Контроль состояния спортсмена
Контроль осуществляется по следующим разделам:
— состояние здоровья:
— функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки:
— контроль уровня развития физических качеств;
— степень переносимости больших тренировочных и соревновательных нагрузок.
Решение этих задач осуществляется углубленным медицинским обследованием (УМО) не менее двух раз в годичном цикле и батареей тестов по физической подготовке (см. 5.3.1).
Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, функциональных возможностях, индивидуальных особенностях каждого волейболиста'.
В процессе медико-биологического контроля измеряется артериальное давление, регистрируется электрокардиограмма, проводится анализ крови с исследованием гемоглобина, лактата, креатинфосфокиназы, неорганического фосфора, параметров кислотно-щелочного равновесия. Определяется время простой и сложной реакции, проводится ортостатическая проба, определяются скорость переработки информации, скорость переключения внимания и другие показатели.
Такое обследование проводится спортивными врачами, специалистами функциональной диагностики.
Тестирование физической подготовленности проводится на всех этапах годичного цикла с выявлением уровня развития физических качеств исходя, из задач физической подготовки для каждого этапа.
В соревновательном периоде необходимо получение экспресс-информации о функциональном состоянии организма волейболистовеженедельно с помощью простых функциональных тестов (проб) как то:
Гарвардского степ-теста, функциональной пробы по Квергу, степ-теста по Бургеру (см. 5.3.1).
В психологическом контроле регистрируются (выявляется) социально-психологический климат в команде, личностные характеристики спортсменов с помощью опросников Кетгела, Спилберга, Айзенка и других методик, мотивация спортивных достижений, психологическая совместимость. Этот вид контроля должны проводить спортивные психологи.
Самоконтроль волейболиста
Самоконтроль играет важную роль в процессе подготовки волейболиста. Систематическое наблюдение собственного самочувствия стимулирует интерес к тренировочному процессу, к повышению спортивного мастерства.
С первых дней начала тренировочных занятий и на протяжении всего тренировочно-соревновательного цикла волейболист должен вести дневник самоконтроля. Динамика показателей самоконтроля наглядно показывает изменения в состоянии работоспособности и степени восстановления, что немаловажно для корректирования текущего планирования. Все показатели самоконтроля необходимо перенести на график.
' Иорданская Ф.А. Оценка специальной работоспособности спортсменов разных видов спорта. М., 1993, с. 40.
Данные самоконтроля оцениваются по пятибалльной системе, кроме показателей пульса при функциональных пробах и частоты сердечных сокращений в состоянии покоя.
В дневнике фиксируются:
1. Самочувствие, настроение (перед и после тренировки).
2. Засыпание и сон (длительность и качество сна).
3. Аппетит.
4. Вес (перед началом и после тренировки).
5. Частота пульса лежа в постели сразу же после сна в пересчете на 1 мин.
6. Показатели простейших функциональных проб (утром). Например:
Индекс Рюффье — измерить пульс в положении сидя в течение 1 мин после 5-минутного покоя (Р1); 30 приседаний за 30 с; измерить пульс стоя (P2) в течение 1 мин; отдых 1 мин и измерить пульс (Р3) сидя. Расчет по фрмуле:
(Р1+ Р2+ Р3) - 200
И = ------------------------------
Классификация:
О—и меньше — отличный показатель
0—5 — хороший показатель
6—10 — посредственный показатель
11—15 — слабый показатель свыше
15 — неудовлетворительный.
Тест Корабова — 15-секундный бег максимальной быстроты с интенсивной работой рук (повторить через 3 мин).
Оценка: частота пульса после второй нагрузки должна быть аналогичной результату первого измерения (частота пульса определяется во время перерыва и после второй нагрузки). В противном случае тренированность недостаточная, ибо спортсмену не хватает перерыва для восстановления.
Одну из проб проводитьрегулярно и всегда в одних и тех же условиях.
Частота пульса — интегральный показатель функционального состояния организма. В состоянии утомления, недовосстановления, возбуждения, перетренировки, во время болезни частота пульса в утреннем измерении всегда выше нормы. В таком случае необходимо обратиться к врачу.
Важно записывать в дневник самоконтроля и результаты контрольных испытаний, которые показывают динамику развития отдельных физических качеств.
Тренер обязан просматривать дневник самоконтроля ежедневно и на основании анализа данных вносить изменения в содержание процесса тренировки.
Учет результатов контроля
Получать своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организованный учет. Учету подвергаются весь процесс подготовки, выполнение планов тренировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля.
Текущий учет предполагает регистрацию посещаемости, отношения спортсменов к тренировкам и соревнованиям; объем, интенсивность тренировочных нагрузок; качество усвоения пройденного материала;
результатов соревнований, основных данных врачебного контроля. Данные текущего учета тренер ежедневно заносит в журнал.
Этапный учет проводится для подведения итогов тренировочной работы за этап (месяц) или период подготовки. Он ведется по соответствующим разделам рабочих планов и дополняется данными педагогического контроля. Исходными данными для этапного учета являются данные текущего учета.
Итоговый учет подводит итоги тренировочной работы и соревновательной деятельности за год или несколько лет. По результатам итогового учета составляется план работы на следующий период. Исходными для этого учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запланированными данными годового и перспективного плана.
Документы учета: журнал, дневник тренера и дневник спортсмена.
Журнал предназначен для ведения текущего учета. По обобщению записей в журнале можно сделать ценные выводы для совершенствования методики тренировки волейболистов.
Дневник тренера — документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной работы. Основные разделы дневника тренера:
— списочный состав команды и краткая характеристика каждого игрока;
— анализ рабочих планов подготовки, замечания и выводы;
— анализ пройденного материала, замечания и выводы;
— анализ результатов контрольных заданий;
— анализ результатов участия в соревнованиях;
— корректирование выполнения рабочих планов.
Ведение спортсменом дневника позволяет ответственнее относиться к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неудачи. Дневник спортсмена содержит следующие разделы:
— личные данные;
— характеристики физической, технической, психологической и т.д. подготовленности;
— перспективный план подготовки;
— годовые задания по видам подготовки;
— контрольные задания по видам подготовки;
— контрольные задания и результаты их выполнения;
— результаты участия в соревнованиях;
— записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий, и запись данных самоконтроля;
— данные врачебного и психологического контроля.
—
6.3.4. Научно-методическое обеспечение подготовки
Научно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных волейболистов осуществляют комплексные научные группы (КНГ). В состав группы включаются:
— педагоги-тренеры, работники кафедр физвоспитания, члены Федерации волейбола, студенты физкультурных вузов (специализации волейбол);
— работники спортивной медицины: врачи, психологи, физиологи, биохимики, лаборанты, сотрудники врачебно-физкультурных диспансеров и др.
— инженеры-электронщики, программисты, механики и др.
Состав групп формируется в зависимости от конкретных задач, поставленных руководством команды, и утверждается руководством организации, которой принадлежит данная клубная команда. Руководитель КНГ является ближайшим помощником главного тренера и несет с ним полную ответственность за подготовку спортсменов.
Члены КНГ участвуют в разработке планов подготовки команды, обсуждении состава команды, обсуждении итогов тренировочной и соревновательной деятельности, анализируют состояние здоровья, функционального состояния спортсменов; осуществляют все мероприятия по педагогическому обеспечению подготовки команды (наблюдения на тренировочном процессе, обследования соревовательной деятельности, осуществление спортивной разведки, модернизация прежних и разработка новых методик совершенствования мастерства волейболистов и др.); осуществляют все мероприятия по медико-биологическому обеспечению подготовки команды.
Инженеры осуществляют работу по техническому обеспечению деятельности КНГ, разрабатывают и совершенствуют тренажеры, аппаратуру, оборудование для тренировок команды.
Основной работой КНГ является следующая:
— углубленные комплексные обследования (УКО), которые позволяют определить уровень состояния здоровья, общего функционального состояния и специфических, характерных для волейбола, психофизиологических качеств (простая и сложная реакция, скорость переработки информации и др.);
— этапные комплексные обследования (ЭКО), которые позволяют определить уровень специальной физической, общей и специальной
функциональной готовности спортсменов, выполнение модельных заданий по ОФП, на основании которых разрабатываются рекомендаций по коррекции плана на следующий мезоцикл подготовки;
— текущие обследования (ТО), которые решают задачи оперативного управления нагрузкой в ходе тренировочного занятия; решают задачи сбора информации для характеристик тренировочного задания, упражнений, комбинаций, уровня технико-тактического мастерства и пр.;
— текущие обследования медико-биологической направленности, решающие задачи контроля за уровнем функционального состояния спортсменов в отдельных микроциклах, определяющие направленность тренирующего воздействия конкретных упражнений или тренировочных занятий, ход восстановления и пр.;
— обследование соревновательной деятельности, позволяющее контролировать уровень тренированности по всем аспектам подготовки на отдельных мезоциклах, вести учет деятельности волейболистов по всем компонентам волейбола, собирать информацию по выполнению модельных характеристик, осуществлять спортивную разведку и пр.
На основании полученной информации принимаются управленческие решения по ходу подготовки, к моменту основных соревнований годичного цикла дается заключение о степени готовности команды и каждого игрока к демонстрации спортивных достижений.
6.4. Особенности подготовки сборных команд
Под сборной командой понимается временное объединение (по различным признакам) игроков, входящих в различные клубные команды.
Отличительная особенность сборной команды заключается в том, что сборная команда не является постоянно действующим формированием, а игроки, включенные в ее состав, периодически собираются на сборы для совместной подготовки и участия в соревнованиях. Эта особенность накладывает свой отпечаток как на организацию, так и на содержание подготовки сборных команд.
Высшим формированием является национальная, так называемая олимпийская (мужская и женская), сборная команда России.
Ей соподчинены сборные молодежные и юношеские команды России, которые образуют своеобразный институт сборных команд для подготовки квалифицированного резерва национальной сборной страны.
Принципы комплектования сборных команд
При комплектовании сборных команд пользуются следующими принципами:
— отбор сильнейших игроков;
— преимущественный отбор игроков из состава базовой команды;
— подбор лучших исполнителей для осуществления игровой модели.
Принцип отбора сильнейших игроков имеет то преимущество, что в сборную команду привлекаются сильнейшие игроки клубов. На первый взгляд — это наиболее оптимальный принцип. Но, как показывает практика, у этого принципа имеются определенные недостатки. В коллективе, состоящем из лидеров, возникают определенные трудности в организации коллективной игры и сыгранности команды.
Принцип преимущественного отбора игроков из состава базовой команды (сильнейшая клубная команда) применяется в тех случаях, когда имеется команда, явно превосходящая по силам другие клубные команды.
В этом случае из базовой команды, кроме основных претендентов в сборную команду включаются ряд игроков, уступающих по классу игры претендентам из других команд, с добавлением игроков из других команд на те функции, на которые в базовой команде имеются вакантные места. Основным преимуществом этого принципа комплектования является сыгранность основного ядра команды.
Но такое комплектование сборной команды зачастую приводит к искусственному укреплению базовой команды посредством перевода в ее состав сильнейших игроков из других команд. Такое искусственное укрепление за счет ослабления других команд, как правило, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии волейбола в определенном районе и на подготовке квалифицированных волейболистов в целом в районе, регионе и т.д. Полноценная подготовка квалифицированных резервов и поступательный процесс развития игры возможны только в условиях напряженной соревновательной борьбы.
Принцип подбора лучших исполнителей для осуществления игровой модели сборной команды является наиболее прогрессивным. Тренер разрабатывает модель, т.е. прообраз игры сборной команды (как эталон) для достижения поставленной цели, а затем проводит целенаправленный отбор игроков под модель и проводит подготовку в строгом соответствии с запросами модели.
Главное преимущество этого принципа: заранее определяется стратегия и тактика игры команды и ведется планомерная подготовка для их осуществления. Для применения этого принципа комплектования необходимы два условия: наличие достаточного количества квалифицированных игроков и времени для ее подготовки.
Первые два принципа комплектования команды рассчитаны на фактические возможности сегодняшнего дня, а третий принцип — на перспективу.
Весь процесс отбора кандидатов и окончательное формирование команды осуществляются в такой последовательности:
— заблаговременно назначается тренер сборной команды,
— тренер сборной команды, совместно с тренерами клубных ко-
манд, просматривает в ходе соревнований клубных команд игроков и определяет кандидатов в сборную команду;
— отобранные кандидаты рассматриваются на тренерском совете и утверждаются соответствующей федерацией волейбола;
— отобранные кандидаты периодически приглашаются на сбор, в ходе которого в контрольных и официальных играх и на тренировочных занятиях проверяется их мастерство, после чего определяются состав и его ближайший, резерв.
Содержание подготовки сборных команд
Подготовка сборных команд строится по четырехлетним, олимпийским циклам в соответствии с целевой комплексной программой.
План подготовки сборных команд по годам цикла предусматривает преемственность задач подготовки каждого цикла.
В первый год решаются задачи комплектования команды и проверки кандидатов по модельным характеристикам основных параметров тренировочной и соревновательной деятельности, установленных на конец четырехлетнего цикла.
Во второй год подготовки на основе контроля модели команды планируются корректирование состава команды и возможное ее доукомплектование из числа кандидатов на место выбывших по различным причинам. В физической подготовке планируется рост показателей условно на 4-6% от исходного уровня. В технической подготовке также планируется рост эффективности выполнения технических приемов в игровых условиях до 10% от исходного уровня.
Второй год подготовки можно определить как период завершения создания команды.
Третий год подготовки можно считать периодом стабилизации достигнутого уровня показателей, состава, игры команды в защите и нападении с запасом соревновательной прочности против разных соперников.
На четвертом году окончательно устанавливается и утверждается состав сборной команды. Подготовка игроков и команды направлена на стабилизацию всех технико-тактических показателей. Команда готовится применять все варианты состава и тактических замен игроков и проверяется в различных условиях игровой деятельности и психологической напряженности во встречах с разными по классу и стилю игры противниками. Достижение максимального уровня спортивной формы планируется на втором, третьем и четвертом годах подготовки дважды в год.
В целом четвертый год определяют как период завершения подготовки сборной команды.
Тактическая и соревновательная подготовка в сборной команде составляет до 60% от всего времени подготовки. Игровая нагрузка предполагает участие игроков сборной команды в следующих соревнованиях:
— контрольных встречах в период подготовки игрока в составе клубной команды;
— календарных играх игрока сборной команды в составе клубной команды в различных соревнованиях;
— контрольных играх в составе сборной команды при подготовке к соревнованиям;
— календарных играх сборной команды (например: чемпионат Европы, кубок мира и др.).
Контрольные игры могут организовываться и проводиться как внутренние (встречи сборной команды с различными клубами и сборными командами) и как международные (встречи с клубными и национальными сборными командами других стран).
Работа сборной команды осуществляется централизованно, когда все кандидаты собираются вместе, и в клубах, когда кандидаты тренируются по индивидуальным планам сборной команды.
При наличии сильных клубных команд централизованная подготовка занимает 30-40% времени. Если клубные команды различны по уровню подготовленности игроков, то на централизованную подготовку отводится 50-60% времени в году.
Определяющими показателями работы сборной команды служат:
спортивный результат в основных соревнованиях (олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, Мировой лиги, Гран-при, кубках мира).
Глава 7.