Игроков с ослабленным зрением
D.1. Организатор соревнований после консультации с арбитром должен иметь возможность изменять следующие правила в зависимости от конкретных условий. В соревнованиях, где участвуют зрячие шахматисты и шахматисты с ослабленным зрением (юридически считающиеся слепыми), любой игрок может потребовать использования двух досок, причем зрячий игрок использует обычную доску, а игрок с ослабленным зрением — доску специальной конструкции. Эта доска специальной конструкции должна удовлетворять следующим требованиям:
D.1.1. размер – не менее 20х20 сантиметров;
D.1.2. черные поля должны быть слегка приподнятые;
D.1.3. в каждом поле должно быть предусмотрено отверстие.
D.1.4. Требования к фигурам следующие:
D.1.4.1. все фигуры должны иметь штифт, с помощью которого фигуру можно вставлять в отверстие в доске;
D.1.4.2. все фигуры должны быть типа «Стаунтон», причем черные фигуры должны иметь особые отметки.
D.2. Игра подчиняется следующим правилам:
D.2.1. Ходы должны объявляться отчетливо, повторяться соперником и выполняться на его доске. При превращении пешки игрок должен объявить, какая фигура выбрана. Для того чтобы объявление хода было по возможности более отчетливым, предлагается вместо соответствующих букв использовать следующие имена:
А – «Анна»
B – «Белла»
C – «Цезарь»
D – «Давид»
E – «Ева»
F – «Феликс»
G – «Густав»
H – «Хектор»
Если арбитр не решит иначе, номера горизонталей, считая от белых до черных, называются по-немецки:
1 - eins «айн»
2 - zwei «цвай»
3 - drei «драй»
4 – vier «фир»
5 - fuenf «фюнф»
6 - sechs «зекс»
7 - sieben «зибен»
8 - acht «ахт»
Рокировка объявляется по-немецки «Lange Rochade» («Ланг Рохад», длинная рокировка) и «Kurze Rochade» («Кюрц Рохад», короткая рокировка).
Фигуры получают названия: Koenig «кениг» - король, Dame «даме» - ферзь, Turm «турм» - ладья, Laeufer «лойфер» - слон, Springer «шпрингер» - конь, Bauer «бауэр» - пешка.
D.2.2. Считается, что на доске игрока с ослабленным зрением фигура «тронута» тогда, когда она вынута из фиксирующего отверстия.
D.2.3. Ход считается «сделанным», когда:
D.2.3.1. в случае взятия взятая фигура снята с доски игроком, выполняющим ход;
D.2.3.2. фигура вставлена в другое отверстие;
D.2.3.3. ход объявлен.
D.2.4. Только после этого должны быть включены часы соперника.
D.2.5. Что касается Статей D.2.2 и D.2.3, то для зрячего игрока имеют силу обычные Правила.
D.2.6.1. Должны использоваться шахматные часы специальной конструкции, которая должна давать ему возможность знать о времени и количестве сделанных ходов.
D.2.6.2. В качестве альтернативы могут рассматриваться аналоговые часы со следующими характеристиками:
D.2.6.2.1. циферблат с жесткими стрелками, каждые пять минут которого должны быть отмечены одной выпуклой точкой, а каждые 15 минут - двумя выпуклыми точками, и
D.2.6.2.2.легко нащупываемый флажок; должно быть уделено внимание такому устройству флажка, которое позволяло бы игроку нащупать минутную стрелку в течение последних 5 минут полного часа.
D.2.7. Игрок с ослабленным зрением должен вести запись партии азбукой Брайля, или обычным образом, или с помощью записывающего устройства.
D.2.8. Оговорка при объявлении хода должна быть исправлена немедленно, прежде чем пущены часы соперника.
D.2.9. Если во время партии на двух досках возникли различные позиции, они должны быть приведены в соответствие с помощью арбитра и записей партии обоих игроков. Если обе записи партии соответствуют друг другу, игрок, записавший правильный ход, но выполнивший его неправильно, должен исправить позицию на своей доске согласно записи партии. Если обнаружено, что записи партии отличаются, позиция должна быть возвращена к той, в которой две записи совпадают, и арбитр должен соответственно скорректировать время на часах.
D.2.10. Игрок с ослабленным зрением имеет право иметь помощника, который должен исполнять некоторые или все из нижеперечисленных обязанностей:
D.2.10.1. выполнять ход того или другого игрока на доске соперника,
D.2.10.2. объявлять ходы обоих игроков,
D.2.10.3. вести запись партии игрока с ослабленным зрением и пускать часы его соперника,
D.2.10.4. только по запросу игрока с ослабленным зрением информировать его о количестве завершённых ходов и времени, затраченном обоими игроками,
D.2.10.5. заявлять об окончании партии в случаях, когда превышен лимит времени, и сообщать арбитру о том, что зрячий игрок коснулся одной из фигур на своей доске,
D.2.10.6. выполнять необходимые формальности в случае, если партия отложена.
D.2.11. Если у игрока с ослабленным зрением нет помощника, зрячий игрок может обратиться к кому-нибудь, кто будет выполнять обязанности, упомянутые в Статьях D.2.10.1 и D.2.10.2.
В случае игры игрока с ослабленным зрением с игроком с нарушением слуха должен использоваться помощник.
Рекомендация I. ОТЛОЖЕННЫЕ ПАРТИИ
I.1.1. Если партия не завершена к окончанию времени, отведенного для игры, арбитр должен предложить игроку, у которого очередь хода, «запечатать» свой ход. Игрок должен записать свой ход однозначно читаемой нотацией на своем бланке, положить свой бланк и бланк соперника в конверт, запечатать конверт и только затем остановить часы. До остановки часов игрок сохраняет право на изменение своего тайного хода. Если после того, как арбитр предложил запечатать ход, игрок сделает его на доске, он должен записать этот ход на своём бланке как тайный ход.
I.1.2. Если игрок при своём ходе откладывает партию до окончания игрового времени, считается, что он запечатывает ход в контрольное время, и также должно быть записано его оставшееся время.
I.2. На конверте должны быть указаны следующие сведения:
I.2.1. фамилии игроков,
I.2.2. позиция непосредственно перед откладыванием,
I.2.3. время, использованное каждым игроком,
I.2.4. фамилия игрока, запечатавшего ход,
I.2.5. номер тайного хода,
I.2.6. предложение ничьей, если оно действующее,
I.2.7. дата, время и место возобновления игры.
I.3. Арбитр должен проверить точность информации, записанной на конверте. Ответственность за сохранность конверта возлагается на арбитра.
I.4. Если игрок предложил ничью после того, как его соперник запечатал свой ход, предложение остается в силе до тех пор, пока соперник не примет или не отклонит его в соответствии со Статьёй 9.1.
I.5. Перед возобновлением игры на доске должна быть поставлена отложенная позиция, а на часах установлено время, использованное каждым игроком до откладывания партии.
I.6. Если игроки согласились на ничью до возобновления игры, или если один из игро-ков уведомил арбитра, что он сдается, партия считается законченной.
I.7. Конверт вскрывается только в присутствии игрока, который должен ответить на тайный ход.
I.8. За исключением случаев, упомянутых в Статьях 5, 6.9, 9.6 и 9.7, игроку засчитывается поражение, если его тайный ход:
I.8.1. неоднозначный, или
I.8.2. записан таким образом, что его истинное значение невозможно установить, или
I.8.3. не возможен.
I.9. Если в назначенное время для возобновления игры:
I.9.1. игрок, который должен отвечать на тайный ход, присутствует, конверт вскрывается, тайный ход выполняется на доске, и пускаются часы этого игрока.
I.9.2. игрок, который должен отвечать на тайный ход, отсутствует, его часы пускаются; по прибытии он может остановить свои часы и позвать арбитра; затем вскрывается конверт и тайный ход выполняется на доске; после этого его часы пускаются вновь.
I.9.3. игрок, который запечатал ход, отсутствует, его соперник имеет право вместо ответа обычным путем записать свой ответный ход на бланке, запечатать свой бланк в новом конверте, остановить свои часы и пустить часы отсутствующего игрока; в этом случае конверт передается арбитру на хранение и вскрывается по прибытии отсутствующего игрока.
I.10. Любому игроку, который прибывает для продолжения партии после допустимого времени опоздания, присуждается поражение, если арбитр не решит иначе. Однако, если тайный ход, приводит к окончанию партии, остаётся в силе такой её результат.
I.11. Если в положении соревнования указано, что время опоздания не равно нулю, применяется следующее правило. Если ни один из игроков не прибыл к началу доигрывания, игрок, который должен ответить на тайный ход, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если в правилах о соревновании не указано иное или если арбитр не решит иначе.
I.12.1. Если конверт, содержащий тайный ход, утерян, партия должна продолжаться с отложенной позиции, а на часах устанавливается время, записанное на момент откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, часы устанавливаются по решению арбитра. Игрок, который запечатывал ход, должен выполнить на доске тайный, как он утверждает, ход.
I.12.2. Если восстановить позицию невозможно, партия должна быть аннулирована и сыграна заново.
I.13. Если при возобновлении игры кто-либо из соперников, не сделав свой первый ход, заметит, что использованное время установлено на каких-либо часах неправиль-но, ошибка должны быть исправлена. Если ошибка не обнаружена, партия продолжается без корректировки времени, если арбитр не решит иначе.
I.14. Продолжительность каждого доигрывания контролируется арбитром по его часам. Время начала доигрывания должно быть объявлено заранее.
Рекомендация II.ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ 960
II.1. Начальная позиция в шахматах 960 создается случайным образом, при соблюде-нии определенных правил. После этого игра развивается так же, как в классичес-ких шахматах. В частности, фигуры и пешки имеют те же ходы, и цель каждого игрока состоит в том, чтобы поставить мат королю соперника.
II.2. Требования к начальной позиции
Начальная позиция для шахмат 960 должна соответствовать определенным пра-вилам. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, как в классических шахматах. Все остальные белые фигуры размещаются на первой горизонтали случайным образом, но со следующими ограничениями:
II.2.1. король должен находиться между двумя ладьями, и
II.2.2. слоны должны находиться на полях противоположного цвета, и
II.2.3. чёрные фигуры должны располагаться напротив соответствующих фигур белых.
Начальная позиция может быть создана перед игрой либо с помощью компьютерной программы, либо с использованием костей, монеты, карт и т.д.
II.3. Правила рокировки в шахматах 960
II.3.1. В шахматах 960 каждому игроку разрешается один раз за игру сделать рокировку, при которой король и ладья могут перемещаться за один ход. Однако для рокировки требуется несколько разъяснений стандартных шахматных правил, потому что в стандартных правилах предполагается первоначальное расположение ладьи и короля, которое часто не применимо в шахматах 960.
II.3.2. Как рокировать. В зависимости от расположения до рокировки короля и ладьи, участвующей в рокировке, в шахматах 960 рокировка выполняется одним из четырёх способов:
II.3.2.1. двухэтапная рокировка: посредством перемещения короля и перемещения ладьи, или
II.3.2.2. рокировка перестановкой: король и ладья меняются местами, или
II.3.2.3. рокировка только ходом короля: перемещается только король, или
II.3.2.4. рокировка только ходом ладьи: перемещается только ладья.
II.3.2.5. Рекомендации
II.3.2.5.1. Когда рокировка выполняется человеком на реальной доске, рекомендуется сначала вывести короля за пределы игровой поверхности по направлению к конечной позиции, затем ладья перемещается из своей начальной позиции в свою конечную позицию, и после этого король ставится на своё конечное поле.
II.3.2.5.2. Конечные позиции короля и ладьи после рокировки должны точно соответствовать их конечным позициям, которые были бы после рокировки в классических шахматах.
II.3.2.6. Разъяснение
Таким образом, после рокировки на с-фланг (обозначаемой 0-0-0 и известной как длинная рокировка в классических шахматах) король находится на с-поле (c1 для белых и с8 для черных), а ладья находится на d-поле (d1 для белых и d8 для черных). После рокировки на g-фланг (обозначаемой 0-0 и известной как короткая рокировка в классических шахматах) король стоит на g-поле (g1 для белых и g8 для черных), а ладья стоит на f-поле (f1 для белых и f8 для черных).
II.3.2.7. Примечания
II.3.2.7.1. Чтобы избежать каких-либо недоразумений, полезно перед рокировкой предупредить соперника: “Я собираюсь рокировать”.
II.3.2.7.2. В некоторых начальных позициях король или ладья (но не обе фигуры) при рокировке не перемещаются.
II.3.2.7.3. В некоторых начальных позициях рокировка может быть выполнена на первом ходу.
II.3.2.7.4. Все поля между начальным и конечным полями короля (включая конечное поле) и все поля между начальным и конечным полями ладьи (включая конечное поле) должны быть свободны, за исключением короля и рокирующей ладьи.
II.3.2.7.5. В некоторых начальных позициях некоторые поля, которые должны быть свободны в классических шахматах, могут быть заняты во время рокировки. Например, после рокировки на с-фланг (0-0-0) возможно, что поля a, b, и/или e будут всё ещё заняты, а после рокировки на g-фланг (0-0) возможно, что будут заняты поля e и/или h.
Рекомендация III.ПАРТИИ БЕЗ ДОБАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ,