Занятие 7. Формирование базы знаний о правилах и приемах проведения логопедического массажа

Опыт работы показал, что максимально ранняя диагностика и помощь детям, имеющим задержку речевого развития, дает наиболее положительные результаты.

На начальных этапах коррекционно-логопедического воздействия очень важны дифференцированный логопедический массаж языка и пассивная артикуляционная гимнастика языка. Ребенок еще не может самостоятельно выполнять различные артикуляционные движения, и в результате раннего логопедического вмешательства появляется возможность значительно уменьшить речевые расстройства, а в ряде случаев успешно их предотвратить.

Одним из важнейших способов доречевой логопедической помощи детям является логопедический массаж мышц языка. Логопедический массаж начинается с массажа лица, далее переходим к массажу губ, а затем уже в полости рта ребенка. Массаж язычной мускулатуры является наиболее сложным элементом логопедического массажа. Необходимо помнить, что зона рта является очень чувствительной, у многих детей наблюдается выраженный рвотный рефлекс, поэтому различные манипуляции в этой области начинаем проводить очень аккуратно. При спастичности язычной мускулатуры массаж проводится легкими, расслабляющими движениями, при гипотонии более активными и интенсивными. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

• зондовый массаж;

• пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

• массаж деревянным или металличе­ским шпателем;

• массаж зубными щетками (различны­ми по материалу, форме, жесткости щетины, размеру); при массаже используются как щетина, так и палоч­ка щетки.

Массаж языка не следует проводить сразу после кормления. Перед проведением массажа необходимо выяснить, насколько у ребенка выражен рвотный рефлекс. При ярко выраженном рвотном рефлексе надо определить границу глоточного рефлекса и с каждым последующим массажем языка понемногу заходить за эту границу.

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

• поглаживание языка в различных на­правлениях:

— от корня языка к кончику (воздей­ствие на продольные мышцы);

— от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);

— круговые, спиралевидные движе­ния;

• похлопывание языка, начиная с кон­чика, продвигаясь постепенно к кор­ню и обратно (ритмичные надавли­вания воздействуют на вертикальные мышцы);

• «прокачивание» — легкие вибрирую­щие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку);

• массаж верхнего подъема языка, рас­тягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);

• легкое покалывание языка;

• «перетирание» языка марлевой сал­феткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительно­сти ребенка к марле);

распластывание языка маленькой спринцовкой (сложенная в два раза большая часть спринцовки — во рту; кончик — снаружи)

Ребенок не должен испытывать резких отрицательных эмоций, что может вызвать дополнительную спастичность мышц и оживление рефлекторной зоны (кусательного или рвотного рефлексов).

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако, надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей.

Существуют противопоказания к массажу. Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюктевиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Порядок и приемы проведения логопедического массажа(см. Приложение 2)

Практика показала, что в результате проведения логопедического массажа и последующей пассивной гимнастики, язык становится более гибким и подвижным, пассивные движения языка – более свободными. Постепенно механическая помощь сокращается, происходит переход от пассивной к пассивно-активной артикуляционной гимнастике. Затем, когда ребенок научится удерживать определенное положение язычка, заданную артикуляционную позу, произвольно менять артикуляционные положения языка, можно приступать к выполнению активных артикуляционных упражнений.

Наши рекомендации