Инструкторам по физкультуре
ББК 7.100.58 С59
ИНСТРУКТОРАМ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ,
ВОСПИТАТЕЛЯМ И ПРОСТО ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ
ISBN 978-5-89814-8I0-2 |
Соколова Л. А.
CS9Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошколь-
ников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
2013, —80 с.
ISBN 978-5-89814-810-2
В книге представлены комплексы утренних гимнастик, составленные с учетом возрастных особенностей детей (от 2,5 до 4 лет и от 5 до 7 лет). В основе каждого комплекса — занимательный сюжет, что позволяет не только сделать занятия физкультурой интересными для детей, но и развивать память дошкольников.
Издание предназначено для инструкторов по физкультуре и других специалистов ДОУ, а также может быть полезно родителям и гувернерам в домашних занятиях с детьми.
ББК 7.100.58
©Соколова Л. А., 2012
© Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
Здравствуйте, дорогие коллеги, а также заботливые мамы, папы, бабушки и дедушки! Представляю вашему вниманию книгу с комплексами утренних гимнастик. Но не просто зарядки наполнили ее! Проработав много лёт в детском саду инструктором по физкультуре, я не понаслышке знаю, как любят дети, когда зарядка превращается в маленькое приключение или сказочное путешествие, когда знакомая с первых лет жизни сказка вдруг открывается с другой стороны. Дети начинают не просто хорошо выполнять упражнения, в их глазах зажигаются маленькие искорки! И тут уж даже самые нерадивые и грустные детишки включаются в занятие, превращаются в настоящих артистов. Да и как иначе? Ведь они не просто выполняют прямой галоп, а скачут на лошадках, не бегут, а едут в пожарной машине на пожар. Они даже не замечают, что их тело при этом получает физическую нагрузку. Дети играют и в процессе игры укрепляют свой организм.
Свою книгу я постаралась сделать максимально удобной в использовании на практике. Утренние гимнастики составлены с учетом возрастных особенностей детей и разделены по возрастам: от 2,5—3 до 4 лет; от 5 до 7 лет.
В комплексы входят небольшие речевки — они есть почти в каждой зарядке. Дети будут и играть, и заниматься физкультурой, и развивать память. А это еще один плюс.
Итак, приглашаю вас на сюжетную утреннюю гимнастику.
Желаю здоровья и успехов вам и вашим детям!
До встречи в следующих книгах!
Л. А. Соколова
СКАЗКИ
КОМПЛЕКСЫ УТРЕННИХ ГИМНАСТИК
ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«КОЛОБОК»
Для детей 2,5—4 лет
Вводная часть
Инструктор. Сегодня мы с вами побываем в сказке «Колобок». А начиналась она так... Жили-были дед и баба. Попросил дед бабку испечь Колобок.
Дети ходят друг за другом по кругу обычным шагом, хлопая в ладоши («бабка лепит Колобка»).
Корригирующая ходьба по кругу
Инструктор рассказывает сказку, дети выполняют движения.
Надоело Колобку лежать на окошке, стал он поворачиваться с боку на бок.
Дети ходят вперевалочку.
А потом прыгнул с окна на лавку, с лавки на травку... Прыгают на двух ногах в полуприседе, руки на поясе. И покатился в лес.
Ходят в приседе, руки на коленях.
Инструктор. Катится Колобок по лесной тропинке {обычный бег друг за другом, руки крутят перед собой «барабанчик»). Быстро катится (быстрый бег). Устал, решил отдохнуть, свежего лесного воздуха вдохнуть.
Упражнение на восстановление дыхания
Развести руки в стороны, — глубокий вдох через нОс. Положить руки на живот, слегка надавить — выдох через рот.
Повторить 2—3 раза.
Построение в звенья для общеразвивающих упражнений.
Общеразвивающие упражнения
Инструктор. Отдыхает Колобок. Вдруг выскакивает навстречу Зайка. Хотел лопоухий съесть Колобка, да где там! «Зайка» И. п.: ноги на ширине плеч^руки приставлены к голове, как
ушки у зайца.
Выполнять наклоны в стороны, сказать: «Колобок, Коло
бок, я тебя съем!»
Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Покатился Колобок дальше да Волка встретил. Почуял серый Волк Колобка, завыл от голода.
«Серый Волк»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, как
лапы у волка.
Повернуться вправо, Волк воет: «У-у!» Вернуться в и. п. То
же влево.
Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
Инструктор. Испугался Колобок, спрятался от Волка.
«Спрятался Колобок»
И. п.: ноги на «узкой дорожке», руки на поясе.
Присесть, закрыть ладошками глаза. Вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Покатился Колобок дальше. Встречается ему Медведь. Обрадовался Медведь.
«Медведь косолапый»
И. п.: сидя, ноги скрестно, руки на коленях.
Выполнять перекаты на ягодицах влево-вправо.
Повторить 4—6 раз в каждую сторону.
Инструктор. Катится Колобок дальше. А навстречу Лисичка-сестричка. Понравился ей Колобок. Стала она с ним прыгать и скакать!
«Лиси чка-сестри чка»
И. п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях у груди, как лапки у лисички.
Выполнять прыжки на двух ногах вперед-назад в сочетании
с ходьбой на месте.
Повторить 3 раза по 5—7 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Заключительная часть
Инструктор. Попрыгали-поскакали Лисичка с Колобком, а потом показала она ему дорогу к дому. Колобок и покатился (обычная ходьба друг за другом по кругу). А уж когда дом родной увидел, то и вовсе побежал! (Обычный бег по кругу?)
Упражнение на дыхание
Дети грозят то одним, то другим пальчиком со словами: «Колобок! Колобок! Не попадайся на зубок!»
Для детей 5—7 лет Вводная часть
Инструктор. Сегодня мы с вами побываем в сказке «Колобок». А начиналась она так... Жили-были дед и баба. Попросил дед бабку испечь Колобок.
Дети ходят друг за другом по кругу обычным шагом, хлопая в ладоши («бабка лепит Колобка»).
Корригирующая ходьба по кругу \
Инструктор рассказывает сказку, дети выполняют движения.
Надоело Колобку лежать на окошке, стал он поворачиваться с боку на бок.
Дети ходят вперевалочку на четвереньках с опорой на ладони и стопы.
А потом прыгнул с окна на лавку, с лавки на травку... Прыгают на двух ногах в полуприседе, руки на поясе. И покатился в лес.
Ходят в приседе, руки на коленях.
Инструктор. Катится Колобок по лесной тропинке (обычный бег в колонне по одному, обегая кубики, руки крутят перед собой «барабанчик»). Быстро катится (быстрый бег). Устал, решил отдохнуть, свежего лесного воздуха вдохнуть.
Общеразвивающие упражнения
Инструктор. Отдыхает Колобок. Вдруг выскакивает навстречу Зайка. Хотел лопоухий съесть Колобка, да где там!
«Зайка» \
И. п.: ноги на ширине плеч, руки приставлены к голове, как
ушки у зайца. /
1—4 — попеременные движения кистями рук («заяц шевелит ушками»);
5—8 — наклоны в стороны, сказать: «Колобок, Колобок, я
тебя съем!»
Повторить 5—6 раз в каждую сторону.
Инструктор. Покатился Колобок дальше да Волка встретил. Почуял серый Волк Колобка, завыл от голода.
«Серый волк»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, как
лапы у волка.
Повернуться вправо, вытянуть «лапы» вперед, завыть, как
волк: «У-у!» Вернуться в и. п. То же влево.
Повторить 5—6 раз в каждую сторону.
Инструктор. А Колобок побыстрее покатился и убежал от Волка. Стало ему весело от того, как он от Волка убежал, он и засмеялся.
«Колобок смеется!»
И. п.: ноги чуть шире плеч, руки свернуты на груди калачиком.
1—3 — наклониться вперед, посмеяться: «Ха-ха-ха!»
4 — вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Покатился Колобок дальше. Встречается ему Медведь. Идет Медведь, с ноги на ногу переваливается. Увидел Медведь Колобка, обрадовался.
«Медведь косолапый»
И. п.: сидя, ноги скрестно, руки на коленях.
Выполнить перекаты на ягодицах влево-вправо. Повторить 6—8 раз в каждую сторону.
Инструктор. Присел Колобок и спрятался от Медведя.
«Прятки с Медведем»
И. п.: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Присесть, закрыть ладонями глаза. Вернуться в и. п. Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Перехитрил Колобок Медведя косолапого да дальше покатился. «Катится Колобок»
И. п.: сидя на полу, обхватив колени руками, пригнув голову к коленям.
Выполнять перекаты вперед-назад — спина круглая, голова у коленей.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Катится Колобок дальше. А навстречу Лисичка-сестричка. Запел ей Колобок песенку, а Лисичка лежит и слушает.
«Лиси чка-сестри чка»
И. п.: лежа на животе, ноги согнуты в коленях, ладони под подбородком.
Выполнять встречные движения ногами, качать головой влево-вправо.
Повторить 8—10 раз.
Инструктор. Понравился Лисичке Колобок. Стала она с ним прыгать и скакать!
«Лисичка с Колобком подружилась!»
И. п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях у груди, как лапки у лисички.
Прыгать на двух ногах влево-вправо в сочетании с ходьбой на месте.
Повторить 3 раза по 8—10 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Заключительная часть
РТнструктор. Попрыгали-поскакали Лисичка и Колобок, а потом показала она ему дорогу к дому. Колобок и покатился {обычная ходьба в колонне по одному по кругу). А уж когда дом
родной увидел, то и вовсе побежал! {Бег с закрытыми глазами по кругу, обычный бег в «змейке».)
Упражнение на дыхание
Дети грозят то одним, то другим пальчиком со словами: «Колобок! Колобок! Не попадайся на зубок!»
КОМПЛЕКСЫ УТРЕННИХ ГИМНАСТИК
ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«РЕПКА»
Для детей 2,5—4лет
Вводнаячасть
Инструктор. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказку «Репка». Давайте вспомним, как она начиналась. Жили-были дед и баба. И был у них огород {обычная ходьба друг за другом по кругу).
Заключительная часть
Инструктор. Пошли они все вместе домой и наварили каши (ходьба друг за другом по кругу, положив руки на плечи впереди идущему). Наелись все каши. Побежали Жучка, кошка да мышка по домам {бег друг за другом по кругу, обычная ходьба). 10
Упражнение на дыхание
Дети. Репку дружно мы тащили, кашу вкусную сварили.
Для детей5—7 лет
Вводная часть
Инструктор. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказку «Репка». Давайте вспомним, как она начиналась. Жили-были дед и баба. И был у них огород (обычная ходьба в колонне по одному по кругу).
Корригирующая ходьба по кругу__ —
Инструктор рассказывает сказку, дети выполняют движения.
Пошел дед репку сажать.
Дети ходят вперевалочку на внешних сторонах стоп.
Погода хорошая. Птички чирикают.
Прыгают на двух ногах с продвижением вперед, взмахивая
руками, как крылышками. Солнышко светит. Ходят на носках, руки в стороны, пальцы растопырены.
Вдруг дождик закапал!
Ходят на пятках, руки вверху, встряхивают кистями рук. Инструктор. Закрылся дед руками от дождя, побежал скорее (обычный бег друг за другом, руки над головой «домиком»). Бежит, через грядки перепрыгивает (прямой галоп). Вдоль забора бежит (боковой галоп). Но тут неожиданно дождь закончился. С облегчением вздохнул дед.
Упражнение на восстановление дыхания Руки через стороны вверх до уровня плеч — глубокий вдох через нос; резко опустить руки вниз — выдох через рот. Повторить 2—3 раза.
Построение в звенья для общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражненияИнструктор. Собрался дед репку сажать, а лопаты-то и
нет. Где лопата? «Где лопата?»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять плечи, развести руки в стороны («удивился дед»), сказать: «Где лопата?» Вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. А лопата-то вот где — позади лежит. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая! «Вот какая репка!» И. п.: ноги чуть шире плеч, руки на поясе.
Наклониться вперед, развести руки в стороны. Вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет дед, а вытянуть не может. «Не вытянуть деду репку»
И. п.: ноги шире плеч, руки внизу сцеплены в «замок».
1 — наклониться;
2 — выпрямиться;
3—4--- «вытереть со лба пот».
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Позвал дед бабку. Стали они по-другому репку тащить. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
«Бабка»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты полукольцом перед собой.
Выполнять наклоны в стороны. Повторить 5—6 раз в каждую сторону. Инструктор. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. «Внучка»
И. п.: ноги на «узкой дорожке», руки соединены внизу.
Присесть, не разгибаясь, выпрямить ноги — «потянуть репку», вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Прибежала на помощь собака Жучка. Ухватились все друг за друга. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
«Жучка»
И. п.: стоя на четвереньках. «Повилять хвостиком». Вернуться в и. п. Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Позвала Жучка своих друзей — кошку да мышку. Прибежали они дружно. «Кошка да мышка» И. п.: в упоре сидя.
1 — принять упор лежа, опираясь на руки, прыжком вы
прямить ноги;
2 — вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Все вместе вытянули репку. Обрадовались
они! Запрыгали возле репки. «Вытянули репку!»
И. п.: основная стойка, руки на поясе. Выполнять серию прыжков:
• прыжки на двух ногах на месте с хлопками над головой;
• прыжки на двух ногах из стороны в сторону;
• перескоки с левой ноги на правую.
Повторить 3 раза по 8—10 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Заключительная часть
Инструктор. Пошли они все вместе домой кашу варить (ходьба в колонне по одному по кругу, положив руки на плечи впереди идущему). А тут опять дождь пошел. Некогда дорогу выбирать. Поскакали все через грядки с морковкой, капустой (бег с высоким подниманием ног). Сильно дождь припустил! Быстро побежали все домой (бег взахлест). Забежали домой, отдышаться не могут, пыхтят как паровозы (обычная ходьба и упражнение на дыхание: «Уф! Уф! Уф!»).
Для детей 2,5—4 лет
Вводная часть
Инструктор. Пошла Машенька с подружками в лес за грибами да ягодами (обычная ходьба друг за другом по кругу).
Корригирующая ходьба по кругу
Инструктор рассказывает сказку, дети выполняют движения.
Вот она деревце за деревце, кустик за кустик — и отстала от подружек.
Дети ходят, чередуя ходьбу на носочках («деревца») с ходьбой в полуприседе («кустики»).
Стала она их звать. А подружки не слышат, не откликаются.
Ходят приставным шагом боком, руки на поясе. Бег
Инструктор. Заблудилась Машенька, забрела в самую чащу. Вдруг увидела она впереди дом. Обрадовалась Маша, побежала скорее к тому дому.
Обычный бег друг за другом, руки над головой «домиком».
Инструктор. Прибежала, вошла в дом да села на лавочку отдышаться.
Общеразвивающие упражнения
Инструктор. А в том доме жил большой Медведь, только его дома не было. Он по лесу гулял, свои владения проверял.
«Медведь»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. Повернуться вправо. Вернуться в и. п. То же влево. Повторить 4 раза в каждую сторону.
Инструктор. Вернулся Медведь домой, увидел Машеньку, обрадовался.
«Медведь радуется»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, пальцы растопырены.
1 — обхватить себя за плечи двумя руками;
2 — вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Стала Машенька думать, как от Медведя убежать, и придумала. Напекла пирожков, сложила их в большой короб и сама в него спряталась.
«Машенька спряталась»
И. п.: ноги на «узкой дорожке», руки опущены.
Присесть — закрыть глаза ладошками, вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Понес Медведь короб с пирожками бабушке и дедушке. Шел-шел, устал. И говорит: «Сяду на пенек,
съем пирожок!»
«Сяду на пенек, съем пирожок»
И. п.: сидя на пятках, руки лежат на коленях.
Встать на колени, погрозить пальчиком, сказать: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!» Вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Принес Медведь короб к воротам да в лес ушел. Заглянули дедушка с бабушкой в короб, а там Машенька.
«А вот и я!»
И. п.: ноги вместе, руки вверху, ладони развернуты от себя.
Прыгать на двух ногах на месте и махать руками.
Повторить 3 раза по 5—7 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Заключительная часть
Инструктор. Обрадовались бабушка с дедушкой. А Машенька обняла их и скорее домой побежала (бег друг за другом
по кругу).
Упражнение на дыхание
Дети. Очень ловкими мы были и здоровье укрепили.
Для детей 5—7лет
Вводная часть
Инструктор. Пошла Машенька с подружками в лес за грибами да ягодами (обычная ходьба в колонне по одному). Корригирующая ходьба по кругу
Инструктор рассказывает сказку, дети выполняют движения.
Вот она деревце за деревце, кустик за кустик — и отстала
от подружек.
Дети ходят, чередуя ходьбу на носочках («деревца») с ходьбой в полуприседе («кустики»).
Стала она их звать. А подружки не слышат, не откликаются.
Ходят приставным шагом боком, руки на поясе.
Заблудилась Машенька, забрела в самую чащу. Вдруг увидела она впереди дом.
Ходят семенящим шагом, руки «домиком» над головой. Бег
Инструктор. Обрадовалась она, побежала скорее к тому дому (обычный бег друг за другом). А дорога извилистая, как змейка между деревьев петляет (бег взахлест в «змейке», бег с высоким подниманием коленей). Прибежала, вошла вдом да села на лавочку отдышаться.
Общеразвивающие упражнения
Инструктор. А в том доме жил большой Медведь, только его дома не было. Он по лесу гулял, свои владенья проверял.
«Медведь»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. Повернуться вправо. Вернуться в и. п. То же влево. Повторить 4 раза в каждую сторону.
Инструктор. Вернулся Медведь домой, увидел Машеньку, обрадовался.
«Медведь радуется»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, пальцы растопырены.
1 — обхватить себя за плечи двумя руками;
2 — вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Стала Машенька думать, как от Медведя убежать, и решила напечь пирожков. Замесила она тесто. «Маша месит тесто»
И. п.: ноги чуть шире плеч, руки опущены, пальцы зажаты в кулаки.
1—3 — наклониться вперед под углом 90°, поочередно сгибать-разгибать руки («месим тесто»);
4 — разогнуться, «вытереть пот со лба».
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Напекла пирожков, сложила их в большой короб и сама в него спряталась.
«Машенька спряталась»
И. п.: ноги на «узкой дорожке», руки опущены.
Присесть — закрыть глаза ладошками, вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Понес Медведь короб с пирожками бабушке и дедушке. Шел-шел, устал. И говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок!»
«Сяду на пенек, съем пирожок»
И. п.: сидя на пятках, руки лежат на коленях.
Встать на колени, погрозить пальчиком, сказать: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!» Вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор.А Машенька ему из короба: «Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».
«Высоко сижу, далеко гляжу!»
И. п.: сидя по-турецки, руки на коленях.
Встать, не касаясь руками пола, ноги остаются скрестно. Вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Принес Медведь короб к воротам да в лес ушел. Заглянули дедушка с бабушкой в короб, а там Машенька.
«А вот и я!»
И. п.: ноги вместе, руки вверху.
Прыгать на двух ногах из стороны в сторону, выполняя руками скрестные движения.
Повторить 3 раза по 10—12 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Заключительная часть
Инструктор. Обрадовались бабушка с дедушкой. А Машенька обняла их и скорее домой побежала (бег в колонне по одному).
Упражнение на дыхание
Дети. Вот как славно поиграли, сказку дружно рассказали, очень ловкими мы были и здоровье укрепили.
КОМПЛЕКСЫ УТРЕННИХ ГИМНАСТИК
Бег
Инструктор. Увидела тут Аленушка, как метнулись за лесом гуси-лебеди. Побежала она за ними (обычный бег друг за другом). Совсем из сил выбилась Аленушка, решила отдышаться.
Общеразвивающие упражнения
Инструктор. А гуси-лебеди далеко в лес понесли братца на своих крыльях.
«Гуси-лебеди»
И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.
Подняться на носки, руки через стороны вверх. Вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Встретилась Аленушке на пути печка. Помогла девочка ей пирожки налепить и дальше побежала.
«Налепим пирожков»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях ладонями друг к другу.
Выполнять наклоны влево-вправо с хлопком то у левого, то у правого уха («лепим пирожки»).
Повторить 4 раза в каждую сторону.
Инструктор. Встречается Аленушке на пути яблонька. А яблочек на ней видимо-невидимо! Поспели они да на землю падают. Помогла девочка их собрать и дальше побежала.
«Собираем яблочки»
И. п.: ноги на «узкой дорожке», руки на поясе.
Присесть, «поднять яблочко», вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Бежит молочная речка, кисельные берега. Высоко поднимаются ее волны.
«Молочная речка, кисельные берега»
И. п.: сидя на пятках, руки опущены.
Подняться на колени, поднять руки вверх. Вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Принесли гуси-лебеди братца к Бабе Яге — костяной ноге. Увидел братик сестричку, обрадовался!
«Сестрица братца нашла!»
И. п.: ноги вместе, руки на поясе.
Прыжки на двух ногах из стороны в сторону.
Повторить 3 раза по 10—12 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Перестроение в колону по одному.
Заключительная часть
Инструктор. Забрала потихоньку Аленушка братца у Бабы Яги да домой понесла. Послала Баба Яга гусей-лебедей в погоню. Бегут дети, торопятся домой вернуться (бег друг за другом по кругу). Убежали дети от гусей-лебедей [ходьба). Вздохнули с облегчением Аленушка и братец. Тут и мама с папой домой вернулись с гостинцами.
Упражнение на дыхание
Дети. Тут и сказочке конец. Кто старался — молодец!
Для детей 5—7 лет•
Вводная часть
Инструктор. Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказку «Гуси-лебеди». А чтобы было веселей ее вспоминать, заодно позанимаемся утренней гимнастикой (обычная ходьба в колонне по одному). Собрались отец с матерью на ярмарку, а доченьке Аленушке наказали за братцем следить. Аленушка заигралась с подружками и не углядела за братцем.
Общеразвивающие упражнения
Инструктор. А гуси-лебеди далеко в лес понесли братца на своих крыльях.
«Гуси-лебеди»
И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.
Подняться на носки, руки через стороны вверх. Вернуться
в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Встретилась Аленушке на пути печка. Помогла девочка готовые пирожки из печки вынуть.
«Угощайся, Аленушка!»
И. п.: ноги чуть шире плеч, руки на поясе.
Развести руки в стороны. Наклоны вперед влево, прямо, вправо. Вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Встречается Аленушке на пути яблонька. Раскинула она свои ветви во все стороны.
«Яблонька»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны ладонями вверх.
Наклониться влево, соединить ладони. То же в правую сторону.
Повторить 5—6 раз в каждую сторону.
Инструктор. Яблок на яблоне много, усыпаны ветки сверху донизу. Поспели яблочки да на землю падают. Помогла девочка их собрать и дальше побежала.
«Собираем яблочки»
И. п.: ноги на узкой дорожке, руки на поясе.
Поднимаясь на носки, поднять руки вверх, встряхнуть кистями. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Бежит молочная речка, кисельные берета; Высоко поднимаются ее волны.
«Молочная речка, кисельные берега» И. п.: сидя на пятках, руки опущены.
Подняться на колени, поднять руки вверх. Вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Сразу за речкой лес начался. Куда дальше идти, не знает Аленушка. Встретился ей Ежик да показал дорогу. «Ежик»
И. п.: сидя на полу, обхватив колени руками, спина круглая.
Выполнять перекаты на спине вперед-назад.
Повторить 6—8 раз.
Инструктор. Принесли гуси-лебеди братца к Бабе Яге — костяной ноге.
«Баба Яга — костяная нога»
И. п.: основная стойка.
Встать на одну ногу, другую придерживать рукой. Простоять 6—8 секунд. Вернуться в и. п.
Повторить 6 раз для каждой ноги.
Инструктор. Увидел сестричку братик, обрадовался!
«Сестрица братца нашла!»
И. п.: ноги вместе, руки на поясе.
Прыгать с левой ноги на правую.
Повторить 3 раза по 8—10 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Перестроение в колонну по одному. Заключительная часть
Инструктор. Забрала потихоньку Аленушка братца у Бабы Яги да домой понесла. Послала Баба Яга гусей-лебедей в погоню. Бегут дети, торопятся домой вернуться (бег в колонне по одному). Бегут дети так, что пятки сверкают (бег взахлест). А гуси-лебеди нагоняют, крыльями машут (поскоки с сильными махами руками). Прибежали дети домой (ходьба). Вздохнули с облегчением Аленушка и братец. Тут и мама с папой домой вернулись с гостинцами.
Упражнение на дыхание
Дети. Тут и сказочке конец. Кто старался — молодец!
Для детей 2,5—4 лет
Вводная часть
Инструктор. Ребята, сегодня мы с вами вместе с девочкой Машей отправляемся в сказку «Три медведя». Давайте вспомним, как она начиналась. Попросилась Машенька у дедушки с бабушкой с подружками в лес за грибами да ягодами (обычная ходьба друг задругом по кругу). Корригирующая ходьба по кругу
Инструктор рассказывает сказку, дети выполняют движения.
Дедушка и бабушка отвечают: «Иди, только смотри, в лесу много всяких зверей живет: и зайцы...»
Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед, руки согнуты в локтях у груди («лапки»). «...и лисы,»
Ходят на носках, «виляя хвостиком». «...и медведи!»
Ходят на внешних сторонах стоп. Бег
Инструктор. Заблудилась Машенька, забрела в самую чащу. Вдруг увидела она впереди дом. Обрадовалась девочка да побежала скорее к тому дому (обычный бег друг за другом по кругу). Прибежала Маша к дому да села на лавочку отдышаться. Упражнение на восстановление дыхания Руки через стороны вверх до уровня плеч — глубокий вдох через нос; положить ладони на грудь — выдох через рот. Повторить 2—3 раза.
Построение в звенья для общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения
Инструктор. А в том доме жили три медведя. Только их дома не было. Проснулись они рано утром, сделали зарядку и ушли за ягодами.
«Медвежья зарядка»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки.
С силой согнуть руки в локтях. Вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Инструктор.А Машенька, пока медведей дома не было, наелась каши, стала качаться на Мишуткином стульчике да сломала его. Ай-яй-яй!
«Ай-яй-яп!»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки за головой в «замке».
Выполнять наклоны влево-вправо, говорить: «Ай-яй-яй!»
Повторить 4 раза в каждую сторону.
Инструктор. Устала Маша, решила отдохнуть. Увидела в спальне три кровати. Забралась ока на высокую, потом на ту, что пониже, да на самую низенькую, самую маленькую.
«Медвежья спальня»
И. п.: ноги на «узкой дорожке», руки опущены. 1—3 — выполнять пружинистые приседания; 4 — вернуться в и. п. Повторить 4—6 раз.
Инструктор. Легла Маша в Мишуткину кроватку, ворочалась-ворочалась и уснула.
«Маша засыпает»
И. п.: лежа на спине, обхватив колени руками.
Качаться влево-вправо.
Повторить 4—6 раз в каждую сторону.
Инструктор. Вернулись медведи с прогулки, увидели, какой беспорядок натворила Маша, рассердились. Хотели ее съесть, да она проснулась, выпрыгнула в окошко да бежать. И медведи ее не догнали.
«Л вот и я!»
И. п.: основная стойка.
Прыгать на двух ногах влево-вправо.
Повторить 3 раза по 5—7 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Перестроение в круг. Заключительная часть
Инструктор. Побежала Машенька домой: быстро бежала дорожками (быстрый бег), потихоньку бежала овражками (медленный бег). И прибежала домой. Обрадовались бабуш-
ка с дедушкой, что внучка вернулась живехонькая да здоровехонькая!
Упражнение на дыхание
Дети. Мы —ребята смелые, ловкие, умелые!
Для детей 5—7 лет
Вводная часть
Инструктор. Ребята, сегодня мы с вами вместе с девочкой Машей отправляемся в сказку «Три медведя». Давайте вспомним, как она начиналась. Попросилась Машенька у дедушки с бабушкой с подружками в лес за грибами да ягодами (обычная ходьба в колонне по одному по кругу).
Бег
Инструктор. Заблудилась Машенька, забрела в самую чащу. Вдруг увидела она впереди за березками чей-то дом. Обрадовалась Маша да побежала скорее между березками к тому дому (бег на носках в колонне по одному, обегая кегли). Прибежала Маша к дому да села на лавочку отдышаться.
Заключительная часть
Инструктор. Побежала Машенька домой: быстро бежала дорожками {быстрый бег), потихоньку бежала овражками {медленный бег), перескакивала через пенечки {бег с препятствиями). И прибежала домой. Обрадовались бабушка с дедушкой, что внучка вернулась живехонькая да здоровехонькая!
Упражнение на дыхание
Дети. Мы — ребята смелые, ловкие, умелые!
Для детей 2,5—4 лет
Вводная часть
Инструктор. Ребята, помните сказку «Кошкин дом»? Помните, как у кошки загорелся дом? Отправляемся в сказку и посмотрим, кто же помог кошке потушить пожар {обычная ходьба друг за другом по кругу).
Корригирующая ходьба
Инструктор читает стихотворение, дети выполняют движения.
Мы дружные ребята,
И в сказку мы идем. Дети ходят приставным шагом, руки на поясе.
Посмотрим, кто же в сказке
Потушит кошкин дом. Ходят в полуприседе, руки на коленях.
И если надо, тоже
Мы будем помогать,
И каждому мы скажем:
«С огнем нельзя играть!» Ходят на носках, руки в стороны.
Инструктор. Коль пожар хотим тушить, надо, детки, поспешить! {Бег друг за другом по кругу.) Разрастается огонь, помогать бегом-бегом! (Бег с ускорением темпа.) Упражнение на дыхание
Инструктор. Глубоко теперь вдохните (вдох, руки через стороны вверх). Выдохните (выдох, руки вниз). Подышите. Общеразвивающие упражнения Инструктор.
Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Идет дым столбом!
Звоните скорее в колокола, зовите помощников тушить пожар!
«Звоним в колокола»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки вверху.
Выполнять наклоны в стороны, руки вверху («звоним в колокола»).
Повторить 4—5 раз в каждую сторону.
Инструктор. Кошка выскочила, Глаза выпучила!
«Кошка»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки на плечах. Выполнять повороты влево-вправо с разведением рук в стороны.
Повторить 4—5 раз в каждую сторону.
Инструктор.
Бежит курочка с ведром, Заливает кошкин дом!
«Курочка»
И. п.: ноги на «широкой дорожке», руки опущены. Наклониться вперед, отвести руки назад, сказать: «Ко-ко-ко!» Вернуться в и. п. Повторить 4—6 раз. Инструктор. А лошадка с фонарем!
«Лошадка»
И. п.: основная стойка, руки перед собой («держим фонарь»).
Согнуть правую ноту в колене перед собой. Вернуться
в и. п. То же другой ногой.
Повторить 4—5 раз каждой ногой.
Инструктор. А собачка с помелом!
«Собачка»
И. п.: стоя на четвереньках.
«Вилять хвостиком» влево-вправо.
Повторить 4—5 раз в каждую сторону.
Инструктор. Серый заюшка с листом.
Раз-раз, раз-раз, И огонь погас!
«Заюшка»
И. п.: основная стойка, руки опущены.
Прыгать на двух ногах на месте с хлопками перед собой.
Повторить 3 раза по 5—6 прыжков в сочетании с ходьбой на месте.
Заключительная часть
Инструктор. А теперь, когда пожар потушен, бегом домой умываться! (Обычный бег друг за другом по кругу.) Теперь
разок-другой вздохнем и в группу завтракать пойдем! (Вдох через нос, выдох через рот.)
Дети. Мы с пожаром справились! Очень нам понравилось!
Для детей 5—7 лет Вводная часть
Инструктор. Ребята, помните сказку «Кошкин дом»? Помните, как у кошки загорелся дом? Отправляемся в сказку и посмотрим, кто же помог кошке потушить пожар, да и сами побудем немного пожарными (обычная ходьба в колонне по одному по кругу).
Корригирующая ходьба
Инструктор читает стихотворение, дети выполняют движения.
Мы дружные ребята, И в сказку мы идем.
Дети ходят приставным шагом, руки на поясе.
Посмотрим, кто же в сказке Потушит кошкин дом.
Ходят в полуприседе, руки на коленях.
И если надо, тоже Мы будем помогать.
Ходят на носках, руки в стороны.
И каждому мы скажем: «С огнем нельзя играть!»
Ходят гимнастическим шагом, грозят пальцем.
Инструктор. В сказку путь не близкий, прокатимся на лошадке (прямой галоп). А теперь на машине (боковой галоп — сначала лицом в круг, затем спиной в круг). Коль пожар хотим тушить, надо, детки, поспешить! (Бег в колонне по одному по кругу.) Разрастается огонь, помогать бегом-бегом! (Бег с ускорением темпа.)
Упражнение на дыхание
Инструктор. Глубоко теперь вдохните (вдох, руки через стороны вверх). Выдохните (выдох, руки вниз). Подышите. Общеразвивающие упражненияИнструктор.
Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Идет дым столбом!
Звоните скорее в колокола, зовите помощников тушить пожар!
«Звоним в колокола»
И. п.: ноги шире плеч,