IV. Нормализация голоса и просодических компонентов речи.
1.Произносить несложные слова, словосочетания или короткие фразы, используя для этого чистоговорки или потешки:
ба-ба-ба – банка бы-бы-бы – у меня бобы;
са-са-са – санки са-са-са – летит оса;
ма-ма-ма – мама ма-ма-ма – вот дома;
ты-ты-ты – тыква ты-ты-ты – спят коты.
2. Произносить предложения на одном выдохе под мяч. (Каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.)
Меня зовут Катя (3 броска мяча).
Мне пять лет (3 броска мяча).
Мою маму зовут Света (4 броска мяча).
Моего папу зовут Алексей Николаевич. (5 бросков мяча).
V. Итог занятия.
Вместе с Язычком ты был(а) в зоопарке, играл(а). Что тебе понравилось?
Дополнительные материалы
1. «Логопедический массаж язычка»
2. «Игры и игровые упражнения для формирования и развития физического слуха»
3. «Игры и игровые упражнения для формирования развития речевого слуха»
4. «Игры и игровые упражнения для формирования развития физиологического дыхания»
5. «Игры и игровые упражнения для формирования и развития речевого дыхания»
6. «Игры и игровые упражнения для развития понимания речи у детей раннего возраста».
7. «Игры и игровые упражнения для накопления пассивного словарного запаса у детей раннего возраста».
8. «Игры и игровые упражнения для формирования и развития активной речи ребенка».
9. «Игры и игровые упражнения для формирования просодических компонентов речи у детей раннего возраста».
10. «Игры и игровые упражнения для выполнения артикуляционных упражнений»
Консультация 1
«Логопедический массаж язычка»
Сказка о зайчике.
ü Скачет зайка по лесу. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)
ü Увидел зайчик елочку. («Рисуем» елочку: поглаживание языка от корня к кончику (ствол ), а затем выполняем соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз.
ü Стал зайчик бегать вокруг елочки, от всех прятаться. (Круговые и спиралевидные движения по поверхности языка).
ü Идет медведь, ищет зайчика. Зайчишка прыг-скок, прыг-скок и ускакал от медведя. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)
ü Идет по лесу волк, тоже зайку ищет. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно).
ü А зайка под кустиком лежит, ушки к земле прижал, не нашел его волк. (Поглаживание поверхности языка).
ü Крадется лисичка. Зайчишка прыг-скок, прыг скок, следы запутал не нашла его лиса.(Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно).
ü Никто не нашел зайчишку. Он всех обхитрил. (Поглаживание поверхности языка).
ü Набегался зайчишка, проголодался, а лапки грязные. Надо их помыть. (Перетирание языка между указательным и большим пальцами – круговые движения).
Моем, моем трубочиста
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист
Чист-чист, чист-чист.
(К.И.Чуковский)
ü А лапок у зайчика четыре. Моем по очереди каждую лапку.
ü Теперь зайчишка может полакомиться морковкой. Сначала мы ее помоем. (Поглаживание поверхности языка.)
ü Зайчишка ее с удовольствием сгрызет. ( Пощипывающие движения по поверхности языка начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)
ü А еще зайчишка любит капусту, почистим ее. (Поглаживание поверхности языка.)
ü Ее тоже зайка сгрыз. ( Пощипывающие движения по поверхности языка начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)
ü Наелся зайчишка, сил набрался, можно и поиграть на гармошке. (указательными и большими пальцами руки держать боковые края языка, растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине — имитация игры на гармошке.
Веселый Парамошка
Играет на гармошке.
После массажа мы приступаем к выполнению пассивной гимнастике для языка. Целью этой гимнастики является создание условий для формирования произвольных движений речевой мускулатуры, включение в работу групп мышц, которые ранее бездействовали. На данном этапе ребенок производит артикуляционные движения только при помощи механического воздействия, т.е. с помощью рук логопеда. Пассивные движения язычка выполняются плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Желательно, чтобы ребенок мог зрительно контролировать выполняемые действия с помощью зеркала.
Ø «Часики».
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)
Описание упражнения: рот открыт. Тянуть язычок попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Ø «Качели».
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(Н.Тегипко)
Описание упражнения:рот широко открыт, на счёт «раз» - опустить кончик языка вниз, на счёт «два» - поднять язык вверх. Повторить 4-5 раз.
Ø «Язычок танцует».
Тик-так, вверх-вниз.
Веселится язычок
И танцует язычок.
Дискотека язычка.
Описание упражнения:объединяем два упражнения «Часики» и «Качели». Рот широко открыт, на счет «раз – два» язычок тянем к левому, а затем к правому углу рта, на счет «три – четыре» поднимаем кончик язычка вверх и опускаем его вниз.
Ø «Вкусное варенье».
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)
Описание упражнения:рот открыт, провести язычком по верхней, а затем по нижней губе по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Ø После каждого упражнения пассивной гимнастики – «хвалим» язычок (Поглаживание поверхности языка.)
Консультация 2
«Игры и игровые упражнения
для формирования и развития неречевого (физического) слуха»
Послушаем звуки!
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, – собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.
После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух):
– Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты постарайся определить на слух, какая погода на улице.
– Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке.
На прогулке в лесу обратите внимание ребенка на разнообразные звуки – шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла, скрип старых деревьев, топот ежика в траве и др.
Кто кричит?
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.
Ход игры: Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняя задачу, предложите ребенку определить, кто кричит, с закрытыми глазами (или не выходя из дома).
– Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.
Звуки дома
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:
«Найди, что тикает (звенит, жужжит и т. д.)!» или соревнование:
«Кто больше звуков услышит?»
В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.
Постучим, погремим!
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет – источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
Найди такую же коробочку
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от «киндер-сюрприза», коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
Погремушки
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.
Ход игры: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
Мишка и зайчик
Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.
Оборудование: барабан или бубен.
Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.
– Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай) быстро, как зайчик!
Повторите игру, меняя темп звучания барабана – медленный, быстрый – несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.
Консультация 3
«Игры и игровые упражнения
для формирования развития речевого слуха»
Кто там?
Цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.
Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.
Ход игры: За ширмой раздается звук – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др.), взрослый прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать – кто там, за ширмой. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.
– Слышишь, кто-то там за ширмой кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.
Взрослый показывает игрушку.
– Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.
Игра продолжается с другими игрушками. В начале лучше, чтобы ребенок видел вас, в следующий раз вы можете спрятаться вместе с игрушкой.
Найди картинку!
Цель: развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать и дифференцировать слова.
Оборудование: парные картинки из детского лото с изображением различных игрушек и предметов.
Ход игры: Взрослый кладет на стол перед ребенком несколько картинок (парные картинки держит в руке) и предлагает отгадать, какие картинки он назовет. Взрослый называет один из предметов, изображенных на картинках, ребенок слушает, затем ищет эту картинку на столе, показывает ее и по мере возможности повторяет слово. Для подтверждения правильности ответа ребенка взрослый достает парную картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок.
– Правильно, это дом. Молодец – ты угадал! Слушай еще!
Количество картинок можно постепенно увеличивать. Позднее можно называть одновременно по два-три предмета.
Горячий – холодный
Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова.
Оборудование: мячик.
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «холодный» и «горячий» – сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта – дотронуться до него.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
– Ну-ка, дотронься до оконного стекла – какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, – какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами «холодный» или «горячий». Если я скажу «холодный» – можно трогать мяч. Если скажу «горячий» – мяч трогать нельзя.
Взрослый катит ребенку мяч со словами «горячий» или «холодный». Можно произносить слова громко, обычным голосом или шепотом.
Съедобное – несъедобное
Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова; развитие мышления.
Оборудование: мячик.
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» – показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, – это съедобное, и то, что нельзя есть, – это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
– Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то, что можно кушать, – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя, – не трогай мяч.
Выполни задание!
Цель: развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать словесную инструкцию.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: На полу или на столе лежат различные игрушки или предметы.
Взрослый предупреждает ребенка:
– Сейчас я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй! Посади куклу в машину. Построй башню из кубиков. Покатай куклу в машине. Возьми бумагу и карандаш, нарисуй яблочко.
Инструкции могут быть самыми различными. Усложнять задание можно, меняя силу голоса: произносить слова инструкции шепотом, или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим, или говорить за ширмой. Кроме этого, в дальнейшем можно давать инструкции, подразумевающие действия с любыми предметами в комнате или в квартире.
– Включи телевизор. Достань с полки книжку сказок. Налей в стакан сок.
Можно давать многоэтапную инструкцию.
– Возьми кубики, сложи их в кузов грузовика, отвези в детскую, построй из кубиков стену.
Правильно – неправильно?
Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Взрослый выполняет роль ведущего. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
– Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно – сиди спокойно, если неправильно – хлопни в ладоши!
После этого взрослый называет знакомые ребенку игрушки и предметы, время от времени путая их названия..
Другой вариант игры – словосочетания в рамках определенной тематики (без зрительной опоры). Например, «Кто летает, а кто не летает», «Съедобное и несъедобное» и т. п.
– Я буду говорить: «птица летит», «самолет летит», «бабочка летит» и т. д. Ты внимательно слушай, что я говорю, потому что я могу сказать неправильно. Если я сказу «кошка летит» или «книжка летит» – хлопни в ладоши.
Консультация 4
«Игры и игровые упражнения
для формирования развития физиологического дыхания»
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
– Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает ребенку про зиму.
– Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет.
Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает ребенку найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает ребенку подуть на свой одуванчик.
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.
Песня ветра
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук стал громче.
Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Весёлые шарики
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру).
Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Бульки
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
– Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем – ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки – прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
День рождения
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.
Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей – зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.
– У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт – помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла – снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра – коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку – подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.
Полицейский
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: свисток.
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свисток, в которые легче дуть.
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы ребенок дул не напрягаясь, не переутомляясь.
Консультация 5
«Игры и игровые упражнения