Занятия 1-2. Массаж в нормализации мышечного тонуса при стертой дизартрии

Познакомить родителей с основными приемами укрепляющего и расслабляющего массажа речевой мускулатуры и движениями по массажным линиям.

I. Методические указания к проведению расслабляющего массажа.

1. Этот вид массажа используется при повышенном мышечном тонусе.

2. Массаж проводится в медленном темпе.

3. Основными приемами массажа являются поглаживание и легкая вибрация.

4. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.

5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом.

II. Демонстрация расслабляющего массажа.

III. Освоение родителями приемов расслабляющего массажа и движений по массажным линиям.

IV. Методические указания к проведению активизирующего (укрепляющего) массажа.

1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.

2. Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.

3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.

4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно

5. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.

V.Демонстрация укрепляющего массажа.

VI. Освоение родителями приемов укрепляющего массажа и движений по массажным линиям.

Занятия 3-4. Использование артикуляционной гимнастики для нормализации артикуляционной моторики

I. Методические указания к проведению артикуляционной гимнастики.

· Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом сидя.

· Каждое упражнение повторять 5-6 раз.

· Следить за качеством выполняемых ребёнком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому).

· Следить за тем, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

· Добиваться того, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

· Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

II. Демонстрация артикуляционных упражнений.

Знакомство с Язычком и его домиком.

Ø Широко открывать рот. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лёг.

Ø Надувать и втягивать щёки. В этом доме две стены.

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

Ø Вращать нижней челюстью. Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

Ø Широко открыть рот. Потолок вверху, внутри.

Погладить языком по нёбу. Это нёбо. Посмотри.

«Постучать» языком по нёбу. Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Ø Широко улыбнуться. Вход в дом двери запирают.

Обнажить верхние Двери разные бывают.

и нижние зубы. Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надёжно.

Ø Растянуть губы в улыбку. Двери-губы гибкие

Собрать губы в «трубочку». Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Сказка «Домашняя».

Ø Широко открывать рот и Язык в ротике живёт.

максимально высовывать Никогда не устаёт.

язык изо рта.

Ø Рот закрыть и массировать указатель- Очень любит чистоту

ным пальцем круговую мышцу рта, про- В домике своём – во рту.

водя вокруг губ.

Ø Открывать и закрывать рот. Двери шире открывает:

Воздух свежий он впускает.

Ø Широко открыть рот и удерживать И пока он убирает,

его в таком положении 10 сек. Домик свой не запирает.

Ø Максимально открыть рот. Прово- А теперь наш Язычок

дить широким языком по нёбу впе- Моет нёбо-потолок.

рёд-назад.

Ø Рот открыть и не закрывать. Сделать Время даром не теряет:

широким. «Обнять» языком всю верх- Губы-двери вытирает.

нюю губу, облизать её, убирая язык

вглубь рта.

Ø Рот держать широко открытым. Моет двери он вторые –

Облизывать языком верхние и ниж- Наши зубы. Ротик шире.

ние зубы с внутренней и внешней

стороны.

Ø Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Чистит стены. Это щёки.

Проводить языком по внутренней Взял щетинистые щётки.

стороне щёк, массируя их.

Ø Рот открыть и не закрывать. Улыб- Вот теперь он всё убрал,

нуться. Медленно щёлкать языком, На лошадке поскакал.

присасывая его к нёбу. Растягивать

подъязычную связку.

III. Отработка артикуляционных упражнений родителями у зеркала.

Наши рекомендации