Характеристика структуры тренировочных нагрузок подготовительного периода квалифицированных футболистов

Введение

Республика Узбекистан достиг после приобретения независи-мости огромного скачка в развитии футбола. За более чем 20 лет суверенитета различные сборные команды страны участвуя в меж-дународных соревнованиях, достигли определенного успеха. На-циональная сборная становилась чемпионом Азиатских игр, молодежные и юношеские сборные участвовали на чемпионатах Мира и Азии. Ведущие команды участвуя в соревнованиях лиги чемпионов и «Кубка» Азии добились определенных успехов.

В то же время, резкое усиление мировой конкуренции, особенно на Азиатском континенте требует однозначного решения вопросов, связанных с повышением эффективности подготовки уз-бекских футболистов в целях дальнейшего достижения успехов, что связано с разработкой и внедрением данных научных исследований.

В теории и методики футбола накоплен достаточный исследо-вательский опыт по подготовке футболистов направленных на совершенствование различных физических качеств и технико-так-тического мастерства выполненные как у нас в стране так и за рубежом. Однако, целый ряд вопросов пока еще остаются неизу-ченными в достаточной степени. А, именно вопросы, касающиеся нормирования тренировочных нагрузок на различных этапах подго-товительного периода футболистов.

В связи с этим, в данных методических рекомендациях автор, по результатам проведённых исследований предлагает в практику следующее:

- варианты оптимальных соотношений нагрузок различной направленности на этапах подготовительного периода;

- планы недельных микроциклов, характерные для каждого этапа;

- тренировочные упражнения, направленные на совер-шенствование различных сторон подготовки футболистов;

В работе, так же приведены результаты этапных тестирований по физической подготовке, а так же данные технико-тактической и двигательной активности футболистов в процессе соревновании.

Схема распределения нагрузок в подготовительном периоде

М.А. Годик, (2006)

Характеристики нагрузок Объемы нагрузок в циклах подготовительного периода
Специализи-рованность Направленность Втяги- вающий Базовые циклы Предсорев-новательный
1-й 2-й 3-й
Специфические упражнения Смешанная Избирательная 30% нет 15% 25% 35% 20% 40% 15% 55% 15%
Неспецифические упражнения Скоростные Силовые Выносливость Координационные Гибкость 5% 20% 20% 10% 15% 5% 10% 25% 10% 10% 5% 15% 10% 5% 5% 10% 10% 10% 2-3% 7-8% 10% 10% 5% нет 10%


Исследования, проведенные В.М. Костевичем (2007) показа-ли, что динамика тренировочных нагрузок в процессе адаптации футболистов имеет положительную тенденцию (рис.1). При срав-нительно общем возрастании объема тренировочной работы на протяжении подготовительного периода подготовки футболистов соотношение тренировочных нагрузок по направленности имеет разную тенденцию.

Наибольшие объемы аэробной работы наблюдаются во втяги-вающем мезоцикле и затем заметно сни­жаются в других мезоцик-лах. В то же самое вре­мя работа смешанного характера значительно возрастает в базовом развивающем мезоцикле по сравнению с втягивающим мезоциклом и да­лее постепенно повышается в базо-вом стабили­зирующем и предсоревновательном мезоциклах. Что касается работ анаэробно-алактатного и анаэробно-гликолитичес-кого характера, то пер­вая из них существенно возрастает в базовом развивающем мезоцикле, а затем незначительно снижается в других мезоциклах, а вторая – имеет положительную тенденцию к воз-растанию от мезоцикла к мезоциклу.

Адаптация к тренировочным нагрузкам фут­болистов в подго-товительном периоде осуществляется также с помощью различных средств, применяемых в тренировочном процессе (рис. 2). Как видно из рисунка, от мезоцикла к мезоциклу наблюдается тенден-ция к уменьшению неспеци­фических средств и возрастанию специфических средств тренировочного процесса.

Критериями адаптации футболистов к трени­ровочным нагруз-кам на протяжении определен­ного периода тренировочного процес-са, безус­ловно, служат показатели физической подготов­ленности и функциональной производительности. Такие данные приведены в таблице 2.

Их анализ позволяет сделать вывод, что по всем показателям развития скоростных, скоростно-силовых качеств, общей и спе-циаль­ной выносливости наблюдаются поступательные различия в сторону улучшения между 1-м, 2-м и 3-м тестированиями. Стаби-лизация показателей между 3-м и 4-м тестированиями может свиде­тельствовать о том, что практически уже на базо­вом развивающем этапе футболисты выходят на оптимальный уровень подготов-ленности, т. е. практически уже сформированы адаптационные ме-ханизмы к физическим нагрузкам.

Характеристика структуры тренировочных нагрузок подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

Рис. 1. Общий объем и динамика направленности в подготовительном периоде подготовки футболистов высокой квалификации:

1 – втягивающий мезоцикл; 2 – базовый развивающий мезоцикл;

3 – базовый стабилизирующий мезоцикл;

4– предсоревновательный мезоцикл

Таким образом, анализ данного раздела позволяет заключить, что структура тренировочных нагрузок подготовительного периода квалифицированных футболистов варьирует в зависимости от ЦИК-лов и этапов. Так, при общем возрастании объема трениро-вочных занятий соотношение нагрузок по направленности и специализи-рованности имеет разное соотношение.

Показано, что от мезоцикла к мезоциклу идет тенденция к уменьшению неспецифических и возрастанию специфических средств. Специфические упражнения возрастают от 30% до 40% в начальных циклах и доходят до 60-70% в завершающих циклах подготовительного периода. Соответственно обратное соотношение сохраняется по отношению к неспецифическим средствам.

Характеристика структуры тренировочных нагрузок подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

Рис. 2. Объем и динамика средств тренировочной работы в подготовительном периоде подготовки футболистов высокой квалификации: 1 – втягивающий мезоцикл; 2 – базовый развивающий мезоцикл; 3 – базовый стабилизирующий мезоцикл; 4 – предсоревновательный мезоцикл

По направленности тренировочных нагрузок в начальных циклах основной упор делается, прежде всего, на повышение аэроб-ных возможностей от 50% до 65% и 35-50% в завершающих циклах. И обратное соотношение касательно специальных физических качеств.

Таблица 2

Показатели физической подготовленности футболистов высокой квалификации на различных этапах подготовительного периода годичного цикла подготовки (средние данные), n=22

(В.М.Костевич 2007)

Тест Этапы подготовительного периода
Втягивающий мезоцикл Базовый раз- вивающий мезо-цикл Базовый стабилизи-рующий мезо-цикл Предсоревно-вательный мезоцикл
Бег на 30 м с высокого старта, с 4,42 4,34 4,31 4,29
Прыжок в длину с места, см
5-кратный прыжок с места, м 12,27 12,31 12,48 12,54
Челночный бег 7х50, с 62,7 60,8 60,7 60,8
12-минутный бег, м·с-1 2987,5 3059,4 3162,8 3144,5

В целях оценки эффективности тренировочных нагрузок це-лесообразно проведение тестирования спортсменов по показателям физических качеств и функциональных возможностей в конце каж-дого этапа подготовки.

Планы недельных микроциклов на различных этапах подготовительного периода

В данном разделе описаны типичные недельные микроциклы каждого этапа подготовки.

Подготовка на общеподготовительном этапе проводилась в условиях базы футбольного клуба и продолжалась в течение 6 не-дель. Из них первые две недели проходили в режиме втягивающего мезоцикла. В эти сроки проведено углубленное комплексное обсле-дования (2 дня) и этапное тестирование. Задачами общеподготови-тельного этапа являлись:

1) восстановление и повышение общего уровня функциональ-ных возможностей;

2) восстановление и расширение объема двигательных уме-ний и навыков;

3) формирование морально-волевой подготовки на выполне-ние большого объема тренировочной работы.

На этом этапе тренировочная работа была направлена на раз-ностороннюю физическую подготовку. Наибольшее время в занятиях отводилось упражнениям, способствующим восстановле-нию и дальнейшему совершенствованию выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и ловкости. Применялся широкий круг неспецифических средств: упражнения с отягощениями, кроссы, прыжковые упражнения, акробатика, плавание.

Специфические упражнения направлялись на восстановление координации движений и ритмовую структуру ведущих техничес-ких приемов: ведение мяча, передачи, удары, обводки. Технико-так-тические упражнения выполнялись индивидуально, в двойках и тройках.

Тренировочных цикл на этом этапе состоял из шести дней практических занятий и одного дня отдыха.

Типичный план недельного тренировочного цикла общепод-готовительного этапа приведен в таблице 3.

Видно, что половина тренировочных занятий неспецифичес-кие, а объем неспецифических упражнений во всех занятиях итого больше и составлял 60-65%. Направленность их в основном ско-ростно-силовая, скоростная выносливость. Координационная сложность простая и средняя. По величине 8 занятий средней вели-чины, 4 большой величины, малой нагрузки нет вообще.

Задачами специально-подготовительного этапа явились:

1) дальнейшее повышение уровня функциональных способ-ностей футболистов;

2) совершенствование техники владения мячом в условиях приближенным соревновательным;

3) овладение новых тактических вариантов взаимодействий в звеньях и линиях команды;

4) определение кандидатов в основной состав команды на предстоящий сезон.

Структура и содержания занятий на этом этапе изменяется с целью создания условий для развития специфических качеств. Соотношение средств подготовки составляла 60% специфические упражнения, 40% неспецифические. Методы тренировки, наиболее соответствующие специфики футбола – интервальный, повторный.

Средства общей подготовки здесь менее разнообразны, так как нагрузка направлена на совершенствование в основном специ-альных качеств.

Оптимальным тренировочным циклом на специально-подго-товительном этапе является цикл с шестью тренировочными днями и одним выходным. Контрольные игры рассматриваются как занятия с большой нагрузкой.

В таблице 4. приведен план типичного недельного трениро-вочного цикла специально-подготовительного этапа. Видно, что на этом этапе специализированность занятий в основном специфи-ческий. Только две тренировки имеют неспецифический характер. В направленности тренировок преобладает работа над специальной и скоростной выносливости. По сравнению с предыдущим этапом увеличена доля сложно-координированных упражнений. Три занятия в неделю проходят с большой нагрузкой.

Предсоревновательный этап подготовки строился с учетом предстоящих соревнований на Кубок и первенств Узбекистана. Тренировочные и соревновательные нагрузки строились так же, как это будет в первых макроциклах соревновательного периода. Про-должительность предсоревновательного этапа две недели. Основ-ные задачи: совершенствование специальной физической подготов-ленности; совершенствование технико-тактического мастерства в условиях приближенных к соревновательным; определение оконча-тельного варианта основного состава.

Учебно-тренировочная работа на данном этапе проводилась в форме групповых и индивидуальных занятий по физической под-готовке, занятий по совершенствованию технико-тактического масстерства, товарищеских и контрольных игр.

Таблица 3.

Общеподготовительного этапа

Дни цик-ла Занятия и продолж. (мин) Специали-зирован-ность Направленность Коорди-национ-ная слож-ность Вели-чина
I. Утро=90 Неспец. Комплексное раз-витие двигательных качеств (аэробно-анаэроб ная) Простая Средняя
Вечер=90 Спец. Скоростно-силовая (алактатно-анаэробная) Средняя Средняя
II. Утро=90 Неспец. Скоростно-сило-вая (алактатно-анаэробная) Простая Средняя
Вечер=120 Спец. Общая выносли-вость (аэробная) Средняя Большая
III. Утро=120 Неспец. Общая выносли-вость (аэробная) Простая Большая
Вечер=90 Спец. Специальная вы-носливость (аэробно-анаэробная) Сложная Средняя
IV. Утро=90 Неспец. Комплексное со-вершенствование двигательных ка-честв (аэробно-анаэробная) Простая   Средняя  
Вечер=90 Спец. Комплексное со-вершенствование двигательных ка-честв (аэробно-анаэробная) Средняя Средняя
V. Утро=90 Спец. Специальная вы-носливость (аэробно-анаэробная) Сложная Средняя
Вечер=90 Неспец. Общая выносливость (аэробно-анаэробная) Простая Большая
VI. Утро=120 Спец. Специальная выносливость (аэробная-глико-литическая) Сложная Большая
Вечер=90 Неспец. Общая выносливость (аэробно-анаэробная) Простая Средняя
VII. Восстановительные мероприятия Отдых

Таблица 4.

В периоде

Целью тестирования физической подготовленности в подготовительном периоде являлось:

- оценка оптимальности предложенных соотношений различных параметров нагрузок;

- оценка эффективности недельных тренировочных программ этапа периода;

- оценка эффективности использованных тренировочных упражнений направлены на совершенствование различных сторон физической подготовленности.

Так, в таблице 6. приведены данные динамики физической подготовленности футболистов в процессе подготовки на обще-подготовительном этапе. Достоверность различий есть в семи тестах. Это во всех беговых тестах и в пятикратном прыжке. В бега на 3000 метров достоверность различий несколько больше чем в предварительных исследованиях соответственно, t=2,1 и 2,6.

Не наблюдается достоверности различий в показателях на скоростную и специальную выносливость и удар по мячу на даль-ность. Однако, как известно работа на улучшение этих показателей является задачами специально-подготовительного этапа. И если проанализировать данные таблицы 7, где приведена динамика физи-ческой подготовленности футболистов на специально-подготови-тельном этапе, то видно, что достоверные приросты результатов произошли именно в этих местах. Так, в беге на 50 метров с места t=2,4 при Р<0,05, в беге на 1000 м (скоростная выносливость) t=2,5 при Р<0,05, в тесте 7х5 достоверность различий t=2,6 при Р<0,05, и наконец в ударе по мячу на дальность t=2,8 при Р<0,05.

По сравнению с концом общеподготовительного этапа за время специально-подготовительного этапа так же достоверное улучшение показателей наблюдается в тесте на общую выносли-вость (3000 м) и двух прыжковых тестах. Это, видимо, связано с тем, что: во-первых, над этими качествами работа продолжалась; во-вторых, упражнения направлены на совершенствования ско-ростной и специальной выносливости способствовали повышению и общей выносливости.

В таблице 8. приведена динамика физической подготов-ленности футболистов в целом за весь подготовительный период. Видно, что во всех тестах наблюдается улучшение результатов. Этому, видимо способствовало оптимальное распределение наг-рузок на этапах периода, процентное соотношения которых, структура и содержание занятий приведенных в предыдущих главах. Такое последовательное и целенаправленное воздействие позволило поступательно от этапа к этапу улучшить физические качества футболистов.

Таблица 6.

Динамика физической подготовленности футболистов на общеподготовительном этапе (n=18)

Этапы обсле-дованные Начало обще-подготовительного периода Конец обще-подготовительного периода t-критерий Стьюдента различия
Стат.показате- ли     Тесты Х δn V (%) Х δn V (%)
Бег на 10 м, с.м. (сек) 1,88 0,07 3,5 1,80 0,07 3,6 2,6 P<0,05 дост.
Бег на 15 м, с.м. (сек) 2,48 0,08 3,2 2,36 0,06 2,4 2,4 P<0,05 дост.
Бег на 15 м, с.х. (сек) 2,07 0,04 2,0 1,97 0,03 1,5 3,2 P<0,01 дост.
Бег на 30 м, с.м. (сек) 4,36 0,07 1,7 4,27 0,05 1,2 2,7 P<0,05 дост.
Бег на 50 м, с.м. (сек) 6,65 0,09 1,3 6,58 0,08 1,2 1,9 P>0,05 недост.
6. Прыжок вверх (см) 45,2 2,82 6,2 51,5 3,03 5,9 2,4 P<0,05 дост.
Пятикратный прыжок (м) 12,7 0,5 3,9 13,7 0,5 3,3 2,6 P<0,05 дост.
Челночный бег 7х50 (сек) 64,8 2,14 3,3 64,0 1,72 2,7 1,5 P>0,05 недост.
Бег на 1000 м (мин) 3,29 0,07 2,20 3,14 0,05 1,5 1,9 P>0,05 недост.
Бег на 3000 м (мин) 11,14 0,29 2,6 10,41 0,17 1,7 2,6 P<0,05 дост.
Удар по мячу на дальность (м) 53,7 2,90 5,4 57,3 2,99 5,2 1,5 P>0,05 недост

Таблица 7.

Деятельности футболистов

В таблице 9. приведена динамика показателей ТТД футболис-тов в подготовительном периоде в процессе педагогического экспе-римента.

Видно, статистически достоверно улучшились показатели во всех ТТД кроме двух. Это количество коротких и средних передач t=1,1 при P>0,05 и количество ведений t=1,6 при P>0,05 мяча. Причиной этому, по-видимому, является то, что, во-первых – достаточно высокий уровень этих простых технико-тактических действий в начале эксперимента; во-вторых – футболисты команды, имеющие хороший уровень функциональной подготовленности играют в атакующем ключе и больше используют длинные пере-дачи и меньше короткие и средние. И действительно, если пос-мотреть на количество и эффективность длинных передач, то видно существенность различий. Так, оно составляет соответственно t=2,4 в количестве 2,2 в эффективности. Здесь немаловажно отметить, что в фоновых исследованиях не было достоверности различий в количестве и эффективности длинных передач, и оно составляло: t=1,7 и 0,6 соответственно.

Наблюдается прирост результатов и во всех остальных техни-ко-тактических приемах и t – критерий Стьюдента составляет 2,2 до 2,6. Так, например, в показатели количества ударов по воротам t=2,6, а в эффективности t=2,4. И, наконец, самый высокий прирост отмечен в показатели общего количества всех ТТД - t=3,9 при P>0,001.

Таким образом, анализ данных выполнения ТТД в процессе матчей позволяет констатировать факт о том, что в процессе педа-гогического эксперимента существенно увеличилась ее эффектив-ность, чему, по-видимому, способствовали предложенные трениро-вочные программы и упражнения. Это подтверждается и данными двигательной активности футболистов в процессе матча.

Так, в таблице 10. приведены показатели двигательной актив-ности футболистов в подготовительном периоде в процессе педаго-гического эксперимента.

Здесь, как и по данным фоновых исследований наблюдается достоверные различия по всем показателям. Однако, если анализи-ровать объем двигательной активности различных по скорости перемещений то можно отметить и некоторые отличия. А именно, в показатели ходьба и медленный бег, достоверность по t – критерию Стьюдента понизился с 3,9 при P<0,001 до 2,1 при P<0,05.

Таблица 9.

Выводы

1. При контроле и планировании тренировочных нагрузок квалифицированных футболистов целесообразно использовать ин-формативные показатели: объем и величина нагрузок; коэффициен-ты специализированности и сложности тренировочных упражне-ний; показатели направленности тренировочных средств.

2. В подготовительном периоде необходимо выделение эта-пов, длительность которых позволила бы решать планируемые на каждый этап задачи. Наиболее оптимальными вариантами длитель-ности являются: втягивающий – 2 недели; базовый общеподготови-тельный этап – 4 недели; базовый специально-подготовительный – 4 недели; предсоревновательный – 2 недели.

3. В целях эффективности тренировочного процесса в подго-товительном периоде нужно предусматривать: волнообразное повы-шение частных объемов специализированных в сложно-координа-ционных упражнений; определение оптимального соотношения, для каждого этапа подготовительного периода, упражнений разной нап-равленности; в структуре подготовленности футболистов наиболее эффективными в нормативном периоде являются нагрузки анаэроб-но-алактатной и анаэробно-гликолитической направленностей.

4. Целесообразно в конце каждого подготовительного пе-риода проводить тестирования с целью определения эффективности средств и их оптимальности соотношения, по комплексу тестов от-ражающих уровень общей и специальной физической подготов-ленности.

5. Для совершенствования аэробных возможностей целесооб-разно выполнение упражнений от 3 до 30 минут и более. Интен-сивность выполнения от умеренной до большой. ЧСС не превышает 150 уд/мин.

При анаэробно-алактатной направленности длительность уп-ражнений до 6 с, темп выполнения максимальный, время отдыха между повторениями 1-2 мин, между сериями 3-5 мин. В одной серии 6-7 повторений, всего может быть 5-7 серий.

При анаэробно-гликолитической направленности целесооб-разно использование упражнений длительностью от 30 с до 3 мин. Выполняется в субмаксимальном темпе, время отдыха 3-10 мин, ко-личество повторений 3-5.

Аэробно-анаэробную (смешанную) направленность целесооб-разно соблюдать при выполнении упражнений от 2 до 30 мин вы-полняемые с переменной интенсивностью. Для этой цели наиболее приемлемы упражнение специфического характера. ЧСС может, колеблется от 130 до 200 уд/мин.

ЛИТЕРАТУРА

Айрапетьянц Л.Р. Систематизация тренировочных упражнений волейболисток высших разрядов в годичном цикле подготов-ки//Фан-спортга. – Тошкент, 2006.- №2.-С. 32-36.

Акрамов Р.А. Игровые и тренировочные нагрузки в футболе: Учеб. пособие.-Т.: Абу Али Ибн Сино, 2000.-135с.

Атаев О.Р. Оптимизация нагрузок различной направленности в межигровых циклах соревновательного периода квалифицирован-ных футболистов.: Автореф.дис....канд. пед.наук.-Т., 2010.-26 с.

Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футбо-листов высокой квалификации.: Автореф.дис….канд.пед.наук.-М., 1986.-22с.

Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных наг-рузок. М.: ФиС, 1980.-136с.

Годик М.А. Совершенствование физической подготовленности спортсменов // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С.136-165.

Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006.–272 с.

Годик М.А., Беляков А.К. Контроль и планирование нагрузок в подготовительном периоде тренировки квалифицированных футбо-листов: Метод. рекоминдации.-М., 1985.-25с.

Зациорский В.М., Туманян Г.С. Наука и спорт: Сб. обзорных статей.-М.: Прогресс, 1982.-270 с.

Исеев Ш.Т. Особенности динамики нагрузки в межигровых циклах подготовки футболистов в условиях жаркого климата.: Автореф.дис....канд. пед. наук.- М., 1986.–19 с.

Кирилов А.А. Содержание тренировки в подготовительном пе-риоде у футболистов высокой квалификации: Метод. рекомен-дации.-М., 1982.-35 с.

Колузганов В.М. Динамика и направленность тренировочных нагрузок у хоккеистов высшей квалификации в подготовительном периоде //Хоккей:Ежегодник.– М.: ФиС, 1982. – 80 с., ил.

Костюкевич В. Адаптация футболистов к физическим нагрузкам//Наука в спорте. – Москва, 2007.- №1.- С.59-65.

Куделин А.Б. Микроциклы с различной динамикой и преиму-щественной направленностью нагрузок в тренировке квалифици-рованных пловцов.: Автореф.дис….канд.пед.наук.-К., 1983.-23 с.

Лалаков Г.С. Построения тренировочных микроциклов в под-готовительном периоде футболистов 17-19 лет.: Автореф. дис....канд. пед. наук. – Омск, 1984. – 21 с.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы под-готовки спортсменов. -К., 1999.-296 с.

Никитин Д.В. Оптимизация планирования специальных упраж-нений в учебно-тренировочном процессе высококвалифицирован-ных футболистов.: Автореф. дис....канд. пед. наук.-Волгоград: ВГАФК, 1999.-22 с.

Платонов В.Н. Структура многолетнего и годичного построения подготовки //Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С.389-407.

Скоморохов Е.В. Комплексный контроль и метод совер-шенствования специальной подготовленности высококвалифици-рованных футболистов.: Автореф. дис....канд. пед. наук.- М., 1980.– 25с.

Шкреба В.А. Методика этапного планирования подготовки в соревновательном периоде высококвалифицированных футболис-тов.: Автореф. дис....канд. пед. наук.- М., 1993.-23 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 1. Характеристика структуры тренировочных нагрузок подготовительного периода квалифицированных футболистов 2. Характеристика нагрузок в микроциклах подготовительного периода футболистов 3. Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов 4. Планы недельных микроциклов на различных этапах подготовительного периода 5. Тренировочные средства направленные на совершенствование различных сторон подготовленности футболистов 6. Динамика физической подготовленности футболистов в периоде 7. Динамика технико-тактической и двигательной деятельности футболистов Литература                  

Редактор И.Ахмедов

Техник редактор М.Султанов

Подписано в печать 16.07.12. Формат и здания 60х84 1/16.

Объем 3,5 физ.печ.л. Договор № 35-12. Тираж 50 экз.

Заказ № 485.

Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 100052,

Ташкент, ул. Аккурганская, 2.

Типография УзГИФК, 100052, Ташкент, ул. Аккурганская, 2.

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Методические рекомендации

ТАШКЕНТ – 2012

Введение

Республика Узбекистан достиг после приобретения независи-мости огромного скачка в развитии футбола. За более чем 20 лет суверенитета различные сборные команды страны участвуя в меж-дународных соревнованиях, достигли определенного успеха. На-циональная сборная становилась чемпионом Азиатских игр, молодежные и юношеские сборные участвовали на чемпионатах Мира и Азии. Ведущие команды участвуя в соревнованиях лиги чемпионов и «Кубка» Азии добились определенных успехов.

В то же время, резкое усиление мировой конкуренции, особенно на Азиатском континенте требует однозначного решения вопросов, связанных с повышением эффективности подготовки уз-бекских футболистов в целях дальнейшего достижения успехов, что связано с разработкой и внедрением данных научных исследований.

В теории и методики футбола накоплен достаточный исследо-вательский опыт по подготовке футболистов направленных на совершенствование различных физических качеств и технико-так-тического мастерства выполненные как у нас в стране так и за рубежом. Однако, целый ряд вопросов пока еще остаются неизу-ченными в достаточной степени. А, именно вопросы, касающиеся нормирования тренировочных нагрузок на различных этапах подго-товительного периода футболистов.

В связи с этим, в данных методических рекомендациях автор, по результатам проведённых исследований предлагает в практику следующее:

- варианты оптимальных соотношений нагрузок различной направленности на этапах подготовительного периода;

- планы недельных микроциклов, характерные для каждого этапа;

- тренировочные упражнения, направленные на совер-шенствование различных сторон подготовки футболистов;

В работе, так же приведены результаты этапных тестирований по физической подготовке, а так же данные технико-тактической и двигательной активности футболистов в процессе соревновании.

Характеристика структуры тренировочных нагрузок подготовительного периода квалифицированных футболистов

Вопросы периодизации годичного цикла подготовки спорт-сменов занимает важное место в теории и практики спортивной тре-нировки. Поэтому, видимо неслучайно, этой проблеме посвящено немало исследовательских работ выполненных на разных видах спорта, на разных по возрасту, контингенту и квалификации спортсменов.

Однако, большинство из них посвящено соревновательному периоду Атаев О.Р.(2010); Гаджиев Г.М. (1986); Годик М.А. (1980); Шкреба В.А. (1993), и очень мало исследовательских работ ка-сающихся подготовительного периода. Это, несмотря на то, что подготовительный период в настоящее время является проблемным. В имеющихся немногочисленных публикациях Кирилов А.А. (1982); Лалаков Г.С. (1984) нет конкретных рекомендаций по трени-ровке футболистов с учетом объема, интенсивности, направленнос-ти и специализированности на различных этапах этого периода.

В футболе подготовительный период длится 2,5-3 месяца. В связи с участием команд в лиги чемпионов, Кубка АФК и участия сборной команды в матчах чемпионата Азии это период сокраща-ется до двух месяцев, в то время как соревновательный длится 8-8,5 месяцев. Отсюда и вытекает сложность подготовительного периода.

В теории спортивной тренировки этот период разбивается на общеподготовительный и специально-подготовительный этапы. Причем первый из них является периодом фундаментальной подго-товки, направленный на подъем уровня функциональных возмож-ностей организма и физических качеств спортсменов, что ведет к становлению на новом, более высоком уровне технико-тактических навыков. Однако, как показывают наблюдения в практике оте-чественного футбола в последние годы этот этап практически исключен.

Учитывая отсутствие материальной базы на местах сборов, приходится констатировать факт исключения общеподготовитель-ного этапа и замены его двумя специально-подготовительными. Ибо, как на первом, так и на втором сборе применяются в основном средства специальной и игровой подготовки.

Однако работы, известных специалистов в области теории спорта Зациорский В.М. (1982); Матвеев Л.В. (1999); Платонов В.Н. (1995) свидетельствуют об ущербности односторонней тренировки, так как постоянная эксплуатация узкого круга функций противо-речат закономерностям пластического обеспечения организма, и может вести к патологии». Подобная тенденция как раз просматри-вается и в практике узбекского футбола. Увеличение двухсторонни-ми играми, однонаправленность в развитии физических качеств, в основном выносливости, в ущерб быстроте, силе, ловкости – все это привело к отставанию наших футболистов в физической подготов-ленности. В связи с этим, по нашему мнению требуется перес-мотр взглядов на методику тренировки в подготовительном периоде.

По мнению М.А. Годика (2007) и с научной, и с практической (тренерской) точек зрения длительность подготовительного периода должна определятся временем, за которое можно довести технико-тактические и двигательные качества до уровня, которого требует игра. Решение этой проблемы с двигательными качествами не пред-ставляет особых трудностей: 6-8 недель подготовительного периода вполне достаточны для восстановления базовых физических качеств (например, как физическая работоспособность и вынос-ливость).

Однако, основная задача подготовительного периода: сфор-мировать такой уровень подготовленности футболистов и команды в целом, который позволил бы, во-первых, успешно выступать в со-ревнованиях первого круга чемпиона страны, и, во-вторых, прово-дить в межигровых циклах соревновательного периода объемные и интенсивные тренировки. Частной задачей подготовитель-ного периода является достижение высокого уровня физической подго-товленности, и особенно специфических двигательных качеств, от которых зависит эффективность и зрелищность игры.

Подготовительный период состоит из нескольких циклов, и у каждого цикла есть свои специфические задачи Годик М.А. (2006).

Втягивающий цикл: восстановление двигательных возмож-ностей футболистов до приемлемого уровня и подготовка спортсме-нов к последующей напряженной работе.

Базовые циклы (начальные): повышение двигательных воз-можностей игроков, и прежде всего – аэробных возможностей; фор-мирование установки на необходимость выполнить на этом и после-дующих этапах подготовительного периода огромную, интенсив-ную и не всегда приятную тренировочную работу; восстановление основных схем командных и групповых технико-тактических действий.

Базовые циклы (завершающие): повышение уровня всех дви-гательных возможностей игроков, и прежде всего – специальных физических качеств: изучение новых схем групповых и командных действий; начальный этап формирования основного состава ко-манды.

Предсоревновательный цикл: работа по достижению опти-мальной структуры физической подготовленности; завершение формирования основного состава команды; совершенствование так-тических схем ведения командной и групповой игры.

Общая схема распределения нагрузок подготовительного пе-риода, направленных на совершенствование физической подготов-ленности футболистов приведена в таблице.

Таблица 1

Наши рекомендации