Для формирования просодических компонентов речи
У детей раннего возраста»
Игры на развитие чувства ритма
I. Упражнения на договаривание слов и строк.
Куколка
Кукла, куколка —
Бай-бай!
Спи спокойно,
Засыпай!
Птичка
Села птичка на окошко.
«Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай!
Улетела: Ай!»
Дождик
Дождик, дождик, кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
Мишутка
Шапка, да шубка—
Вот и весь Мишутка!
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Белые гуси
Белые гуси к ручейку идут.
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга.
Крикнули гуси: «га! га! га!»
Котик
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы!
Кот
– Мяу-мяу!
Кот пищит.
– У меня живот болит.
Дождь
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
Лиса и волк
Вот пришла лисичка,
Рыжая сестричка.
Прибежал сердитый волк,
Он зубами щёлк да щёлк!
Кукушка
У леса на опушке
Высоко на суку
С утра поёт кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Зайчик
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф! Не попал —
Серый зайчик убежал!
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Лошадка
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
Слон
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Божья коровка (1)
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Божья коровка (2)
Божья коровка,
Полети на небо,
Там твои детки
Кушают котлетки!
Солнышко
Светит солнышко в окошко.
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку.
Огуречик
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик —
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодиейдает двойной эффект. Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.
Потешки
Сорока-белобока
Сорока-белобока
Выполняется стоя на ковре.
Кашку варила,
«Мешаем ложкой кашу» – круговые движения рукой;
Деток кормила:
Этому дала,
дающий жест «на» (повторяем 4 раза);
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала. —
жест отказа «нет» – машем рукой;
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
жест порицания – машем указательным пальцем;
Тебе каши не дадим!
разводим руки в стороны, машем головой (жест отрицания).
Про Сашу
Наша Саша
Варила кашу.
Мешаем ложкой кашу» – круговые движения рукой;
Кашу сварила,
Малышей кормила:
Этому дала,
дающий жест «на» (повторяем 4 раза);
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
жест отказа «нет» – машем головой;
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
жест порицания – машем указательным пальцем.
Коза рогатая
Идет коза рогатая,
Делаем «рога»: выставляем вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы сомкнуты в кулак;
Идет коза бодатая
«бодаемся» – дотрагиваемся рогами до ребенка;
За малыми ребятами!
жест «маленький» – ладонью показываем рост над уровнем пола;
Ножками: топ! топ!
топаем;
Глазками: хлоп! хлоп!
моргаем (можно смыкать и размыкать пальцы рук);
Кто кашки не ест,
Кто молочка не пьет,
жест отрицания – мотаем головой из стороны в сторону;
Того забодает,
Забодает, забодает!
«бодаемся».
Ладушки (1)
– Ладушки, ладушки,
Хлопаем в ладоши;
где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
едим ложкой кашу»;
– Что пили?
– Бражку.
«пьем»;
Кашку поели,
Бражку попили,
Шу-у-у, полетели —
машем руками как крыльями;
На головку сели!
мягко опускаем ладони на голову малыша.
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи
Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:
• Удивленно.
• Радостно.
• Грустно.
• Испуганно.
Произнесите данные слова, выражая голосом разные чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства. «Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, грустью.