Упражнения для пальчиковой гимнастики
Дед - обведите руками сверху вниз воображаемую бороду.
Баба - изобразите, как подвязывают под подбородком уголки платка.
Репка - двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы.
Бантик - сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.
Шарик - округлите ладони, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга.
Собака - средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки - это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх - это «уши».
Кошка - средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки.
Мышка - кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.
Лягушка - сожмите руку в кулак (большой палец спрячьте) - получится «голова» лягушки. Высвободите указательный палец и мизинец, слегка согните их - у лягушки появились «глаза».
Зайчик - пальцы сжать в кулачок, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушами».
Волк - соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведёнными в сторону. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы - это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».
Лиса - упражнение «Лиса» выполняется так же, как и упражнение «Волк». Однако лисья мордочка острее, чем волчья,
поэтому придется согнуть не только указательные пальцы, но и средние. Большие пальцы, изображающие уши, чуть согните.
Медведь - обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол - это «ноги» медведя. Средний палец согните - получится медвежья «голова».
Печка - согните пальцы под прямым углом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните - это «печная труба».
Окошко - пальцы обеих рук округлите и сложите в виде овального окошка.
Деревья - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Ёлочка - развернув ладони к себе, переплести пальцы так, чтобы они оказались на ладонях. Затем вывернуть ладони от себя, показывая «ёлочку» другим детям.
Грибок - на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округлённую ладонь другой. Затем поменять руки.
Ягода - левой рукой изобразите ветку с ягодами. Для этого расслабьте кисть, пальцы опустите вниз. Пальцами правой руки «снимайте» с веточек ягоды по очереди с каждой маленькой веточки-пальчика.
Домик - ладони соедините под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх - это «труба».
Пирожки - перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки.
Пенёк - кулак, поставленный на стол.
Корзина - пальцы переплести «замочком». Ладони повернуть лицом и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы, - это «ручка» корзинки.
Корова - пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец раздвиньте в разные стороны - получатся «рога».
Лошадь - правую ладонь держите горизонтально, тыльной стороной наружу - это «морда» лошади. Поднимите большой палец. Сверху обхватите правую ладонь левой, большой палец левой руки поднимите. Большие пальцы обеих ладоней - это «уши», остальные пальцы левой ладони - это «грива».
Коза - вытянуть указательный палец и мизинец. Остальные пальцы сжать в кулак.
Гусь (утка) - предплечья поставить вертикально, ладони под прямым углом к ним. Указательный, средний и безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу и опираются кончиками на подушечку большого пальца.
Петушок - кончики указательного и большого пальцев соединить и вытянуть вперед. Остальные пальцы развести и поднять вверх.
Курочка - выполнить упражнение «Петушок», а затем согнуть средний палец, безымянный и мизинец.
Горошек (бобы) - постучать указательным пальцем по столу.
Стол - правую руку сжать в кулачок. Сверху положить выпрямленную ладонь левой руки. Затем можно поменять руки.
Стул - левую руку согнуть в локте и держать вертикально. К нижней части ладони приставить сжатую в кулачок правую руку. Затем поменять руки.
Веник - кончиками растопыренных пальцев водите по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.
Моем посуду - положите одну ладонь на другую и делайте круговые движения, как будто моете тарелки.
Стирка - потрите кулаки друг о друга, будто вы стираете белье.
Утюг - ладонью скользите по столу вперед-назад, как будто гладите утюгом.
Речка (ручеек, дорожка) - поставить ладони на ребро параллельно друг другу (расстояние между ними может быть любым). Плавными движениями вправо-влево двигать ладони вперед.
Дождик (снег, капель) - поднять руки вверх и медленно опускать их, быстро шевеля пальцами.
Солнышко - согните руки в локтях, скрестите и поднимите, прижав друг к другу запястья. Пальцы обеих рук раздвиньте в стороны - это солнечные «лучи».
Бабочка - прижмите ладони друг к другу - бабочка сложила крылья. Разведите ладони в стороны, руки остаются соединенными лишь в области запястья - бабочка «машет крыльями».
Пчела (оса, шмель) - пальцы сожмите в кулак. Выпрямите указательный палец, повращайте им в разные стороны. Не забудьте пожужжать.
Жук - пальцы сожмите в кулак. Указательный и мизинец выпрямите, разведите в стороны, пошевелите ими - это «усы» жука. Пожужжите.
Комар - покажите пальчиковое упражнение «Пчела», но при этом не жужжите, а произносите звук «з-з-з...».
Паук - широко разведите и поставьте на стол все пять пальцев - это «ноги»паука. Мелкими шажками двигайте пальцы по столу.
Паутина - широко разведите пальцы на обеих руках, а затем сложите пальцы правой руки на пальцы левой так, чтобы они пересекались, как нити паутины.
Рыбка - ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные - хвост.
Водоросли - поставьте ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
Волны - согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни - руки сожмите в кулаки и положите на стол.
Рак - прижмите кулаки друг к другу. Большие пальцы находятся сверху, а указательные и средние вытянуты вперед - это «клешни» рака; подвигать пальцами - так действуют «клешни».
Птички летят - пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз.
Гнездо - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.
Змея - положите руку на стол, слегка округлив ладонь, - это змеиная «голова». Совершая зигзагообразные движения, продвигайте руку вперед, как будто змея ползет.
Слон - сожмите кулак, вытяните только средний палец и опустите его вниз - это «хобот» слона. Покачивайте средним пальцем вверх-вниз.
Жираф - поднимите руку, согнутую в локте, вверх. Большой, указательный и средний пальцы сложите щепотью, а безымянный и мизинец поднимите вверх - это «рожки» жирафа.
Бегемот - положите ладонь одна на другую, слегка округлив их. Раскройте ладони - это бегемот разинул «пасть».
Страус - поднимите согнутую в локте руку. Сложите пальцы щепотью, большой палец - напротив остальных - это голова с большим «клювом». Повращайте «головой» из стороны в сторону, как будто страус смотрит по сторонам.
Крокодил - положите ладонь на стол. Большой палец спрячьте под ладонь. Указательный и мизинец - это «глаза» - согните и прижмите соответственно к среднему и безымянному пальцам.
Мороз - дышим на руки и растираем ладони от «холода».
Литература
1. Белинский, В. Г. О детской литературе / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. - М., 1954.
2. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991.
3. Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет / Е. А. Борисова // Логопед. - 2006. - № 1.
4. Быстрова, А. Г. Логосказки / А. Г. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб. : КРО, 2001.
5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М. : Изд. центр «Академия», 1999.
6. Гаврина, С. Е. Учимся понимать друг друга / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова [и др.]. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2004.
8. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. - М. : Просвещение, 1985.
9. Лесные хоромы : рассказы, сказки, стихи, загадки. - М.: Детская литература, 1989.
10. Лопухина, И. Логопедия - речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И. Лопухина. - СПб.: Дельта, 1997.
11. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры : пособие для практических работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2000.
12. Михайлова, А. Современный ребёнок и сказка / А. Михайлова.-М., 2002.
13. Народные русские сказки / сост. А. Н Афанасьев; худож. Т. Маврина. - М.: Художественная литература, 1991.
14. Прописнова, Т. 3. Круглый год нас праздник ждет / Т. 3. Прописнова. - Ярославль : Академия развития, 2007.
15. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова ; худож. Е. Смирнов. - М. : ЭКСМО - Пресс, 2002.
16. Семенова, С. И. Уроки добра : коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С. И. Семенова. - М.: АРКТИ, 2002.
17. Сказки для самых маленьких. - М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2002.
18. Сказки зарубежных писателей : сборник : [переводы]. - М. : Аорист, 1992.
19. Сорокина, Д. А. Дидактические игры в детском саду / Д. А. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982.
20. Сутеев, В. Сказки / В. Сутеев. - М., 2006.
21. Тарабарина, Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина. - Ярославль : Академия развития, 1996.
22. Тихомирова, И. И. В них есть добро, любовь и счастье: творческое чтение сказок / И. И. Тихомирова // Начальная школа. Плюс до' и после. - 2003. - № 8.
23. Ткаченко, Т. А. Речь и моторика / Т. А. Ткаченко. - М. : Экс- мо, 2007.
24. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2005.
25. Тришина, Е. С. Сказка как средство нравственного воспитания / Е. С. Тришина // Начальная школа. Плюс до и после. - 2004. - №2.
26. Тушканова, О. И. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему / О. И. Тушканова. - М. : ВОЦРО, 1997.
27. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - Т. 1. - М., 1974.
28. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2004.
29. Хрестоматия для дошкольников : пособие для воспитателей и родителей / сост. Н. П. Ильчук [и др.]. - М.: ACT, 1998.
[1] Здесь и далее цифры в квадратных скобках обозначают порядковый номер цитируемой работы по списку литературы, размещённому в конце пособия, - см. с. 149-150.
[2] ' Здесь и далее упражнения для пальчиковой гимнастики см. в Приложении, с. 144-148.