Классификация спортсменов с поражением интеллекта

Для определения коэффициента интеллекта наиболее распространенной является модификация шкалы Векслера 1955 г., опубликованной под названием «Шкала интеллек­та взрослых Векслера». Она предназначена для обследова­ния лиц в возрасте от 16 до 64 лет и содержит 11 субтестов [Блейхер, Бурлачук, 1978; ФКиС вовспомогат. школе, 1998]:

1.Субтест общей осведомленности. Исследует запас отно­сительно простых сведений и знаний.

2. Субтест общей разумности. Оценивает полноту понима­ния содержания высказываний, возможность к суждению -понимание общественных норм.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость операции числовым материалом.

4. Субтест установления подобия. Оценивает возможность формирования понятий, классификации, абстрагирования,

сравнения.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на ис­следование оперативной памяти и внимания.

6. Словесный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимание и умение определить содержание слов).

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков.

8. Субтест нахождения отсутствующих фрагментов. Из­учает особенности зрительного восприятия, наблюдатель­ность, способность отличать существенные детали.

9. Субтест «кубиков Коса». Направлен на изучение сенсорно-моторной координации, возможности синтеза цело­го из частей.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует воз­
можность организации фрагментов в логическое целое, пони­
мания ситуации и предвидения событий.



16*

243

Адаптивный спорт

Раздел 5



11. Субтест упорядочения фигур. Направленность субтеста аналогична субтесту 9.

Существует также вариант модифицированной шкалы Векслера для детей от 5 лет до 15 лет 11 мес.

Классификация коэффициента интеллекта (IQ) по Вексле-ру (цит. по: Блейхер, Бурлачук, 1978) выглядит таким обра­зом:

120-129 Высокий интеллект
110-119 «Отличная» норма
90-109 Уровень большинства людей (условная норма)
80-89 «Сниженная» норма
70-79 «Пограничный» класс
69 и ниже Поражение интеллекта

Следует отметить, что критерием участия в Специальных олимпиадах является факт, а не степень поражения интел­лекта, медицинский диагноз и т.д. [Бркжш, 2003; Valkova, 2003].

5.4.2. Определение права на участие в Специальных олимпиадах

Для получения права на участие в Специальных олимпиа­дах спортсмен должен дать согласие соблюдать Официальные правила проведения этих соревнований.

Специальные олимпиады созданы для того, чтобы дать лю­дям с поражением интеллекта возможность тренироваться и участвовать в спортивных мероприятиях. Никто из-за своей расы, национального происхождения, вероисповедания и т.д. не может быть отлучен от участия в Специальных олимпиа­дах, лишен преимуществ, связанных со Специальными олим­пиадами, или иначе дискриминирован в рамках программ и мероприятий Специальных олимпиад:

• право на участие в Специальных олимпиадах имеют лица, которые по местным нормам, основывающимся на ре­шении (диагнозе) соответствующих органов образования и охраны здоровья, квалифицированного врача или психо­лога, отнесены к категории лиц с поражением интеллекта и которым рекомендовано участие в соответствующих про-

граммах для умственно отсталых людей с поражением интел­лекта. Диагноз должен основываться на использовании стан­дартных тестов и официальном выводе о значительно ниже среднего уровне интеллектуальных функций и адаптацион­ного поведения личности;

• местным и региональным учреждениям Специальных олимпиад предоставлена определенная самостоятельность в определении права на участие в Специальных олимпиадах с учетом различных ситуаций, потребностей и норм мест про­ведения соревнований;

• лица, не достигшие 8-летнего возраста, не допускаются к участию в спортивных соревнованиях в рамках Специаль­ных олимпиад;

• лица, имеющие сочетанные отклонения, могут участво­вать в соревнованиях Специальных олимпиад при условии соблюдения требований участия в них;

• лица, желающие участвовать в Специальных олимпиа­
дах, обязаны пройти медицинский осмотр и иметь письмен­
ное разрешение родителей или опекунов.

Спортсмены могут одновременно принимать участие и в других спортивных мероприятиях, входить в состав команд различных учреждений по разным видам спорта. Однако спортивные федерации, общества, лиги, школы могут уста­навливать правила, запрещающие участие в более чем одном виде спорта или в составе более чем одной команды в течение сезона. Тренеры должны способствовать участию спортсменов в регулярных мероприятиях. Они также должны заботиться о сохранении спортсменами права на участие в Специальных

олимпиадах.

Спортсмены с синдромом Дауна могут участвовать в сорев­нованиях, за исключением определенных видов спорта, если не имеют атланто-осевой нестабильности шейных позвонков, так как она может привести к растяжениям, вращению или давлению на шею и верхний отдел позвоночника. К таким видам спорта и упражнений относится плавание способом «баттерфляй», прыжковый старт в плавании, прыжки в воду, пятиборье, прыжки в высоту, конный спорт, художественная гимнастика, футбол, горнолыжный спорт, а также какие-либо упражнения, оказывающие излишнее давление на шею или голову. Организаторы Специальных олимпиад дают спе­циальное разрешение и допускают к участию в соревновани-

Раздел 5

Адаптивный спорт

ях спортсменов с синдромом Дауна, которые имеют атланто-осевую нестабильность, при условии наличия письменного согласия родителей (опекунов) и двух врачей.

Спортсмены-партнеры, принимающие участие в соревно­ваниях объединенного (партнерского) спорта, должны запол­нить специальную заявочную форму партнера, содержащую информацию о спортсмене и медицинскую справку. Под объ­единенным (партнерским) спортом понимают командные тре­нировки и соревнования приблизительно равного количества спортсменов с поражением интеллекта и партнеров без оного. Все члены команды должны быть приблизительно одного воз­раста.

Принципы объединенного спорта сегодня используются многими спортивными организациями инвалидов. Федера­ции адаптивного спорта скандинавских стран ежегодно прово­дят соревнования по партнерскому футболу. Международная спортивная и рекреационная ассоциация лиц с церебральным параличом признала целесообразным допускать к участию в играх по волейболу сидя одного здорового спортсмена. Не­которые национальные спортивные федерации глухих счита­ют целесообразным участвовать в соревнованиях по баскет­болу и соревноваться вместе с командами, в состав которых входят спортсмены без недостатков в состоянии здоровья. Это дает возможность совершенствовать спортивное мастер­ство глухих баскетболистов. Таким образом, в отдельных случаях инвалиды и здоровые спортсмены могут участвовать в совместных соревнованиях или соревноваться в одной команде.

5.4.3. Группы участников соревнований в Специальных олимпиадах

Участники соревнований Специальных олимпиад распре­деляются на группы (дивизионы) в соответствии с их возрас­том, полом, уровнем мастерства.

В программах Специальных олимпиад проводятся муж­ские и женские соревнования. Могут проводиться смешанные чемпионаты в парном фигурном катании, парных танцах на роликовых коньках, настольном теннисе и т.д. Смешанные команды могут участвовать в соревнованиях при условии не­достаточного количества спортсменов для участия исключи-

тельно мужских или женских команд. Смешанная команда может принимать участие только в мужском чемпионате по

этому виду спорта.

Группы (дивизионы) участников создаются по принципу равенства, т.е. все участники имеют реальные возможности одержать победу в соревнованиях.

Принцип равенства используется и в командных соревно­ваниях.

При составлении групп (дивизионов) по принципу равен­ства показатели их участников оцениваются по нисходящей. Расхождение спортивных показателей по времени или очкам между сильнейшим и самым слабым спортсменом одной груп­пы не должно превышать 10% (15% в случае невозможности обеспечения 10% -ного дивизионирования).

В командных чемпионатах распределение команд по уров­ню мастерства проводится с использованием командных показателей, результатов квалификационных соревнований и правила 10% . В квалификационных соревнованиях коман­ды участвуют в сокращенном варианте соревнований по офи­циальному виду спорта. Команды-соперники определяются по показателям, которые подаются вместе с регистрационны­ми документами.

В соответствии с правилами Специальных олимпиад спортсмен или команда дисквалифицируются, если в фина­ле их спортивные результаты превышают 15% результата, показанного на предварительных отборочных соревнованиях

или заявленного.

Учет медицинского диагноза и предварительных спортив­ных результатов дает организаторам возможность сформи­ровать отдельные дивизионы для спортсменов с синдромом Дауна, спортсменов, у которых поражение интеллекта сопро­вождается последствиями полиомиелита или последствиями детского церебрального паралича и т.д.

Правило 10% не используется в видах спорта, которые тре­буют судейской оценки (фигурное катание, прыжки в воду, конный спорт и т.д.), однако распределение на группы проис­ходит в соответствии с уровнем мастерства спортсменов.

В каждой группе должно быть от трех до восьми индиви­дуальных участников или команд. В случае когда группа не имеет необходимого количества участников, она объединяет­ся с другой. В случае несоблюдения минимума из трех участ-

Адаптивный спорт

Раздел 5



ников из-за неявки одного из них соревнования проводятся между остальными.

Если после распределения по принципу равенства в группе есть только одна команда или участник, они могут участво­вать в показательных выступлениях, в которых призы не вру­чаются.

Соревнования не проводятся при наличии только одного участника или команды.

Количество групп определяется количеством участников и уровнем их спортивного мастерства.

Возрастные группы участников Специальных олимпиад.Участники Специальных олимпиад распределяются на груп­пы по возрастному принципу, который соответствует обще­принятому (табл. 5.5).

Таблица 55

Возрастные группы участников Специальных олимпиад (лет)

Группа Индивидуальные соревнования Командные чемпионаты и эстафетные соревнования
Дети 8-11 До 15
Юниоры 12-15
Сеньоры 16-21 16-21
Мастера 22-29 От 22
Старшие мастера От 30
Общевозрастмая группа (для достижения is группе необходимого коли честна участников)

Возраст участника определяется его паспортным возрас­том на день открытия соревнований. Возрастная категория команды определяется возрастом ее старшего участника.

В случае когда в возрастной группе недостаточно участни­ков для проведения соревнований, они переводятся в следую­щую возрастную группу, а группа мастеров - в общевозраст­ную группу. Группа старших мастеров может распределяться на возрастные подгруппы по принципу равенства.

Критерии перехода спортсменов на следующий уровень соревнований.Эти критерии используются с целью отбора спортсменов для участия в Международных играх Специаль­ных олимпиад и рекомендованы для использования на дру­гих уровнях соревнований:

1. Для перехода на следующий, высший уровень соревно­ваний в определенном году спортсмен должен не менее 8 не-

дель участвовать в организованной тренировочной программе по виду (видам) спорта. Организованной тренировочной про­граммой является планомерная программа тренировок под руководством тренера-волонтера, тренера-профессионала, учителя или родителей.

2. Для перехода на следующий, высший уровень соревно­ваний спортсмен должен занять I—IIIместо в соревнованиях низшего уровня по этому виду (видам) спорта.

3. Для перехода на следующий, высший уровень соревно­ваний спортсмены отбираются жеребьевкой среди тех, кто занял I—IIIместа во всех группах по каждому виду соревно­ваний. Спортсмены, которых отобрали таким образом, могут участвовать и в тех соревнованиях, где не заняли I—IIIместа на низшем уровне.

4. При наличии условий, которые мешают переходу на следующий уровень соревнований всех спортсменов, заняв­ших I—IIIместа (например, на местных играх 100 спортсме­нов заняли I, IIи IIIместа в беге на 100м, а на Международ­ных играх в этом виде соревнований установлена квота в пять участников), отбор происходит таким образом:

• в первую очередь отбираются спортсмены, которые заня­ли I место. В случае когда их количество превосходит квоту, проводится жеребьевка;

• во вторую очередь проводится жеребьевка среди спортс­менов, которые заняли IIместо, а потом - IIIместо.

5. Команда, которая не имеет соперников на этом уровне
соревнований, объявляется победителем. Она не получает на­
граду, но получает право перехода на следующий, высший
уровень соревнований.

6. Для перехода на следующий, высший уровень соревно­ваний национальные программы могут использовать допол­нительные критерии на основе медицинских или юридиче­ских соображений. Эти дополнительные критерии не должны противоречить Официальным спортивным правилам Специ­альных олимпиад.

7. Спортсмен не может быть лишен права участия в сорев­нованиях из-за своего участия в таких же предыдущих сорев­нованиях.

В случае когда какая-то из организаций Специальных олимпиад считает эти критерии несоответствующими, она может ходатайствовать о разрешении на отступление от них.

Адаптивный спорт

Такое ходатайство вместе с предложениями, альтернатив­ными критериям, направляется председателю Правления Special Olympics Inc. за 90 дней до начала игр или соревнова­ний, на которых планируется использование этих альтерна­тивных критериев [Бркзкш, 2003; Мудрш, 2001].

5.4.4. Требования к проведению соревнований по программам Специальных олимпиад

Спортсмены - участники Специальных олимпиад трени­руются в течение года, чтобы принять участие в спортивных соревнованиях по схеме Олимпийских игр на каждом орга­низационном уровне. Ежегодно проводится более 150тыс. игр, встреч и турниров по летним и зимним видам спорта во всем мире, а также игры по отделениям организации Спе­циальных олимпиад. Национальные программы предполага­ют проведение собственных игр на ежегодной или двухгодич­ной основе. Они завершаются проведением Международных летних и зимних игр Специальных олимпиад каждые два года.

Местные соревнования Специальных олимпиад прово­дятся по образу Олимпийских игр и имеют целью дать детям и взрослым с поражением интеллекта дополнительную воз­можность участия в спортивных соревнованиях. Принимая участие в местных соревнованиях, спортсмены могут достичь спортивных показателей, которые дают право на участие в со­ревнованиях более высокого уровня в рамках Специальных олимпиад, в том числе в международных играх, чемпионатах и встречах. Местные соревнования организовываются мест­ной общественностью, они содействуют возрождению олим­пийского духа в школах, учебных заведениях, социальных учреждениях, привлекая к проведению соревнований много новых добровольных помощников.

Местные соревнования Специальных олимпиад должны проводиться с соблюдением следующих минимальных требо­ваний.

Церемония торжественного открытия соревнованийпро­водится с соблюдением следующих ритуалов: торжественный парад спортсменов к месту проведения соревнований; вне­сение факела Специальных олимпиад одним из спортсме­нов; принятие торжественной клятвы Специальных олим-

Раздел 5

пиад; торжественное объявление соревнований открытыми; торжественное прохождение спортсменов к месту соревно­ваний.

Проведение соревнований.Обязательным является про­ведение индивидуальных соревнований по двум или несколь­ким видам спорта или командных соревнований по одному или нескольким видам спорта. Для участия в соревновани­ях спортсмены распределяются на группы по возрасту, полу и уровню мастерства, после завершения соревнований в каж­дой группе спортсменам вручаются награды.

Церемония награжденияспортсменов имеет целью засви­детельствовать достижения спортсменов в торжественной ат­мосфере, которая отражает олимпийские традиции, поэтому должна проходить торжественно и в присутствии зрителей. Все спортсмены, которые принимали участие в каких-либо соревнованиях Специальных олимпиад, получают награду в виде почетной ленты собственно за участие. На всех сорев­нованиях в каждой группе присуждаются почетные ленты за все восемь мест. Спортсмены, которые были дисквалифици­рованы или выбыли из соревнований, также получают ленты участника соревнований. Церемония вручения наград прово­дится сразу после окончания соревнований в каждой группе участников. Спортсмены-победители размещаются на почет­ном пьедестале на разной высоте, в соответствии с занятым местом. Церемония награждения спортсменов происходит по восходящей. Вручающий награды должен лично поздра­вить каждого спортсмена. Вручение каждой награды про­исходит с интервалами, чтобы близкие и друзья имели возможность сфотографироваться со спортсменом и поздра­вить его.

Церемония торжественного закрытия соревнований Спе­циальных олимпиадпроводится с соблюдением таких ритуа­лов, как: торжественный парад спортсменов; создание «круга дружбы»; вынесение факела Специальных олимпиад одним из спортсменов; торжественное объявление соревнований за­крытыми.

Медицинское обеспечение соревнований.Аккредитован­ные программы и организационные комитеты Игр обеспечи­вают безопасность проведения тренировок и соревнований, а также безопасность и охрану здоровья спортсменов, трене­ров, волонтеров, зрителей.

Адаптивный спорт

Аккредитованные программы должны обеспечивать адек­ватное сопровождение и спортивную подготовку спортсменов. Соотношение количества спортсменов и тренеров 4:1.

Аккредитованные программы и организационные коми­теты Игр обеспечивают минимальные требования по меди­цинскому обслуживанию (присутствие квалифицированного медицинского специалиста, способного оказать срочную ме­дицинскую помощь, присутствие врача для оказания меди­цинской помощи, наличие помещений и оборудования для оказания медицинской помощи).

Раздел 6

Основные тенденции развития

адаптивного спорта

в международном олимпийском

движении

В

пределах олимпийского движения успешно развива­ются три направления спортивного движения инва­лидов - паралимпийское, сурдлимпийское и Специ­альные олимпиады, которые признаны МОК и в названиях которых отражено стремление ассоциировать свою деятель­ность с олимпийской.

Паралимпийское движение, вершиной которого являются Паралимпииские игры, охватывает спортсменов-инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата и с пора­жением зрения (в период 1996-2000 гг. и спортсменов с по­ражением интеллекта); сурдлимпийское движение, верши­ной которого являются Сурдлимпийские игры, - спортсменов с поражением слуха; движение Специальных олимпиад, вер­шиной которого являются Всемирные игры Специальных олимпиад, - спортсменов с поражением интеллекта.

Руководство олимпийским движением инвалидов осу­ществляют международные организации, которые фактиче­ски являются субъектами адаптивного спорта в международ­ной олимпийской системе:

• Международный паралимпийский комитет;

• Международный спортивный комитет глухих (Междуна­родный сурдлимпийский комитет);

• Международная организация Специальных олимпиад.

Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Адаптивный спорт

Следует отметить, что среди этих организаций только дея­тельность Международного паралимпийского комитета име­ет нозологически полиструктурный характер - в Паралим-пийских играх участвуют спортсмены с поражением зрения, повреждениями позвоночника и спинного мозга, церебраль­ным параличом, ампутациями и прочими повреждениями опорно-двигательного аппарата. В Паралимпийских играх 1996-2000 гг. участвовали также спортсмены с поражени­ем интеллекта. Деятельность Международной организации Специальных олимпиад и Международного сурдлимпийско-го комитета моноструктурна. Международная организация Специальных олимпиад и Международный сурдлимпийский комитет сотрудничают с МОК и МПК, но действуют самостоя­тельно, проводя собственные Игры Специальных олимпиад и Сурдлимпийские игры.

Анализ обобщенной хронологии Игр инвалидов (табл. 6.1-6.2) показал, что Паралимпийские летние и зимние игры проводятся в годы проведения Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр, современные Сурдлимпийские игры - на следу­ющий год после Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр, а Всемирные игры Специальных олимпиад - в год перед Игра­ми Олимпиад и Олимпийскими зимними играми.

Таблица 6.1 Обобщенная хронология летних Игр инвалидов

Год Игры Олимпиад Паралимпийские игры Сурдлимпийские игры Игры Специальных олимпиад
       
   
     
     
       
     
       
     
       
     
       
     

т

Адаптивный спорт

Раздел 6



Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Таблица 6.2

Обобщенная хронология зимних Игр инвалидов

Год Олимпийские зимние игры Паралимпийские игры Сурдлимпийские игры Игры Специальных олимпиад
1948 |    
   
1952 |    
       
     
1956 |    
   
1960 |    
   
1964 1    
   
1968 |    
   
1972 1    
 
   
       
   
     
       
     
   
       
     
     
       
       
1992 |    
     
   
       
       
 
     
     

Окончание табл. 6.2

Год Олимпийские зимние игры Паралимпийские игры Сурдлимпийские игры Игры Специальных олимпиад
2002 |  
   
     
   
   
     
 

Таким образом, в рамках олимпийского цикла Игры ин­валидов проводятся в последовательности, которая отражает стремление организационных структур адаптивного олим­пийского спорта к структурной и имиджевой локализации: Паралимпийские летние игры - Сурдлимпийские летние игры, Всемирные зимние игры Специальных олимпиад - Па­ралимпийские зимние игры - Сурдлимпийские зимние игры, Всемирные летние игры Специальных олимпиад.

Анализ современных программ Игр инвалидов (табл. 6.3-6.7) показал, что в современных Играх инвалидов проводятся соревнования по различным - как адаптированным олимпий­ским, так и неолимпийским, а также специфическим нозоло-гически детерминированным - видам спорта.

Таблица 63

Олимпийские виды спорта в программах современных летних Игр инвалидов

Виды спорта Игры
Паралимпийские Сурдлимпийские (ПС) Специальных олимпиад (ПИ)
ПОДА пз
Бадминтон      
Баскетбол  
Борьба  
Велоспорт  
Водное поло  
Волейбол  
Гандбол        
Гимнастика        
Гребля    


256

257

                   
    Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru
      Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru
 
 
  Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru
 
    Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru
    Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru
 

Виды спорта
Биатлон

Горнолыжный спорт

Кёрлинг

Конькобежный спорт________

Лыжные гонки

Сноубординг

Хоккей

Фигурное катание
Виды спорта
Сноушуинг

Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Адаптивный спорт

Окончание табл. 6.3

Виды спорта Игры
Паралимпийские Сурдлимпийские (ПС) Специальных олимпиад (ПИ)
ПОДА пз
Дзюдо        
Конный спорт      
Легкая атлетика  
Настольный теннис    
Стрельба из лука    
Парусный спорт  
Плавание    
Пляжный волейбол      
Прыжки в воду        
Пулевая стрельба        
Теннис    
Фехтование  
Футбол  

Олимпийские виды спорта (табл. 6.3) в программах со­временных летних Игр инвалидов представлены бадминто­ном, баскетболом, борьбой, велоспортом, водным поло, во­лейболом, гандболом, гимнастикой, греблей, дзюдо, конным спортом, легкой атлетикой, настольным теннисом, парус­ным спортом, плаванием, пляжным волейболом, прыжками в воду, пулевой стрельбой, стрельбой из лука, теннисом, фех­тованием и футболом.

В программах современных зимних Игр инвалидов олимпийские виды спорта представлены биатлоном, гор­нолыжным и конькобежным спортом, лыжными гонками, сноубордингом, хоккеем, фигурным катанием. С 2006 г. в программу Паралимпийских зимних игр включен кёрлинг (табл. 6.4).

Неолимпийские виды спорта в программах современных летних Игр инвалидов представлены боулингом, гольфом, крикетом, нетболом, ориентированием, пауэрлифтингом, регби, роллер-скейтингом и софтболом, в программах зимних Игр - сноушуингом (табл. 6.5 и 6.6).

Специфическими нозологически детерминованными вида­ми спорта в программах современных Игр инвалидов являют­ся боче, голбол и хоккей на полу (табл. 6.7).

Раздел 6

Таблица 6.4

Олимпийские виды спорта в программах современных

зимних Игр инвалидов __

Игры

Паралимпийские Сурдлимпийские

Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru Специальных олимпиад (ПИ)

Таблица 65 Неолимпийские виды спорта в программах современных

летних Игр инвалидов

Таблица 6.6 Неолимпийские виды спорта в программах современных

зимних Игр инвалидов

Игры

Паралимпийские
Сурдлимпийские (ПС)
ПЗ
ПОДА

Специальных олимпиад (ПИ)



258

17*

259

Адаптивный спорт

Раздел 6



Классификация спортсменов с поражением интеллекта - student2.ru

Таблица 6.7 Специфические нозологически детерминированные виды спорта в программах современных Игр инвалидов

Таким образом, в пределах всех составляющих адаптивно­го спорта наблюдается выраженная тенденция к формирова­нию программ Игр инвалидов преимущественно за счет олим­пийских видов спорта.

Наглядно проявляется тенденция к обострению конку­рентной борьбы на Паралимпийских играх. Так, количество стран, представители которых завоевали Паралимпийские медали, возросло с 55 до 75, значительных результатов до­стигли команды, которые не имели успехов в предыдущих периодах, в том числе команды бывших республик СССР, определился новый паралимпийский лидер - команда КНР [Приступа, Болях, 2005].

Также можно отметить, что, кроме дальнейшей интеграции локальных спортивных движений инвалидов в олимпийское движение, наблюдаются общие для составляющих олимпий­ского движения инвалидов тенденции к ревизии их некоторых первичных положений (смещение паралимпийских приорите­тов с реабилитационных на спортивно-результативные, сни­жение требований к ограничению двигательных возможностей спортсменов в отдельных видах спорта - фехтовании, теннисе и т.д., включение в программу Специальных олимпиад вида единоборств - дзюдо и т.д.). Также прослеживается тенденция к использованию механизмов функциональных классифика­ций, рейтинга и лицензирования, количественных квот и т.д. с целью регулирования количества участников Игр инвалидов.

6.1. Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте

Соревнование является функциональным и структур­ным ядром спорта [Матвеев, 1991; Теория и методика ФК,

2003; и др.], без которого он теряет свою сущность, смысл, специфику.

Соревновательность, состязательность, стремление к пер­венству свойственны многим видам человеческой деятель­ности, отражают свойства личности человека, одной из важ­нейших потребностей которого является самоактуализация.

В то же время соревнования в спорте имеют свою специфи­ку, заключающуюся в том, что они проводятся по конкретно­му виду спорта, который характеризуется:

1) своим предметом состязаний и характером активности

спортсмена;

2) особым составом действий и способов ведения соревно­вательной борьбы (техникой, тактикой);

3) своими правилами соревнований [Теория и методика ФК, 2003].

Соревнование, которое реализуется в соревновательной деятельности, выполняет ряд функций, главными (первич­ными) из которых являются определение победителя и призе­ров состязаний, фиксация рекорда, выявление иерархии мест (ранга) участников состязаний.

Вторичные (неспецифические) функции соревнований очень многообразны и отображают социальную оценку кон­кретного спортивного результата или спортивного достиже­ния атлета или их группы. Среди этих функций выделяют экономическую, агитационно-пропагандистскую, воспита­тельную, нормативную, престижную и многие другие [Теория и методика ФК, 2003].

Таким образом, необходимо учитывать, что соревнования, соревновательная деятельность - это не только определение победителей, но и социальная оценка спортивных резуль­татов и достижений спортсменов, что и находит свое отраже­ние в моделях соревновательной деятельности в адаптивном спорте.

6.1.1. Традиционная модель соревновательной деятельности

Главной целью, конечным результатом адаптивного спорта являются социализация и социальная интеграция инвалидов и лиц с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья.

Исходя из этого, организаторы паралимпийского, сурд-лимпийского спорта и спорта лиц с поражением интеллекта

Адаптивный спорт

по версии INAS-FID в качестве важнейшего условия социа­лизации и социальной интеграции участников соревнований выдвигают условие использования той же модели (системы) соревнований, которую используют здоровые спортсмены как на крупнейших международных соревнованиях - Олимпий­ских играх, первенствах, чемпионатах и кубках мира, так и на региональных и национальных соревнованиях различно­го уровня.

Именно в этом случае, с их точки зрения, происходит ре­альное включение человека с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества, усвоение опыта этой жиз­ни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальные группы и свойственные им отно­шения. При этом для организаторов паралимпийского дви­жения принципиальными являются также вопросы исполь­зования тех же спортивных сооружений, мест проживания спортсменов-инвалидов (например, олимпийская деревня, преобразующаяся в этом случае в паралимпийскую), пита­ния, получения медицинской помощи, проведения досуга, участия в торжественных церемониях награждения победи­телей с поднятием флага страны, открытия и закрыт

Наши рекомендации