Основы методического мастерства
учителя физической культуры (педагога-тренера)
В области гимнастики
Методическое мастерство учителя физической культуры (педагога-тренера) в области гимнастики является составной частью педагогического мастерства спортивного педагога, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебные задачи»1.
Специфика педагогического процесса, его структура и содержание выступают в качестве побудительных причин появления мастера, реализующего на практике функции развития, обучения и воспитания людей. Педагогическое мастерство представляет собой сложную структуру слагаемых (схема 9), содержащую как минимум следующие четыре подсистемы:
1) педагогическую технологию,
2) педагогическое творчество,
3) знание предмета,
4) педагогический стиль.
Методическая подготовленность учителя в области гимнастики характеризуется его умением рационально использовать систему средств (слово, гимнастические упражнения, музыка, условия, в которых проводятся занятия), методов и методических приемов для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и спортивных задач в учебно-тренировочном процессе.
1 Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя: Методическое пособие // ВПА. — М., 1975.
Его мастерство характеризуется следующими основными показателями:
1. Собственным отношением к своему труду, основанным на чувстве профессионального долга, на хорошей теоретической, методической и практической подготовленности в области гимнастики, на умении формировать у своих учеников глубоко осознанное и активное отношение к занятиям. О степени сформиро-ванности такого отношения судят: по интересу, проявляемому учениками к занятиям, по их взаимоотношениям с учителем, по точности и быстроте выполнения его команд, распоряжений, просьб, по посещаемости занятий и текущей успеваемости, по желанию заниматься в школьной секции гимнастики, по активности участия в спортивных школьных соревнованиях, в их судействе и в других мероприятиях, проводимым учителем.
2. Умением учителя убеждать учеников в безграничных возможностях средств и методов гимнастики в укреплении здоровья, в повышении физической и умственной работоспособности, в воспитании личностных свойств, в развитии способностей, необходимых в учебе, труде и спорте. Способностью учителя формировать у занимающихся твердое убеждение в необходимости ценить свое здоровье как бесценное личное и общественное достояние, уберегать учеников от вредных привычек и увлечений, прививать им любовь к систематическим занятиям физическими упражнениями, формировать у них здоровый образ жизни.
3. Умением учителя общаться с родителями своих учеников: делиться с ними своими наблюдениями за склонностями, способностями, обучаемостью и воспитуемостью, интересами и жизненными устремлениями их детей; получать от родителей сведения, необходимые для индивидуализации учебно-воспитательных воздействий на учащихся.
4. Систематическим изучением у своих учеников способностей, необходимых им в учебе, в занятиях избранным видом спорта, в овладении предполагаемой или уже избранной профессией.
Методическое мастерство учителя наиболее отчетливо проявляется при организации и проведении уроков гимнастики.
Перед уроком важное значение имеет бодрый, уверенный настрой учителя, основанный на тщательной предварительной организации, продуманности методики его проведения. Сюда же входят: своевременная подготовка спортивного зала (проветривание, влажная уборка и др.); проверка исправности гимнастических снарядов; инструктаж помощников, обучение их правилам страховки и помощи при выполнении вновь изучаемых упражнений.
В ходе урока методическое мастерство учителя проявляется: в твердом управлении занимающимися от начала и до его окончания (см. гл. 13); в удачном выборе способов размещения учащихся в зале и при их перемещении во время выполнения упражнений в ходьбе и
беге; в выборе собственного места в зале, чтобы можно было хорошо видеть всех занимающихся, а они, в свою очередь, видели бы своего учителя; в способности своевременно подмечать ошибки в исполнении упражнений и находить способы их устранения; в предупреждении нарушений дисциплины и порядка; в использовании создающихся в ходе урока благоприятных возможностей для воспитательных воздействий на своих учеников; в мобилизации учащихся на преодоление трудностей в процессе овладения вновь изучаемыми упражнениями; в создании условий для расслабления, кратковременного отдыха, успокоения от чрезмерных эмоциональных возбуждений; в убедительной аргументации требований, предъявляемых к занимающимся, и доведение их до точного исполнения.
При обучении гимнастическим упражнениям методическое мастерство учителя проявляется: в умении пользоваться гимнастической терминологией; осуществлять дифференцированный, индивидуальный и личностный подход к занимающимся с учетом их способностей и отношения к уроку, к изучаемому упражнению; в умении создавать четкое представление о вновь изучаемом упражнении, опираясь на теорию отражения; в удачном подборе подводящих и подготовительных упражнений, музыкального сопровождения, словесных воздействий на занимающихся; в учете условий, в которых проводятся занятия; в соблюдении принципов обучения, воспитания и спортивной тренировки (см. гл. 6).
При решении оздоровительных задач методическое мастерство учителя проявляется в умении подбирать доступные для выполнения и в то же время достаточно трудные и эффективные по воздействию на занимающихся упражнения, методические приемы, музыкальное сопровождение, собственные словесные воздействия на занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей в состоянии здоровья и в соответствии с ними дозировать нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма (см. разд. 17.3), опорно-двигательный аппарат (формирование осанки); осуществлять постоянный контроль за состоянием здоровья, фиксировать его изменения по числу пропущенных уроков по болезни, по жалобам самих учащихся, по заявлениям родителей, по сведениям других учителей, школьного врача и учитывать эти изменения в ходе занятий.
В решении образовательных задач методическое мастерство учителя определяется его способностью обогащать учащихся системой современных знаний в области гимнастики и смежных с ней дисциплин, формировать у них двигательные умения и навыки, используя передовую методику, добиваться глубокого осмысления учебного материала и на этой основе формировать убеждения. Примерами такого подхода могут быть следующие:
1. Объяснение техники исполнения упражнений, опираясь на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии.
2. Ознакомление с вновь изучаемым упражнением, опираясь на теорию познания.
3. Системно-структурный подход к изучению каждого ученика как личности, его способностей и деятельности.
При решении воспитательных задач методическое мастерство учителя проявляется: в научности обучения гимнастическим упражнениям, в умении использовать их в сочетании с музыкой, словесными воздействиями на занимающихся и условиями, в которых проводятся занятия, с целью воспитания прежде всего сознательного и активного отношения к занятиям гимнастикой, развития у них воли, чувства собственного достоинства, товарищества, коллективизма, любви к красоте собственного тела, движений и др., в умении изобретать собственные методы и методические приемы обучения и воспитания, свою технику воспитательных воздействий на учеников.
В развитии способностей у занимающихся гимнастикой методическое мастерство учителя характеризуется умением анализировать технику изучаемых упражнений, определять требования, которые они предъявляют к гимнастам, использовать средства и методы гимнастики при изучении и развитии способностей к этому виду спорта, изучать особенности взаимосвязей между ними, возможности компенсации слабо развитых способностей за счет хорошо развитых, за счет дополнительных усилий самого занимающегося и методического мастерства учителя; умением оценивать тренируемость способностей, обучаемость и воспитуемость каждого ученика, прогнозировать способности, осуществлять спортивную ориентацию, консультацию и отбор лиц, желающих заниматься гимнастикой со спортивной направленностью.
После урока методическое мастерство учителя выражается в умении: анализировать и критически оценивать качество проведенного им урока, объективно соотносить то, что удалось сделать, с тем, что было запланировано в конспекте урока; оценивать свое поведение, взаимоотношения с учениками, допущенные при этом ошибки и находить способы их устранения; давать общую оценку проведенному уроку.
Исходя из изложенных выше критериев методического мастерства учителя можно определить качество урока.
Высокое качество урока характеризуется способностью учителя: подбирать упражнения, музыкальное сопровождение, словесные воздействия на учеников, четко организовывать условия, необходимые для успешного решения поставленных задач; твердым, уверенным управлением занимающимися от начала и до окончания урока, его высокой педагогической и моторной плотностью, эмоциональностью и активным, сознательным отношением учеников к выполнению заданий учителя; творческим использованием принципов дидактики, воспитания и спортивной трениров-
ки; анализом техники исполнения вновь изучаемых упражнений с опорой на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии; индивидуальным и личностным подходом при взаимодействии с учениками; тщательным критическим анализом качества проведенного урока.
Среднее качество урока проявляется в том, что учебный материал преподносится на уровне готовых, изложенных в учебниках или эмпирических по преимуществу правил и выводов из методических пособий. Обучение упражнениям осуществляется: без достаточной опоры на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии; без указаний на основное назначение изучаемого упражнения, на его многофункциональность. Урок проводится по шаблону, выработанному практикой, другими более опытными педагогами (копирование). Этот уровень качества урока характеризуется недостаточной педагогической и моторной плотностью, пониженной эмоциональностью и активностью учащихся, слабой опорой учителя на принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки. Здесь преобладают фронтальный и групповой методы проведения урока, а при взаимодействии учителя с занимающимися слабо учитываются их индивидуальные особенности.
Низкое качество урока характеризуется тем, что учитель сообщает ученикам лишь самые элементарные сведения из устаревших методических пособий по гимнастике, устанавливает свои, не всегда достаточно аргументированные правила и порядки. При обучении упражнениям даются лишь операционные сведения о них (см. гл. 6). Уроки проводятся по шаблону, с низкой педагогической и моторной плотностью, они не эмоциональны, не вызывают у занимающихся интереса. Работая с одной группой, учитель упускает из поля зрения другие, что не позволяет упреждать случаи нарушения дисциплины и порядка, халатного выполнения заданий. При взаимодействии с учениками не учитываются их индивидуальные особенности. Отсутствует критический анализ проведенного урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ