Для формирования и развития активной речи ребенка»
Машины
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры: Предложите ребенку поиграть в машинки.
– Послушай стихотворение про машину:
«Би-би-би», – гудит машина:
Не поеду без бензина!
– Давай поиграем в машинки! Поехала машина: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»
Паровозы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите ребенку поиграть в паровозики.
– Послушай стихотворение про паровоз:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
– Давай поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-ТУ!»
Жик
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры:
– Давай поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а ты повторяй за мной!
Вот свернулся ёж в клубок,(ребенок присаживаются на корточки или сжимается, обхватывая себя руками)
Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!» (говорим жалобным голосом вместе с ребенком)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!» (говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)
Поиграем на дудочке
Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого – повторение слова-звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.
Оборудование: дудочка.
Ход игры: Предложите ребенку «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте ребенку настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее.
– Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяй за мной!
«Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
Поиграем на балалайке
Цель: развитие подражания движениям рук, а также речи взрослого – повторение аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: балалайка (или изображение балалайки).
Ход игры: Предложите ребенку «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней (или покажите картинку с ее изображением, чтобы дети могли представить себе внешний вид инструмента; балалайку можно заменить детской гитарой). Затем изобразите игру на балалайке с помощью колебательных движений рук вверх-вниз и озвучьте ее.
– А теперь давай поиграем на балалайке: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Изображаем игру на балалайке с одновременным пропеванием ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Позвеним колокольчиком
Цель: развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.
Оборудование: колокольчик.
Ход игры: Предложите ребенку «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи.
– Давай позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!»
Имитируем движение игры на колокольчике – поднимаем руку и машем ею из стороны в сторону. Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше нравится ребенку, лучше запоминается и легче воспроизводится в речи.
Если у малыша хорошо получаются разные варианты звукоподражания, можно использовать их в одной игре. В этом случае дается следующая инструкция:
– Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: «ДОН-ДОН-ДОН!» А теперь вот так: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Повторяй за мной!
Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант.
Бьём в барабан
Цель: развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.
Оборудование: барабан.
Ход игры:Проводится аналогично предыдущей.
Дом большой, дом маленький
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.
Ход игры: Предложите ребенку поиграть в мишку и зайку.
– Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
У медведя дом большой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ! (говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)
А у зайки маленький:
АЙ-АЙ-АЙ! (говорим тонким голосом, приседаем на корточки)
Мишка наш пошел домой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ! (говорим низким голосом, идем вразвалку)
Да и крошка заинька:
АЙ-АЙ-АЙ! (говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)
После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз. Например, взрослый говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Ребенок договаривает: «большой!» Далее: «А у зайки...», а ребенок договаривает: «...маленький!» и т. д. Или взрослый говорит: «Мишка наш...» и делает паузу, а ребенок договаривает уже фразу: «...пошел домой!».
Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая ребенку вопросы. Например, «Какой у мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?» (мишка идет).
Гости
Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Оборудование: игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.
Ход игры: Постройте вместе домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в игру «Гости».
– Вот какой у нас дом получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? «ТУК-ТУК!» Кто там? (игрушка не видна) «АВ-АВ!» Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давай поговорим с ней на собачьем языке: «АВ-АВ!»
– «ТУК-ТУК!» Кто-то ещё пожаловал к нам в гости...
Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте ребенка повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы.
В описании игры предложены разнообразные персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей». При признаках утомления и потери у малыша интереса сверните игру.
На! Дай!
Цель: развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных ситуациях (игровых и бытовых) с разными предметами.
Оборудование: игрушки – зайчик, мячик, кубик и др.
Ход игры: Продемонстрируйте ребенку игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:
– НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
– А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Предложите малышу дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях.
Консультация 9
«Игры и игровые упражнения