Слово профессионалам логопедам
Узнав о новой методике, Ассоциация профессиональных логопедов через Санкт-Петербургское психологическое общество обратилась ко мне с предложением провести в течение рабочей недели курс из 5 занятий по 3 часа. Этот курс был проведен с 29 января по 2 февраля 2001 года. Впервые мне пришлось работать с группой в 21-23 человека. Некоторые логопеды, которые не сумели пройти общий курс, в дальнейшем смогли это сделать в меньшей группе.
Отзывы, полученные от профессионалов, еще более укрепили меня в правильности направления. Вот наиболее характерные из них.
\
Макшанова А.Н., учитель-логопед детского сада №52:
Голос стал спокойнее, мелодичнее, более насыщенным и глубоким. Он как бы расширился, стал звучать более низко. Впечатление, что успокоился сам и успокаиваешь других, т.к. общение проходит в низких и спокойных тонах. Дыхание не такое напряженное. Рада, что имею новые знания и умения, которые хочу передать детям, а также взрослым, с которыми я общаюсь. Очень хорошо, что эта методика ненавязчива, что помогает людям овладеть ею.
Ергина Г.А., логопед ДОУ №46 Калининского района:
Считаю, что в моем голосе произошли значительные изменения в лучшую сторону. Благодаря занятиям я стала более раскованна, голос стал гибче, исчезла торопливость в речи. Занятия великолепны! Интересны! Нетрадиционны! Познавательны! Спасибо Владимиру Павловичу Багрунову.
Я, Андреев Владимир Иванович, 52 года,
директор частной школы "Экстерн" занимался индивидуально у Багрунова В.П. в школе постановки и голоса "Багратид" с 15.09.97. по 25.02.00. Всего 155 занятий.
Пройдя, первую речевую ступень 10 занятий за 11 дней, сразу приступил к освоению певческой ступени. Очевидно, во мне жила потребность пения, так как, приступив к занятиям пению под гитару, постоянно хотелось расширять свой репертуар. Последовательность вокальных произведений учителем была подобрана таким образом, что позволяла постоянно совершенствовать мастерство в аккомпанементе. Разучено и спето было не менее 50 произведений включавших все певческие жанры. В занятиях использовались записи Шаляпина и Джильи. К маю 1998 года был, достигнут результат вполне сопоставимый с профессиональным пением в жанре романса. Доказательством являются магнитофонные записи, в которых я пою дуэтом с профессиональной певицей, получившей консерваторское образование (московская консерватория), а также студийная запись романса "Только раз бывает в жизни встреча". Косвенным
признанием моих результатов является реакция моего отца,
которому я продемонстрировал свои певческие достижения.
Расчувствовавшись, рыдающим голосом он воскликнул: "
Володька! Теперь я за тебя спокоен! Даже если твой бизнес
лопнет, то ты не пропадешь! В любом ресторане на кусок хлеба
заработаешь!". Конечно, этого не произойдет, но владение
голосом, мне придает дополнительную уверенность в своих
силах, гармонизирует мою психику и способствует эффективному
управлению коллективом моей школы. Сейчас по прошествии
более года со дня окончания занятий с В.П.Багруновым для меня
становится все более очевидной роль пения как эффективного
психопрофилактического средства. Это видно по разнице в
интенсивности занятий в начале, середины и конца курса из 155
занятий. Подсчет показывает, что средняя интенсивность за два
с половиной года занятий равна чуть больше 1 занятия в неделю.
В первые же два месяца она была в три раза выше, а в первый
месяц составила 6 занятий в неделю. Сейчас такой потребности
в пение нет. При ее возникновение, я беру в руки гитару,
вспоминаю разученные романсы и доставляю себе огромное
удовольствие. И поэтому я благодарен своему учителю
В.П.Багрунову приобщившему меня к столь приятному и
полезному во многих отношениях делу.
Приложение Голос и футбол
Как мы пытались показать и доказать, развитие голоса человека эффективно только в том случае, если на первый план выходит психическая составляющая голоса, которой подчиняется его материальная основа. Этот примат психики над материей особенно ярко проявляет себя в командных видах спорта и в футболе в первую очередь.
Очередной чемпионат мира по футболу 2002 года доказал еще раз, что игнорирование законов психики сводит на нет огромный труд игроков и тренеров. Результаты нашей команды на этом чемпионате будут обсуждать многие специалисты футбола. Сделают ли они правильные выводы - это еще большой вопрос. Об этом сужу по причине непосредственного соприкосновения с футболом в роли психолога, начиная с 1984 года. Здесь же замечу, что в который раз мы наступаем на грабли, психологические грабли, и в который раз они крепко бьют нам по голове, а мы превознимагаем в очередной раз эту боль и ищем причины наших поражений в разного рода тактико-технических моментах, предвзятом судействе и в невезении.
По психологической устойчивости наша команда была одной из самых слабых и это все отметили. Повторяю, корень проблемы в игнорировании тренерами и игроками психологического фактора. Сейчас с поста главного тренера России по футболу снят Романцев. До этого Бышовец. Одной из главных бед всех наших тренеров считаю их полнейшую психологическую безграмотность, о которой я писал задолго до этого чемпионата мира.
Новым главным тренером сборной России назначен Валерий Газзаев, который выгодно выделяется среди других тренеров. Ведь за его плечами не только блистательная футбольная карьера, но и высшее гуманитарное образование: в свое время он закончил юридический факультет МГУ. Вернемся к чемпионату мира 2002 года.
Этот чемпионат еще раз доказал, что победили тренеры в прошлом малоизвестные футболисты, но отличавшиеся высоким культурным уровнем, что было видно невооруженным глазом.
Тренер сборной Испании Камоччо, великий в прошлом футболист, но ничем не прявивший себя, как тренер и после чемпионата уволенный. Тренер сборной Кореи Гус Хиддинг ранее неизвестный игрок за короткое время сумел сделать, как говорится "из ничего" высококлассную команду и после чемпионата стал самым популярным человеков в Корее. Швед Эриксон, неизвестный футболист, но великий тренер был приглашен на родину футбола в Англию готовить сборную к чемпионату. Команда достойно сыграла на чемпионате проиграв только будущим чемпионам мира бразильцам. Это ли не доказательства вышесказанного. Наиболее ярко все это выразилось в финальном матче. В прошлом выдающегося игрока и ныне тренера Руди Феллера (Германия) обыграл Луис Фелипе Сколари (Бразилия) выдающийся тренер, но в прошлом никому не известный футболист.
В самом деле, в работе с коллективом в первую очередь необходим высокий культурный уровень, а он, по определению, не может быть высоким у бывших высококласных игроков (при интенсивности современной футбольной жизни просто нет сил и времени заняться работой над собой). Не надо сбрасывать со счетов и то, что бывший игрок высокого класса за свою футбольную карьеру получает от 1000 до 3000 сильных ударов мячом по голове. Ясно, что психика в этом случае, как и у боксера не может быть не деформированной. На этом чемпионате в тренерских дуэлях тренеры, в прошлом великие футболисты проиграли тренерам, неизвестным в прошлом футболистам.
Вывод: высококлассные тренеры из бывших высококлассных игроков являются исключением.
Начиная с 1996 года мною было опубликовано немало материалов повествующих о роли психологического фактора в футболе. Это петербургские газеты "Спортивная" и "Северный форум". Вот основные публикации шедшие под рубрикой "Психологический практикум", в которых даются практические
рекомендации по самым разнообразным психологическим проблемам возникающим в футболе.
Ошибок приведших нашу сборную к печальному финалу на чемпионате мира 2002 можно было бы избежать, если б руководители нашего футбола прислушивались к советам психологов.