Глава 8. научная работа по гимнастике
Научная работа учителя физической культуры
Педагог в своей работе не может обходиться без систематического пополнения знаний, без постоянного совершенствования своего методического мастерства, потому что он имеет дело с обучением и воспитанием детей. На нем лежит большая ответственность за качество своего труда. Тем более что с течением времени к его квалификации предъявляются все более высокие требования. Самым плодотворным способом пополнения знаний, повышения педагогического мастерства является научная работа. Она может проводиться по всем разделам гимнастики. Основные направления научной работы:
1 • Раскрытие потенциальных возможностей средств гимнастики при использовании их в оздоровительных, образовательных, воспитательных, спортивных, прикладных и других целях с учетом многоструктурности и многофункциональности гимнастических упражнений; выполнение их под музыкальное сопровождение; специальные условия, в которых проводятся занятия гимнастикой со спортивной направленностью и спортивные соревнования.
2. Теоретическое и экспериментальное обоснование возможности изучения, развития и прогнозирования способностей у школьников к учебной, спортивной, трудовой, военной и другим видам деятельности с помощью средств и методов гимнастики.
3. Разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование методов дифференцированного, индивидуального и личностного подхода к занимающимся гимнастикой.
При теоретическом и методологическом обосновании избранной темы ис-
следования целесообразно исходить из того, что каждый школьник в любом виде деятельности, в том числе и в овладении мастерством в гимнастике, проявляет себя как индивидуальность, как личность, как субъект познания и деятельности в целом не только по отношению к окружающей его действительности, но и по отношению к самому себе как объекту. Исследования возможны на всех уровнях познания, начиная с опыта, изучения и обоснования отдельных фактов, законов конкретных наук и заканчивая, возможно, законами Вселенной... (рис. 126).
8.2. Гимнастика как научная дисциплина
Научная работа в области гимнастики — это специфическая деятельность исследователя, направленная на приобретение (разработку) и теоретическую систематизацию знаний: об отличительных особенностях средств и методов гимнастики; об условиях, в которых проводятся занятия; об их оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных возможностях; о гимнасте как личности и субъекте спортивной деятельности.
В процессе научной работы постепенно накапливаются и совершенствуются знания и опыт, необходимые не только в гимнастике, но и в учебе, труде, спорте, военном деле и других видах деятельности.
На каждом историческом этапе научное знание использует специфическую совокупность познавательных форм, фундаменталь-
ных категорий, принципов, методов и схем объяснения вновь полученных экспериментальных фактов. Иными словами, у каждой эпохи свой стиль мышления: для античного периода было характерно наблюдение как основной способ получения нового знания; наука Нового времени опиралась на эксперимент и аналитический метод (например, суставная гимнастика Песталоц- . ци); современная наука стремится к целостному, многостороннему охвату изучаемых объектов (принцип целостности). Этим принципом руководствуется и гимнастика как наука. Это означает, что в процесс овладения гимнастическими упражнениями вовлекается личность гимнаста в целом, а не отдельные его свойства (способности).
Гимнастика как научная дисциплина находится на грани между естественными, общественными и техническими науками. Поэтому исследования в ее области опираются на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии, педагогики. Каждая из этих наук имеет свою сложную систему научных дисциплин. В связи с этим большую роль играют междисциплинарные (комплексные) исследования.
Вопросы гимнастики, требующие исследований
Вопросы гимнастики, нуждающиеся в дальнейшей научной разработке, настолько многочисленны и разнообразны, что перечислить их все не представляется возможным. Рассмотрим некоторые из них.
Изучение гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности предполагает исследование следующих вопросов: оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие с помощью средств гимнастики на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся.
В исследовании оздоровительной направленности гимнастических упражнений важное значение имеют: совершенствование методики стимулирования естественного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки, повышение общей физической подготовленности, неспецифической устойчивости к воздействию внешней среды обитания, лечебные возможности гимнастических упражнений при различных видах заболеваний, продление жизни.
В образовательной направленности средств и методов гимнастики большой интерес вызывают: методика обогащения занимающихся теоретическими знаниями в области гимнастики и смежных с ней дисциплин; обогащение их опытом двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным;
научение занимающихся познавать самих себя, свои способности, достоинства и недостатки; стимулирование глубоко осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой деятельности и др. Важное значение имеют изучение гимнастики древних народов Востока, Греции, Рима, Египта, Закавказья и др., обобщение достижений современной гимнастики народов разных стран и континентов.
При исследовании воспитательных возможностей средств и методов гимнастики в научной разработке нуждается методика воспитания личности занимающегося. Это касается воспитания положительного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, чувства собственного достоинства, скромности, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности и смелости, привычки заранее обдумывать способ выполнения сложных двигательных действий и др.
Особое значение имеет исследование прикладной направленности средств и методов гимнастики. В научной разработке нуждается методика применения гимнастических упражнений при изучении (оценке) и развитии способностей у занимающихся и тем самым оказание им помощи в овладении школьной учебной программой, спортивным, профессиональным мастерством и боевой подготовкой в процессе службы в армии.
В научной разработке нуждается методика применения средств гимнастики в целях активного отдыха, восстановления работоспособности после умственных, физических и эмоциональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учебной, спортивной и профессиональной деятельности.
Недостаточно разработана методика применения средств и методов гимнастики в их комплексе (гимнастические упражнения, музыка, слово педагога, условия, в которых проходят занятия, и др.) с целью подготовки детей к обучению в школе, выпускников средней школы к овладению профессией, юношей к службе в армии, а девушек к детородной функции и материнству.
В вопросах истории развития гимнастики основной недостаток исследовательских работ состоит в том, что отдельные исторические факты излагаются в отрыве от условий экономического развития того или иного народа, его национальных традиций, культуры, способов ведения войн, комплектования армии, уровня развития наук о человеке и закономерностей самой гимнастики. История развития гимнастики ставится в зависимость от взглядов отдельных исследователей, вносящих тот или иной вклад в ее освещение. При таком подходе часто страдает объективность изложения исторических событий и подлинность причин, их вызывающих. В историческом плане лучше освещены вопросы спортивной, художественной гимнастики и акробатики. Но и этим работам присущ отмеченный выше недостаток. Значительно хуже об-
стоит дело с другими видами гимнастики. Специального анализа и обобщения требуют достижения и недочеты в области гигиенической, лечебной, профессионально-прикладной гимнастики.
Слабо исследованы возможности средств и методов гимнастики при занятиях с лицами среднего и пожилого возраста, мужчинами и женщинами. Знания и практический опыт, накопленные по указанным вопросам, еще очень мало изучены специалистами, а следовательно, это наследие еще не в полной мере служит людям. Много ценных, но не опубликованных сведений находится в архивах.
Недочеты в изучении истории гимнастики затрудняют возможность предвидеть: как будет развиваться тот или иной ее вид и под влиянием каких факторов (закономерностей) пойдет это развитие; в каком направлении должна будет работать мысль ученых, педагогов, с тем чтобы использовать средства и методы гимнастики с наибольшей пользой для людей в новых условиях их трудовой, спортивной, военной и других видах деятельности; как гимнастика будет служить экономическому и культурному прогрессу общества, повышению обороноспособности страны.
Таким образом, исторический материал в области гимнастики нуждается в анализе и обобщении применительно к современным условиям жизни людей и ближайшего будущего.
Большая необходимость существует в разработке вопросов, касающихся техники исполнения гимнастических и акробатических упражнений. Здесь лучше изложены закономерности исполнения сложных упражнений в спортивной, художественной гимнастике и акробатике, которые включаются в обязательные и произвольные комбинации ведущих гимнастов страны и мира. Слабым местом исследований является то, что анализу подвергаются в основном механика движений и работа ведущих групп мышц и таким образом устанавливается рациональная форма движений, входящих в изучаемое упражнение. Но как она воспроизводится, как усваивается занимающимися — часто остается за пределами внимания исследователей. Как правило, не рассматриваются особенности функционирования центральной нервной системы, обеспечение ее необходимой информацией, энергообеспечение движений, психические и личностные свойства гимнаста, благодаря которым происходит активизация его двигательной деятельности. Не учитывается главное условие успешного овладения техникой движений — отношение гимнаста к изучаемому упражнению, степень соответствия его способностей требованиям, предъявляемым к нему. Этот вопрос почти совсем не разработан, хотя учебно-тренировочный процесс должен начинаться прежде всего с изучения способностей гимнаста и с формирования у него сознательного и активного отношения к изучаемому упражнению и к занятиям гимнастикой в целом.
В существующей методике использования гимнастических упражнений в оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных целях не учитывается их безграничное многообразие, многоструктурность, а кроме того, многофункциональность каждого отдельно взятого упражнения. С одной стороны, это проявляется в неумении выбрать наиболее эффективные для решения поставленной задачи упражнения, а с другой стороны, в неумении одно и то же упражнение использовать в различных целях за счет изменения способа его выполнения.
В специальном научном обосновании нуждаются организация и методика проведения школьного урока, а именно:
содержание урока и его отдельных частей, планирование последовательности изучения упражнений с учетом возможностей переноса эффекта (положительного, отрицательного) от овладения одним упражнением на другое — последующее;
регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом индивидуального предела допустимых нагрузок;
управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока;
способы управления занимающимися в ходе урока (команды, распоряжения, просьбы, личный пример учителя, поощрение, порицание, убеждение, внушение и др.) и особенности их применения в различных ситуациях на уроке с различными категориями занимающихся;
возможности введения в урок теоретического раздела гимнастики;
взаимоотношения между учителем и учениками в процессе урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный подход учителя к занимающимся;
система домашних заданий и их эффективность.
Существенного улучшения требуют гимнастическое оборудование и инвентарь:
совершенствование имеющихся гимнастических снарядов и разработка новых оригинальных приспособлений с целью облегчения работы педагога при обучении упражнениям, для повышения моторной плотности урока, оказания помощи и страховки (подставки, ограничители, столики, стоялки, страховочные пояса и др.);
изготовление детских гимнастических снарядов, нестандартного оборудования и разработка методики их использования в различных целях с разными категориями занимающихся;
целесообразная разметка гимнастического зала для улучшения организации занятия и сокращения простоев;
применение средств ТСО и тренажеров.
Основной темой исследований по гимнастике является разработка средств и методов формирования у занимающихся здорово-
го образа жизни, развития у них способностей, необходимых в учебном, производственном, военном труде:
• подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе, а выпускников школ к успешному овладению избранной ими профессией;
• особенности методики развития двигательных и психических способностей, воспитание личностных свойств у детей различных возрастных групп;
• спортивная, профессиональная ориентация, консультация и отбор.
Как же все-таки выбрать тему для научной и научно-методической работы, какой она должна быть? Об этом мы расскажем в следующем разделе.
Выбор темы для исследования
Когда тему для исследования выбирает педагог, желательно, чтобы она касалась педагогических вопросов гимнастики. Однако в ряде случаев педагоги предпочитают исследовать вопросы из смежных наук (биология, психология, философия и др.). Это вполне допустимо. Исследователь должен быть свободен в выборе темы для своей научной работы. Однако при этом целесообразно руководствоваться следующими соображениями:
1. Удачно выбрать тему, поставить цель и задачи исследования — значит во многом обеспечить успех работы.
2. Желательно искать тему в той области гимнастики, в которой работает сам педагог. При выборе темы надо иметь в виду, что любое известное положение теории, методики или практики может оказаться устаревшим, поэтому к нему нужен иной подход — с современных научных позиций или достижений практики, исходя из новых теоретических и методологических принципов. Чтобы глубже и шире представить то или иное явление, надо исследовать его с разных сторон.
3. Тема, избранная для исследования, должна быть актуальной не только для настоящего, но и будущего гимнастики. Результаты исследования должны удовлетворять требованиям теории и практики гимнастики.
4. Лучше, если исследователь сам выберет тему, «выстрадает» ее. Удачный выбор достигается огромной работой над изучением истории, теории и практики избранного предмета научного изучения. Опыт показывает, что самостоятельно выбрать тему исследования удается только людям, одержимым, по-настоящему увлеченным предметом своего изыскания.
5. Перед окончательным выбором и формулированием темы Желательно в предварительном небольшом по объему исследовании уточнить ее основные положения.
6. Тема должна иметь четко очерченные границы. Они определяются постановкой задач, методами исследования, количеством испытуемых лиц, временем, отведенным на экспериментальную работу, наличием необходимой аппаратуры и инструментария и др. Важно, чтобы тема была не слишком обширной, так как в ней можно «заблудиться», и не слишком узкой, чтобы исследуемый вопрос не казался оторванным от общей проблемы. Конечно, и в узкой теме исследование можно провести так, что будут вскрыты многие не известные ранее глубинные механизмы, важные для теории и практики гимнастики. Как правило, это достигается с помощью точных методов исследования, доступных лишь сотрудникам научно-исследовательских учреждений. Для учителя физической культуры, тренера наиболее доступны такие темы, которые в более полном объеме раскрывают теорию, методику гимнастики, возможность развития спортивных или профессиональных способностей у учащихся средних и высших учебных заведений и юных спортсменов.
7. При выборе темы надо учитывать собственный интерес, свои склонности и способности, педагогический опыт, уровень и широту теоретических знаний. Большое значение имеет наличие сведений из смежных с гимнастикой дисциплин: анатомии, физиологии, психологии, педагогики, философии и др.
После выбора темы и определения конкретных задач исследования формулируется ее название. Бывает так, что сделать это сразу трудно, тогда предварительное название может быть уточнено в процессе работы или даже после ее завершения. Название темы исследования — это краткое отражение содержания работы. Это — ее визитная карточка, так как в названии отражается предмет исследования. Оно должно быть предельно лаконичным.