Как преодолеть харибду неудачи
Владимир БАГРУНОВ, кандидат психологических наук.
В статье "Шипы и розы спортивного успеха" ("Спортивная" от 19 апреля 1996 года) нами была проанализирована роль психологической подготовки в преодолении "медных труб" - одной из самых главных опасностей, подстерегающих спортсмена и тренера, опасности головокружения от успехов с печальными, а подчас и трагическими последствиями.
Выход прост, как правда, - гармоничное развитие личности. Но по молодости лет, когда всё видится в розовом свете, на гармоничное развитие как-то не хватает времени. А
потом убеждаешься, что жизнь невозможно повернуть назад, и еще одним пессимистом становится больше на белом свете.
В мифах Древней Греции Сцилла и Харибда - две чудовища, пожиравшие мореплавателей, преодолевающих узкий пролив. Искусство кормчего заключалось в том, чтобы судно прошло ровно посредине пролива. Невольно возникает аналогия. Чрезмерные и поэтому неуправляемые эмоции от спортивного успеха - это Сцилла, подстерегающая каждого спортсмена. Сегодня речь об отрицательных эмоциях, связанных с поражением, - Харибдой, — также чрезвычайно распространенном явлении в отечественном спорте.
Сейчас, когда телевизионная техника позволяет показать в замедленном кадре прыжки в длину, любопытно проследить за психологическим настроем спортсмена на прыжок, особенно после неудачной попытки, из-за заступа. Прыжок великолепный, но чуть-чуть заступил за планку и - все насмарку. И вот тут-то сказывается, кто есть кто. На одного спортсмена эта неудача действует деморализующе, а другой -уйдет весь в себя, так настроится на следующую попытку и так прыгнет, что, кажется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Харибду неудачи, поражения надо научиться воспринимать как горькое, но необходимое лекарство для излечения от самолюбования ("какие мы непобедимые и сильные"), как сильнейший стимул к самосовершенствованию, исправлению ошибок. Наши поражения - это наши лучшие учителя, если правильно подойти к ним. Только умея извлекать пользу из неудач, можно научиться выигрывать. Поэтому игроки и, главным образом, тренеры не должны отмахиваться от поражений: "Забудьте, как будто их и не было". В этом случае нарушается принцип обратной связи -главный принцип функционирования живых систем, т. е. нет коррекции, обучения. Задача команды - спокойно, объективно проанализировать ситуацию, приведшую к неудаче, и, выявив основную причину, затем уже не давать себе потачки в деле исправления ее. У нас же обычно ссылаются на необъективное судейство, плохие погодные условия, просто невезение,
короче, на что угодно вместо вдумчивого анализа, понимания того, что корни поражения - в нас самих. И поэтому часто нежелание или неумение трезво взглянуть на себя, творчески подойти к этой больной проблеме превращается в эмоциональную разборку сверху донизу. Яркое проявление этого выражалось в вызове "на ковер" тренеров, отчислении игроков. Вообще-то хорошо известно, что эмоции выходят на первый план тогда, когда не хватает аргументов или же когда хотят уйти от обсуждения предмета, заранее зная свою неправоту в этом вопросе.
Грубейшая ошибка некоторых тренеров заключается в несдержанности и невольном нанесении психологической травмы игроку. Для отечественного спорта это очень характерное явление, и объясняется оно прежде всего низким уровнем культуры тренера. Да и откуда ей взяться? Закончив спортивную карьеру, кое-как окончив тренерские курсы, не претендующие на гуманитарную направленность, бывший игрок становится своего рода богом для своих подопечных. Попробуй "вякни" - и тут же вылетишь из команды. И игрок, фактически не имея ничего за душой, должен молчать, вырабатывая в себе не психологию бойца, а психологию раба и угодника.
К нашей пользе и радости, есть исключения из правил. Я, например, давно слежу за Валерием Газзаевым, самобытнейшим ранее футболистом, а ныне тренером чемпиона России - самобытнейшей (как и их тренер) команды "Алания". Газзаев - один из очень немногих тренеров, имеющих, кроме футбольной специальности, еще и гуманитарную. Он заканчивал юридический факультет МГУ и некоторое время работал юристом. Кстати, учился и заканчивал МГУ без всяких поблажек и при этом - играл. И как играл! Именно он забил решающий гол "Зениту" в 1984 году в финале Кубка СССР в Москве. Тогда перед этим финальным матчем московское "Динамо" ходило в аутсайдерах, а наш "Зенит" лидировал. Пресса и телевидение прочили победу ленинградцам. Я был на стадионе и
внимательно следил за игрой. Груз ответственности так сковывал игроков обеих команд, что их невозможно было узнать, особенно "Зенит". Ошибка за ошибкой - в обороне, нападающие не могли сделать ни одного приличного удара. И вот уже в дополнительное время, когда игроки обеих команд еле передвигались по полю, у динамовцев нашелся игрок, который фактически один обыграл "Зенит". Этим игроком, как вы догадались, был Валерий Газзаев.
Теперь яснее становятся истоки успехов "Алании", игроки которой, чувствуя высокий уровень личности тренера, естественно, стараются подражать ему во всем. Отсюда и высокий моральный дух команды, умение преодолевать трудности.
К слову сказать, в том же 1984 году, в сентябре, у нас в ЛГУ была встреча с зенитовцами. Прошла она интересно, а после нее, памятуя о печальном финальном матче Кубка СССР, я подошел к Павлу Федоровичу Садырину, представился и изложил вкратце суть моих выводов о психологическом настрое на игру. Павла Федоровича это очень заинтересовало, и в дальнейшем я неоднократно бывал на зенитовской базе в Удельной. Считаю Садырина очень талантливым тренером, личностью в футболе. Он, как и Газзаев, умеет вселить в игроков оптимизм даже при самых неблагоприятных условиях. Как и 12 лет назад, считаю, что игроков надо нацеливать на процесс игры, а не на результат. Особенно в командных видах спорта. Только в этом случае игрок может по-настоящему раскрыться и полностью реализовать свой потенциал.
Футбол - это игра, а не жизнь. Тот, кто забывает это или, еще хуже, не осознает этого, наносит огромный ущерб футболу, лишает его зрелищности, результативности, что приводит ко многим печальным последствиям - падению интереса и посещаемости игр, а отсюда — и снижение качества игры. Посмотрите на стадионы Европы, не говоря уже про Южную Америку, а теперь еще Африку и Азию. Они заполнены до отказа. А на миру, говорят, и смерть красна. И футболисты, прекрасно владея жанром, в котором они
выступают, всё делают, чтобы удовлетворить взыскательным требованиям публики. Они играют, они думают об игре, а не только о голе. Отсюда - скорость, комбинации, великолепные пасы и удары по воротам. У нас же чаще думают о результате, и в итоге - суета, бестолковость, грубость.
Теперь самое время рассказать о методах борьбы со
Сциллой и Харибдой, но об этом - в следующий раз.
"Спортивная",
17-23 мая 1996 г.
ПРИЗОВИТЕ НА ПОМОЩЬ КАИССУ
Владимир БАГРУНОВ, кандидат психологических наук.
О том, что шахматы — интересная и полезная во всех отношениях игра, знает каждый. Но мало кому известно, что богиня Каисса может оказать неоценимую услугу спортсменам командных видов спорта, а также соревнующимся в единоборствах. Беру на себя смелость утверждать: роль шахмат в победе олимпийской сборной СССР на Олимпиаде 1972 года, когда исход поединка за "золото" между нашей командой и американцами решили незабываемые три секунды, была не последней.
Тем летом я проводил отпуск в спортлагере ЛГУ в Гумисте, что под Сухуми. Там же находилась и олимпийская база СССР, где тренировалась сборная по баскетболу. Я тогда всерьез занимался шахматами и очень обрадовался, увидев в холле спортивной гостиницы спортсменов, разыгрывающих шахматные комбинации. По росту игроков догадался, что это были баскетболисты. Врач команды, по-моему, знающий толк в спортивной психологии ставил на доске позицию и предлагал пари: на три рубля сыграть либо за белых, либо за черных. Единственным, кто оказывал серьезное сопротивление, был Валерий Милосердое, разыгрывающий защитник, мозг команды. Думаю, что он играл по хорошему первому разряду. Перед самым отъездом мы с ним сыграли матч. Близился отбой, и поэтому Валерий после проигранной партии удвоил ставку из чего можно было сделать вывод о
\.
его высокой психологической устойчивости. Именно эти партии он проводил необычайно сильно и, как правило, выигрывал, несмотря на разницу в классе игры в мою пользу. В эти воспоминания, как вы понимаете, я пустился не с бухты-барахты, а с целью показать, что шахматы могут стать многофункциональной организующей системой. Хорошо известно, что лучший отдых - это смена видов деятельности. Как ни говори, но в спорте на первом месте стоит двигательная активность, интеллектуальная же - выступает в качестве фона. Спортсмены, у которых эти виды активности уравновешены, всегда и всюду выделялись. Именно они, как правило, бывают капитанами команд, неформальными лидерами, игроками, держащими нити игры в своих руках.
Шахматы воспитывают не только скорость мышления, необходимую в спорте, но и многое другое, что для непосвященного - тайна за семью печатями. Попробуем эти тайны приоткрыть. Одно из самых ценных качеств, которые на всю жизнь прививают шахматы - человек вырабатывает в себе важнейший принцип: вначале подумай, затем сделай ход. Этот принцип выражен неукоснительным правилом: "Тронул - ходи", которое при постижении шахмат кажется изуверским, нарушающим весь ход партии, а иногда и всего соревнования. Какие эмоции порождает его несоблюдение, особенно у неквалифицированных шахматистов! Эти-то эмоции и приучают спортсмена к строжайшей самодисциплине, самообладанию, умению переносить и исправлять свои ошибки и добиваться результатов не только за шахматной доской, но и в жизни.
Преодолевать невзгоды, неудачи, поражения и выходить из них крепче в спортивном и психологическом плане - этому надо учиться у замечательного спортсмена-шахматиста Виктора Корчного. Главными его достоинствами остаются бескомпромиссность, неуемная жажда победы, стремление к которой увеличивается многократно после поражения. Знаменателен случаи, который для подавляющего большинства игроков мог бы стать трагедией. На финише
чемпионата, играя с международным мастером В. Багировым и имея выигранную позицию, Корчной неожиданно тронул не того слона и сразу же сдался. После такого досадного промаха когда вместо очка получаешь "баранку", у многих бы опустились руки, но не у Корчного. На следующий день он разгромил Е.Геллера, который был в числе главных претендентов на первенство, затем ему под горячую руку попалось еще два фаворита, и в итоге Корчной стал чемпионом.
На примере Виктора Корчного необходимо учиться спортивной злости, которую ни в коем случае нельзя уподоблять злости натуральной: первая - мобилизует, раскрепощает подспудные силы дремлющие и ждущие своего часа, вторая - порождает поток неконтролируемых эмоций, ослабление всех психических процессов, память и т.д. Простая злость делает спортсмена примитивным, в результате чего результаты снижаются и он покидает спорт.
Неоценима роль шахмат в развитии так называемого позиционного мышления, приблизительными аналогами которого являются долгосрочное планирование, предвидение планов противника, разведка, умение использовать малейшие неточности игры противника. Когда таким стилем мышления овладевает футболист, хоккеист или баскетболист, то это позволяет ему "читать игру" т. е. видеть вперед на несколько ходов действия команды противника и соответственно предпринимать те или иные шаги. Знаю, что раньше шахматы были необходимым элементом тренировки нашей хоккейной сборной - в годы ее подавляющего превосходства. Думаю, что сейчас этого нет, настолько неинтересным пресным, некомбинационным стал наш хоккей.
Теперь - о футболе. Тренеры детской футбольной школы "Зенит" должны еще помнить своего воспитанника Владимира Никандрова. Его отец - сам в прошлом кандидат в мастера по легкоатлетическому десятиборью и мой старинный друц неплохой шахматист, кстати, - привил любовь к шахматам своему сыну. По мере возможности, и я прилагал усилия для
развития позиционного мышления молодого футболиста.
Думается, наши совместные усилия не пропали даром.
Тренеры, наблюдавшие игру Владимира всегда отмечали его
умение видеть поле, дать мысль, затем - действие. Он,
вероятно, мог бы стать выдающимся мастером. Все было в
нем: и рост, и скоростные качества, и выносливость (это от
мамы и папы), и, главное, светлая голова. Но не повезло: в
течение короткого времени травмы вывели Никандрова из
строя. Играй Владимир сейчас - быть бы ему в "основном"
составе "Зенита", и, вероятно, шахматы могли бы с его легкой
руки найти "прописку" в нашей любимой команде, помогли
бы ей более успешно преодолевать неизбежные трудности на
тернистом пути современного футбола.
"Спортивная'
24-30 мая 1996
ПОЙТЕ, СПОРТСМЕНЫ, И ВЫ ПОБЕДИТЕ!
Владимир БАГРУНОВ. кандидат психологических наук,
Психологический практикум
Среди выдающихся спортсменов было и есть немало любителей музыки и пения. На пластинки записывались Пеле, Гуллит, Марадона, многие звезды профессионального баскетбола. Великолепным футболистом в прошлом был солист Большого театра, народный артист СССР Зураб Соткилава. За сборную Италии по академической гребле выступал замечательный тенор Франко Корелли.
Сочетание спорта с пением не случайно. Пение - самый доступный и эффективный способ борьбы со стрессом. Об этом знали еще древние греки, предпочитавшие божественного певца Орфея богу вина Бахусу. Да что греки! Я берусь доказать, что пение является могучим стимулом для достижения спортивных успехов. Россия - великое государство, но до сих пор не имеет слов к своему национальному гимну. Видели по телевидению, с каким самозабвением поют свой гимн немцы, англичане, голландцы, французы? А теперь вдумайтесь, какой
психологический нокдаун получают наши спортсмены во время этой церемонии! Во - первых, они лишены возможности через пение гимна обрести дополнительный весьма мощный моральный стимул к победе; во — вторых, этот минус оборачивается плюсом для соперников,которые не могут не заметить своеобразного комплекса неполноценности у своего противника. Особенно это проявилось на чемпионате мира по футболу в США, когда наши футболисты уже перед началом игры давали соперникам психологическую фору. (Не потому ли провал во всех командных видах спорта, где в основе успеха "чувство локтя" во многом зависящем от "чувства духа". Недаром с незапамятных времен во всех армиях мира существовали и существуют военные оркестры и строевые песни, которые являются мощнейшими факторами поддержания силы духа войск).
Современная психофизиология доказала
экспериментально, что выделяющиеся при пении эндорфины являются стимуляторами, благотворно воздействующими на все без исключения системы организма. Во время пения происходит своеобразная перезарядка психической энергии, и тот, кто пользуется ею, получает своего рода "перпетуум-мобиле" для своего здоровья. Сужу об этом исходя из своего многолетнего опыта. Я не был певцом - профессионалом, пел в университетском хоре, занимался сам. Мня очень интересовал вопрос: как сумели стать великими певцами Федор Шаляпин или Титта Руффо, никогда не учившиеся, как говорят сейчас вокалу? То же можно сказать и о нашем непревзойденном теноре Константине Печковском. Напомню, что знаменитые эстрадные исполнители Леонид Утесов, Марк Бернес, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Владимир Высоцкий также никаких вокальных школ не заканчивали. Всё это навело меня на мысль о существовании НЕЧТО, определяющего певческое мастерство. Толчком к созданию новой гипотезы формирования певческого голоса, которую я подтвердил и собственным опытом, и опытом учеников, бравших у меня уроки постановки голоса, явился факт звучания мертвой
трахеи (дыхательное горло), обнаруженный русским ученым И.Грузиновым еще в 1812 году на Бородино...
На основе нового подхода мною создана методика, позволяющая каждому человеку, независимо от возраста, петь красивым и сильным голосом, не испытывая при этом никаких физических нагрузок. Не верите? Приходите - научим.
"Спортивная ",
14-20 июня 1996 г.