Глава 17. основы спортивной тренировки юных гимнастов
Спортивная тренировка
Спортивная тренировка — это основной вид подготовки гимнастов. Она представляет собой многолетний, круглогодичный процесс, направленный на развитие у них способностей, необходимых в достижении спортивного мастерства. В процессе тренировки осуществляется общая и специальная физическая, техни-
l«J Гимнастика
ческая, тактическая, психологическая и теоретическая подготовка гимнастов. Тренировка проводится на учебных, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, внеурочных и внесоревнова-тельных мероприятиях и на других видах занятий.
Подготовка квалифицированных гимнастов предусматривает решение следующих основных задач:
1. Укрепление здоровья, опережающее развитие способностей, воспитание личностных свойств, необходимых для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями и достижения высокого спортивного мастерства.
2. Изучение новых элементов, соединений, упражнений обязательной и произвольной программ, совершенствование техники их исполнения; работа над школой движений, виртуозностью, выразительностью движений, артистизм в исполнении целостного упражнения (комбинации).
3. Непосредственная тактическая, психологическая, теорети
ческая и другие виды подготовки, необходимые для успешного
выступления на соревнованиях.
Для решения этих задач применяются следующие средства гимнастики:
1. Общеразвивающие и специальные упражнения для повышения функциональных возможностей организма, развития способностей гимнаста, воспитания личностных свойств, обогащения двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, спортивным опытом и др. Гимнастические упражнения, предусмотренные классификационной программой для данного спортивного разряда. Разрабатывается последовательность и методика их изучения и совершенствования.
2. Слово педагога-тренера применяется как средство терминологического общения с занимающимися при объяснении техники гимнастических упражнений, правил соревнований, содержания спортивных программ, а также при проведении групповых и индивидуальных бесед с целью убеждения гимнастов в необходимости сознательного и активного отношения к спортивным занятиям, в большой пользе их для здоровья, обогащения опытом, развития способностей, воспитания личностных свойств и достижения высоких спортивных результатов (см. гл. 3).
3. Музыкальное сопровождение занятий подбирается в зависимости от их содержания, а также от характера упражнений (комбинаций), выполняемых отдельными гимнастами, и от их индивидуальных особенностей. Музыка помогает гимнастам овладевать изучаемыми упражнениями. Она является также средством эстетического и нравственного воспитания.
4. Условия для занятий гимнастикой создаются такие, чтобы
учебно-тренировочный процесс обеспечивал наибольшую произ
водительность труда педагогов-тренеров и гимнастов. Для этого
необходимы хорошо оборудованный современным инвентарем, снарядами гимнастический зал, удобная раздевалка, комната для теоретических занятий, бесед, место для отдыха, психорегулиру-ющей тренировки, массажа и др.
Перечисленные выше средства гимнастики и условия для занятий представляют собой единый комплекс, систему, компоненты которой взаимосвязаны. Ведущим из них является слово педагога-тренера. Объединяет эту систему цель спортивной подготовки гимнастов. Эффективность системы зависит от способностей, податливости их к развитию, от обучаемости и воспитуемо-сти гимнастов, от их отношения к занятиям, от методического мастерства педагога-тренера. На успехи в подготовке гимнастов оказывают влияние: условия, в которых проходит учебно-тренировочный процесс; качество государственного планирования и материальное обеспечение этого процесса; спортивные соревнования, отдых и восстановление работоспособности; качество разработанной документации, определяющей содержание учебно-тренировочного процесса (учебный план, программа); научная разработанность методики обучения гимнастическим упражнениям, спортивной тренировки и воспитания гимнастов; подготовка и переподготовка педагогических и руководящих кадров; качество классификационных программ и учебных пособий.
Среди перечисленных выше условий ведущая роль в успешной спортивной подготовке гимнастов принадлежит педагогу-тренеру. В своей работе он активно взаимодействует с родителями учащихся, с учителями и врачами школ.
Этапы спортивной тренировки
На основании обобщения передового опыта практики и научных исследований спортивную подготовку гимнастов принято делить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка; начальная специализированная тренировка; углубленная специализированная тренировка; достижение высокого спортивного мастерства.
Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно. Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на требования, которые спортивная гимнастика предъявляет к занимающимся. Эти требования настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства оказывается возможным только в том случае, если занятия начинаются с 7-8 (а то и с 5-6 лет) и продолжаются 8 — 10 лет и более. Омоложение гимнастики вызвано искусственным характером и чрезвычайной координационной сложностью упражнений, требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести, устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при вращательных движениях, внимания, памяти на
движения, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. Кроме того, высокие требования предъявляются к точности, красоте, виртуозности, артистичности выполняемых на соревнованиях упражнений. Выступление квалифицированного гимнаста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль. В особенности это относится к вольным упражнениям.
Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства оказывается возможным благодаря следующим основным обстоятельствам:
1. Привлекательность гимнастических упражнений, красивое телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений и желание детей обладать этими качествами.
2. Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудования, внедрение в практику тренировочного процесса тренажеров и технических приспособлений, сделавших занятия спортивной гимнастикой практически безопасными для здоровья.
3. Совершенствование методики обучения упражнениям и тренировки детей: применение видеозаписей, кинофильмов, схем, рисунков и других средств наглядного восприятия учебного материала.
4. Использование спортивно-оздоровительных лагерей для укрепления здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спортивных достижений.
5. Совершенствование системы отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью и контроля за их спортивной подготовкой и здоровьем.
6. Улучшение организационных форм управления спортивной работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и учебных программ, календаря и положений о детских соревнованиях, спортивной классификации.
7. Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров, материальное и моральное стимулирование их труда в деле подготовки и воспитания спортсменов высокой квалификации.