Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.

Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее

характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты,

прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с

соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена

веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и

агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать

настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе,

чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего,

от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется

взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990).

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое

применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы

физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-

технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М.,

1997)

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей

собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень

популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического

воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы

средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских

спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при

спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня

спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной

работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых

юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных

школах (Джон Р., Вуден, 1987).

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного

развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной

работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих

современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации

педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы,

которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т.,

Кераминас С., 1964)

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей

потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой

задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества,

много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою

деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она

имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в

домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого,

в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников

(Туркулов Б.Н., 1993)

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и

собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для

формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего

развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные

действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения

являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут

использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных

формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998).

Ходьба

Ходьба в игре применяется реже других приемов передвижения. Используется она главным образом для смены позиции в период коротких пауз или снижения интенсивности игровых действий, а также для перемены темпа движения в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему хорошую возможность для внезапных ускорений.

Бег

Бег занимает в игре большое место и является главным средством передвижения. Бег баскетболиста заметно отличается от сравнительно равномерного бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из многообразных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега. Особенность бега по прямой линии заключается в том, что соприкосновение ноги с площадкой должно осуществляться перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на полную ступню. Резкое, неожиданное для противника увеличение скорости бега или стартовое ускорение называется в спортивных играх рывком.

Изменение направления бега выполняется игроком с помощи мощного толчка выставляемой вперед ногой в сторону, (противоположную намеченному движению. Туловище же наклоняется в сторону вновь избранного направления

Прыжки

Подсчитано, что квалифицированный баскетболист среднем за игру выполняет до 130-140 прыжков из различных положений и с различными задачами. Прыжки применяются как самостоятельные приемы и входят составным элементом в другие приемы техники. Чаще всего игроки пользуются прыжками вверх и в длину и сериями прыжков. Применяются два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой.

Прыжок толчком двумя ногами выполняется чаще с места положения основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным разгибанием ног, энергичным движением туловища и рук в направлении вперед-вверх.

Прыжок толчком одной ногой выполняется с короткого разбега. Отталкивание производится таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. Последний шаг разбега перед отталкиванием делается несколько шире предыдущих.

Остановки

Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами. При первом способе игрок делает невысокий, скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и приземляется либо на обе ноги одновременно, либо сначала на толчковую ногу с последующим приседанием. При втором способе остановки используется так называемый двухшажный ритм. Игрок предпоследний короткий шаг делает с подседом и со смещением о. ц. т. в направлении, обратном движению. Затем следует последний удлиненный шаг, игрок выставляет ногу вперед со стопорящей опорой на пятку и последующим перекатом на всю ступню.

Повороты

Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия мяча от выбивания, для финтов с последующей атакой корзины. Есть два способа поворотов -- вперед и назад. Различаются они по направлению переступания ноги, осуществляющей поворот, и движению туловища. Поворотом вперед называются такие повороты, когда переступания выполняются в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворотами назад -- те, которые выполняются переступаниями в сторону, куда баскетболист обращен спиной.

При повороте на месте игрок переносит о. ц. т. тела на одну ногу, которая является как бы осью вращения. Ноги согнуты несколько больше обычного. Для сохранения равновесия туловище наклонено вперед.

Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противником и ставит стопу опорной ноги развернуто в направлении предполагаемого поворота. Затем без всякой задержки он поворачивается по ходу движения на впереди стоящей ноге.

ТЕХНИКА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ

Техника владения мячом включает в себя следующие приемы: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в корзину.

Ловля мяча

Ловля -- прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия.

Ловля мяча двумя руками

Подготовительная фаза: если мяч летит к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями как бы образуя воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча.

Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не обхватывать его ладонями), сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая тем самым мяч к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.

Завершающая фаза: после приема мяча игроком туловище вновь поддается вперед, мяч, укрываемый от противника разведенными локтями, выносится в положение готовности к последующим действиям.

Ловля мяча одной рукой.

Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полёта мяча (кисть и пальцы не напряжены).

Основная фаза: как только мяч коснётся пальцев, руку нужно отвести назад - вниз, как бы продолжая полет мяча (амортизационное движение). Этому движению помогает небольшой поворот туловища в сторону ловящей руки.

Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немедленно действовать дальше.

Передача мяча

Передача - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки.

Передача двумя руками снизу

Подготовительная фаза: мяч в руках, опущенных вниз, руки слегка согнуты, пальцы свободно расставлены на мяче. Мяч отводится к бедру сзади стоящей ноги и немного поднимается.

Основная фаза: маховым движением рук вперед в сочетании с их выпрямлением мяч посылают в желаемом направлении. Когда руки достигают уровня пояса, кисти активным движением выталкивают мяч и придают ему обратное вращение. Высота полета мяча определяется раскрывающим движением кистей рук. Передача чаще всего выполняется с шагом вперед.

Передача одной рукой сверху

Подготовительная фаза: игрок поворачивается боком в направлении передачи, рука с мячом отводится назад в сторону, мяч лежит на ладони и удерживается пальцами. Другая рука, выставленная несколько вперед, отделяет игрока от опекающего противника.

Основная фаза: выпрямленная рука с мячом мощным маховым движением по дуге вверх доходит до вертикального положения, а другая, согнутая в локтевом суставе, поддерживает равновесие и ограничивает противодействие соперника. Мяч выпускается в момент, когда он оказывается над головой. Высота полета мяча определяется раскрывающим движением кисти и небольшим сгибанием руки в локтевом суставе.

Передача одной рукой снизу

Подготовительная фаза: прямая или слегка согнутая рука с мячом махом отводится назад, мяч лежит на ладони, удерживаемый пальцами и центробежной силой.

Основная фаза: рука с мячом вдоль бедра выносится вперед-вверх. Для вылета мяча кисть раскрывается, и пальцы выталкивают мяч высота траектории полета зависит от своевременности раскрывающего движения кисти и пальцев. Часто эта передача выполняется с шагом вперед левой ногой.

Передача одной рукой сбоку

Подготовительная фаза: замах осуществляется отведением руки с мячом в сторону - назад и соответствующим поворотом туловища.

Основная фаза: рука с мячом делает маховое движение вперед в плоскости, параллельной площадке (Направление полета мяча также зависит от раскрывающего движения кисти и пальцев).

Бросок двумя руками сверху

Подготовительная фаза: мяч выносится над головой слегка согнутыми в локтевых суставах руками, туловище слегка отклоняется назад (от защитника).

Основная фаза: руки выпрямляются вверх - вперед, и делается более энергичный толчок кистями и пальцами.

Завершающая фаза: схожа с предыдущим способом.

Бросок двумя руками снизу

Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении под правую или левую ногу, а затем делает широкий шаг другой ногой и выполняет прыжок к щиту.

Основная фаза: игрок максимально вытягивается к щиту, выносит к корзине прямые руки, мяч выпускается с кончиков пальцев в самой высокой точке, причем добавочным движением кистей и пальцев ему придается обратное вращение

Завершающая фаза: руки, как бы сопровождая мяч, поднимаются вверх без напряжения. Игрок приземляется на согнутые ноги, стараясь не выходить за пределы поля, быстро принимает положе равновесия.

Бросок одной рукой от плеча

Подготовительная фаза: игрок выставляет правую ногу, развернувшись правым плечом по направлению корзине. Правая рука сгибается, поднимается вверх, левая рука продолжает подбивать мяч сбоку.

Основная фаза: примерно на уровне головы мяч лежит в правой руке, которая вытягиваться вперед-вверх по направлению к корзине. В темпе движения выпрямляются руки и ноги. Мяч направляется в корзину в результате

равноускоренного выпрямления и кисти (под углом 60--65°), во время которого последовательно скатывается сначала с ладони, затем с пальцев (от их основания конечным фалангам) и отрывается от кончиков указательного, среднего пальцев в момент, когда плечо, предплечье и кисть образуют ведущую прямую, определяющую траекторию полета мяча. При этом кисть описывает максимально возможную дугу.

Завершающая фаза: после выполнения броска рука как бы сопровождает мяч к корзине, а затем опускается расслабленно вниз. Игрок принимает исходную позицию для рывка к щиту.

Бросок одной рукой сверху

Подготовительная фаза: мяч ловится под правую ногу (при броске правой рукой). Шаг, под который ловится мяч, наиболее растянут для сближения с корзиной. Последующий шаг должен быть укороченным, стопорящим, чтобы игрок быстрее и сильнее оттолкнулся почти вертикально вверх. При отталкивании от площадки мяч выносится над плечом и перекладывается на повернутую кисть правой руки.

Основная фаза: в высшей точке прыжка рука выпрямлена для максимального приближения мяча к корзине, мяч выталкивается Легким движением кисти пальцев, ему придается обратное вращение.

Завершающая фаза: игрок приземляется на согнутые ноги нелегко от корзины, принимает положение равновесия и готовится борьбе за отскок в случае промаха.

Бросок одной рукой снизу

Подготовительная фаза: игрок ловит мяч под правую ногу, затем делает широкий шаг левой, выпрыгивает вверх - вперед, вытягивается к щиту и выносит к корзине прямые руки с мячом.

Когда же мяч находится совсем близко к кольцу, то выгоднее посылать его в корзину коротким толчком без задержки на кисти.

Основная фаза: игрок переносит мяч на правую руку и мягким движением кисти и пальцев снизу-вверх подбрасывает мяч над корзиной на 10-15 см с учетом силы инерции собственного полета к щиту.

Добивание мяча.

При добивании одной рукой баскетболисту удается достать мяч в более высокой точке в непосредственной близости от кольца. Выпрыгнув и приняв мяч на раскрытую кисть, игрок слегка сгибает руку и тут же выпрямляет ее вместе с мягким завершающим движением кисти и пальцев (без «шлепка»).

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ

Усилия коллектива, стремящегося всеми силами победить в состязании, окажутся напрасными, если игроки его будут допускать серьезные ошибки в защитных действиях.

Техническое оснащение нападающего в баскетболе значительно богаче, чем защитника, но опыт показывает, что приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны при правильном и внимательном их выполнении.

Техника защиты подразделяется на две основные группы;

а) техника передвижений;

б) техника овладения мячом и противодействия.

Техника передвижений

Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть всегда готовым затруднить выход нападающего на удобную позицию для атаки корзины и получения мяча. Внимательно следя за своим подопечным, защищающийся игрок должен держать в поле периферического зрения и других игроков противника.

Передвижения

Защитник всегда дол жен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в любом направлении, все время, изменяя направление бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед).

Однако в отличие от нападающего, в целом ряде случаев защитник должен передвигаться на слегка согнутых ногах приставным (боксерским) шагом, особенность которого заключается в том, что первый шаг делается ногой, ближайшей к направлению движения, второй шаг (приставной) должен быть скользящим. При этом нельзя скрещивать ноги и переставлять толчковую ногу за опорную, чтобы не снижалась скорость и маневренность. Если игровая ситуация требует ускоренных маневров, то защитнику следует стремиться к сохранению приставного шага, но быстрее приставлять толчковую ногу к опорной ноге.

Техника овладения мячом

Вырывание мяча

Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, после чего резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем. Мяч надо поворачивать вокруг горизонтальной оси, что облегчает преодоление сопротивления соперника.

Выбивание мяча

Выбивание мяча из рук противника. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя его Действиям с мячом. Для этого защитник выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию. Удобный момент - выбивание (сверху или снизу) осуществляется резким, коротким движением кисти с плотно прижатыми пальцами.

Стойка с выставленной вперед ногой

Игрок на согнутых ногах располагается между нападающим и щитом. Одну ногу он выставляет вперед, руку вытягивает вверх вперед, предупреждая ожидаемый бросок, а другую руку выставляет в сторону - вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины.

Стойка со ступнями на одной линии (параллельная стойка)

Используется при опеке нападающего, готовящего в средней части поля к проходу с ведением в правую или левую сторону, при опеке центрового игрока, стоящего спиной к корзине, а также противника без мяча, находящегося на дальнем расстоянии от корзины.

Техника овладения мячом

Вырывание мяча - для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, после чего резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем.

Выбивание мяча - выбивание (сверху или снизу) осуществляется резким, коротким движением кисти с плотно прижатыми пальцами.

Выбивание мяча при ведении - определив ритм ведения, защитник выбивает мяч ближайшей к противнику рукой.

Перехват мяча - перехват мяча при передаче - защитник плечом и руками отрезает прямой путь сопернику к мячу и овладевает им.

Перехват мяча при ведении - выйдя из-за спины нападающего, на мгновение раньше принять отскакивающий мяч на кисть ближайшей руки и самому же продолжать вести мяч, но в другом направлении.

Накрывание мяча при броске - согнутая кисть руки накладывается на мяч сбоку - сверху.

Отбивание мяча при броске в прыжке - защитник отбивает мяч назад, и уходит от последующего столкновения с противником. Путём небольшого прогиба туловища и ног в направлении, обратном движению.

Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита - защитник должен преградить противнику путь к щиту, занять устойчивое положение, а затем бороться за отскок, своевременно выпрыгивая для овладения мячом.

Функции игроков

Центровой игрок - центровой должен владеть широким арсеналом средств и способов ведения игры как в непосредственной близости к щиту в условиях ограниченной площади, большого сосредоточения сил противника и дефицита времени, так и по всей территории поля в условиях быстрого передвижения. Особенно важно владеть «коронными» приемами атаки корзины из положения спиной к ней.

Крайний нападающий - это должен быть высокий игрок, обладающий быстротой и прыгучестью. У него должно быть хорошо развито чувство времени и пространства, хорошие снайперские возможности, уметь правильно оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно.

Защитник - он должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным. Непременное условие для хорошего защитника - умелая ориентировка в игровой ситуации и способности к комбинационному розыгрышу мяча

ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ

Нападение - основная функция команды в процессе игры. Главная цель нападающей команды - забросить мяч в корзину соперника. Тактика нападения дает возможность команде в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты состязания выбирать и использовать наиболее целесообразные средства, способы и формы ведения планомерной атаки.

Индивидуальные действия

Чтобы принести наибольшую пользу команде в нападении, каждый игрок должен владеть индивидуальными тактическими способами борьбы с соперником. Только высокий уровень тактической подготовки позволяет игрокам правильно вести игру и выигрывать.

Действия игрока без мяча. К действиям игрока без мяча относятся отрыв от опекающего его защитника и выход на свободное место для того, чтобы получить мяч от партнера и продолжать атакующие действия, или чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита и создать ему выгодные условия единоборства с противником, или, наконец, чтобы успешно бороться за отскок.

Действия игрока с мячом. При розыгрыше мяча игрок прежде всего должен стремиться развить контратаку, в кратчайший срок переводя мяч от своего кольца на территорию противника при помощи сильных продольных передач с навесной траекторией или диагональных передач, а в ряде случаев - при помощи ведения на максимальной скорости.

Групповые действия. Они представляют собой небольшие, но исключительно важные тактические типовые «блоки», из которых складывается фундамент слаженных, хорошо организованных комбинационных действий всей команды. В групповых действиях проявляются навыки творчества взаимодействия игроков. наиболее универсальными для тактических схем являются определенные способы взаимодействий двух и трех игроков.

Взаимодействия двух игроков. К основным способам взаимодействия двух игроков относятся способ «передай мяч и выходи», а также заслон, наведение и пересечение.

Взаимодействие трех игроков Большинство способов взаимодействия трех игроков построено на основе взаимодействия двух игроков, к которым подключается третий игрок для промежуточных тактических маневров и передач мяча.

Командные действия Основа успеха нападения в баскетболе - в командных, коллективных действий, направленных для то, чтобы рациональными путями и как можно быстрей создать одному из игроков удобное положение для атаки корзины. Без командных действий, требующих четких организационных форм, взаимопонимания, сыгранности, подчинения индивидуальных стремлений интересам всего коллектива, не может быть полноценной игры.

Стремительное нападение

Быстрый прорыв. Это весьма эффективная система нападения, позволяющая кратчайшим путем использовать преимущество над противником в физической и технической подготовленности.

«Эшелонированный прорыв» - наиболее универсальная система стремительного нападения, в которой команда использует каждое благоприятное положение, связанное с овладением мячом, для стремительного перехода в зону противника и проведения маневренных атак против еще не успевшей организоваться защиты.

Позиционное нападение

В игре стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Случается, что противник успевает полностью организовать командную оборону и прикрыть всех нападающих. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставлять систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков. В позиционном нападении баскетболисты последовательно взламывают защиту противника, подготавливая завершающий бросок. В позиционном нападении сформировались две системы: «через центрового игрока» и «без центрового игрока»

Система нападения « через центрового игрока» является наиболее рациональной. Действия команды, применяющей эту систему, базируется на ведущей роли центрового игрока, который располагается, как правило, спиной к щиту, лицом к своим партнерам, чтобы в любую минуту иметь возможность получить мяч. Центровой становится как бы стержнем подготовки атаки корзины.

Система нападения «без центрового». Если в команде нет ярко выраженных центровых игроков, то следует отдать предпочтение системе нападения без центрового, которая имеет два варианта: нападение серией заслонов, нападение большой восьмеркой.

Комбинации при введении мяча в игру. При введении мяча в игру из-за границ площадки, специально разученные комбинации можно проводить немедленно и неожиданно для противника благодаря короткой паузе в игре, во время которых завершается вся подготовка. Таких комбинаций очень много.

Нападение против некоторых систем защиты

Нападение против зонной защиты. Ведя нападение против зонной защиты, команде, прежде всего, следует систематически применять стремительные контратаки, чтобы не дать сопернику времени на построение зоны. Если же противнику удалось организовать командную зонную защиту, то требуется тщательно продуманных, терпеливый розыгрыш мяча, основанный на заранее разученных комбинациях, нацеленных против определенного защитного варианта.

Нападение против личного прессинга. Команда, действующего против личного прессинга, должна выполнять ряд условий тактического и технического характера, а именно:

1. быстро ввести мяч в игру;

2. выйти на оперативный простор, чтобы осуществить прорыв защиты на скорости или хотя бы в пределах 10 сек. Перейти с мячом на половину противника;

3. при плотной опеки сохранить избранный темп и тактический рисунок нападения;

4. оперативно переключиться к другим, более рациональным, системам и вариантам нападения.

Нападение против зонного прессинга. Для проведения нападения против зонного прессинга нужно руководствоваться следующими правилами:

1. вводить мяч в игру как можно быстрее и проводить стремительную контратаку до того, как противник закончит организацию зонного прессинга;

2. игроки не должны бояться плотной, жесткой опеки и группового отбора мяча; надо уметь брать вверх над этими приемами защиты, быстро распознавая незащищенные участки поля.

3.команда должна стремиться немедленно выйти к щиту противника, создать на одном из флангов нападения преимущество над защитниками и выполнить бросок из удобного положения;

4. резко ограничить применения ведения мяча и не задерживать мяч при передачах;

5. во всех вариантах нападения нужно иметь центровых игроков, выходящих в поле, чтобы получить мяч от своих партнеров, попавших в трудное положение;

6. обеспечить продвижение мяча вперед, избегая длинных верхних передач, передач назад или поперечных, так как они или легко перехватываются противником или дают ему возможность и время для перегруппировки сил;

7. игроку, который включился в розыгрыш мяча, нельзя поворачиваться спиной к мячу, а игроку, получившему мяч у лицевой или боковой линии, нельзя поворачиваться спиной к площадке.

8. в борьбе с мощным зонным прессингом команда должна быть способна сохранять на все время матча психологическое равновесие и уверенность в своих силах.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ 2

Хорошо организованная защита не только закрепляет успех, достигнутый нападением, но и влияет на характер дальнейших действий команды. Команда, имеющая надежную защиту, не боится идти на обострение игры решительно использует броски в корзину со средних и дальних дистанций, смело, настойчиво борется за отскок.

Защищающейся команде необходимо решить четыре основные задачи:

1. не дать сопернику сделать прицельный, беспрепятственный бросок в корзину;

2. отобрать у соперника мяч и создать хорошие условия для контратаки;

3. нарушить наигранные связи и взаимодействия между линиями и отдельными игроками, воспрепятствовать проведению подготовительных операций для атаки;

4. не допустить быстрого перехода соперника в нападение.

Индивидуальные действия

Способы противодействия нападающему без мяча и нападающему с мячом имеют свою специфику, хотя в обоих случаях нужно одинаково внимательно следить за противником и нужно активно с ним бороться.

Действия против нападающего без мяча. Опекая нападающего без мяча, защитник должен стремиться:

А. Не дать сопернику выйти на позицию, удобную для атаки корзины, либо получить мяч в этой позиции;

Б. Перехватить мяч, адресованный «своему» нападающему или лидеру соперника;

В. Воспрепятствовать передвижению соперника для взаимодействий, особо обращая внимание на блокировку рывка к щиту по центру площадки.

Действия против нападающего с мячом. В борьбе против нападающего с мячом защитник должен стремиться:

А. Не дать сопернику прицельно бросить мяч в корзину;

Б. Не допустить прохода соперника с ведением к щиту (особенно с «сильной», обычно с правой, стороны);

В. Не допустить передачу мяча в опасном направлении (особенно центровому или лидеру команды);

Г. Овладеть мячом.

Групповые действия.

Групповые действия в защите предусматривают взаимодействие двух или трех игроков, направленные на помощь одного игрока другому для активного противодействия нападающим в типовых ситуациях. К способам взаимодействий двух игроков в защите относятся подстраховка, переключение, проскальзывание, отступание; к взаимодействиям трех игроков - специально организованное противодействие тройке, малой восьмерке, скрестному выходу, сдвоенному заслону и наведению на двух игроков. Отдельно рассматривается вопрос тактики борьбы за отскок.

Взаимодействия двух игроков. Один из способов взаимопомощи защитников - подстраховка. Она состоит в том, что игроки всегда готовы оказать определенную помощь друг другу, а также перейти на опеку нападающего, который, обыграв защитника, реально угрожает корзине.

Переключение. Если противник удачно применяет заслон, наведение или переключение, защитникам необходимо ответить на эти взаимодействия переключением, т.е. смена подопечных.

Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее

характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты,

прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с

соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена

веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и

агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать

настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе,

чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего,

от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется

взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990).

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое

применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы

физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-

технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М.,

1997)

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей

собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень

популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического

воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы

средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских

спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при

спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня

спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной

работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых

юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных

школах (Джон Р., Вуден, 1987).

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного

развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной

работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих

современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации

педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы,

которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т.,

Кераминас С., 1964)

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей

потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой

задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества,

много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою

деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она

имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в

домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого,

в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников

(Туркулов Б.Н., 1993)

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и

собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для

формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего

развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные

действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения

являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут

использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных

формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998).


Наши рекомендации