Шипы и розы спортивного успеха

Часто видим такую картину: игрок забил гол, публика в восторге, шум, крик, скандирование... Эта радость понятна и целесообразна для болельщика, поскольку она, можно сказать, — смысл его, болелыцицкой, жизни. Если б не было такого взрыва эмоций, не было бы этого удивительного феномена современной жизни. Но когда я вижу подобную, а подчас и более бурную эмоциональную реакцию у тренера команды, то невольно ловлю себя на мысли о слабой психологической подготовленности наставника команды, а следовательно, и его подопечных. За примером далеко не будем ходить. Вспомним ответный матч "Спартака" с "Нантом". Никифоров забивает второй гол. Показывают крупным планом лицо автора гола. Как психолог, специализировавшийся в Ленинградском университете на отделении медицинской психологии и практиковавшийся несколько лет в Психоневрологическом институте им.В.М.Бехтерева, должен сказать, что состояние Никифорова от счастья было близко к обморочному. А на поле такая куча-мала, такое ликование, что это даже трудно с чем-то сопоставить. Вспомнилась Ворона из басни Крылова, у которой "от радости в зобу дыханье сперло". Финал в обоих случаях был одинаков.

"Спортивная ",

19-26 апреля 1996 г.

Этот пример очень свеж и очень характерен для советского, а ныне российского футбола. Причины неумения преодолевать "медные трубы" не так просты, как это может показаться на первый взгляд, и мне хотелось бы остановиться на



принципиальных моментах, связанных с особенностью психологии мотивации.

Мотивация - это движущая сила в любом деле, а в спорте, особенно на мастерском уровне, этот фактор приобретает подчас решающее значение. Давно установлено, что чрезмерная сила мотива в сложных видах деятельности ведет к расстройству тонких координации, нарушается мыслительная сфера, как говорится, "в коленках дрожь, очко играет". Вспоминаю, как один из тренеров сборной СССР по биатлону на Олимпийских играх оказал медвежью услугу своему подопечному, сообщив тому радостную весть, что он идёт на первом месте. Это было на последнем - огневом - рубеже. Спортсмен, до этого не допустивший ни одного промаха, на этот раз все выстрелы пустил в "молоко" и вообще остался без медали. Я бы всем тренерам и спортсменам в этой связи порекомендовал смотреть известный французский фильм "Плата за страх". Фабула фильма в том, что классные водители подрядились на двух грузовиках по тяжелому маршруту перевезти огромное количество нитроглицерина - взрывоопасного вещества. С задачей справился один из четырех (трое погибли). И вот когда он на седьмом небе от счастья едет на этом же грузовике, но уже без смертоносного груза за спиной, когда сам себе показывает, какой он классный водитель, делая восьмерку на большой скорости, то в конце концов эта бравада стоит ему жизни.

Подобных примеров можно привести великое множество, но наша задача - вскрыть причины, механизмы разрушительного воздействия чрезмерного мотива достижения, иными словами, не допускать "шипов", оставив "розы". Причины, на мой взгляд, чрезмерно глубокие, и двумя фразами здесь не обойтись. К футболу в нашей стране, как и во всем мире, всегда было особое отношение, и оно, в первую очередь, вызвано созданием особой атмосферы вокруг него. Негласно, но так повелось с давних времен, престиж города напрямую связывается с наличием классной футбольной команды. В недалекие времена эта тенденция была характерна для всех уровней иерархии руководства, вплоть до директора завода и даже начальника цеха.

Футболистом на производстве быть было выгодно: в день игры освобождение от работы, повышенная зарплата, лучшие условия труда и другие льготы. Если так было на нижней ступени футбольной иерархии, то что говорить о ступени высшей, об игроках и тренерах команд мастеров!

Тут и квартиры, и машины, и т.д и т.п. Главное - забивай, а остальное всё приложится. Существовал, и по сей день существует, культ футбола со всеми его проявлениями: обожание болельщиков, повышенное внимание средств массовой информации. Любая домохозяйка знает, кто такой Павел Садырин, но вряд ли назовет двух-трех наиболее выдающихся петербургских деятелей науки и техники. Разумеется, большинство мальчишек хотело бы стать такими же известными людьми, и поэтому конкурсы в футбольные школы, являющиеся главными поставщиками для команд мастеров, не сравнимы ни с чем.

И вот тут-то большинство встающих на этот путь и подстерегает чрезмерная опасность. Весь смысл жизни, вся мотивационная сфера юного футболиста определяются только футболом - и ничем иным. Тренировки, игры из месяца в месяц, из года в год. К 17-18 годам если травмы не вывели из строя, то можно при благоприятных обстоятельствах добраться до дублирующего, а годика через два - и до основного состава. Главная цель достигнута, теперь-то, казалось, всё открыто для повышения класса. Но не тут-то было! Прогресс большинства резко замедляется. У многих класс игры остается тем же, многие потихоньку сдают, пополняя бесконечные ряды подававших надежды. В чем же причина этого? Почему такой низкий КПД футбольных школ? Почему в самом престижном виде спорта при таких людских резервах в самые ответственные моменты наши команды, как сборные, так и клубные, уступают, терпят поражения? Тренеры и другие футбольные специалисты ищут и находят причины материального характера: плохие поля, на которых невозможно отрабатывать технические приемы, несовместимость наших футбольных календарей с календарями стран Западной Европы, низкая оплата в сравнении с зарубежными футболистами... Конечно, эти причины нельзя



сбрасывать со счетов, только ведь не они главные, и корень проблемы в другом.

Вернемся к началу статьи. Ведь это пресловутое "от радости в зобу дыханье сперло" - результат однобокого развития личности и тренера, и, соответственно, его подопечных. Любая узкая специализация содержит в себе источник бед. Особенно это проявляется в спорте. Прежде всего страдает сам спортсмен. Хорошо, если в нем заложен педагогический талант и он сможет стать тренером. Замечу, что это очень редкое сочетание, так как хороший тренер - это не только специалист в своей области, но главным образом - практический психолог, знающий и умеющий реализовать потенциал своих подопечных.

Умение подобрать ключик к раскрытию способностей ученика возможно лишь в случае, если наставник имеет авторитет, прежде всего, как личность. Вспоминаю ноябрь 1967 года, когда "Зенит" должен был встречаться с московским "Динамо" в одной из заключительных игр первенства СССР. За день до игры главный тренер "Динамо" К.И. Бесков посетил Дворец культуры им.С.М.Кирова для просмотра какой-то постановки. Я, будучи студентом пятого курса факультета психологии ЛГУ, подрабатывал помощником машиниста сцены. Во время антракта в комнату рядом со сценой, в которой я по долгу службы обязан был находиться, вдруг заходит директор Дворца и вместе с ним - очень симпатичный, подтянутый мужчина, с ними еще был кто-то, не запомнившийся мне. Они располагаются в этой небольшой комнатке и начинают разговор. Пристально вглядываясь в симпатичного мужчину, постоянно державшего нити интересного разговора об искусстве, литературе, я все время ловил себя на мысли, что это лицо мне знакомо, но не мог никак припомнить, где я его видел. И только в конце антракта, когда директор Дворца спросил о предстоящем матче между "Зенитом" и "Динамо", я осознал, что это был прославленный в прошлом футболист и не менее прославленный тогда тренер Бесков.

Мне думается, что это один из немногих примеров, когда спорт и высокая гуманитарная образованность слились в одном

лице. К сожалению, этому гуманитарному фактору не придаётся должного значения ни в общеобразовательных школах, ни тем более в футбольных (переходит из класса в класс - и ладно). А ведь из-за этой недооценки - слабый контроль спортсменов за своим состоянием и во время игры, и между играми (нарушение спортивного режима, с чем борются постоянно тренеры во всех командах), а главное - неумение найти себя в жизни после окончания спортивной карьеры, когда у их сверстников жизнь только начинается. Отсюда - разочарования, а зачастую и деградация личности, от пьянства до преступлений, а иногда и до самоубийства. Об этом не очень приятно читать и думать, особенно в молодые годы, когда всё видится в розовом свете. Но общечеловеческие наблюдения, выразившиеся в психологических законах и закономерностях, на коне не объехать. "Гони природу в дверь - она влетит в окно", - говорили древние, что в высшей степени справедливо применительно к проблеме мотивации в спорте. Без мотива нет стремления и, следовательно, результата — это аксиома, понятная всем. Но если мотив однолинеен и заглушает развитие других способностей спортсмена, превращает его в своеобразный флюс, уводит в сторону от гармоничного развития личности, то тогда такое развитие мотива превращается в "шипы", которые, если вовремя не извлечь, могут привести к самым печальным последствиям.

Наши рекомендации