Гимнастические площадки и их оборудование
Для проведения уроков и внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных школах сооружают комплексные спортивные площадки. С этой целью предусмотрены специальные пришкольные участки, включающие зоны для физкультурных занятий. Их величина зависит от количества учащихся школы. Так, например, школа с одной параллелью классов должна иметь на своем пришкольном участке спортивную зону, равную 12 785 м2, а Школа с тремя параллелями — 13 360 м2.
Среди площадок для игр и занятий по легкой атлетике особое Место занимают гимнастические площадки. Они сооружаются для Младших школьников, для школьников V—IX и X—XI классов. На этих площадках сооружается оборудование, с помощью кото-
рого выполняется программа по разделу «Гимнастика» каждой из возрастных групп. Для старших школьников необходимо следующее оборудование: площадка размером 15x40 м, позволяющая разместить на ней комбинированную установку для подвесных снарядов (колец, канатов, шестов), гимнастические лестницы, перекладины, брусья, гимнастические стенки (до 12 пролетов), ямы для опорных прыжков и прыжков в длину. На оборудованной таким образом площадке может заниматься одновременно 40 человек. На рисунке 123 показана типовая гимнастическая площадка, оборудованная стандартными гимнастическими снарядами.
Самодеятельное развитие материальной базы школ за последние 15 — 20 лет, выразившееся в строительстве нестандартного оборудования, с наибольшей полнотой получило распространение именно на открытых пришкольных участках (рис. 124). Такое оборудование гимнастических площадок позволяет широко использовать фронтальный способ организации учебной деятельности. Поэтому число повторений каждого двигательного задания может значительно увеличиться, а это, в свою очередь, способствует более прочному освоению учащимися техники гимнастических упражнений. В то же время увеличивается объем двигательной активности занимающихся, и, следовательно, повышается развитие у них двигательных способностей. Эффективность занятий на многопропускных снарядах повышается еще и благодаря тому, что выполнение упражнений в этих условиях вызывает значительные положительные эмоции. У школьников создаются дополнительные резервы работоспособности, и они выполняют большой объем гимнастических упражнений с относительно меньшим напряжением. С помощью такого оборудования легче учить детей самостоятельно упражняться на снарядах, учить страховке и самостраховке.
7.4. Технические средства, используемые на занятиях по гимнастике в общеобразовательной школе
Технические средства обучения (ТСО) в физическом воспитании — это системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Современные требования к организации урока в школе настолько высоки, что без специальных технических устройств и приспособлений учителю физического воспитания трудно интенсифицировать учебный процесс и добиться хороших результатов. За последние годы использование многообразных технических средств на уроке и внеклассных занятиях приобрело массовый характер, поскольку такие устройства и комплексы из них существенно помогают учителям формировать у школьников двигательные умения и навыки, обогащать знаниями о технике движений, ее закономерностях, а также развивать потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Наибольший эффект ТСО приносят на занятиях по гимнастике при изучении школьниками физических упражнений, требующих высокой точности. Чем продуманнее применяются технические средства, тем лучше идет процесс овладения учащимися техникой гимнастических упражнений. Это положение обусловливается также особенностями формирования двигательных навыков. Например, при обучении учащихся IV класса лазанию по канату в три приема можно использовать несложный тренажер, разработанный под руководством И. П. Ратова. Этот тренажер облегчает
6 Гимнастика 161
действия ученика за счет противовеса, тяга которого перекинута через блок. Фиксирующая установка (храповик) позволяет без особых усилий выполнить правильный захват каната ногами на любой высоте. Такие несложные технические устройства способствуют интенсивному формированию двигательных навыков многих гимнастических упражнений, входящих в программу.
На рисунке 125 показано, что главная функция технических средств — обучающая. Сюда относятся все приборы, аппараты, воздействующие на зрение, слух, двигательный анализатор. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, — писал К.Д.Ушинский, — должен помнить о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений — приняли участие в акте запоминания».
Умелое использование учителем физического воспитания ТСО на уроке существенно повышает информационную емкость всех сведений, необходимых для качественного усвоения школьниками учебного материала, для овладения ими двигательными действиями и способами физического самосовершенствования учащихся. Учебное кино, кинокольцовки, диафильмы и диапозитивы, помогающие при разучивании сложных видов движений, организуют труд учителя. Такие технические средства обеспечивают четкость и логичность изложения нового материала, способствуют экономии учебного времени, повышают интерес учащихся к учебной деятельности.
При изучении сложных упражнений на уроках гимнастики наиболее приемлемы графопроекторы типа «Лектор» или «Кодоскоп»,
при использовании которых не требуется затемнения. Для использования проекционной аппаратуры «Свитязь», «Школьный», «Украина» и др. необходимо специально оборудованное помещение.
Большую помощь в работе учителя оказывает аудиовизуальная аппаратура. С ее помощью целесообразно проводить подготовительную и заключительную части урока гимнастики, а также создавать музыкальный фон для повышения работоспособности занимающихся в основной части урока.
В соответствии с государственными стандартами большую группу ТСО составляют тренажеры и тренировочные устройства, повышающие качество обучения физическим упражнениям и эффективность процесса физической подготовки занимающихся.
Все тренажеры и тренировочные устройства по их назначению можно подразделить на две основные группы: для обучения техники двигательных действий и для развития двигательных и психических способностей (силы, быстроты и координации движений, гибкости и устойчивости вестибулярных функций, выносливости, внимания, памяти, эмоций, воли и др.). С помощью тренажеров можно в широких пределах дифференцировать сложный процесс обучения двигательным действиям, усиливать его направленность, воспроизводить часть движений, отработка техники которых затруднена традиционными средствами.