Избавление от персонального прикрытия
Персональное прикрытие – это аналогичный баскетболу стиль, при котором один игрок опекает другого. Защитник остается работать с принимающим вне зависимости от того, куда тот побежит. В его задачи входит удостовериться, чтобы принимающий не принял передачу.
Защитники пытаются совершить столкновение на линии схватки и сбить ресиверов с их маршрута и взрывного старта. Задача ди-бека состоит в том, чтобы первым делом «навредить» ресиверу, а затем вытолкнуть его за пределы поля (принимающему запрещено возвращаться на поле и принимать мяч) или помешать ему идеально пробежать маршрут и поймать мяч. Суть его игры состоит в том, чтобы вывести ресивера из игры на физическом и психологическом уровне.
Ресиверу нужно подходить к этому стилю игры, как если бы он в подворотне бился с тем, кто пытается уложить его на землю. Когда центр вводит мяч в игру, принимающий должен поднять руки к лицу, как бы это сделал боец, и должен помешать защитнику положить руки на корпус. Работа ресивера с руками похожа на обучающий стиль «ты – мне, я – тебе», как это выглядело в фильме «Парень-каратист».
После того, как ресивер собьет руки ди-бека, он должен наклонить плечо и рвануть с места. Принимающий как бы пробивается через попытки защитника задержать или вытолкнуть его одним мощным рывком, как боксер, бьющий соперника в челюсть апперкотом. Это был коронный прием в арсенале Джерри Райса, величайшего ресивера всех времен.
Еще один метод избавления от персональной опеки заключается в технике, которую можно сравнить с плаванием. Исходная позиция та же, но после ввода мяча в игру вместо того, чтобы наклонять плечо и прорываться, ресивер пытается ударить ди-бека по рукам в одном направлении, а сам движется в другом. Когда ди-бек реагирует, ресивер свободной рукой совершает загребающее движение (поднимает руку вверх и вперед, а затем направляет вбок). Это действие занимает доли секунды. При исполнении этого приема очень важно не дать защитнику захватить себя за руку.
Как правило, первым описанным приемом (наклон и рывок) пользуются крупногабаритные сильные принимающие, а вторым (гребля) принимающие менее габаритные.
Терминология пасовой игры
Перечислим важные термины, которые всплывают в разговорах о пасовой игре. Когда я был игроком, моим любимым словом было слово сэк – сладкий сон защитника и ночной кошмар квотербека. За карьеру я сделал 84 сэка, и каждый приносил мне огромное удовольствие. Мне также удалось сбить немало передач. Почитайте, и вы поймете, о чем речь:
· Сбитый пас: Пас оказывается сбит, когда защитник использует руки для того, чтобы помешать летящему мячу достигнуть принимающего. Это происходит около линии схватки, когда защитник выпрыгивает вверх и вытягивает руки, находясь на «линии огня» квотербека. Сбитый пас может привести к перехвату или непринятому пасу.
· Задержка: Самое распространенное нарушение в отношении нападения, когда происходит попытка паса. Нападение получает 10-ярдовый штраф (и повтор попытки), когда любой игрок нападения задерживает защитника, схватив его за джерси или зацепив своей рукой руку игрока, когда тот пытается захватить квотербека.
· Нелегальный пас вперед: Квотербек не имеет права пересечь линию схватки, а затем бросить мяч. Это нарушение происходит, когда квотербек бежит вперед, спасаясь от защитников, а затем забывает, где проходила линия схватки. Нападение штрафуется 5 ярдами от точки нарушения и теряет попытку.
· Намеренное избавление от мяча: Нарушение возникает, когда находящийся в конверте квотербек намеренно выбрасывает мяч в аут или бросает его в землю. Есть три ситуации, когда подобное может произойти:
– Квотербек пытается бросить пас из собственной зачетной зоны, чтобы избежать захвата. В таком случае защита зарабатывает сейфти (два очка), а нападение теряет владение и должно пробить мяч со своей 20-ярдовой отметки.
– Квотербек оказывается более, чем в 10 ярдах от линии схватки и избавляется от мяча, чтобы не попасть под захват с большой потерей ярдов. Нарушение карается потерей попытки, мяч устанавливается на точку нарушения, то есть туда, где стоял квотербек в момент избавления от мяча.
– Квотербек делает шаг назад от центра и немедленно бросает мяч прямо в землю. Такой розыгрыш применяется, когда нападение хочет остановить часы, когда тайм-ауты закончились или их нужно сохранить. За этот вид нарушения команда просто лишается попытки.
· Перехват: Любой случай, при котором защитник ловит пас. Наряду с фамблом перехват – худшее, что может произойти с квотербеком и его командой. Это называют потерей владения, поскольку защита овладевает мячом и имеет возможность занести его в зачетную зону. (Дейон Сандерс считался самым опасным игроком по части перехватов, поскольку в открытом поле демонстрировал высокую скорость)
· Грубая игра в отношении пасующего: Это нарушение должно защитить квотербека от травм. После того, как мяч покидает руку разыгрывающего, любой защитник обязан избежать столкновения с ним. Поскольку сила инерции может заставить защитника врезаться в квотербека, по правилам ему дозволено сделать еще один шаг после того, как мяч был выпущен. Но если он ударит квотербека на второй шаг, понимая, что мяч уже был выпущен, то рефери посчитает это грубой игрой. Защита получит 15-ярдовый штраф, а нападению присудят автоматическую первую попытку. Это нарушение часто вызывает споры, если только защитник очевидно не бьет квотербека после того, как передача уже отправлена. В конце концов, тяжеловесным защитникам порой не так-то просто остановиться.
· Сэк: Сэк происходит, когда защитник захватывает квотербека с мячом в руках за линией схватки. Сэк – это важнейший показатель в статистике защитников, НФЛ ведет ее с 1982 года (все остальные статистические показатели игры в защите не считаются официальными, поскольку их ведут сами команды). В студенческом футболе сэки считают с того же года.
· Капкан: Ресиверам приходится делать разные сложные приемы, но «ставить капкан» (trapping) запрещено. Так называют случай, когда принимающий ловит низколетящий мяч при помощи газона. Чтобы судья зафиксировал прием мяча, ресивер должен сделать так, чтобы мяч в момент ловли не касался земли, а был полностью обхвачен ладонями. Порой подобные розыгрыши происходят так быстро, что разобраться можно только с помощью видеоповтора.
Пасовые маршруты
Наблюдая игру дома или на трибунах, вы можете рассмотреть все основные маршруты, используемые на всех уровнях футбола. За один розыгрыш два или три принимающих могут бежать разные маршруты.
Обладая знанием пасовых маршрутов, вы можете предсказать, какую часть поля или какого защитника нападение хочет атаковать, или как нападение будет справляться с тем или иным типом защиты. Бывает так, что маршрут предназначен для того, чтобы сломать систему защиты против выноса, когда игрок просто уводит за собой нужного защитника. Перечислим базовые маршруты, которые можно увидеть во время игр:
· Возврат (он же «камбек»): Ресивер бежит вперед от 12 до 20 ярдов, после чего резко поворачивается лицом к квотербеку, чтобы принять мяч. Квотербек бросает мяч до того, как ресивер к нему разворачивается. Этот маршрут используется на флангах и, как правило, очень быстрыми ресиверами – защитники располагаются обычно ярдах в 5 от таких принимающих, чтобы не упустить их на быстром старте.
· Перекрестный (он же «кроссинг»): Ресивер бежит вперед около 10 ярдов, после чего резко сворачивает в сторону (в центр или на фланг). Перед тем, как свернуть, ресивер зачастую пытается обмануть защитника обманным движением головы и плеча или сделать ложный шаг в сторону. Защитник обманывается на смене направления, что дает ресиверу возможность принять мяч. Как правило, перекрестные маршруты бегут сразу два ресивера, что только запутывает защиту, а бросок исполняется квотербеком на бегу. Этот маршрут эффективен, когда защитники играют персонально со своим игроком, а не опекают определенную зону.
· Спираль (он же «керл»): Ресивер бежит 8-12 ярдов вперед, после чего разворачивается и делает шаг или два в направлении своего квотербека и ловит мяч. Таким образом, он спиной блокирует защитника. Такой маршрут эффективен, когда нужно набрать не так много ярдов на пасовом розыгрыше, и хорош, когда его использует крупногабаритные тайт-энды.
· Крюк (он же «хук»): Во многом, похожий на «спираль» маршрут, разработанный для тайт-эндов, которые бегут вперед 5-7 ярдов, после чего начинают движение в сторону квотербека и ловят заранее брошеный мяч. По сравнению с «керлом», здесь поворот игрока получается более плавным, а пройденное расстояние – короче.
· Столб (он же «пост»): Маршрут для длинной передачи ярдов на 40-50. Ресивер бежит вперед вглубь поля, а затем делает поворот на 45 градусов и бежит в сторону ворот соперника. Как правило, тренер назначает подобный розыгрыш, когда видит, что сейфти соперника располагается глубоко, и у быстрого ресивера есть возможность сыграть на свободном пространстве между линиями обороны. В самом начале розыгрыша ресивер при таком маршруте может изобразить ложное движение, чтобы сейфти замешкался – этого может быть достаточно для успешного выполнения «поста».
· Косой (он же «слэнт»): Маршрут для внутреннего принимающего (фланкера), то есть, располагающегося в 5 ярдах от блока нападения. Ресивер бежит от 3 до 8 ярдов вперед, после чего по диагонали смещается в середину. «Слэнт» эффективен как против зонного прикрытия, так и против персонального, поскольку направлен на поиск свободного пространства в любой защитной схеме.
· Выход в бровку (он же «сквер-аут»): Ресивер бежит порядка 10 ярдов вперед, после чего разворачивается в сторону ближайшей бровки и бежит параллельно линии схватки. Квотербек бросает мяч заранее так, чтобы ресивер успел его поймать и зафиксировать ровно перед выходом в аут. Порой бросок осуществляется даже до того, как ресивер изменил направление. Часто такие маршруты можно увидеть, когда нападению нужно экономить время.
· Прямая или Полет (они же «стрик» или «флай»): В теории все очень просто: ресивер просто бежит вперед как можно быстрее. Главное, чтобы он бежал со стороны бросковой руки квотербека (справа, если правша). Задача ресивера – на скорости оторваться от защитника и принять мяч, брошенный на 20-40 ярдов. Несмотря на кажущуюся простоту, квотербек должен бросить мяч не только сильно, но и точно, потому что у быстрого корнербека тоже есть хорошие шансы поймать мяч. И ни в коем случае нельзя бросать мяч, если соперник играет с глубоко посаженным сейфти, потому что у того и вовсе будет преимущество в том, чтобы подстроиться под мяч и перехватить его.
· Поворот (он же «свинг»): Простой бросок на раннинбека, который выбегает с тыла и направляется в сторону бровки. Квотербеку в таком случае не нужно даже демонстрировать всю технику паса (то есть, не используется это классическое движение рукой), достаточно перебросить лайнбекера и дать возможность бегущему без помех принять мяч. Как правило, бегущий после приема сразу выходит за пределы поля, если только ему не удается обойти первого встречающего защитника.
Пронумерованное дерево маршрутов: 4 – выход в бровку; 5 – косой; 6 – спираль или крюк; 7 – столб; 8 – прямая или полет; 9 – угловой маршрут.
Построение «шотган»
На футбольном языке построение означает расстановку игроков в нападении перед вводом мяча в игру. Построения развивались по мере развития американского футбола. Пасовое построение «шотган» впервые применил главный тренер «Сан-Франциско Фотинайнерс» Ред Хайки в 1960 году. Он опасался блицующих защитников «Балтимор Кольтс», поэтому расположил своего квотербека Джона Броуди в 7 ярдах от линии схватки. Хайки вычислил, что у Броуди будет больше времени на то, чтобы разглядеть своих принимающих и бросить мяч до того, как до него добегут защитники. Стратегия сработала, и «Фотинайнерс» одержали неожиданную победу в том матче.
В построении «шотган» квотербек располагается в семи ярдах от линии схватки.
Команды используют «шотган» в нападении, когда они обладают слабой опекой паса или же если они играют против выдающихся пас-рашеров. Также «шотган» используется, когда команда хочет играть в пас на каждом розыгрыше, особенно отставая в счете. Однако некоторые команды и тренеры часто пользуются «шотганом» просто потому, что он им нравится. Другие же команды используют «шотган» лишь по необходимости, например, на третьей попытке, когда пройти нужно больше четырех ярдов.
Несмотря на свою универсальность, у построения «шотган» есть свои недостатки:
· Центр должен уметь исполнять высокий и точный 7-ярдовый снэп на квотербека.
· Защитников уже не одурачишь. Они знают, что вы будете играть пасовую комбинацию, поэтому пас-рашеры сразу же рванут к квотербеку, чтобы сделать сэк.
Чтобы эффективно использовать построение «шотган», требуется быстро соображающий квотербек.
Великие мастера паса и приема |
Чтобы пасовая игра работала, футбольной команде нужны настоящие воины. Вспомним некоторых великих игроков. Многие из них сочетали стиль с талантом и стойкостью. |
У «Сан-Диего Чарджерс» был ресивер по прозвищу Бэмби. Лэнс Олуорт ненавидел свое прозвище, которое ему дал товарищ по команде за то, что Олуорт был быстрым и ловким как олень. Олуорт носился как ветер и добежал до самого Зала славы. Он вторым в истории набрал 10 тысяч ярдов на приеме. |
Джо «Уилли» Нэмет был одним из первых игроков, надевших бутсы белого цвета. «Бродвейский Джо» был ярким квотербеком, игравшим за «Нью-Йорк Джетс» в шестидесятых и начале семидесятых. Он имел привычку ходить на бровке в роскошной шубе. В сезоне 1967 года он пасом набрал 4007 ярдов за 14 игр. А также он сдержал обещание победить фаворитов «Балтимор Кольтс» в Супербоуле-3. |
Эрл Лэмбо был первым квотербеком-тренером «Грин-Бэй Пэкерс». В тридцатые тренер Лэмбо (стадион «Грин-Бэй» назван в его честь) сделал выбор в пользу активной пасовой игры, когда большинство команд все еще мочалило друг друга выносом. Лэмбо открыл для футбола многих звездных игроков, таких как, например, Дон Хатсон. |
Джонни Юнайтас – член Зала славы, но он не всегда был звездой «Балтимор Кольтс». В 1955 году он играл в крохотной футбольной лиге и получил три доллара за игру. «Питтсбург Стилерс» выбрали его на драфте, но не поверили, что он был достаточно хорош для их команды и отчислили. Юнайтас, знаменитый своими черными высокими бутсами, стал первым квотербеком, набравшим за карьеру 40 тысяч пасовых ярдов. |
Глава 6
Выносная игра
Позиция бегущего, возможно, наиболее требовательна к физическим данным футболиста. Хороший раннинбек, от которого зависит успешность выступлений его команды, еженедельно принимает массу ударов. В каждой игре ему противостоят 11 разгневанных мужчин, у которых есть право физически вымещать свой гнев на нем. Для того, чтобы уложить хорошего бегущего, чаще всего одного защитника мало. Его бьют со всех сторон. Часто один игрок держит бегущего, а другие в него врезаются.
Одним из самых стойких игроков, с которым мне доводилось играть, был бегущий Маркус Аллен. Сколько бы его ни били, он всякий раз поднимался с газона и не выказывая никаких эмоций вставал в хадл и готовился к следующему розыгрышу. Не помню, сколько раз видел, как Маркус, которому только что голову не оторвали, сразу же был готов играть следующий розыгрыш. На голевой линии его и вовсе невозможно было остановить. Он установил на тот момент рекорд НФЛ, сделав 123 выносных тачдауна, хотя все на стадионе знали, что он будет выносить мяч.
В этой главе мы поговорим о том, из чего сделаны хорошие бегущие. Само собой, бегущему недостаточно просто хорошо бежать с мячом в руках. Он должен знать свои локальные задачи, знать защиту соперника и держать в поле зрения всех игроков на поле. В этой главе я расскажу об ассортименте выносных розыгрышей и приведу классификацию раннинбеков.
Общий обзор игры на выносе
Как вы уже могли догадаться, в футболе выносной называет игру, при которой берут мяч в руки и бегут вперед (а не бросают его по воздуху). Вынос – это фундамент футбола и самый простой способ продвинуть мяч вперед. Команда выносит мяч трижды и набирает 10 ярдов, и этого хватает для первой попытки и нового набора попыток. Что может быть проще? В детском футболе все команды играют вынос. Поди найди 11-летнего парня, который может бросать как Дэн Марино. К тому же, понять основы выносной игры проще, чем запоминать пасовые маршруты.
Большинство чемпионских команд превосходно выносили мяч. «Денвер Бронкос» в 1998 году выиграли Супербоул, потому что выносили лучше, чем «Грин-Бэй Пэкерс». «Пэкерс» просто не могли остановить выдающегося бегущего «Денвера» Террелла Дэвиса. Линия нападения «Бронкос» в том матче рвала и метала, успешно блокируя и организуя свободные коридоры, поскольку игроки считали, что соперники и журналисты не проявляют к ним должного уважения.
«Нью-Йорк Джайентс» выиграли свой второй Супербоул по итогам сезона-1990, одолев фаворитов «Баффало Биллс», поскольку они умели выносить и могли контролировать игровые часы. Они просто не давали мяч высококлассному нападению «Баффало». Такая тактика называется контролем мяча, это распространенный футбольный термин. Благодаря выносу можно сохранять владение мячом и сжигать время, если ты ведешь в счете, ведь если игрока с мячом захватили в пределах поля, то игровые часы не останавливаются. А вот если квотербек бросит неточный пас, вот тогда они останавливаются. Остановка часов выгодна защитникам, они получают возможность отдышаться и надежду забрать мяч. Поэтому когда команда успешно выносит мяч, то она физически изматывает соперника. А это одна из целей игры!
Конечно, в современной НФЛ пасу уделяет все больше внимания, но в 2016 году 12 раннинбеков набрали за сезон более тысячи ярдов на выносе, а лидером стал бегущий «Далласа» Иезекиль Эллиот с 1,631 ярдом. В среднем за игру Эллиот набирал более ста ярдов.
Основные участники выносной игры
Если знаешь главных участников выносной игры, то гораздо легче понять, что происходит во время выносных розыгрышей. В следующий раз, когда выстроится нападение, ищите глазами двух игроков, которые расположатся в тылу нападения (бекфилд – зона за квотербеком и линией схватки). Этих игроков называют бегущими. Тот, что поменьше отвечает за вынос мяча. Тот, что покрупнее, за его опеку.