Занятие 12. Система коррекционно-логопедической работы по формированию просодических компонентов речи (темп, ритм, интонация)
Ритм– равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и т. п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т. п.).
Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни). Выделим характерные особенности ритма:
внутренняя организация– то есть ритм обладает способностью организовывать, упорядочивать хаотичные элементы;
повторяемость– для ритма характерно повторение, чередование одних и тех же элементов;
размеренность– в противоположность спонтанности ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность).
Ритмическая способность занимает особое место в развитии речи ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для ребенка форме: ритмических упражнениях и играх.
Использование ритма в развитии речи начинается с подготовительного этапа – знакомства с текстом(и движениями, если они присутствуют): взрослый многократно повторяет текст, одновременно показывая необходимые движения, а ребенок наблюдает и запоминает. На этом этапе от ребенка не требуется активного участия, главная цель – чтобы произведение стало знакомым, узнаваемым, «своим». Достигнута эта цель или нет, обычно можно увидеть по реакции ребенка. Если ребенок узнаёт текст и ему нравится игра, возникает эмоциональная реакция – он улыбается, прислушивается, может принести соответствующую игрушку или книжку с картинками, иногда ребенок по собственной инициативе делает попытки повторить за взрослым движения, договаривает обрывки-окончания слов. Обычно этап знакомства с текстом не занимает много времени.
После того, как ребенок запомнил текст, становится возможным вовлечение ребенка в игру, побуждение к использованию им активной речи: ребенок учится повторять за взрослым необходимые движения, проговаривать слова и фразы из текста, допевать слова и строчки в песенках. Для этого при чтении или пении взрослый делает паузы, пропуская в речи части текста. Таким образом, ребенку предоставляется возможность договорить или допеть часть знакомого текста. Сначала ребенок может назвать последнее слово в строке, в другой раз – договорить или допеть два последних слова, а потом и целую строку.
Однако часто случается, что дети не понимают или плохо понимают значение текста, из-за чрезмерной поэтической образности, большого количества незнакомых слов и выражений и пр. Чтобы восприятие малышами текста было осмысленным, сами тексты стихотворений, потешек, загадок и песенок должны отвечать ряду условий:
Ø Объем. Тексты не должны быть длинными, особенно на начальном этапе работы. Короткие тексты легче запоминаются детьми, позволяют организовать игру «на одном дыхании» – внимание малышей не рассеивается, они не переутомляются. Кроме этого, недлинные тексты удобны и для взрослого, так как все предлагаемые детям стихи и песни, а также сопровождающие их движения должны быть выучены наизусть, что обеспечивает ритмичность (заминки в ходе игры недопустимы).
Ø Уровень сложности. Тексты должны быть простыми по содержанию – состоять из слов, доступных пониманию малышей, знакомых им по опыту, по книжкам, мультфильмам и пр. Например, дети могут в жизни общаться с животными и птицами – кошкой, собакой, рыбками, попугаем дома, а голубя, воробья и ворону видеть на улице. С другими животными – волк, лиса, заяц и др. – дети знакомятся, слушая сказки. Кроме этого, по звуковому составу тексты не должны содержать сложных в повторении слов, недоступных для воспроизведения детьми данного возраста и уровня речевого развития.
Ø Стихотворные размеры и рифмы. Тексты должны быть гармоничными, рифмы легкими и естественными, не надуманными, а логичными и легко запоминающимися. В этом случае рифмы в стихах, повторяющиеся куплеты в песнях легко воспроизводятся, облегчают, а не затрудняют запоминание и воспроизведение.
Ø Наличие повторяющихся элементов. В текстах должны присутствовать повторяющиеся элементы – слова, фразы или целые куплеты. Этот прием очень часто используется в текстах народных сказок и потешек. Построенный таким образом текст очень гармонично воспринимается детьми раннего возраста. Принцип повторяемости при изучении простых стихотворений-четверостиший обеспечивается за счет многократного повторения самого стихотворения.
Слова и словосочетания, которые предлагаются детям для самостоятельного проговаривания (договаривания, допевания), подчеркнуты. Подбирайте тексты в зависимости от возраста детей, их возможностей.
Тексты подразделяются на следующие разделы:
ü короткие стихотворения и потешки– договаривание слов и строк;
ü потешки, детские песни– ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией;
ü рифмованные загадки– договаривание рифмы (слово-отгадка).
Одной из важнейших задач является воспитание умеренного темпа речи. Необходимо учить детей произносить слова и фразы не торопясь, выдерживая между фразами небольшие паузы, не допускать необоснованных остановок, вырабатывать плавность речи и умение осуществлять самоконтроль за собственным речевым высказыванием.
Отклонение от нормального темпа речи у детей может быть в сторону ускорения, что указывает на преобладание процесса возбуждения над торможением и на еще недостаточный контроль детей за собственной речью.
При ускоренной речи звуки и слова произносятся быстрее, чем это принято в норме, длительность пауз между словами и фразами сокращается, при этом, как правило, ухудшается артикуляция звуков, страдает произношение, так - как выпадают отдельные звуки, не договариваются окончания слов. При ускоренной речи обычно наблюдается и повышение ее громкости.
Замедленный темп речи характеризуется тем, что слова произносятся , несколько растянуто, паузы между словами и фразами удлиняются. Такой темп речи свойственен детям физически ослабленным, имеющим речевые недостатки. Замедленный темп речи делает ее монотонной, плохо воспринимаемой слушателями.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК