Гимнастика в дореволюционной России
В русском государстве физическому воспитанию молодежи, подготовке ее к жизни и трудовой деятельности всегда уделялось большое внимание. Этой цели служил прежде всего сам труд крестьянина, ремесленника, рабочего, который требовал больших физических усилий. Поэтому трудовое воспитание сочеталось с физическим воспитанием. Для этого применялись различные народные игры, танцы, пляски, бег, прыжки, лазания и др.
Осознавалась польза занятий гимнастикой и для детей школьного возраста. Это нашло отражение в педагогических трудах Н. И. Новикова (1744 — 1818), В.Г.Белинского (1811 — 1848) и А.И.Герцена (1812 — 1870). Физическое воспитание и развитие детей они рассматривали в связи с социальными и естественными условиями жизни и закономерностями формирования личности. В 1840 — 1850-х гг. делается попытка внедрить гимнастику как учебную дисциплину в систему школьного образования в Москве и Петербурге.
Ценный опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I. Многие
из применявшихся упражнений относятся к числу гимнастических: ходьба, бег, метания, прыжки в длину, в высоту, в глубину, опорные, переползание по-пластунски, подползание, лазание по лестнице, канату, шесту, перелезание через различные препятствия и др.
Воинским уставом 1716 г. предусматривалось формировать у сол- , дат и офицеров те способности, которые потребуются на войне. У солдат и офицеров развивались выносливость, сила, быстрота, решительность и смелость, умение быстро и сноровисто выполнять приемы штыкового боя, преодолевать наземные и водные препятствия, метко стрелять, совершать продолжительные марши. Офицеры, организующие физическую подготовку солдат, должны были принимать во внимание их индивидуальные особенности, заботиться об их здоровье, учить словом и личным примером.
А.В.Суворов (1730 — 1800) ввел регулярную физическую подготовку для развития у солдат и офицеров силы, быстроты, выносливости, уверенности в своих силах как основы решительных и смелых действий на поле боя. Впервые в войсках была введены утренняя физическая и боевая тренировки. К офицерам предъявлялись следующие требования: забота о здоровье солдат; непрерывность тренировки; обучение рассказом, личным показом, без торопливости и жестокости; последовательность обучения двигательным действиям, постепенное повышение испытываемых нагрузок; высокая эмоциональность процесса обучения.
Принципы боевой и физической подготовки войск, разработанные и подтвержденные на поле боя в эпоху Петра 1 и А.В.Суворова, были использованы М.И.Кутузовым и другими передовыми полководцами России.
После восстания декабристов (1825) встал вопрос о пересмотре системы воспитания защитников престола. Поэтому в 1826 г. занятия гимнастикой вводятся в кадетских корпусах, в 1838 г. — в гвардейских полках, а затем и во всей армии. Потребовались руководители занятий, методическая литература, спортивная база. Занятия проводились по французской, немецкой и шведской системам гимнастики. Утверждается руководство «Военная гимнастика и фехтование на штыках и на саблях верхом», в котором предусматривалось развитие способностей, необходимых для успешного овладения боевыми приемами с оружием.
В 1827 г. директором военно-учебных заведений издается циркулярное предписание, где говорится: «Для развития сил физических весьма нужно, чтобы воспитанники военно-учебных заведений в свободное от занятий время занимались гимнастическими упражнениями». Издается книга Гутс-Мутса «Гимнастика для юношества». С целью популяризации гимнастики вводятся соревнования с награждением победителей.
w
В русской армии простейшие упражнения на снарядах впервые стали применяться в 40-х гг. XIX в.
После поражения России в Крымской войне (L853 —1856) была усилена роль гимнастики в боевой подготовке личного состава армии и флота. В военных училищах вводятся гимнастика и фехтование (5 ч в неделю) и утренняя гимнастика (10 — 15 мин). В 1858 г. Морское ведомство издает «Урочные таблицы вольных гимнастических упражнений и первоначального фехтования». В 1859 г. вводятся правила обучения гимнастике. Урок проводился в произвольной форме.
После отмены крепостного права в 1861 г. на развитие гимнастики оказали влияние следующие факторы: становление России на путь капиталистического развития; выводы, сделанные из поражения в Крымской войне; отмена рекрутской системы комплектования армии и сокращение срока службы с 25 до 6 лет, увеличение численности армии; оснащение армии более дальнобойным и скорострельным нарезным оружием. Все это потребовало от военнослужащих высокой физической подготовленности.
В 1861 г. вводятся в действие «Правила для обучения гимнастике». Гимнастика включала упражнения приготовительные (вольные, силовые, парные и упражнения в сопротивлении), бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, упражнения в равновесии на бревне, в висе на перекладине, различные виды лазания, пе-релезания и др. К «Правилам» были приложены таблицы упражнений, распределенных по урокам, давались методические указания к проведению занятий.
Со временем «Правила» были усовершенствованы и на их основе создано и в 1879 г. утверждено первое официальное наставление по физической подготовке — «Наставление для обучения войск гимнастике». Проводилась проверка физической подготовленности солдат, которая делилась на разряды. К первому разряду были отнесены солдаты, ловко и правильно выполнившие упражнения на всех снарядах и справившиеся со следующими нормативами: 1) правильно подняться на руках по наклонной лестнице на 10 ступеней и на последней из них подтянуться 3 раза; 2) перепрыгнуть через ров шириной 4,25 аршина; 3) выполнить прыжок боком через горизонтальное бревно высотой 1,75 аршина. Ко второму разряду относились солдаты, хорошо выполнившие упражнения на всех или большинстве снарядов и, кроме того, оказавшиеся способными: 1) подняться по лестнице на 5 ступеней и три раза подтянуться; 2) перепрыгнуть через ров шириной в 4 аршина; 3) перепрыгнуть через бревно высотой 1,5 аршина.
В 70-х гг. в ряде крупных городов России появляются немецкие гимнастические общества, для проведения занятий приезжают инструкторы из Германии. В программу занятий включаются бо-
лее сложные упражнения на снарядах, разрабатываются техника их исполнения и методика обучения.
Во второй половине XIX в. во многих странах мира получает распространение спорт. Развитие его в России было вызвано общекультурным подъемом в этот период, а следовательно, и повышением интереса к физическому воспитанию народа.
В 1910 г. вводится в действие «Наставление для обучения войск гимнастике». Задачами гимнастики были: развитие силы, выносливости, быстроты в действиях, сообразительности, уверенности в своих силах, решительности и смелости, способности сноровисто преодолевать препятствия и др. Упражнения объединялись в пять разделов: 1) вольные упражнения и упражнения с палками и ружьями; 2) упражнения на снарядах, прыжки в длину, глубину, высоту, лазание; 3) ходьба, бег в различных сочетаниях без снаряжения и в снаряжении; 4) полевая гимнастика; 5) групповые упражнения, пирамиды, игры, перетягивание каната, лапта, футбол, бой стенка на стенку, метание копья, толкание ядра, лыжная подготовка и др.
Занятия продолжительностью от получаса до часа проводились ежедневно в течение всей службы. Для занятий оборудовались гимнастические залы и площадки.
Занятие по гимнастике делилось на три части: 1) строевые, вольные упражнения; 2) упражнения на снарядах; 3) ходьба, бег.
«Наставлением» предусматривалось проведение индивидуальных и командных соревнований по гимнастике в подразделениях.
В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской системе. В 1900 г. появляются первые организации «Сокол». Особенно бурно сокольское движение стало развиваться после революционных событий 1905 —1907 гг. В 1907 г. были разрешены сокольские гимнастические общества. Сокольское движение использовалось для сближения интересов всех славянских народов. Правительство России использовало сокольское движение с целью отвлечения молодежи от революционной борьбы и подготовки ее к службе в армии. Общества «Сокол» создавались во всех крупных городах России. Для руководства занятиями приглашались чешские специалисты, готовились и свои национальные кадры. Уроки русских и чешских обществ «Сокол» в принципе были одинаковыми. На них изучались упражнения, доступные для занимающихся. Занятия проводились с музыкальным сопровождением, пением. Устраивались соревнования, красочные массовые выступления. Постепенно росло количество занимающихся гимнастикой.
Первые кружки сокольской гимнастики появились в 1897 г. в Тифлисе, в 1903 г. — в Петербурге и Баку. 7 марта 1903 г. в Петербурге проходил Всероссийский любительский чемпионат, включавший борьбу, поднятие тяжестей, бокс, фехтование и гим-
настику. Гимнасты выступили на брусьях и завоевали уважение публики. В 1910 г. был утвержден Союз русского сокольства и начал издаваться журнал «Сокол». В 1913 г. Россия вступила во Всеславянский сокольский союз. Русские гимнасты участвовали во Всесокольских слетах, проводимых в Праге каждые 5 лет. Готовились свои национальные кадры, росло спортивное мастерство гимнастов.
Специалисты по физическому воспитанию для армии готовились в Главной гимнастическо-фехтовальной школе Петербурга (теперь это Военный институт физической культуры). Инструкторы этой школы в 1914 г. выступили с показательными упражнениями на съезде французских гимнастов настолько блестяще, что местные газеты писали про них: «Гимнастика русских — чудо!» После этого они выступили в столице Сокольской гимнастики — Праге, где покорили зрителей виртуозностью, красотой, грациозностью и своеобразием исполненных упражнений.
В 1911 г. состоялся первый съезд делегатов Союза русского со-кольства. В основу его работы была положена идея о том, что русское сокольство «должно явиться средством спаяния племен Российской империи во имя блага и мощи России как великого славянского государства».
В конце XIX столетия в Россию проникли европейские национальные системы гимнастик: французская, немецкая и шведская. Они внедрялись главным образом в армию, но попытка применить немецкую систему гимнастики в русской школе встретила гневный протест революционных демократов и просветителей, передовых педагогов и врачей. Ярыми противниками ее были Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев и др.
Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимнастики нанес отечественный ученый П.Ф.Лесгафт. Он убедительно доказал ненаучность ее основ, отсталость и непоследовательность ее педагогических идей. Он показал, что ни одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам анатомии, физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в русской школе.
Педагогическая гимнастика П. Ф.Лесгафта (1837 — 1909). Большой интерес к гимнастике, с одной стороны, и неудовлетворительное ее преподавание, — с другой, побудили передовых военных и общественных деятелей, ученых к созданию подлинно научной системы гимнастики в России. По заданию военного ведомства эту задачу блестяще выполнил П.Ф.Лесгафт. Изучив постановку физического воспитания во многих государствах Европы, он опубликовал труд «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». В нем он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему, которая характеризуется следующими особенностями:
1. Целью физического образования является всестороннее, гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков или достижение спортивного результата.
2. Подбирать средства физического образования необходимо в зависимости от задач, стоящих перед ним. Упражнения должны полностью соответствовать анатомическому строению человеческого тела, его физиологическим функциям и педагогическим требованиям. Физические упражнения должны систематизироваться в зависимости от педагогических задач, а не от формы движений и снарядов, как это было в других системах.
3. При подборе упражнений надо строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся лиц.
4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности. Нарушение его приносит вред.
5. Сами физические упражнения должны быть естественными, взятыми из практики.
6. Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Очень важно, чтобы занимающиеся осознавали все движения. Поэтому основным методом обучения П. Ф. Лесгафт считал объяснение, а не показ, при котором возможно подражание.
В своей системе физического образования П.Ф.Лесгафт выделял следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений.
1 ступень. Изучаются простые упражнения. Овладевая ими, ребенок научается сравнивать их между собой, устанавливать общность и различия между ними, осознает их. Упражнения выполняются только после объяснения, а не после показа.
2 ступень. Выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением. Повышается вес метаемых предметов, скорость ходьбы и бега, увеличивается расстояние, повышаются и усложняются препятствия для прыжков, усложняется характер движений.
3 ступень. Применяются упражнения, вызывающие необходимость соразмерения движений и действий во времени и в пространстве, т.е. проходить, пробегать заданную дистанцию в установленное время, метать предметы на заданное расстояние, в Цель и т.п.
4 ступень. Игры, экскурсии, трудовые действия. Здесь воспитанники применяют усвоенные ранее двигательные умения и навыки, учатся действовать просто, ловко, энергично и экономно расходовать энергию.
П.Ф.Лесгафт утверждал необходимость специального подбора Упражнений в зависимости от профессиональной специализации военнослужащего. По его инициативе открывались и работали различные школы и курсы, где готовились руководители занятий гим-
настикой для армии и школ. Он разрабатывал методические указания по обучению физическим упражнениям, призывал ученых и педагогов к творческой активности, к борьбе против некритического перенесения в практику учащейся молодежи зарубежных систем гимнастики и спорта.
В конце XIX в. в мире получила развитие спортивная гимнастика. Стали проводиться международные соревнования. Для руководства ими в 1881 г. образуется Международная федерация гимнастики. Организацию международных соревнований по всем видам спорта стал возглавлять Международный олимпийский комитет (МОК), организованный в 1894 г.
В России соревнования по гимнастике начали проводиться с 1885 г. В первом соревновании участвовало 11 человек. Они были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 г. Гимнасты соревновались в упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту. Победители (Шустов, Кристи, Горожанин) получили призы и серебряные жетоны. В последующие годы общество продолжало проводить соревнования и устраивало показательные выступления гимнастов, которые привлекали большое количество зрителей.
На развитие гимнастики особенно большое влияние оказали международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 г. в Антверпене (Бельгия). Вначале они проводились каждые два года, а затем, после включения гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые четыре года в промежутках между Олимпиадами.
Уроки русско-японской (1904 — 1905) войны показали, что физическая подготовка солдат не соответствует требованиям боя. Поэтому в послевоенный период широкие массы населения привлекаются к занятиям гимнастикой и спортом. Чтобы повысить интерес к занятиям, за успехи в спорте награждали призами, значками, медалями. Издаются законы о всеобщей военно-физической подготовке молодежи. Вводится обязательное обучение военно-прикладным упражнениям.
Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития гимнастики.
Первый период (до 1863 г.) — гимнастика ипользуется в системе военного ведомства как средство общей физической подготовки военнослужащих.
Второй период (1863 — 1907) — происходит образование и развитие спортивных обществ, кружков, развитие спортивной направленности занятий гимнастикой.
Третий период (1907 — 1914) — происходит становление спортивной гимнастики, выход ее на международную арену; продолжается использование гимнастики в качестве средства военно-физической подготовки учащейся молодежи.