Раздел 2. обучение навыкам формирования произносительной стороны речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Занятия 1-2. Основные закономерности речевого развития ребенка в онтогенезе
Становление речи у ребенка первого года жизни представляет собой условно-рефлекторный процесс. При нормальном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения – физиологической эхолалии.
Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Он является подготовительным в развитии детской речи и делится на четыре этапа: I этап (0 -3 месяца) характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций; II этап (3-6 месяцев) – время появления голосовых реакций, гуления, лепета; III этап (6 -10 месяцев) - начало развития понимания речи, активного лепета; IV этап (10 -12 месяцев) - время появления первых слов.
Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. Из звуков кряхтения, натуживания, стона, хныкания уже на первой неделе можно выделить звуки: «кхе, гхх, аф, пм, пб» и др.
В 2 -4 месяца у ребенка появляются короткие звуки – гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. В период гуления ребенок произносит много звуков: «а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф». При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.
С 4 – 5 месяцев у ребенка наступает период лепета. В это время отмечается повторение отдельных звуков и слогов. Сначала ребенок сам более четко, чем раньше, говорит: «мам, ма-ма-ма, бу-бу, тя-тя-тя», т. е повторяет одни и те же слоги и звукосочетания. Вскоре он начинает повторять за взрослым отдельные звуки, слоги и к году говорит 10 – 20 слов.
Начиная с 4 -5 месяцев с ребенком следует говорить только правильным языком, не подделываясь, даже невольно, под его речь. Ребенку нужно предлагать короткие простые слова, при этом говорить медленно, отчетливо, связывая каждое новое слов с предметом, который дают малышу.
К 10 месяцам формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Все это стимулирует скачок в мотивационной сфере ребенка. Мать систематически обращает свое внимание на различные объекты окружающей действительности и тем самым выделяет их голосом, своими эмоциями.
Постепенно растет и уровень понимания речи. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. В период от 6 до 10 месяцев малыш понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму». «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. а с 10 до 12 месяцев понимает названия только предметов и игрушек.
В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ребенка достигает 200 – 400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произносят их совсем непонятно, например: «дать буку» (дай булку), «титети» (конфеты).
Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внимательно вслушиваться в речь малыша, понимать ее и повторять правильно те слова, которые он искажает. Слыша правильное произношение слов, ребенок постепенно будет исправлять свою речь.
Чем младше ребенок, тем меньше он способен анализировать свое произношение. Детям интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения они не замечают. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
Период от двух до трех лет характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, иногда ими самими придуманное, только потому, что им нравится, как оно звучит.
К трем годам ребенок уже располагает достаточным по объему активным словарем, в общении пользуется развернутыми фразами. Малыш много говорит, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает их и пересказывает. Но речь его еще неправильна. Ребенок испытывает трудности в произношении многих звуков, так как движения органов артикуляции еще неточны и не дифференцированны, он недостаточно хорошо различает близкие по артикуляции или акустическим признакам звуки. Многие звуки дети не произносят, заменяют или искажают. Вместе с тем дети этого возраста способны замечать неправильное произношение у своих товарищей. Ребенок обращает внимание на собственное произношение, постепенно улучшает его, т.е. начинает ориентироваться в звуковом составе слова.
В период от 3 до 7 лет продолжается развитие всех сторон языка. К 5 годам заканчивается процесс овладения произношением. Ребенок может связывать до 10 слов в предложении, может построить пересказ или рассказ без вопросов взрослого. Улучшается фонематическое восприятие, ребенок дифференцирует звуки по их признакам: твердости-мягкости, звонкости-глухости.
В шесть лет ребенок правильно произносит все звуки, имеет хороший словарный запас (около 4000 слов), правильно пользуется грамматическими формами и категориями, а также свободно пользуется монологической речью. К моменту поступления в школу речь совершенствуется.