после отбора мяча в зоне своих ворот. Трудно заранее наметить какие-либо схемы начала и развития контратаки. Это во многом зависит от творческой способ­ности игроков и степени подготовленности команды.

Наши рекомендации