Занятия 5-6. Применение дыхательных упражнений для развития речевого дыхания

I. Методические указания к проведению дыхательных упражнений.

§ Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

§ Выдох должен быть длительным, плавным.

§ Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

§ Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

§ Каждое упражнение выполнять 3-5 раз. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

§ Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.

II. Демонстрация дыхательных упражнений

Ветряная мельница. Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч! А.С.Пушкин

Кораблик. Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объяснить малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произносить вместе с ребёнком:

Ветерок, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки! Русская народная поговорка

Бабочка. Вырезать из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку на уровне лица ребёнка. Произносить вместе с малышом русскую народную поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

Затем предложить подуть на бабочку.

Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Задуй свечу. Предложить ребёнку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Чей пароход лучше гудит? Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырёк берёт себе, а другой даёт ребёнку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырёк. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребёнку. Если гудок не получается, значит ребёнок не соблюдает одно из данных требований.

III. Выполнение дыхательных упражнений родителями.

Занятия 7-8. Развитие мелкой моторики рук

I. Демонстрация пальчиковых упражнений.

Домик

Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев из кулака по одному,

начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (ритмичное разжимание всех пальцев одновре-

менно).

Раз, два, три, четыре, пять (сжимание по очереди широко расставленных

пальцев в кулак, начиная с мизинца),

В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев одновре-

менно).

В домике

Стол стоит на толстой ножке («стол»- левую руку сжать в кулак, на неё расположить горизонтально ладонь правой руки),

Рядом стульчик у окошка («стул»- ладонь левой руки расположить вертикально, кисть правой руки сжать в кулак и прижать к левой),

Два бочонка под столом («бочонки» обеими руками- соединить все пальцы, согнуть в кружок).

Вот такой я видел дом («дом» – соединить пальцы под углом, прижав большие пальцы друг к другу).

Заготавливаем капусту

Руками имитируем соответствующие действия:

- Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имити-

руем движения топора: вверх – вниз.

Мы капусту режем! (2р.) - энергичные движения прямыми ладонями

вперёд – назад.

- Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны «щепотью», «солим капус-

ту».

- Мы капусту жмём! (2р.) - энергично сжимаем пальцы в кулаки то од--

новременно на двух руках, то поочерёдно.

- Мы морковку трём! (2р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совер-

шают ритмичные движения вверх – вниз по

ладони другой руки. Затем меняем руки.

Моем руки

1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

3. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

Месим тесто

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

Тесто мнём, мнём, мнём! - очень энергично сжимаем и разжимаем

Тесто жмём,, жмём, жмём! руки в кулачки (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечём! - руками совершаем движения, как будто

лепим снежки.

Печём блины

Вариант 1.

Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Вариант 2.

а) левая рука касается стола ладонью, правая рука – тыльной стороной;

б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью.

Упражнение можно выполнять на счёт «раз-два» или сопровождая движе-ния стихами.

Флажки

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложнённый).

Поочерёдно менять положение рук на счёт «раз-два».

«Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз.

«два»: левая рука опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

Жик

Исходное положение. Поставить ладони под углом друг к другу. Рас-положить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Маленький колючий ёж.

До чего же он хорош!

Речка и рыбка

1. Речка – волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

2. Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя».

Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывёт,

Рыбка-малютка хвостиком бьёт.

II. Отработка пальчиковых упражнений родителями.

Наши рекомендации