Изучение ситуативной тревожности (135)
Изучение состояния тревожности, которое возникает в связи со значимыми соревновательными ситуациями, производиться при помощи самооценки Ч. Спилбергера.
Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 – отсутствие тревожности). Шкала самооценки представлена в таблице.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Шкала самооценки ситуативной тревожности
№№ пп. | Предложения | Нет, это совсем не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
Я спокоен | |||||
Мне ничего не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я испытываю сожаление | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я чувствую себя отдохнувшим | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряженности | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно |
Оценка состояния тревожности производиться следующим образом: из суммы вопросов №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17,18 вычитается сумма вопросов №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. К полученной разнице прибавляется цифра 50. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня состояния тревожности, 30-45 баллов – среднего, свыше 45 баллов – высокого.
Приложение 9
Интервью с тренером
ФИО. Дата проведения интервью
Психолог: «Вспомните (возьмите) самого успешного своего воспитанника. Скажите о нём несколько слов. Расскажите в чём его самые главные достоинства?!
1. Благодаря чему он является столь успешным?
2. Что он делает, чтобы быть успешным?
3. Как можно усилить ему эти достоинства?
4. Что ему мешает быть более успешным?
5. Чего недостаёт? Чего не хватает спортсмену, для того, чтобы приходить на финиш первым?
6. Над чем, по-вашему, мнению в данной ситуации нужно работать?
7. Чем бы мог психолог помочь в этой ситуации?
8. Если не психолог, то какой другой специалист способен решить данную проблему? Как бы вы сформулировали ему заказ?
9. От чего зависит успех биатлониста в соревновании? Какая составляющая личности биатлониста определяет его успешность?
10. Что побуждает спортсмена преодолевать трудности тренировок и соревнований?
11. С помощью каких необходимых сил, запасов биатлонист приходит к финишу первым, выигрывает ответственные соревнования? С помощью, каких усилий спортсмен, сможет перенести максимальные нагрузки?
Психолог: «Вспомните своего самого проблемного воспитанника. Скажите о нём несколько слов. Расскажите в чём его особенности?!
12. Почему он является не успешным?
13. Чего ему недостаёт?
14. Как это ему можно было бы дать?
15. Чем может помочь психолог?
16. Если не психолог, то какой другой специалист может помочь в этом?
17. Какие ошибки при стрельбе чаще всего делают ваши воспитанники?
Интервью со спортсменом
ФИО. Дата проведения интервью
Психолог: Представь, что завтра у тебя очень ответственные соревнования, – в каком физическом и психическом состоянии ты хотел(а) бы выйти на старт? Расскажи об этом состоянии, вспоминая свои звездные часы в спорте (лучшие старты-финиши).
О чем ты думаешь
1.1. Накануне соревнований?
1.2. Перед стартом?
1.3. На дистанции?
1.4. Перед рубежом?
1.5. После соревнований?
Когда ты бежишь по дистанции
2.1. Какие у тебя должны быть ноги, чтобы бежалось легко и быстро?
2.2. Какие у тебя должны быть руки …? А теплые, это как? Что ты при этом ощущаешь? А на что похожа рука, что она напоминает?
2.3. Какое у тебя должно быть тело?
2.4. О чем ты думаешь?
2.5. С кем ты можешь сравнить себя?
Когда ты выполняешь выстрел
3.1. Какая картинка перед тобой вырисовывается, что у тебя в поле зрения, какой образ?
3.2. На чём ты концентрируешь особое внимание?
3.3. А какие ощущения при этом в ногах и руках…?
3.4. Какое должно быть при этом тело?
3.5. О чем ты думаешь?
3.6. На кого ты похожа?
4.В каком состоянии (настроении) у тебя всё получается: лучше всего бежится…? Высокая точность в стрельбе ("пруха" - "удача прёт")? Насколько оно приподнятое, мера? А боевое…. это как? Где находятся это ощущение? Покажите рукой местоположение, в какой части тела находиться это тепло?
5. Кто и что лучше всего тебя стимулирует?
5.1. Тренер (поддержка, похвала не в значительной степени, нарекания, приказы, угрозы.)
5.2. Товарищи по команде (поддержка, сопереживание, соперничество, конкуренция)
5.3. Я сам(а) (Самоприказы, спортивная злость, желание самоутвердиться, привычка бороться до конца,чувство долга перед командой)
5.4. Близкие люди (родственники, друзья, любимые) (поддержка, вера, надежда, любовь)
5.5. Еще кто-то