Глава 14. слово педагога в комплексе средств гимнастики

Слово педагога как средство и метод направленного воздей­ствия на обучаемых лиц применяется в комплексе с гимнастичес­кими упражнениями, музыкальным сопровождением занятий и условиями, в которых они проводятся. Слово — основной компо­нент этого комплекса.

Как единица речи слово служит дли выражения отдельного понятия. В гимнастике есть свои специфические понятия — тер-

мины. Ими пользуются гимнасты и педагоги в процессе занятий и спортивных соревнований. Гимнастическая терминология строго соблюдается в научно-методической и научной литературе по гим­настике.

Каждое понятие (гимнастический термин) включает в себя другие, менее общие понятия, образующие своеобразную систе­му. Например, «гимнастическое упражнение» как понятие пред­ставляет собой систему, включающую в себя его назначение, от­дельные движения, энергетическое, информационное (сенсорное) обеспечение, способы выполнения в зависимости от его назначе­ния. Словами выражаются не только понятия, но и законы (F= m- flmax — второй закон динамики), принципы наук (дидак­тики, воспитания, спортивной тренировки), категории (простран­ство, время, материя, движение и др.).

С физиологической точки зрения слово служит раздражителем, который действует на соответствующие корковые центры через афферентные нервные пути. Слова являются вторыми сигналами действительности. По заключению И.П.Павлова, они представ­ляют собой отвлечение от действительности и допускают обобще­ние, что составляет специально человеческое, высшее мышле­ние, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм и, наконец, науку — орудие высшей ориентации человека в окружающем мире и в самом себе.

Диапазон значения слова беспредельно широк — от условного обозначения отдельного свойства предмета, движения, личности, деятельности, способностей до абстрактных представлений и по­нятий, являющихся содержанием человеческого мышления.

Удачным подбором и применением слов можно воздействовать на функции организма, психические и личностные свойства гим­настов, обогащать их необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками, развивать способности, необходимые для успешного овладения сложными гимнастическими упражнения­ми. Это оказывается возможным потому, что слово, как считает И.П.Павлов, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражите­лями, приходящими в большие полушария, все их сигнализиру­ет, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, кото­рые обусловливают эти раздражители.

Сила слова огромна. Это хорошо отражено в пословицах и по­говорках народов мира. «Рана от ожога заживает, рана от слова — никогда», — говорят на Востоке. «Слово лечит — слово ранит», — говорят на Руси. «Слова — ключи к сердцу», — гласит китайская пословица.

При занятиях гимнастикой сила слова определяется его значе­нием для занимающихся, тем, в какой степени оно затрагивает их жизненные интересы. В этой связи для выражения мыслей пе-





дагога большое значение имеют удачный подбор слов, их эмоци­ональная окраска. При этом следует учитывать психологическое состояние занимающихся и их готовность воспринимать содержа­ние слов педагога. От этого зависит убеждающая и внушающая сила слова.

Убеждение словом — это метод педагогического воздействия на чувства, сознание и опыт лиц, занимающихся гимнастикой (схе­ма 7).

глава 14. слово педагога в комплексе средств гимнастики - student2.ru

Большая сила убеждения достигается тогда, когда слова педа­гога не расходятся с тем, что и как он делает сам, с его нрав­ственностью, справедливой требовательностью и уважительным отношением к своим ученикам. Об убеждающей силе словесных воздействий педагога на своих учеников можно судить по каче­ственной стороне этого процесса, по их отношению к занятиям гимнастикой (посещение, активность, любознательность), по стремлению в совершенстве овладевать знаниями в области гим­настики, техникой сложных упражнений, по дисциплинирован­ности, организованности на занятиях и в быту, по чувству долга и ответственности за результаты спортивной подготовленности. Ме­тодика оценки убеждающей силы слова педагога нуждается в спе­циальных исследованиях.

Внушение словом представляет собой психологическое воздей­ствие педагога на своих учеников, с тем чтобы вызвать у них же­лаемые ему двигательные действия, поведение, суждения, пред­ставления. Внушение рассчитано на веру, на некритическое вос­приятие того, что сообщает педагог, что утверждает или отрицает без достаточных доказательств, категорично, уверенно, однознач­но, бескомпромиссно. Этой однозначностью и достигается вну-




щающий эффект. Сила внушения, как и убеждения словом, зави­сит от восприимчивости учеников к внушающим воздействиям и от авторитета педагога. Внушающее воздействие может быть пря­мым и опосредованным.

Прямое словесное внушение осуществляется путем непосредствен­ного воздействия самой речи, имеющей определенную смысло­вую значимость и императивное воздействие на высшую нервную деятельность, через нее на первую сигнальную систему и на под­корку, а отсюда и на всю соматическую и эндокринно-вегетатив-ную деятельность. Сила внушения зависит от функционального состояния в данный момент коры головного мозга человека, вос­принимающего внушение. Оно определяет степень его внушаемо­сти. Сила внушения обусловлена смысловым содержанием внуша­емого словесного комплекса. При этом виде словесного внушения на кору головного мозга воздействует лишь само слово (словес­ный раздражитель) в его чистом виде. Оно может быть либо про­стым и коротким («Отдыхать!», «Спать!»), либо более или менее сложным и логически обоснованным («Расслабьте мышцы, что­бы быстрее восстановить их силу»).

Словесное внушение не должно противоречить моральным ус­тановкам лиц, занимающихся гимнастикой, так как оно может не реализоваться. Настойчивое и упорное внушение (принужде­ние) нередко приводит к возникновению невротической реак­ции, а в тяжелом случае к срыву высшей нервной деятельности и последующему невротическому состоянию. Нельзя принуждать учеников к выполнению непосильных для них упражнений.

Опосредованное словесное внушение предусматривает использо­вание какого-либо предмета или гимнастического упражнения. Например, с помощью гимнастического упражнения можно за­маскировать преднамеренное словесное внушение со стороны пе­дагога-тренера. Нерешительному и робкому гимнасту никогда не надо говорить об этом его недостатке. Наоборот, следует подчер­кивать его способность к решительным и смелым действиям при овладении новыми сложными, «рискованными», но доступными для него упражнениями. В процессе выполнения таких упражне­ний педагог подчеркнуто говорит занимающемуся, что он дей­ствует решительно и смело, способен успешно осваивать более сложные упражнения. Для того чтобы внушить ему уверенность, предлагается выполнить ряд упражнений, с которыми занимаю­щийся заведомо может успешно справиться. При разборе выпол­нения каждого из них подчеркивается решительность и смелость Действий. После нескольких таких удачных попыток и словесных внушений, возможно даже по прошествии ряда занятий, предла­гается выполнить действительно сложное, требующее решитель­ных и смелых действий упражнение, конечно, предварительно ; создав о нем и о технике его исполнения четкое представление и

подготовив занимающегося физически. Во время первых попыток можно слегка помочь и незаметно подстраховать гимнаста там где это нужно. При разборе качества выполнения упражнения ак­цент делается на смелые и решительные действия.

Опосредованное словесное внушение по силе своего воздей­ствия превосходит прямое словесное внушение и оказывается тем более сильным, чем более является скрытым. Эффект от этого вида внушения может проявляться не сразу, а через некоторое время. Оно необходимо для того, чтобы обучаемые смогли про­чувствовать и осознать оказанное на них внушающее воздействие.

Образное, эмоционально окрашенное слово в сочетании с по­казом изучаемого упражнения, наглядных пособий обеспечивает полноценное осуществление принципа наглядности, чувственно­го и осмысленного познания назначения упражнения и техники его исполнения. Удачно подобранные слова, гимнастические уп­ражнения и музыкальное сопровождение имеют особенно важное значение при занятиях гимнастикой с детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Слово педагога наряду с гимнастическими упражнениями и музыкой — это наиболее сильное средство воздействия на зани­мающихся. При умелом использовании указанных средств можно сформировать личность гимнаста и гражданина, а при неумелом,— непоправимо навредить его здоровью, психике и нравственности. Поэтому подбору этих средств при занятиях с юными гимнастами должно уделяться самое серьезное внимание. Еще более важное значение имеют методы применения этих средств.

Часть третья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ

Глава 15. ЗАНЯТИЯ ГИМНАСТИКОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л. Урок гимнастики в школе

Основной формой организации занятий по гимнастике в шко­ле являются уроки физической культуры с гимнастической на­правленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения вклю­чаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные празд­ники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнова­ния, занятия в спортивных секциях. Основой для проведения каж­дой из перечисленных форм занятий являются требования, предъявляемые к уроку гимнастики.

15ЛЛ. Основныезадачи урока

На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, об­разовательные, воспитательные и прикладные задачи:

1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физи­ческому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приуче­ние к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обу­чение новым видам движений, обогащение занимающихся двига­тельным опытом. Формирование организаторских умений и навы­ков, обучение правилам общения с окружающими людьми.

3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладе­ния гимнастическими упражнениями различной сложности, бы­товыми, профессиональными, военно-прикладными двигатель­ными умениями и навыками.



4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к тру­ду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.

Успешное решение перечисленных выше задач предусматрива­ет всестороннее педагогическое воздействие на личность занима­ющихся в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам (биологически обусловленной, психике, опыту, направленности личности).

15.1.2. Общие требования к уроку

Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:

а) он должен иметь определенную учебную цель и частные за­
дачи;

б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровитель­
ных, образовательных и воспитательных задач;

в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения,
методы обучения им, устанавливается дифференцированная нор­
ма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состоя­
ния их здоровья, уровня физической подготовленности, особен­
ностей психических и личностных свойств;

г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная
формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающими­
ся, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность
выполнения упражнений;

д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспе­
чена постоянная руководящая роль учителя.

Эти требования распространяются и на другие виды занятий физическими упражнениями: на школьный урок по другим спортивным дисциплинам; на занятия групп общей физической подготовки; на секционные занятия гимнастикой и другие вне­урочные формы занятий.

Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим зада­чам разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового мате­риала; уроки совершенствования и повторения изученного; ком­бинированные (смешанные) уроки; контрольные уроки.

С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требо­вания к учащимся, раскрывает содержание программного мате­риала. С помощью доступных для учителя средств и методов (кон­трольные упражнения, бланковые, аппаратурные методы, на­блюдение и др.), он может определить степень развития двига­тельных и психических способностей, необходимых для успеш­ного овладения школьной программой по гимнастике: изучают-

ся личностные качества учеников, главным образом их отноше­ние к занятиям гимнастикой и др. Без этих данных нельзя гра­мотно строить учебный процесс, возбудить у учеников интерес к занятиям.

На уроках изучения нового материала задачи ставятся более раз­вернуто и могут носить поисковый характер, чтобы вызвать инте­рес и найти ответ на поставленный вопрос. Изучение нового ма­териала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий, видеофильмов и т.п. Мотор­ная плотность на таких уроках невысокая.

Уроки совершенствования и повторения направлены на закреп­ление и совершенствование ранее освоенных упражнений, ком­бинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На та­ких уроках широко используются творческие задания, задания с выбором и анализом действий друг друга. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.

Комбинированные {смешанные) уроки имеют наибольшее распро­странение в школе и сочетают изучение, повторение и совершен­ствование ранее освоенных упражнений.

Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раз­дела программного материала, а также по окончании курса гим­настики и направлены на выявление успеваемости и подготов­ленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выпол­нения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляет­ся контроль за выполнением учебных нормативов и степенью раз­вития двигательных, психических способностей. Контрольный урок, проводимый в конце изучения раздела гимнастики, можно организовать в виде соревнований.

С целью постепенной подготовки учеников к овладению слож­ными упражнениями или к большим физическим нагрузкам на каждом уроке предусмотрено решение вспомогательных и основ­ных задач. Их решение достигается путем специального построе­ния урока. Он состоит из трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) подготовительной, б) ос­новной и в) заключительной.

Такое деление урока вызвано необходимостью определенного периода врабатывания, или вхождения в работу всех органов и систем организма, заблаговременной подготовки психики зани­мающихся и соответствующего настроя их на активное и осознан­ное отношение к уроку. Это дает возможность педагогу предло­жить большую по объему и интенсивности физическую, а в ряде случаев и психологическую нагрузку, для того чтобы получить от урока наибольший положительный эффект. После такой нагрузки нужен определенный период времени для постепенного ее сни­жения до исходного или близкого к нему уровня. Интенсивность нагрузки определяют по пульсу.





Наши рекомендации