Занятия 1-2. Массаж в нормализации мышечного тонуса при стертой дизартрии
Познакомить родителей с основными приемами укрепляющего и расслабляющего массажа речевой мускулатуры и движениями по массажным линиям.
I. Методические указания к проведению расслабляющего массажа.
1. Этот вид массажа используется при повышенном мышечном тонусе.
2. Массаж проводится в медленном темпе.
3. Основными приемами массажа являются поглаживание и легкая вибрация.
4. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.
5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом.
II. Демонстрация расслабляющего массажа.
III. Освоение родителями приемов расслабляющего массажа и движений по массажным линиям.
IV. Методические указания к проведению активизирующего (укрепляющего) массажа.
1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.
2. Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.
3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.
4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно
5. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.
V.Демонстрация укрепляющего массажа.
VI. Освоение родителями приемов укрепляющего массажа и движений по массажным линиям.
Занятия 3-4. Использование артикуляционной гимнастики для нормализации артикуляционной моторики
I. Методические указания к проведению артикуляционной гимнастики.
· Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом сидя.
· Каждое упражнение повторять 5-6 раз.
· Следить за качеством выполняемых ребёнком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому).
· Следить за тем, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
· Добиваться того, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
· Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.
II. Демонстрация артикуляционных упражнений.
Знакомство с Язычком и его домиком.
Ø Широко открывать рот. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лёг.
Ø Надувать и втягивать щёки. В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
Ø Вращать нижней челюстью. Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
Ø Широко открыть рот. Потолок вверху, внутри.
Погладить языком по нёбу. Это нёбо. Посмотри.
«Постучать» языком по нёбу. Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Ø Широко улыбнуться. Вход в дом двери запирают.
Обнажить верхние Двери разные бывают.
и нижние зубы. Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надёжно.
Ø Растянуть губы в улыбку. Двери-губы гибкие
Собрать губы в «трубочку». Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
Сказка «Домашняя».
Ø Широко открывать рот и Язык в ротике живёт.
максимально высовывать Никогда не устаёт.
язык изо рта.
Ø Рот закрыть и массировать указатель- Очень любит чистоту
ным пальцем круговую мышцу рта, про- В домике своём – во рту.
водя вокруг губ.
Ø Открывать и закрывать рот. Двери шире открывает:
Воздух свежий он впускает.
Ø Широко открыть рот и удерживать И пока он убирает,
его в таком положении 10 сек. Домик свой не запирает.
Ø Максимально открыть рот. Прово- А теперь наш Язычок
дить широким языком по нёбу впе- Моет нёбо-потолок.
рёд-назад.
Ø Рот открыть и не закрывать. Сделать Время даром не теряет:
широким. «Обнять» языком всю верх- Губы-двери вытирает.
нюю губу, облизать её, убирая язык
вглубь рта.
Ø Рот держать широко открытым. Моет двери он вторые –
Облизывать языком верхние и ниж- Наши зубы. Ротик шире.
ние зубы с внутренней и внешней
стороны.
Ø Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Чистит стены. Это щёки.
Проводить языком по внутренней Взял щетинистые щётки.
стороне щёк, массируя их.
Ø Рот открыть и не закрывать. Улыб- Вот теперь он всё убрал,
нуться. Медленно щёлкать языком, На лошадке поскакал.
присасывая его к нёбу. Растягивать
подъязычную связку.
III. Отработка артикуляционных упражнений родителями у зеркала.