Ворота и другое оборудование на поле
Ворота служат целью для кикера, чья задача — направить мяч между двумя вертикальными стойками. Ворота расположены позади зачетной зоны (плоскость ворот проходит по конечной линии — Прим. ред.). Когда игрок, владеющий мячом, достигает зачетной зоны, он зарабатывает тачдаун и набирает 6 очков. Голевая линия равняется 8 дюймам в ширину в НФЛ и 4 дюймам — на школьном и студенческом уровнях. Изначально ворота располагались прямо на голевой линии, но в 1974 году их передвинули на конечную линию зачетной зоны.
Трава лучше искусственного газона |
Мне никогда не нравилось играть на искусственном ковре. По-моему, их главная проблема заключается в том, что на таком покрытии у тебя в любой момент может застрять бутса, а это чревато травмами. На такой поверхности игра идет быстрее, но когда игроки резко меняют направление движения или пытаются двигаться чересчур быстро, они получают вывих колена или ступни из-за того, что бутсы как бы прилипают к поверхности. |
У меня никогда не получалось подобрать правильную обувь для искусственного газона. Я пытался играть даже в баскетбольных кроссовках. По-моему, я перепробовал с тысячу разных видов обуви. Я перепробовал все, но завершил карьеру, так и не удовлетворившись результатом. |
Игрокам также знакомо то, что я называю «газонными ожогами». Их получаешь, когда прыгаешь, чтобы сделать захват или когда владеешь мячом и стелешься по поверхности. У меня частенько слезала кожа с локтей и коленей. В некоторых командах пользуются тем, что в больницах дают при настоящих ожогах – так называемую «вторую кожу». Тонкий материал в виде желе можно разрезать и поместить на газонный ожог. Беда с этими ожогами в том, что они держатся две-три недели, а кожа постоянно слезает, даже если не играешь на таком покрытии, а просто тренируешься. |
Чтобы избежать подобных травм, многие игроки надевают эластичные нарукавники поверх локтей, и аналогичным образом закрывают предплечья и колени. Я пробовал с ними играть, но они постоянно слезают, едва начинаешь потеть. Терпеть не мог их постоянно натягивать перед каждым розыгрышем, это лишняя трата сил. |
Ворота в НФЛ установлены на одиночном основании. На некоторых школьных полях все еще можно встретить ворота в форме буквы Н. Опора, удерживающая всю конструкцию, обита смягчающим материалом, чтобы защитить игроков при возможном столкновении. Стойки ворот традиционно красят в желтый или белый цвет. К вершинам обеих стоек привязаны ленты, помогающие арбитрам определить, пересек ли мяч область ворот. Они также дают представление кикерам о силе и направлении ветра.
Ворота в НФЛ.
Ворота — не единственная функциональная вещь, которую можно увидеть на поле; также можно на бровке разглядеть 10-ярдовую цепь и счетчик попыток, дающие понять, где располагается мяч и прочую полезную информацию. Подробнее о цепи и цепочной бригаде мы поговорим в третьей главе.
Мяч забавной формы
Мяч — важный компонент футбольной игры, без него особо и не поиграешь. Но нельзя использовать любой старый мяч, есть строгие правила, которые определяют размер мяча, вес и даже маркировку.
В НФЛ можно играть лишь мячами фирмы Wilson, подписанными комиссионером лиги Роджером Гуделлом. Мяч может быть накачан воздухом в пределах 12,5 – 13,5 фунтов на квадратный дюйм. Его форма — удлиненный сфероид (если попроще, то продолговатый с заостренными концами). Мяч по старой традиции иногда называют «свиной шкурой» (pigskin), но это просто напоминание о том, как в стародавние времена подобные мячи набивались чем только можно было, словно свиные шкуры.
Чтобы мяч было проще бросать и хватать, в центре его расположены восемь белых шнурков. Квотербек располагает мизинец, безымянный и средний пальцы между этими шнурками.
В НФЛ домашняя команда предоставляет 36 мячей на игру на открытом воздухе или 24 мяча на игру в условиях крытого стадиона. Лига дополнительно предоставляет 12 мячей, предназначенных только для кикеров (эти мячи помещены в специальную коробку, которую открывает судейская бригада за два часа до начального удара, чтобы кикеры и пантеры не могли с ними что-нибудь нахимичить). Для матчей на открытом воздухе требуется больше мячей из-за вероятности плохих погодных условий. За два часа до начального удара рефери проверяет каждый мяч на предмет давления воздуха.
В главных ролях
Каждая футбольная команда на поле представлена 11 игроками: 11 в нападении и 11 в защите. Командам можно выставлять меньше 11 игроков на поле (только вот зачем такое делать?), но больше 11-ти на момент начала розыгрыша выставлять нельзя. На школьном уровне три или более талантливых игроков могут играть как в нападении, так и в защите. Лишь единицы способны так делать на уровне колледжей или в НФЛ.
Игроки, не попавшие в стартовый состав из 22 человек, считаются дублерами, а некоторые из них при этом обладают узкой специализацией. Например, в защите можно использовать разные схемы, включающие в себя никельбека (пятого ди-бека) или двух пас-рашеров (лайнбекеров или ди-эндов, которые используются только на пасовых розыгрышах для того, чтобы осуществлять давление на квотербека). Дополнительным игроком может быть лонг-снэппер, который вводит мяч в игру во время пантов, филд-голов или реализаций. Некоторые из дублеров числятся в команде потому, что они хорошо играют в спецкомандах и здорово проявляют себя в прикрытии во время пантов или начальных ударов.
В школах и колледжах состав команды на игру может быть любым, но в НФЛ основной состав на игру (то есть, тех, кто имеет право надеть форму) насчитывает 45 человек. Стандартный состав команды НФЛ на игру обычно насчитывает трех квотербеков, пантера, кикера, специалиста по возвратам, 8 линейных нападения, 4 раннинбека, 5 ресиверов, 2 тайт-энда, 7 линейных защиты, 7 лайнбекеров и 6 ди-беков.
В НФЛ еще есть правило, по которому переодеться на игру может один дополнительный игрок, но только если он квотербек и только если все остальные квотербеки покинули поле из-за травм. Когда этот дополнительный квотербек (он же 46-й игрок) выходит на поле, то все остальные квотербеки команды автоматически теряют право вернуться на поле, даже если они почувствовали себя лучше.
В чем соль футбольной формы
В юниорском футболе есть свои ограничения по весу и размерам, но по мере развития от школьного футбола к студенческому и профессиональному экипировка остается общим знаменателем. Если ты играешь и играешь хорошо, то в чьем-нибудь шкафчике тебя всегда будет ждать форма.
Не форма отделяет одного игрока от другого, а талант и страсть. Однако форма и защита — это неотъемлемая часть игры, и со стороны любого игрока будет безответственно выйти на поле без этих вещей. Только представьте, 60 лет назад мужчины носили шлемы без масок, а это означает множество разбитых носов и повышенную загруженность стоматологов во время футбольного сезона.
Зачем столько защиты? Ну, в НФЛ бегают парни весом в 70–160 кг и ростом в 165–205 см. Некоторые из этих парней способны пожать 250–килограммовую штангу, а другие — пробежать 40 ярдов (36.5 метров) за 4,2 секунды. Защита требуется из-за такого разнообразия разных физических параметров. Менее габаритные игроки должны быть уверены, что не будут сразу же погребены под огромными тушами.
Футбольная форма.
Джерси
Джерси — это игровая майка. Джерси, фактически — действующий паспорт игрока на поле, обозначающий его принадлежность к той или иной части команды. По размеру джерси должна полностью покрывать каркас.
Джерси всех команд НФЛ пронумерованы так, чтобы можно было отличить одного игрока от другого. Номера, вышитые с обеих сторон игровой майки, 8 дюймов в высоту и 4 в ширину. В НФЛ представители определенных игровых амплуа имеют номера в своих диапазонах:
· Квотербеки и кикеры носят номера с 1-го по 19-й.
· Раннинбеки и ди-беки — с 20-го по 49-й.
· Лайнбекеры — с 50-го по 59-й и с 90-го по 99-й (с 2016 года — 40–59 и 90–99 — Прим. ред.).
· Линейные нападения — с 50-го по 79-й.
· Линейные защиты — с 60-го по 79-й и с 90-го по 99-й.
· Ресиверы — с 10-го по 19-й и с 80-го по 89-й.
На спине джерси над номером указана фамилия игрока.
Команды можно отличать друг от друга по цвету и дизайну формы. Большинство команд продолжают использовать те же цвета, что и при создании команды. Например, джерси «Грин-Бэй» выполнены в зеленом цвете с золотыми полосками. «Рэйдерс» из Окленда всегда одеты в черное. Студенты университета Небраски носят ярко-красный цвет, а в университете Техаса предпочитают оранжевый. Выездная команда как в НФЛ, так и в колледжах обычно одевается в белый цвет.
Шлемы и маски
Шлем и маска предназначены для защиты лица и головы игрока от серьезных повреждений. Многие игроки также используют капу для защиты зубов и чтобы не прикусить язык.
Шлемы застегиваются на подбородках, чтобы не слетать с головы во время столкновений. Для защиты от сотрясений мозга в шлемах расположены специальные надувные прокладки. Чтобы протестировать надежность посадки шлема, игрок надевает его и трясет головой из стороны в сторону. Если шлем слишком давит на голову, то он просто выпускает немного воздуха из специально предназначенных карманов.
Ретро-формы |
Ретро-форма – это напоминание о форме, которую команда носила в прошлом. В 1994 году лига отпраздновала 75-летие и обязала команды периодически надевать на игры формы в ретро-дизайне. Благодаря ретро-формам игра становится более пышной и цветастой. Да и просто это отличный пример мерчандайзинга. Болельщики, обожающие надевать форму любимой команды, обязательно потратят пару лишних долларов и приобретут ретро-форму. |
Команды НФЛ могут сами решать, когда именно им примерять ретро-форму, а некоторые клубы играют в них постоянно просто потому, что никогда не меняли дизайн. Такие команды, как «Индианаполис Кольтс», «Нью-Орлеан Сэйнтс» или «Кливленд Браунс» носят более-менее ту же форму, что и в самом начале своего спортивного пути. |
Глава 3
Правила и обязанности
Футбол довольно сложная игра. На поле постоянно находятся двадцать два игрока плюс судейская бригада, не говоря уж о целых толпах на бровках. Но стоит вам выяснить, кто где должен находиться и что там делать, следить за футболом становится очень просто.
В этой главе мы пройдем все стадии игры, от вбрасывания монетки до начального удара, от перерыва до того момента, когда начинает петь толстая тетенька. Мы также разберем, как работает таймер, как набирать очки, чем занимаются судьи, в чем измеряются нарушения и так далее.
Когда игровое время идет, а когда стоит
Чтобы подавать блюдо маленькими съедобными порциями, футбольный матч разделили на четверти. В студенческом и профессиональном футболе четверть длится 15 минут, а школьные команды играют 12-минутные четверти. После второй четверти наступает перерыв, который в НФЛ длится 12 минут, в студенческом футболе 15 минут и от 15 до 20 минут у школьников. За перерыв игроки успевают отдохнуть, оркестры и чирлидеры – выступить, а болельщики – съесть хот-дог. Иногда во время перерыва устраивают торжественную церемонию в честь тренеров, игроков и прочих исторически важных личностей.
Игровые часы, которыми заправляет хронометрист в пресс-ложе, не идут с одинаковой скоростью на протяжении четверти. Иначе, когда бы вам успевали показать все эти рекламные ролики? Время останавливается в следующих случаях:
· Любая из команд взяла тайм-аут. Командам разрешено брать по три тайм-аута за половину игры.
· В конце четверти. Остановка времени позволяет командам поменяться зачетными зонами и воротами. Это происходит после первой и третьей четверти.
· Квотербек бросил непринятый пас.
· Владеющий мячом игрок вышел за пределы поля.
· Игрок получает травму на поле.
· Судья выбрасывает флажок, сигнализирующий о нарушении правил.
· Судейской бригаде надо удостовериться, что нападение набрало необходимые ярды до набора первой попытки. Или же им требуется время, чтобы установить мяч на нужную отметку.
· Какая-либо из команд заносит тачдаун, забивает филд-гол или зарабатывает сейфти.
· Происходит смена владения мячом в результате начального удара, панта, потери владения или если команда не сумела набрать 10 ярдов за четыре попытки.
· Нападение заработало первую попытку (только в студенческом и школьном футболе).
· До конца половины или овертайма остается две минуты (только в НФЛ).
· Тренер запросил видеоповтор эпизода, и судьи заняты просмотром видео (только в НФЛ и студенческом футболе).
· Требуется замена мокрого мяча на сухой.
В отличие от баскетбола, где действует правило 24 секунд, за которые команда обязана совершить бросок по кольцу, в футболе нападение может владеть мячом сколько угодно, покуда оно набирает первые попытки. В то же время, у команды есть всего 40 секунд с момента окончания предыдущего розыгрыша или же 25 секунд после возобновления игры судьей на то, чтобы правильно выстроиться. Если нападение не успеет ввести мяч в игру за этот временной промежуток, то оно получит штраф в 5 ярдов и вынуждено будет повторить попытку.
Embed from Getty Images
За исключением последних двух минут первой половины и пяти последних минут второй половины матча НФЛ, судьи запускают игровые часы после возврата начального удара, после выхода игрока за пределы поля во время розыгрыша и после отказа от нарушения.
Овертайм и внезапная смерть |
Если по окончании основного времени матча счет равный, то начинается овертайм. Чтобы определить, кто будет первым владеть мячом в овертайме, капитаны команд участвуют в жеребьевке. Команда, которая выиграет вбрасывание монетки, первой получает право набрать очки. |
Формат овертайма в НФЛ иногда называют «внезапной смертью», поскольку в регулярном сезоне игра заканчивается как только любая из команд первой наберет очки. Такой формат определения победителя часто критиковали, потому что слишком многое зависит от того, кто выиграет жеребьевку. Проиграв в «орел или решка», ты можешь даже не получить шанса сыграть в нападении. Критики утверждали, что обе команды должны иметь возможность набрать очки в овертайме. Чтобы утихомирить критиков, НФЛ в 2010 году представила новые правила овертайма для игр плей-офф. Теперь, если команда на первом владении ограничивается филд-голом, то у соперника есть одно владение, чтобы сравнять счет или занести тачдаун и тем самым выиграть матч. Если счет остается равным, то дальше действует правило внезапной смерти. Недавно это правило было распространено и на игры регулярного сезона. |
По правилам студенческого футбола каждая команда по очереди получает мяч и начинает владение с 25-ярдовой отметки. Если команда, выигравшая жеребьевку, набирает очки, то у оппонента все равно есть возможность сравнять счет. Если по истечении двух овертаймов счет равный, то команды поочередно играют двухочковые реализации до тех пор, пока кто-то не ошибется. |
Жеребьевка и начальный удар
Каждая футбольная игра начинается с жеребьевки. Капитаны команд выходят на центр поля к рефери, который держит в руке монетку. В НФЛ в жеребьевке участвуют три капитана, в студенческом футболе их может быть и четыре. Однако только один из капитанов гостевой команды назначает «орел» или «решку», и сделать это нужно до того, как рефери подбросит монетку в воздух. Если игрок угадал выпавшую сторону, то он может выбрать из трех опций:
· Какая команда примет начальный удар: Обычно команды предпочитают начать игру в нападении и получить шанс набрать очки как можно скорее, так что выигрывший жеребьевку коллектив обычно выбирает прием начального удара. Таким образом, они становятся принимающей командой. Рефери совершает движение ногой, напоминающее удар по мячу, и указывает на капитанов другой команды – те становятся пробивающей командой.
· Какую голевую линию защищать: Вместо того, чтобы принимать начальный удар, капитан может выбрать пробитие начального удара и голевую линию, которую нужно защищать. Капитаны используют этот вариант, когда считают, что погодные условия могут повлиять на игру. Например, игрок может руководствоваться тем, чтобы во второй и четвертой четверти ветер дул в сторону их соперника.
· Отложить решение на вторую половину игры: Команда, выигравшая жеребьевку, может отложить вопрос, пробивать или принимать начальный удар, на вторую половину игры.
Команда, заработавшая право принять мяч, получает его после начального удара. Чтобы выполнить начальный удар, кикер пробивающей команды устанавливает мяч на 35-ярдовой линии (40-ярдовой в школьном футболе). Затем кикер разбегается и бьет по мячу в сторону команды соперника. На картинке можно рассмотреть, как обычно выстраиваются команды при пробитии начального удара.
Как располагаются команды при начальном ударе. Ball – мяч. Kicking team – пробивающая команда. Blocking wedge – группа блокирующих. Kick returners – игроки на возврате.
На противоположном от кикера конце поля выстраивается один или несколько игроков, действующих на возврате мяча. Задача возвращающего – принять мяч и занести тачдаун, или же продвинуть его как можно дальше от своей зачетной зоны в сторону зачетной зоны соперника. После того, как возврат совершен, команда получает первый набор попыток.
Формула зрелищности = попытки + ярды
Игра была бы скучной, если бы нам приходилось смотреть, как команда проводит розыгрыши один за другим, но никуда не двигается. Чтобы такого не было, отцы футбола ввели систему попыток. У нападения есть четыре попытки (грубо говоря, четыре розыгрыша) для того, чтобы набрать 10 ярдов. Если команда в нападении набирает 10 ярдов за четыре или меньше попыток, то она получает новый набор попыток. Если после трех попыток команда в нападении все еще не набрала 10 ярдов, то она может либо пробить пант на четвертой попытке (отказаться от атаки, выбив мяч поближе к зачетной зоне соперника), либо, если ей осталось набрать меньше ярда, попытаться сыграть еще один розыгрыш на свой страх и риск.
Комментаторы на телевидении иногда говорят фразу «три-и-аут» (three and out). Это означает, что команде не удалось набрать 10 ярдов и она вынуждена была пробить пант. Лучше бы команде не слышать в свой адрес фразу «три-и-аут» слишком часто. Вместо этого надо набирать первые попытки, продвигая мяч на 10 ярдов за четыре попытки. Чем больше первых попыток набирает команда, тем больше у нее шансов набрать очки.
В футболе существует свой язык для того, чтобы отметить, как нападение продвигается к набору первой попытки. Первую попытку также еще называют «первая-и-десять» (first and 10), потому что нападению нужно пройти 10 ярдов, чтобы набрать новую первую попытку. Если нападение на первой попытке сумело набрать 3 ярда, то ситуация на поле будет «вторая-и-семь»: вы готовы провести вторую попытку и вам осталось пройти 7 ярдов, чтобы получить первую попытку. Если не происходит ничего экстраординарного, то цифры остаются в пределах десяти, так что считать несложно.
Зритель не должен самостоятельно запоминать, какая сейчас по счету попытка и сколько ярдов должно пройти нападение. Есть специальные люди и указатели, которые помогают с этой информацией. На противоположной от пресс-ложи бровке находится группа из трех человек, которую называют цепочной бригадой. Вот в чем суть:
· Два человека держат в руках металлические измерители, которые соединены цепочкой в 10 ярдов длиной. Один измеритель обозначает, где начался розыгрыш, а второй – куда команда должна дойти, чтобы заработать первую попытку.
· Третий человек держит маркер, обозначающий, где сейчас находится мяч и какая по счету попытка. На вершине маркера возникает цифра 1, 2, 3 или 4 в зависимости от того, какая в данный момент будет играться попытка.
· На каждом стадионе НФЛ есть еще специальный человек, который отмечает, где начался текущий драйв (то есть, где команда получила владение мячом). В большинстве студенческих и школьных матчей таких маркеров нет.
Когда судьям необходимо замерить, набрала ли команда необходимые ярды для достижения первой попытки, цепочная бригада приходит на помощь. Людей для цепочной бригады обеспечивает домашняя команда равно, как и болл-боев, в чьи обязанности входит всегда держать под рукой свежие и чистые футбольные мячи.
Благодаря чудесам технического прогресса следить по телевизору за тем, сколько команде осталось пройти ярдов, вообще не составляет никакого труда. Во время трансляции вы увидите электронную линию, которая обозначает, сколько команде не хватает до набора первой попытки.
Набор очков
Команды могут набирать очки разными способами, а цель игры – набрать больше очков, чем соперник. Давайте перечислим все возможные способы набрать очки.
Тачдауны
Тачдаун приносит шесть очков и является конечной целью любого нападения. Команда зарабатывает тачдаун и громогласный рев болельщиков, когда игрок нападения, владеющий мячом, или же игрок защиты, отобравший мяч у соперника путем перехвата или подбора фамбла, пересекает голевую линию соперника с мячом в руках. (Это даже необязательно делать по земле, если мяч в руках пересекает голевую линию по воздуху, то это тоже тачдаун).
Команда также может заработать тачдаун, когда любой игрок в пределах зачетной зоны ловит или же подбирает свободный мяч. Такое может произойти во время начального удара, панта или фамбла (когда игрок роняет мяч).