Принципы спортивной тренировки
К принципам спортивной тренировки относятся:
- единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям;
- единство общей и специальной подготовки спортсмена;
- непрерывность тренировочного процесса;
- единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;
- волнообразность и вариативность динамики нагрузок;
- цикличность тренировочного процесса.
Эти принципы подробно рассмотрены в учебнике по теории спортивной тренировки, поэтому ограничимся некоторыми
уточнениями.
1. Все перечисленные принципы определяют внутренние необходимые существенные связи между тренировочными воздействиями и их эффектом, между различными компонентами содержания спортивной тренировки, между фазами тренировочного процесса и ходом развития тренированности спортсмена (Матвеев, 1997) и поэтому обязательны для
1 Материально-техническое обеспечение' адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. СП. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2000. - 152-е. Курды-байло С.Ф., Евсеев СП. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры, спорта и рекреации инвалидов с поражением спинного мозга // Адаптивная физическая культура. - 2005. - № 2 (22). - С. 20-29.
Адаптивный спорт
Раздел 6
выполнения и в паралимпийских тренировочных программах. Особенности состояния здоровья спортсмена-инвалида, конечно, вносят специфику в реализацию этих принципов, но ни в коем случае не могут быть поводом для исключения некоторых из них.
2. Принципы спортивной тренировки не отменяют рассмотренные ранее принципы: социальные, общеметодические и специально-методические, а дополняют их, конкретизируют именно методологию спортивной тренировки.
6.2.3. Виды подготовки спортсменов-паралимпийцев
Специалистами в области спортивной тренировки выделяются следующие виды подготовки: техническая, тактическая, физическая, психологическая, теоретическая (в зависимости от преимущественного влияния на те или иные компоненты готовности спортсмена); общая и специальная (по характеру взаимосвязи со спортивной специализациией), а также интегральная (по степени соединения различных сторон подготовленности, качеств и способностей занимающихся).
Техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными действиями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности (общая техническая подготовка), техникой движений в избранном виде спорта или спортивной дисциплине (специальная).
Для видов состязаний, осуществляемых с помощью технических средств, крайне важны умения и навыки управления этим средством.
Главная проблема технической подготовки в адаптивном спорте состоит в определении оптимального способа выполнения действия с учетом влияния имеющегося у спортсмена дефекта. Так, например, ампутация конечности приводит к изменению симметрии тела, что требует соответствующей корректировки подготовительных, основных и завершающих действий, основного звена техники. К сожалению, творческий поиск спортсмена и тренера путем проб и ошибок является в настоящее время, пожалуй, единственным реальным способом определения оптимальной для конкретного спортсмена техники.
Физическая подготовка - это процесс всестороннего развития физических способностей, неспецифичных для избран-
ного спорта, но в определенной мере обуславливающих успех в спортивной деятельности (общая физическая подготовка), а также развитие физических способностей, отвечающих специфике избранной спортивной специализации (специальная).
Важнейшее направление физической подготовки в паралимпийских видах спорта связано с необходимостью развития компенсаторных физических качеств, берущих на себя роль замены отсутствующих у конкретного спортсмена качеств или способностей.
Ведущей установкой в подборе упражнений, методов развития физических способностей, режимов тренировочных нагрузок является максимально возможный учет генетической предрасположенности спортсмена к тому или иному виду мышечной деятельности или, по-другому, следование правилу «навстречу собственной природе».
Тактическая подготовка направлена на овладение формами и способами ведения спортивной борьбы в условиях любой соревновательной деятельности (общая тактическая подготовка) и соревнования в избранном виде спорта (специальная).
В зависимости от периода спортивной тренировки, конкретных целей и задач, стоящих перед соревнованием, можно рекомендовать следующие формы ведения соревновательной борьбы (разновидности тактики):
- тактика рекордов;
- тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата;
- тактика выигрыша соревнований с высоким результатом;
- тактика выхода в очередной тур состязаний.
Все средства, способы, формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане - программе основных действий спортсмена или команды.
Тактический план должен иметь следующие разделы [Теория и методика ФК, 2003]:
1) главная задача в соревнованиях;
2) форма тактической борьбы - активная, пассивная (от обороны), комбинированная;
3) распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований;
Адаптивный спорт
Раздел 6
4) распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки);
5) возможные переключения с одного вида тактики на другой непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы;
6) способы маскировки собственных намерений (действий);
7) данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке;
8) данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований, о зрителях.
В состязаниях по паралимпийской программе очень важно учитывать возможные реакции пораженных функциональных систем, возможные блокирующие приемы соперника, осуществляемые с помощью технических средств передвижения (инвалидных гоночных колясок, например), и др.
Очень специфична тактическая подготовка спортсменов-инвалидов, выступающих в командных играх на колясках -баскетбол на колясках, регби на колясках, хоккей сидя и др. Здесь большинство технико-тактических приемов направлено на создание различных препятствий для перемещения соперников.
Психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов психических функций и качеств, необходимых для усиленных занятий избранным видом спорта, для достижения высшего уровня мастерства (общая психологическая подготовка), а также на формирование психологической готовности к участию в конкретном соревновании (специальная).
В адаптивном спорте важнейшей стороной психологической подготовки является работа по преодолению психологических комплексов, а также формированию психологического настроя на неадекватные реакции на спортивную деятельность инвалидов со стороны здоровых людей, что, к сожалению, случается очень часто.
Теоретическая подготовка направлена на осмысление сути спортивной деятельности, связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Матвеев, 1991).
В паралимпийских видах спорта теоретическая подготовка имеет существенно большее значение, чем в обычном спорте.
Теоретическая подготовка паралимпийцев имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсмена, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике, тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, она включает два важных раздела: теоретическое образование и развитие интеллектуальных способностей.
В содержание теоретического образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности, - это:
- знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности, общественный и личностный смысл спорта вообще и высших спортивных достижений в частности;
- знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и правил поведения;
- знания, составляющие научный базис подготовки
спортсмена (принципы и закономерности спортивной подго
товки, естественно-научные и гуманитарные основы спортив
ной деятельности и т.п.);
- спортивно-прикладные знания, включающие сведения
о правилах спортивных соревнований, спортивной технике
и тактике избранного вида спорта, критериях их эффектив
ности и путях освоения, средствах и методах физической
и психологической подготовки, методике построения тре
нировки, внетренировочных факторах спортивной подго
товки, требованиях к организации общего режима жизни
и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах
контроля и самоконтроля, материально-технических усло
виях занятий спортом и т.д. (Матвеев, 1977; Курамшин,
1981).
Для спортсменов, участвующих в паралимпийском движении, перечисленные компоненты теоретической подготовки должны быть дополнены такими разделами, как:
- знания медицинского характера (об общей и частной па
тологии, особенно о своих проблемах, о медицинских методах
контроля и коррекции своего состояния, основных фармако-
Адаптивный спорт
Раздел6
логических препаратах, совмещающихся с тренировочными нагрузками, и т.п.);
- знания о медицинской и спортивно-функциональной классификации инвалидов в своем виде спорта, порядке и правилах переосвидетельствования, допинг-контроля и др.;
- знания о международных спортивных организациях инвалидов, выдающихся достижениях и рекордах паралимпий-цев;
- знания юридического плана (стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, законодательные акты об адаптивном спорте и др.).
Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, что характерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях подготовка направлена на формирование у спортсменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировочных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, технической, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний и т.п.
Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выполнения специальных заданий и применения способов организации занятий, побуждающих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совершенствованию средств и методов подготовки.
В связи с тем, что в различных видах паралимпийского спорта используются технические средства (коляски, санки, протезы и т.п.), вспомогательное оборудование и тренажеры для обучения двигательным действиям и развития и совершенствования качеств и способностей, возникает необходимость введения еще одного, не использующегося у здоровых спортсменов вида подготовки спортсмена-паралимпийца. В качестве возможного варианта названия этого вида можно предложить - технико-конструкторская подготовка.Здесь речь идет о знаниях, умениях и навыках использования тех-
нических средств в соревновательной деятельности, а также ремонта, технического обслуживания, совершенствования конструкции соревновательного технического средства и других приспособлений, устройств и тренажеров, необходимых для реализации тренировочного процесса.
Технико-конструкторская подготовка включает в себя не только знания теоретического характера, но и умения и навыки управления, ремонта, ухода, конструирования технических средств.
Наблюдения за выдающимися спортсменами-паралим-пийцами дают основания для вывода: уровень технико-конструкторской подготовки у них очень высок, а сама она тесно связана с технической и тактической подготовкой атлетов.
Интегральная подготовканаправлена на объединение и комплексную реализацию всех выделенных компонентов подготовки спортсмена - технической, физической, тактической, психологической, теоретической и технико-конструкторской - в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:
- соревновательные упражнения избранного вида спорта,
выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
— специально-подготовительные упражнения, максималь
но приближенные по структуре и характеру проявляемых
способностей к соревновательным. При этом важно соблю
дать условия проведения соревнований.
6.2.4. Построение спортивной тренировки
Различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Матвеев, 1997).
Микроструктура - это структура одного тренировочного занятия и малых циклов, состоящих из нескольких занятий (микроциклов); мезоструктура - структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макроструктура - структура больших тренировочных циклов (макроциклов) типа полугодичных, годичных и многолетних.
Одно занятие должно включать в себя три части: подготовительную (разминка), основную и заключительную.
Адаптивный спорт
Классификацию и систематизацию наиболее распространенных в практике микроциклов провел Ю.Ф. Ку-рамшин [2003] (рис. 6.3). Он выделил четыре вида микроциклов - собственно тренировочные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные, каждый из которых подразделяется на подвиды в соответствии с выделенными автором классификационными признаками (см. рис. 6.3).
Среди различных типов мезоциклов Л.П. Матвеев (1997) выделяет:
- втягивающий;
- базовый;
- контрольно-подготовительный;
- предсоревновательный;
- соревновательный;
- восстановительный;
- восстановительно-поддерживающий.
В годичном макроцикле выделяют три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. Основной фактор, определяющий структуру годичного цикла тренировки, -это объективные закономерности развития спортивной формы - состояния оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата.
Основными факторами управления процессом становления спортивной формы являются объем и интенсивность физических нагрузок, соотношение общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, средств общей и специальной физической, технической и тактической подготовки и др.
Однако при построении годичных микроциклов в пара-лимпийских видах спорта помимо перечисленных факторов, закономерностей становления спортивной формы необходимо учитывать еще один. Это сезонная динамика патологического процесса в организме спортсмена-инвалида, влияние на этот процесс фармакологических препаратов, лечебных и профилактических процедур.
В ряде публикаций (Шапошникова, 1996, 1998; и др.) указывается на наличие изменений физической работоспособности человека в зависимости от его индивидуального (эндогенного) годичного цикла, что также следует учитывать в процессе спортивной тренировки.
Адаптивный спорт
Раздел 6
Спортивного долголетия | 6. Поддержания общей тренированности | Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера | i | ||
5. Сохранения достижении | 4-6 | Постепенное ограничение тренировочных нагрузок. Повышение тренированности и поддержание рапсе достигнутого уровня результатов за счет рационализации тренировочного процесса и всей соревновательной деятельности | i | зона поддержания высоких результатов | |
Максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей | 4. Высших достижений | 4-5 | Совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уровня специальной подготовленности и путей индивидуализации тренировочного процесса, освоение максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок. Дости-жеи ис абсолютно высоких результатов | Высшего спортивного мастерства | зона достижения максимальных возможностей (выполнение норматива МСМК) |
3. Углубленного спортивного совершенствования | 2-4 | Увеличение удельного веса специальной подготовки и соревновательной практики. Освоение высоких нагрузок, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям организма спортсмена, запросам роста спортивного мастерства. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов | Спортивного совершенствования | зона первых больших успехов(выполнение норматива мастера спорта и кандидата в мастера спорта) | |
Базовой подготовки | 2. Начальной специализации | со | Уточнение предмета будущей специализации и начало углубленной тренировки в избранном виде спорта, специальная базовая подготовка | Учебно-тренировочные | |
1. Предварительной подготовки | 1-3 | Развитие интереса к занятиям спортом, первичная спортивная ориентация, общая базовая подготовка | Начальной подготовки | ||
Стадии | Этапы | Примерная продолжительность этапа в годах | Преимущественная направленность тренировочного процесса на каждом этапе | Группы обучения в СДЮСШОР иШВСМ | S? S? S? 5? О in О Ю О N 1Л СЧ |
«о
U
о.
Достижение высоких результатов в адаптивном спорте возможно лишь при настойчивой и рационально организованной тренировке в течение ряда лет.
Структура многолетней тренировки зависит от многих факторов: времени начала тренировки, в том числе специальной; одаренности спортсмена и темпов прироста его спортивного мастерства; количества лет регулярной тренировки для достижения наивысших результатов и т.п.
В адаптивном спорте начало многолетнего тренировочного процесса, как правило, связано со временем получения травмы, завершения процедуры лечения и реабилитации.
В качестве ориентира при разработке индивидуальной структуры многолетней тренировки может служить ее примерная схема (рис. 6.4), представляющая собой обобщение материалов различных авторов, выполненное Ю.Ф. Курамшиным [2003].
286
Заключение
Заключение
авершая рассмотрение проблем развития адаптивного спорта, необходимо остановиться на тенденциях интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.
Проблема интеграции и дифференциации различных категорий населения, в том числе лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, как в рамках одной страны, так и в масштабах какого-либо континента и всего мира является одной из наиболее актуальных на современном этапе развития человеческого общества.
Более того, необходимо констатировать, что важнейшей плоскостью данной социально-геополитической проблемы является круг вопросов, связанных с взаимодействием именно таких категорий населения, как здоровые лица и инвалиды.
В таких видах социальной практики, как обучение, лечение, профессиональная деятельность, реабилитация, рекреация инвалидов, существуют два полярных и множество промежуточных подходов.
Первый из полярных подходов предусматривает максимально возможную интеграцию инвалидов в общество здоровых людей, второй, напротив, - их изоляцию (дифференциацию) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах-интернатах, психоневрологических интернатах, специальных производственных организациях, фабриках, заводах и т.п. Безусловно, поиск оптимальных вариантов решения проблемы сосуществования здоровых людей и инвалидов привел к появлению большого количества промежуточных вариантов. Например, обучение
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и проживание дома; размещение специальных (коррекционных) классов в обычных общеобразовательных школах; проживание в детском доме-интернате и обучение в обычной общеобразовательной школе и т.д.
В России, особенно в советский период, преобладал подход к организации жизни инвалидов в изолированных условиях. Этого требовала официальная идеология, утверждавшая преимущества коммунистического пути общественного развития и вынужденная «слегка приукрашивать» реальную ситуацию с инвалидизацией населения. Это достигалось изоляцией инвалидов, преуменьшением масштабов данного явления.
В настоящее время, когда человек стал рассматриваться не только как средство, инструмент, «человеческий фактор» той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но и прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества, проблема социальной интеграции инвалидов приобрела совершенно другое звучание.
При этом выяснилось: в экономически развитых странах подсчитано и доказано, что вложения в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. Уменьшаются затраты на лечение инвалидов и сокращается численность людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, ухаживая за ослабевшими родственниками и инвалидами, более эффективно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Кроме того, резко снижается социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая атмосфера в обществе.
Как показывает международный опыт, физическая культура и спорт являются важнейшими феноменами воспитания личности инвалида, ее социализации и интеграции в среду здоровых людей. Для спортсменов-инвалидов участие в тренировочном процессе, особенно в соревнованиях, - это прежде всего преодоление своей изоляции, возможность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоционально-волевую сферу спортсменов, позволяют забыть о своих недугах и, в конечном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна
/419-79-'
289
Адаптивный спорт
Заключение
и одухотворенна. Таким образом, адаптивный спорт (спорт инвалидов) не только оказывает благотворное оздоровительное и лечебное воздействие на спортсмена, но и является прекрасным средством повышения качества жизни в тех условиях, в которых оказался человек в связи со своей болезнью и инвалидностью (Евсеев, 1999, 2000).
Как и любая другая сфера социальной практики, адаптивный спорт отображает тенденции интеграции и дифференциации. Так, в работах Д.Ф. Мосунова (1999, 2000) приведены примеры, когда спортсмены с повреждениями опорно-двигательного аппарата не только участвовали в соревнованиях по плаванию среди здоровых людей, но и выигрывали их, устанавливали мировые рекорды.
В статье В.В. Нелюбина и Б.В. Иванюженкова (2005) рассказывается об уникальных спортсменах с повреждениями опорно-двигательного аппарата, добившихся замечательных результатов в борьбе. Имеются такие уникальные примеры и сегодня. Это становится возможным, например, в таких видах спорта, как гребля.
В настоящее время тенденции интеграции спорта здоровых и инвалидов проявляются в том, что Паралимпийские игры проводятся в той же стране, в том же городе и на тех же спортивных объектах, где проходили Олимпийские игры. Прорабатываются вопросы возможности совмещения этих крупнейших международных соревнований во времени. Однако сегодня это практически невозможно с организационной и экономической точек зрения.
Тенденции интеграции наблюдаются и в крупнейших международных спортивных движениях инвалидов - паралим-пийском и специальном олимпийском.
Сегодня в Паралимпийских играх участвуют шесть категорий спортсменов, хотя начинались подобные Игры с соревнований, в которых выступали только инвалиды на колясках. Так, в XI Паралимпийских играх участвовали: ампутанты, лица с последствиями церебрального паралича, незрячие спортсмены, инвалиды с поражением интеллекта и др.
В специальном олимпийском движении набирает силу программа «Объединенный спорт», в которой предусмотрено участие здоровых и специальных (с поражением интеллекта) спортсменов в составе одной команды. В этом случае интеграционные процессы осуществляются в явном виде.
Все эти примеры относятся непосредственно к соревновательной деятельности. Что же касается учебно-тренировочного процесса, здесь тенденция интеграции проявляется в большей мере. Имеется много примеров, когда олимпийцы и паралимпийцы тренируются вместе - в одном бассейне, одном спортивном зале. Отличные возможности для интеграции спортсменов-инвалидов в образовательную среду предоставляют новые специальности высшего (032102 -«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)») и среднего (050721 - «Адаптивная физическая культура») профессионального образования, в которых снят десятилетиями существовавший запрет на обучение инвалидов в образовательных учреждениях физической культуры и спорта как высшего, так и среднего профессионального образования.
Однако одновременно с интеграционными процессами наблюдается и дифференциация адаптивного спорта и спорта здоровых людей.
Одним из примеров тенденции дифференциации адаптивного спорта является выход из паралимпийского движения неслышащих и плохослышащих спортсменов. Инвалиды данной нозологической группы участвуют во Всемирных играх глухих (Сурдлимпийских, или «Тихих играх»), а также, разумеется, в соревнованиях менее высокого ранга.
Тенденции дифференциации проявляются в усилении внимания специалистов к проблемам совершенствования спортивно-медицинской классификации, ужесточении требований к спортсменам, претендующим на ту или иную группу или тот или иной класс в паралимпийских соревнованиях. Такие же тенденции прослеживаются в специальном олимпийском движении и распределении специальных спортсменов на так называемые дивизионы, в которых группируются примерно одинаковые по силам спортсмены.
В заключение подчеркнем, что тенденции интеграции адаптивного спорта со спортом здоровых людей более гуманны, более цивилизованны и потому в историческом плане более перспективны. Какими же способами, путями будет реа-лизовываться данная тенденция - покажет время.
Главное при этом всегда помнить, что адаптивный спорт -уникальное средство реабилитации и социализации инвалидов, повышения качества их жизни.
'/22(г792 291
Глоссарии
И |
сходной логической основой в системе знаний об адаптивном спорте являются понятия, выражающие основные свойства объектов или явлений; суждения об этих свойствах; выводы, выражающие наиболее общие представления о связях, причинах и закономерностях изучения явлений.
Система знаний об адаптивном спорте выражается прежде всего в основных терминах и их определениях. Термины и определения должны не только охватывать совокупность знаний, составляющих научные и учебные дисциплины проблематики адаптивного спорта, но и выделять и обобщать относительно постоянное в этих знаниях, обогащать свое содержание в соответствии с развитием новых ситуаций в адаптивном спорте. Термины адаптивного спорта могут принадлежать как к спорту инвалидов в целом, так и к отдельным его аспектам - историческому, гуманистическому, организационно-правовому, медицинскому и собственно спортивному.
Вид соревнований - соревнования в пределах вида спорта или одной из его дисциплин; заключается в борьбе участников за призовые места и заканчивается вручением наград (медалей и дипломов).
Всемирные игры глухих — наиболее массовые комплексные соревнования среди спортсменов с потерей слуха более 55 дБ. Проводились под руководством Международного спортивного комитета глухих (ныне - Международный сурдлим-пийский комитет). Различают летние (проводятся с 1924 г.) и зимние (с 1949 г.) Всемирные игры глухих. В соответствии
____________________________________________ Глоссарий
с разрешением МОК с 2001 г. Всемирные игры глухих официально называются Сурдлимпийскими играми1. Проводятся
один раз в четыре года.
Деонтология (от греч. oeov, Seovcoc; - «надлежащее») -раздел этики, учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника (врача), главным образом по отношению к больному. Сегодня спортивно-медицинская деонтология приобретает самостоятельное практическое значение, определяя этические и моральные нормы во взаимоотношениях врача, тренера и инвалида, который занимается спортом.
Дивизион - стартовая группа спортсменов в соревнованиях Специальных олимпиад. Включает от трех до восьми спортсменов, уровень результатов которых отличается не более чем на 10% (15% в случае невозможности обеспечения 10%-ного дивизионирования), с целью предоставления каждому из них возможности победить в соревнованиях. Как правило, для формирования дивизионов проводятся квалификационные
соревнования.
Игры Олимпиад - всемирные комплексные соревнования, которые проводятся с 1896 г. в соответствии с Олимпийской хартией. Организуются олимпийским городом и национальным олимпийским комитетом страны под общим руководством Международного олимпийского комитета.
Игры Специальных олимпиад - комплексные соревнования среди спортсменов с поражением интеллекта. Включают официальные и национально-популярные виды спорта Специальных олимпиад. Проводятся под руководством Международной организации Специальных олимпиад. Различают летние (проводятся с 1968 г.) и зимние (с 1977 г.) Игры Специальных олимпиад.
Инвалид - лицо со стойким нарушением функций организма, которое является следствием заболевания, травмы или врожденных дефектов, засвидетельствованных в установленном порядке органами охраны здоровья, которое приводит к ограничению его жизнедеятельности и требует социальной защиты и помощи. Сегодня наблюдается тенденция к замене
1 Термин «сурдлимпийский» в ряде стран, например па Украине, имеет аналог «дефлимпийский». Это обусловлено особенностями перевода английского термина «deaflympic».
'/220*
293
Адаптивный спорт
Глоссарий
термина «инвалиды» на «лица с особыми потребностями», «лица с ограниченными возможностями здоровья». В контексте спортивной деятельности целесообразным является использование структурно обусловленных терминов «паралим-пийцы », « сурдлимпийцы », « спецолимпийцы ».
Инвалидность (от лат. invalidus - «бессильный, немощный») - стойкое нарушение (снижение или потеря) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы. Понятие инвалидности является одновременно медицинским, социальным и юридическим, так как связано с состоянием здоровья человека и его трудовой деятельностью.
Клятва Специальных олимпиад - торжественный ритуал на церемонии открытия Игр Специальных олимпиад. Текст клятвы гласит: «Я стремлюсь к победе. Но если я не смогу ее одержать, пусть у меня хватит смелости на попытку».
Коррекционно-реабилитационная программа - начальный этап спортивной подготовки инвалидов. Подготовка по коррекционно-реабилитационной программе позволяет адаптировать организм к нагрузкам и создать базу для формирования спортивных двигательных навыков. Использование унифицированных нагрузок позволяет также ускорить процесс восстановления фонда жизненно важных умений и навыков, необходимых в бытовой деятельности.
Медицинская (общая) классификация - распределение спортсменов по видам повреждений (диагнозу и т.д.). Современные общие паралимпийские классификационные группы представлены спортсменами с поражением зрения (3 класса); повреждениями спинного мозга (8 классов); ампутациями (9 классов); церебральным параличом (8 классов); прочими (Les Autres) повреждениями опорно-двигательного аппарата (6 классов).
Международная организация Специальных олимпиад (Special Olympics Inc., SOI) - международное спортивное объединение, созданное в 1968 г. Юнис Кеннеди-Шрайвер с целью развития спорта лиц с поражением интеллекта. Международная организация Специальных олимпиад имеет специальное разрешение Международного олимпийского комитета на использование в своем названии слова «олимпиада». Проводит самостоятельные комплексные соревнования - Игры Специальных олимпиад.
Международная спортивная ассоциация (федерация) лиц с поражением интеллекта (International Sports Association for Persons with an Intellectual Disability, INAS-FID) - международное спортивное объединение, созданное в 1986 г. под названием «Международная спортивная ассоциация лиц с умственными поражениями» (International Association of Sports for Persons with Mental Handicap, INAS-FMH) с целью развития спорта лиц с поражением инте