Принципы спортивной тренировки

К принципам спортивной тренировки относятся:

- единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям;

- единство общей и специальной подготовки спортсмена;

- непрерывность тренировочного процесса;

- единство постепенности увеличения нагрузки и тенден­ции к максимальным нагрузкам;

- волнообразность и вариативность динамики нагрузок;

- цикличность тренировочного процесса.

Эти принципы подробно рассмотрены в учебнике по теории спортивной тренировки, поэтому ограничимся некоторыми

уточнениями.

1. Все перечисленные принципы определяют внутренние необходимые существенные связи между тренировочными воздействиями и их эффектом, между различными компо­нентами содержания спортивной тренировки, между фазами тренировочного процесса и ходом развития тренированно­сти спортсмена (Матвеев, 1997) и поэтому обязательны для

1 Материально-техническое обеспечение' адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. СП. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2000. - 152-е. Курды-байло С.Ф., Евсеев СП. Материально-техническое обеспечение адаптивной физиче­ской культуры, спорта и рекреации инвалидов с поражением спинного мозга // Адап­тивная физическая культура. - 2005. - № 2 (22). - С. 20-29.

Адаптивный спорт

Раздел 6



выполнения и в паралимпийских тренировочных програм­мах. Особенности состояния здоровья спортсмена-инвалида, конечно, вносят специфику в реализацию этих принципов, но ни в коем случае не могут быть поводом для исключения некоторых из них.

2. Принципы спортивной тренировки не отменяют рассмо­тренные ранее принципы: социальные, общеметодические и специально-методические, а дополняют их, конкретизиру­ют именно методологию спортивной тренировки.

6.2.3. Виды подготовки спортсменов-паралимпийцев

Специалистами в области спортивной тренировки выделя­ются следующие виды подготовки: техническая, тактическая, физическая, психологическая, теоретическая (в зависимости от преимущественного влияния на те или иные компоненты готовности спортсмена); общая и специальная (по характеру взаимосвязи со спортивной специализациией), а также инте­гральная (по степени соединения различных сторон подготов­ленности, качеств и способностей занимающихся).

Техническая подготовка направлена на овладение разно­образными двигательными действиями и навыками, необхо­димыми в спортивной деятельности (общая техническая под­готовка), техникой движений в избранном виде спорта или спортивной дисциплине (специальная).

Для видов состязаний, осуществляемых с помощью техни­ческих средств, крайне важны умения и навыки управления этим средством.

Главная проблема технической подготовки в адаптивном спорте состоит в определении оптимального способа выпол­нения действия с учетом влияния имеющегося у спортсмена дефекта. Так, например, ампутация конечности приводит к изменению симметрии тела, что требует соответствующей корректировки подготовительных, основных и завершающих действий, основного звена техники. К сожалению, творче­ский поиск спортсмена и тренера путем проб и ошибок явля­ется в настоящее время, пожалуй, единственным реальным способом определения оптимальной для конкретного спортс­мена техники.

Физическая подготовка - это процесс всестороннего раз­вития физических способностей, неспецифичных для избран-

ного спорта, но в определенной мере обуславливающих успех в спортивной деятельности (общая физическая подготовка), а также развитие физических способностей, отвечающих специфике избранной спортивной специализации (специаль­ная).

Важнейшее направление физической подготовки в пара­лимпийских видах спорта связано с необходимостью разви­тия компенсаторных физических качеств, берущих на себя роль замены отсутствующих у конкретного спортсмена ка­честв или способностей.

Ведущей установкой в подборе упражнений, методов раз­вития физических способностей, режимов тренировочных на­грузок является максимально возможный учет генетической предрасположенности спортсмена к тому или иному виду мы­шечной деятельности или, по-другому, следование правилу «навстречу собственной природе».

Тактическая подготовка направлена на овладение форма­ми и способами ведения спортивной борьбы в условиях любой соревновательной деятельности (общая тактическая подго­товка) и соревнования в избранном виде спорта (специаль­ная).

В зависимости от периода спортивной тренировки, кон­кретных целей и задач, стоящих перед соревнованием, можно рекомендовать следующие формы ведения соревновательной борьбы (разновидности тактики):

- тактика рекордов;

- тактика выигрыша соревнований независимо от пока­занного результата;

- тактика выигрыша соревнований с высоким результа­том;

- тактика выхода в очередной тур состязаний.

Все средства, способы, формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане - программе основ­ных действий спортсмена или команды.

Тактический план должен иметь следующие разделы [Тео­рия и методика ФК, 2003]:

1) главная задача в соревнованиях;

2) форма тактической борьбы - активная, пассивная (от обороны), комбинированная;

3) распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований;

Принципы спортивной тренировки - student2.ru Адаптивный спорт

Раздел 6



4) Принципы спортивной тренировки - student2.ru распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки);

5) возможные переключения с одного вида тактики на другой непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы;

6) способы маскировки собственных намерений (дей­ствий);

7) данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке;

8) данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований, о зрителях.

В состязаниях по паралимпийской программе очень важно учитывать возможные реакции пораженных функциональ­ных систем, возможные блокирующие приемы соперника, осуществляемые с помощью технических средств передвиже­ния (инвалидных гоночных колясок, например), и др.

Очень специфична тактическая подготовка спортсменов-инвалидов, выступающих в командных играх на колясках -баскетбол на колясках, регби на колясках, хоккей сидя и др. Здесь большинство технико-тактических приемов направле­но на создание различных препятствий для перемещения со­перников.

Психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов психических функций и качеств, необходимых для усиленных занятий избранным видом спорта, для достижения высшего уровня мастерства (общая психологическая подготовка), а также на формиро­вание психологической готовности к участию в конкретном соревновании (специальная).

В адаптивном спорте важнейшей стороной психологиче­ской подготовки является работа по преодолению психоло­гических комплексов, а также формированию психологи­ческого настроя на неадекватные реакции на спортивную деятельность инвалидов со стороны здоровых людей, что, к сожалению, случается очень часто.

Теоретическая подготовка направлена на осмысление сути спортивной деятельности, связанных с ней явлений, процес­сов и на развитие интеллектуальных способностей, без кото­рых не мыслится достижение высоких спортивных результа­тов (Матвеев, 1991).

В паралимпийских видах спорта теоретическая подго­товка имеет существенно большее значение, чем в обычном спорте.

Теоретическая подготовка паралимпийцев имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсмена, его волевой и специальной психологической подготовке, обу­чению спортивной технике, тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонента­ми спортивного мастерства, она включает два важных разде­ла: теоретическое образование и развитие интеллектуальных способностей.

В содержание теоретического образования входит сово­купность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности, - это:

- знания мировоззренческого, мотивационного и этическо­го характера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности, общественный и личностный смысл спорта во­обще и высших спортивных достижений в частности;

- знания, способствующие воспитанию устойчивых моти­вов и правил поведения;

- знания, составляющие научный базис подготовки
спортсмена (принципы и закономерности спортивной подго­
товки, естественно-научные и гуманитарные основы спортив­
ной деятельности и т.п.);

- спортивно-прикладные знания, включающие сведения
о правилах спортивных соревнований, спортивной технике
и тактике избранного вида спорта, критериях их эффектив­
ности и путях освоения, средствах и методах физической
и психологической подготовки, методике построения тре­
нировки, внетренировочных факторах спортивной подго­
товки, требованиях к организации общего режима жизни
и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах
контроля и самоконтроля, материально-технических усло­
виях занятий спортом и т.д. (Матвеев, 1977; Курамшин,
1981).

Для спортсменов, участвующих в паралимпийском движе­нии, перечисленные компоненты теоретической подготовки должны быть дополнены такими разделами, как:

- знания медицинского характера (об общей и частной па­
тологии, особенно о своих проблемах, о медицинских методах
контроля и коррекции своего состояния, основных фармако-

Адаптивный спорт

Раздел6



Принципы спортивной тренировки - student2.ru логических препаратах, совмещающихся с тренировочными нагрузками, и т.п.);

- знания о медицинской и спортивно-функциональной классификации инвалидов в своем виде спорта, порядке и правилах переосвидетельствования, допинг-контроля и др.;

- знания о международных спортивных организациях ин­валидов, выдающихся достижениях и рекордах паралимпий-цев;

- знания юридического плана (стандартные правила обес­печения равных возможностей для инвалидов, законодатель­ные акты об адаптивном спорте и др.).

Комплекс перечисленных знаний составляет предмет тео­ретического образования и самообразования спортсмена. Пе­редача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, что характерны для умственно­го образования (лекции, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях подготовка направлена на формирование у спортс­менов сознательного и активного отношения к выполнению тренировочных заданий, обеспечивающих повышение уров­ня физической, технической, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревнова­тельной борьбы в условиях состязаний и т.п.

Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта, осу­ществляется путем выполнения специальных заданий и применения способов организации занятий, побуждающих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной так­тики состязаний, совершенствованию средств и методов под­готовки.

В связи с тем, что в различных видах паралимпийского спорта используются технические средства (коляски, санки, протезы и т.п.), вспомогательное оборудование и тренажеры для обучения двигательным действиям и развития и совер­шенствования качеств и способностей, возникает необходи­мость введения еще одного, не использующегося у здоровых спортсменов вида подготовки спортсмена-паралимпийца. В качестве возможного варианта названия этого вида можно предложить - технико-конструкторская подготовка.Здесь речь идет о знаниях, умениях и навыках использования тех-

нических средств в соревновательной деятельности, а также ремонта, технического обслуживания, совершенствования конструкции соревновательного технического средства и дру­гих приспособлений, устройств и тренажеров, необходимых для реализации тренировочного процесса.

Технико-конструкторская подготовка включает в себя не только знания теоретического характера, но и умения и на­выки управления, ремонта, ухода, конструирования техниче­ских средств.

Наблюдения за выдающимися спортсменами-паралим-пийцами дают основания для вывода: уровень технико-конструкторской подготовки у них очень высок, а сама она тес­но связана с технической и тактической подготовкой атлетов.

Интегральная подготовканаправлена на объединение и комплексную реализацию всех выделенных компонен­тов подготовки спортсмена - технической, физической, тактической, психологической, теоретической и технико-конструкторской - в процессе тренировочной и соревнова­тельной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

- соревновательные упражнения избранного вида спорта,
выполняемые в условиях соревнований различного уровня;

— специально-подготовительные упражнения, максималь­
но приближенные по структуре и характеру проявляемых
способностей к соревновательным. При этом важно соблю­
дать условия проведения соревнований.

6.2.4. Построение спортивной тренировки

Различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Матвеев, 1997).

Микроструктура - это структура одного тренировочного занятия и малых циклов, состоящих из нескольких занятий (микроциклов); мезоструктура - структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно закон­ченный ряд микроциклов; макроструктура - структура боль­ших тренировочных циклов (макроциклов) типа полугодич­ных, годичных и многолетних.

Одно занятие должно включать в себя три части: подгото­вительную (разминка), основную и заключительную.

Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Адаптивный спорт

Классификацию и систематизацию наиболее распро­страненных в практике микроциклов провел Ю.Ф. Ку-рамшин [2003] (рис. 6.3). Он выделил четыре вида микро­циклов - собственно тренировочные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные, каждый из которых подразделяется на подвиды в соответствии с выделенными автором классификационными признаками (см. рис. 6.3).

Среди различных типов мезоциклов Л.П. Матвеев (1997) выделяет:

- втягивающий;

- базовый;

- контрольно-подготовительный;

- предсоревновательный;

- соревновательный;

- восстановительный;

- восстановительно-поддерживающий.

В годичном макроцикле выделяют три периода - подгото­вительный, соревновательный и переходный. Основной фак­тор, определяющий структуру годичного цикла тренировки, -это объективные закономерности развития спортивной фор­мы - состояния оптимальной (наилучшей) готовности спортс­мена к достижению спортивного результата.

Основными факторами управления процессом становле­ния спортивной формы являются объем и интенсивность физических нагрузок, соотношение общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, средств об­щей и специальной физической, технической и тактической подготовки и др.

Однако при построении годичных микроциклов в пара-лимпийских видах спорта помимо перечисленных факторов, закономерностей становления спортивной формы необходимо учитывать еще один. Это сезонная динамика патологического процесса в организме спортсмена-инвалида, влияние на этот процесс фармакологических препаратов, лечебных и профи­лактических процедур.

В ряде публикаций (Шапошникова, 1996, 1998; и др.) указывается на наличие изменений физической работоспо­собности человека в зависимости от его индивидуального (эндогенного) годичного цикла, что также следует учитывать в процессе спортивной тренировки.

Адаптивный спорт

Раздел 6



Спортивного долголетия 6. Поддержания общей тренированности Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера i  
5. Сохранения достижении 4-6 Постепенное ограничение тренировочных нагрузок. Повышение тренированности и поддержание рапсе достиг­нутого уровня результатов за счет рационализации тренировочного процесса и всей соревновательной деятельности i зона поддержания высоких результатов
Максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей 4. Высших достижений 4-5 Совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уровня специальной подготовленности и путей индивиду­ализации трениро­вочного процесса, освоение макси­мальных тренировоч­ных и соревнователь­ных нагрузок. Дости-жеи ис абсолютно высоких результатов Высшего спортивного мастерства зона достижения максимальных возможностей (выполнение норматива МСМК)
3. Углубленного спортивного совершенствования 2-4 Увеличение удельного веса специальной подготовки и соревно­вательной практики. Освоение высоких нагрузок, адекватных возрастным и индивиду­альным возможностям организма спортсмена, запросам роста спортивного мастерства. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов Спортивного совершенствования зона первых больших успехов(выполнение норматива мастера спорта и кандидата в мастера спорта)
Базовой подготовки 2. Начальной специализации со Уточнение предмета будущей специализации и начало углубленной тренировки в избранном виде спорта, специальная базовая подготовка Учебно-тренировочные  
1. Предвари­тельной подготовки 1-3 Развитие интереса к занятиям спортом, первичная спортивная ориентация, общая базовая подготовка Начальной подготовки
Стадии Этапы Примерная продолжи­тельность этапа в годах Преимущест­венная направленность тренировочного процесса на каждом этапе Группы обучения в СДЮСШОР иШВСМ S? S? S? 5? О in О Ю О N 1Л СЧ

«о

U

о.

Достижение высоких результатов в адаптивном спорте воз­можно лишь при настойчивой и рационально организованной тренировке в течение ряда лет.

Структура многолетней тренировки зависит от многих факторов: времени начала тренировки, в том числе специаль­ной; одаренности спортсмена и темпов прироста его спортив­ного мастерства; количества лет регулярной тренировки для достижения наивысших результатов и т.п.

В адаптивном спорте начало многолетнего тренировочного процесса, как правило, связано со временем получения трав­мы, завершения процедуры лечения и реабилитации.

В качестве ориентира при разработке индивидуальной структуры многолетней тренировки может служить ее при­мерная схема (рис. 6.4), представляющая собой обобщение материалов различных авторов, выполненное Ю.Ф. Курам­шиным [2003].

286

Принципы спортивной тренировки - student2.ru Заключение

Принципы спортивной тренировки - student2.ru Заключение

авершая рассмотрение проблем развития адаптивно­го спорта, необходимо остановиться на тенденциях интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.

Проблема интеграции и дифференциации различных кате­горий населения, в том числе лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, как в рамках одной страны, так и в масштабах какого-либо континента и всего мира яв­ляется одной из наиболее актуальных на современном этапе развития человеческого общества.

Более того, необходимо констатировать, что важнейшей плоскостью данной социально-геополитической пробле­мы является круг вопросов, связанных с взаимодействием именно таких категорий населения, как здоровые лица и ин­валиды.

В таких видах социальной практики, как обучение, ле­чение, профессиональная деятельность, реабилитация, рек­реация инвалидов, существуют два полярных и множество промежуточных подходов.

Первый из полярных подходов предусматривает мак­симально возможную интеграцию инвалидов в общество здоровых людей, второй, напротив, - их изоляцию (диффе­ренциацию) в специальных (коррекционных) образователь­ных учреждениях, детских домах-интернатах, психоневро­логических интернатах, специальных производственных организациях, фабриках, заводах и т.п. Безусловно, поиск оптимальных вариантов решения проблемы сосуществования здоровых людей и инвалидов привел к появлению большого количества промежуточных вариантов. Например, обучение

в специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ниях и проживание дома; размещение специальных (коррек­ционных) классов в обычных общеобразовательных школах; проживание в детском доме-интернате и обучение в обычной общеобразовательной школе и т.д.

В России, особенно в советский период, преобладал подход к организации жизни инвалидов в изолированных условиях. Этого требовала официальная идеология, утверждавшая пре­имущества коммунистического пути общественного развития и вынужденная «слегка приукрашивать» реальную ситуацию с инвалидизацией населения. Это достигалось изоляцией ин­валидов, преуменьшением масштабов данного явления.

В настоящее время, когда человек стал рассматривать­ся не только как средство, инструмент, «человеческий фак­тор» той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но и прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества, проблема социальной интеграции инвалидов приобрела совершенно другое звучание.

При этом выяснилось: в экономически развитых странах подсчитано и доказано, что вложения в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полно­стью себя оправдывают. Уменьшаются затраты на лечение инвалидов и сокращается численность людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, ухаживая за ослабевшими родственниками и инвалидами, более эффек­тивно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Кроме того, резко сни­жается социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая атмосфера в обществе.

Как показывает международный опыт, физическая куль­тура и спорт являются важнейшими феноменами воспитания личности инвалида, ее социализации и интеграции в среду здоровых людей. Для спортсменов-инвалидов участие в тре­нировочном процессе, особенно в соревнованиях, - это прежде всего преодоление своей изоляции, возможность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопере­живание настоящего праздника. Радость победы, горечь по­ражения значительно активизируют эмоционально-волевую сферу спортсменов, позволяют забыть о своих недугах и, в конечном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна



/419-79-'

289

Адаптивный спорт

Заключение



Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru Принципы спортивной тренировки - student2.ru и одухотворенна. Таким образом, адаптивный спорт (спорт инвалидов) не только оказывает благотворное оздоровитель­ное и лечебное воздействие на спортсмена, но и является пре­красным средством повышения качества жизни в тех усло­виях, в которых оказался человек в связи со своей болезнью и инвалидностью (Евсеев, 1999, 2000).

Как и любая другая сфера социальной практики, адап­тивный спорт отображает тенденции интеграции и диф­ференциации. Так, в работах Д.Ф. Мосунова (1999, 2000) приведены примеры, когда спортсмены с повреждениями опорно-двигательного аппарата не только участвовали в со­ревнованиях по плаванию среди здоровых людей, но и вы­игрывали их, устанавливали мировые рекорды.

В статье В.В. Нелюбина и Б.В. Иванюженкова (2005) рас­сказывается об уникальных спортсменах с повреждениями опорно-двигательного аппарата, добившихся замечательных результатов в борьбе. Имеются такие уникальные примеры и сегодня. Это становится возможным, например, в таких ви­дах спорта, как гребля.

В настоящее время тенденции интеграции спорта здоро­вых и инвалидов проявляются в том, что Паралимпийские игры проводятся в той же стране, в том же городе и на тех же спортивных объектах, где проходили Олимпийские игры. Прорабатываются вопросы возможности совмещения этих крупнейших международных соревнований во времени. Од­нако сегодня это практически невозможно с организационной и экономической точек зрения.

Тенденции интеграции наблюдаются и в крупнейших меж­дународных спортивных движениях инвалидов - паралим-пийском и специальном олимпийском.

Сегодня в Паралимпийских играх участвуют шесть катего­рий спортсменов, хотя начинались подобные Игры с соревно­ваний, в которых выступали только инвалиды на колясках. Так, в XI Паралимпийских играх участвовали: ампутанты, лица с последствиями церебрального паралича, незрячие спортсмены, инвалиды с поражением интеллекта и др.

В специальном олимпийском движении набирает силу программа «Объединенный спорт», в которой предусмотрено участие здоровых и специальных (с поражением интеллекта) спортсменов в составе одной команды. В этом случае интегра­ционные процессы осуществляются в явном виде.

Все эти примеры относятся непосредственно к со­ревновательной деятельности. Что же касается учебно-тренировочного процесса, здесь тенденция интеграции про­является в большей мере. Имеется много примеров, когда олимпийцы и паралимпийцы тренируются вместе - в одном бассейне, одном спортивном зале. Отличные возможности для интеграции спортсменов-инвалидов в образовательную сре­ду предоставляют новые специальности высшего (032102 -«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)») и среднего (050721 - «Адаптивная физическая культура») профессио­нального образования, в которых снят десятилетиями суще­ствовавший запрет на обучение инвалидов в образовательных учреждениях физической культуры и спорта как высшего, так и среднего профессионального образования.

Однако одновременно с интеграционными процессами на­блюдается и дифференциация адаптивного спорта и спорта здоровых людей.

Одним из примеров тенденции дифференциации адаптив­ного спорта является выход из паралимпийского движения неслышащих и плохослышащих спортсменов. Инвалиды данной нозологической группы участвуют во Всемирных играх глухих (Сурдлимпийских, или «Тихих играх»), а так­же, разумеется, в соревнованиях менее высокого ранга.

Тенденции дифференциации проявляются в усилении внимания специалистов к проблемам совершенствования спортивно-медицинской классификации, ужесточении тре­бований к спортсменам, претендующим на ту или иную груп­пу или тот или иной класс в паралимпийских соревнованиях. Такие же тенденции прослеживаются в специальном олим­пийском движении и распределении специальных спортсме­нов на так называемые дивизионы, в которых группируются примерно одинаковые по силам спортсмены.

В заключение подчеркнем, что тенденции интеграции адаптивного спорта со спортом здоровых людей более гуман­ны, более цивилизованны и потому в историческом плане бо­лее перспективны. Какими же способами, путями будет реа-лизовываться данная тенденция - покажет время.

Главное при этом всегда помнить, что адаптивный спорт -уникальное средство реабилитации и социализации инвали­дов, повышения качества их жизни.

'/22(г792 291

Принципы спортивной тренировки - student2.ru Глоссарии

И

сходной логической основой в системе знаний об адаптивном спорте являются понятия, выражающие основные свойства объектов или явлений; суждения об этих свойствах; выводы, выражающие наиболее общие представления о связях, причинах и закономерностях изуче­ния явлений.

Система знаний об адаптивном спорте выражается пре­жде всего в основных терминах и их определениях. Термины и определения должны не только охватывать совокупность знаний, составляющих научные и учебные дисциплины проблематики адаптивного спорта, но и выделять и обоб­щать относительно постоянное в этих знаниях, обогащать свое содержание в соответствии с развитием новых ситуа­ций в адаптивном спорте. Термины адаптивного спорта мо­гут принадлежать как к спорту инвалидов в целом, так и к отдельным его аспектам - историческому, гуманистическо­му, организационно-правовому, медицинскому и собственно спортивному.

Вид соревнований - соревнования в пределах вида спорта или одной из его дисциплин; заключается в борьбе участни­ков за призовые места и заканчивается вручением наград (ме­далей и дипломов).

Всемирные игры глухих — наиболее массовые комплекс­ные соревнования среди спортсменов с потерей слуха более 55 дБ. Проводились под руководством Международного спор­тивного комитета глухих (ныне - Международный сурдлим-пийский комитет). Различают летние (проводятся с 1924 г.) и зимние (с 1949 г.) Всемирные игры глухих. В соответствии

____________________________________________ Глоссарий

с разрешением МОК с 2001 г. Всемирные игры глухих офи­циально называются Сурдлимпийскими играми1. Проводятся

один раз в четыре года.

Деонтология (от греч. oeov, Seovcoc; - «надлежащее») -раздел этики, учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицин­ского работника (врача), главным образом по отношению к больному. Сегодня спортивно-медицинская деонтология при­обретает самостоятельное практическое значение, определяя этические и моральные нормы во взаимоотношениях врача, тренера и инвалида, который занимается спортом.

Дивизион - стартовая группа спортсменов в соревнованиях Специальных олимпиад. Включает от трех до восьми спортс­менов, уровень результатов которых отличается не более чем на 10% (15% в случае невозможности обеспечения 10%-ного дивизионирования), с целью предоставления каждому из них возможности победить в соревнованиях. Как правило, для формирования дивизионов проводятся квалификационные

соревнования.

Игры Олимпиад - всемирные комплексные соревнования, которые проводятся с 1896 г. в соответствии с Олимпийской хартией. Организуются олимпийским городом и националь­ным олимпийским комитетом страны под общим руковод­ством Международного олимпийского комитета.

Игры Специальных олимпиад - комплексные соревнова­ния среди спортсменов с поражением интеллекта. Включают официальные и национально-популярные виды спорта Спе­циальных олимпиад. Проводятся под руководством Между­народной организации Специальных олимпиад. Различают летние (проводятся с 1968 г.) и зимние (с 1977 г.) Игры Спе­циальных олимпиад.

Инвалид - лицо со стойким нарушением функций организ­ма, которое является следствием заболевания, травмы или врожденных дефектов, засвидетельствованных в установлен­ном порядке органами охраны здоровья, которое приводит к ограничению его жизнедеятельности и требует социальной защиты и помощи. Сегодня наблюдается тенденция к замене

1 Термин «сурдлимпийский» в ряде стран, например па Украине, имеет аналог «дефлимпийский». Это обусловлено особенностями перевода английского термина «deaflympic».



'/220*

293

Адаптивный спорт

Глоссарий



Принципы спортивной тренировки - student2.ru термина «инвалиды» на «лица с особыми потребностями», «лица с ограниченными возможностями здоровья». В контек­сте спортивной деятельности целесообразным является ис­пользование структурно обусловленных терминов «паралим-пийцы », « сурдлимпийцы », « спецолимпийцы ».

Инвалидность (от лат. invalidus - «бессильный, немощ­ный») - стойкое нарушение (снижение или потеря) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы. Понятие инвалидности является одновременно медицинским, социальным и юридическим, так как связано с состоянием здоровья человека и его трудовой деятельно­стью.

Клятва Специальных олимпиад - торжественный ритуал на церемонии открытия Игр Специальных олимпиад. Текст клятвы гласит: «Я стремлюсь к победе. Но если я не смогу ее одержать, пусть у меня хватит смелости на попытку».

Коррекционно-реабилитационная программа - началь­ный этап спортивной подготовки инвалидов. Подготовка по коррекционно-реабилитационной программе позволяет адап­тировать организм к нагрузкам и создать базу для формирова­ния спортивных двигательных навыков. Использование уни­фицированных нагрузок позволяет также ускорить процесс восстановления фонда жизненно важных умений и навыков, необходимых в бытовой деятельности.

Медицинская (общая) классификация - распределение спортсменов по видам повреждений (диагнозу и т.д.). Совре­менные общие паралимпийские классификационные группы представлены спортсменами с поражением зрения (3 класса); повреждениями спинного мозга (8 классов); ампутациями (9 классов); церебральным параличом (8 классов); прочими (Les Autres) повреждениями опорно-двигательного аппарата (6 классов).

Международная организация Специальных олимпиад (Special Olympics Inc., SOI) - международное спортивное объе­динение, созданное в 1968 г. Юнис Кеннеди-Шрайвер с целью развития спорта лиц с поражением интеллекта. Международ­ная организация Специальных олимпиад имеет специальное разрешение Международного олимпийского комитета на ис­пользование в своем названии слова «олимпиада». Проводит самостоятельные комплексные соревнования - Игры Специ­альных олимпиад.

Международная спортивная ассоциация (федерация) лиц с поражением интеллекта (International Sports Association for Persons with an Intellectual Disability, INAS-FID) - международное спортивное объединение, созданное в 1986 г. под названием «Международная спортивная ассо­циация лиц с умственными поражениями» (International Association of Sports for Persons with Mental Handicap, INAS-FMH) с целью развития спорта лиц с поражением инте

Наши рекомендации