Контроль состояния спортсмена

Контроль осуществляется по следующим разделам:

— состояние здоровья:

— функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки:

— контроль уровня развития физических качеств;

— степень переносимости больших тренировочных и соревнователь­ных нагрузок.

Решение этих задач осуществляется углубленным медицинским об­следованием (УМО) не менее двух раз в годичном цикле и батареей тестов по физической подготовке (см. 5.3.1).

Медико-биологический контроль служит для получения информа­ции о состоянии здоровья, функциональных возможностях, индиви­дуальных особенностях каждого волейболиста'.

В процессе медико-биологического контроля измеряется артериаль­ное давление, регистрируется электрокардиограмма, проводится ана­лиз крови с исследованием гемоглобина, лактата, креатинфосфокиназы, неорганического фосфора, параметров кислотно-щелочного равно­весия. Определяется время простой и сложной реакции, проводится ортостатическая проба, определяются скорость переработки информа­ции, скорость переключения внимания и другие показатели.

Такое обследование проводится спортивными врачами, специалис­тами функциональной диагностики.

Тестирование физической подготовленности проводится на всех эта­пах годичного цикла с выявлением уровня развития физических ка­честв исходя, из задач физической подготовки для каждого этапа.

В соревновательном периоде необходимо получение экспресс-ин­формации о функциональном состоянии организма волейболистовеже­недельно с помощью простых функциональных тестов (проб) как то:

Гарвардского степ-теста, функциональной пробы по Квергу, степ-теста по Бургеру (см. 5.3.1).

В психологическом контроле регистрируются (выявляется) социаль­но-психологический климат в команде, личностные характеристики спортсменов с помощью опросников Кетгела, Спилберга, Айзенка и других методик, мотивация спортивных достижений, психологическая совместимость. Этот вид контроля должны проводить спортивные пси­хологи.

Самоконтроль волейболиста

Самоконтроль играет важную роль в процессе подготовки волейбо­листа. Систематическое наблюдение собственного самочувствия стиму­лирует интерес к тренировочному процессу, к повышению спортивно­го мастерства.

С первых дней начала тренировочных занятий и на протяжении всего тренировочно-соревновательного цикла волейболист должен вести днев­ник самоконтроля. Динамика показателей самоконтроля наглядно пока­зывает изменения в состоянии работоспособности и степени восстанов­ления, что немаловажно для корректирования текущего планирования. Все показатели самоконтроля необходимо перенести на график.

' Иорданская Ф.А. Оценка специальной работоспособности спортсменов раз­ных видов спорта. М., 1993, с. 40.

Данные самоконтроля оцениваются по пятибалльной системе, кро­ме показателей пульса при функциональных пробах и частоты сердеч­ных сокращений в состоянии покоя.

В дневнике фиксируются:

1. Самочувствие, настроение (перед и после тренировки).

2. Засыпание и сон (длительность и качество сна).

3. Аппетит.

4. Вес (перед началом и после тренировки).

5. Частота пульса лежа в постели сразу же после сна в пересчете на 1 мин.

6. Показатели простейших функциональных проб (утром). Например:

Индекс Рюффье — измерить пульс в положении сидя в течение 1 мин после 5-минутного покоя (Р1); 30 приседаний за 30 с; измерить пульс стоя (P2) в течение 1 мин; отдых 1 мин и измерить пульс (Р3) сидя. Расчет по фрмуле:

(Р1+ Р2+ Р3) - 200

И = ------------------------------

Классификация:

О—и меньше — отличный показатель

0—5 — хороший показатель

6—10 — посредственный показатель

11—15 — слабый показатель свыше

15 — неудовлетворительный.

Тест Корабова — 15-секундный бег максимальной быстроты с ин­тенсивной работой рук (повторить через 3 мин).

Оценка: частота пульса после второй нагрузки должна быть анало­гичной результату первого измерения (частота пульса определяется во время перерыва и после второй нагрузки). В противном случае трениро­ванность недостаточная, ибо спортсмену не хватает перерыва для вос­становления.

Одну из проб проводитьрегулярно и всегда в одних и тех же усло­виях.

Частота пульса — интегральный показатель функционального со­стояния организма. В состоянии утомления, недовосстановления, воз­буждения, перетренировки, во время болезни частота пульса в утрен­нем измерении всегда выше нормы. В таком случае необходимо обра­титься к врачу.

Важно записывать в дневник самоконтроля и результаты конт­рольных испытаний, которые показывают динамику развития отдель­ных физических качеств.

Тренер обязан просматривать дневник самоконтроля ежедневно и на основании анализа данных вносить изменения в содержание про­цесса тренировки.

Учет результатов контроля

Получать своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организованный учет. Учету подвергаются весь процесс подготовки, выполнение планов тре­нировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля.

Текущий учет предполагает регистрацию посещаемости, отношения спортсменов к тренировкам и соревнованиям; объем, интенсивность тренировочных нагрузок; качество усвоения пройденного материала;

результатов соревнований, основных данных врачебного контроля. Дан­ные текущего учета тренер ежедневно заносит в журнал.

Этапный учет проводится для подведения итогов тренировочной ра­боты за этап (месяц) или период подготовки. Он ведется по соответ­ствующим разделам рабочих планов и дополняется данными педагоги­ческого контроля. Исходными данными для этапного учета являются данные текущего учета.

Итоговый учет подводит итоги тренировочной работы и соревнова­тельной деятельности за год или несколько лет. По результатам итого­вого учета составляется план работы на следующий период. Исходными для этого учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запла­нированными данными годового и перспективного плана.

Документы учета: журнал, дневник тренера и дневник спортсмена.

Журнал предназначен для ведения текущего учета. По обобщению записей в журнале можно сделать ценные выводы для совершенствова­ния методики тренировки волейболистов.

Дневник тренера — документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной работы. Основные разделы дневника тренера:

— списочный состав команды и краткая характеристика каждого игрока;

— анализ рабочих планов подготовки, замечания и выводы;

— анализ пройденного материала, замечания и выводы;

— анализ результатов контрольных заданий;

— анализ результатов участия в соревнованиях;

— корректирование выполнения рабочих планов.

Ведение спортсменом дневника позволяет ответственнее относить­ся к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неуда­чи. Дневник спортсмена содержит следующие разделы:

— личные данные;

— характеристики физической, технической, психологической и т.д. подготовленности;

— перспективный план подготовки;

— годовые задания по видам подготовки;

— контрольные задания по видам подготовки;

— контрольные задания и результаты их выполнения;

— результаты участия в соревнованиях;

— записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий, и запись данных самоконтроля;

— данные врачебного и психологического контроля.

6.3.4. Научно-методическое обеспечение подготовки

Научно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных волейболистов осуществляют комплексные научные группы (КНГ). В состав группы включаются:

— педагоги-тренеры, работники кафедр физвоспитания, члены Фе­дерации волейбола, студенты физкультурных вузов (специализации во­лейбол);

— работники спортивной медицины: врачи, психологи, физиологи, биохимики, лаборанты, сотрудники врачебно-физкультурных диспан­серов и др.

— инженеры-электронщики, программисты, механики и др.

Состав групп формируется в зависимости от конкретных задач, по­ставленных руководством команды, и утверждается руководством орга­низации, которой принадлежит данная клубная команда. Руководитель КНГ является ближайшим помощником главного тренера и несет с ним полную ответственность за подготовку спортсменов.

Члены КНГ участвуют в разработке планов подготовки команды, обсуждении состава команды, обсуждении итогов тренировочной и со­ревновательной деятельности, анализируют состояние здоровья, фун­кционального состояния спортсменов; осуществляют все мероприятия по педагогическому обеспечению подготовки команды (наблюдения на тренировочном процессе, обследования соревовательной деятельности, осуществление спортивной разведки, модернизация прежних и разра­ботка новых методик совершенствования мастерства волейболистов и др.); осуществляют все мероприятия по медико-биологическому обес­печению подготовки команды.

Инженеры осуществляют работу по техническому обеспечению дея­тельности КНГ, разрабатывают и совершенствуют тренажеры, аппара­туру, оборудование для тренировок команды.

Основной работой КНГ является следующая:

— углубленные комплексные обследования (УКО), которые позво­ляют определить уровень состояния здоровья, общего функционально­го состояния и специфических, характерных для волейбола, психофи­зиологических качеств (простая и сложная реакция, скорость перера­ботки информации и др.);

— этапные комплексные обследования (ЭКО), которые позволяют определить уровень специальной физической, общей и специальной

функциональной готовности спортсменов, выполнение модельных за­даний по ОФП, на основании которых разрабатываются рекомендаций по коррекции плана на следующий мезоцикл подготовки;

— текущие обследования (ТО), которые решают задачи оператив­ного управления нагрузкой в ходе тренировочного занятия; решают задачи сбора информации для характеристик тренировочного задания, упражнений, комбинаций, уровня технико-тактического мастерства и пр.;

— текущие обследования медико-биологической направленности, решающие задачи контроля за уровнем функционального состояния спортсменов в отдельных микроциклах, определяющие направленность тренирующего воздействия конкретных упражнений или тренировоч­ных занятий, ход восстановления и пр.;

— обследование соревновательной деятельности, позволяющее кон­тролировать уровень тренированности по всем аспектам подготовки на отдельных мезоциклах, вести учет деятельности волейболистов по всем компонентам волейбола, собирать информацию по выполнению мо­дельных характеристик, осуществлять спортивную разведку и пр.

На основании полученной информации принимаются управленчес­кие решения по ходу подготовки, к моменту основных соревнований годичного цикла дается заключение о степени готовности команды и каждого игрока к демонстрации спортивных достижений.

6.4. Особенности подготовки сборных команд

Под сборной командой понимается временное объединение (по раз­личным признакам) игроков, входящих в различные клубные команды.

Отличительная особенность сборной команды заключается в том, что сборная команда не является постоянно действующим формирова­нием, а игроки, включенные в ее состав, периодически собираются на сборы для совместной подготовки и участия в соревнованиях. Эта осо­бенность накладывает свой отпечаток как на организацию, так и на содержание подготовки сборных команд.

Высшим формированием является национальная, так называемая олимпийская (мужская и женская), сборная команда России.

Ей соподчинены сборные молодежные и юношеские команды Рос­сии, которые образуют своеобразный институт сборных команд для под­готовки квалифицированного резерва национальной сборной страны.

Принципы комплектования сборных команд

При комплектовании сборных команд пользуются следующими прин­ципами:

— отбор сильнейших игроков;

— преимущественный отбор игроков из состава базовой команды;

— подбор лучших исполнителей для осуществления игровой модели.

Принцип отбора сильнейших игроков имеет то преимущество, что в сборную команду привлекаются сильнейшие игроки клубов. На первый взгляд — это наиболее оптимальный принцип. Но, как показывает прак­тика, у этого принципа имеются определенные недостатки. В коллекти­ве, состоящем из лидеров, возникают определенные трудности в орга­низации коллективной игры и сыгранности команды.

Принцип преимущественного отбора игроков из состава базовой команды (сильнейшая клубная команда) применяется в тех случаях, когда имеется команда, явно превосходящая по силам другие клуб­ные команды.

В этом случае из базовой команды, кроме основных претендентов в сборную команду включаются ряд игроков, уступающих по классу игры претендентам из других команд, с добавлением игроков из других ко­манд на те функции, на которые в базовой команде имеются вакант­ные места. Основным преимуществом этого принципа комплектования является сыгранность основного ядра команды.

Но такое комплектование сборной команды зачастую приводит к искусственному укреплению базовой команды посредством перевода в ее состав сильнейших игроков из других команд. Такое искусственное укрепление за счет ослабления других команд, как правило, отрица­тельно сказывается на дальнейшем развитии волейбола в определенном районе и на подготовке квалифицированных волейболистов в целом в районе, регионе и т.д. Полноценная подготовка квалифицированных резервов и поступательный процесс развития игры возможны только в условиях напряженной соревновательной борьбы.

Принцип подбора лучших исполнителей для осуществления игровой модели сборной команды является наиболее прогрессивным. Тренер раз­рабатывает модель, т.е. прообраз игры сборной команды (как эталон) для достижения поставленной цели, а затем проводит целенаправлен­ный отбор игроков под модель и проводит подготовку в строгом соот­ветствии с запросами модели.

Главное преимущество этого принципа: заранее определяется стра­тегия и тактика игры команды и ведется планомерная подготовка для их осуществления. Для применения этого принципа комплектования необходимы два условия: наличие достаточного количества квалифици­рованных игроков и времени для ее подготовки.

Первые два принципа комплектования команды рассчитаны на фак­тические возможности сегодняшнего дня, а третий принцип — на пер­спективу.

Весь процесс отбора кандидатов и окончательное формирование ко­манды осуществляются в такой последовательности:

— заблаговременно назначается тренер сборной команды,

— тренер сборной команды, совместно с тренерами клубных ко-

манд, просматривает в ходе соревнований клубных команд игроков и определяет кандидатов в сборную команду;

— отобранные кандидаты рассматриваются на тренерском совете и утверждаются соответствующей федерацией волейбола;

— отобранные кандидаты периодически приглашаются на сбор, в ходе которого в контрольных и официальных играх и на тренировоч­ных занятиях проверяется их мастерство, после чего определяются со­став и его ближайший, резерв.

Содержание подготовки сборных команд

Подготовка сборных команд строится по четырехлетним, олимпий­ским циклам в соответствии с целевой комплексной программой.

План подготовки сборных команд по годам цикла предусматривает преемственность задач подготовки каждого цикла.

В первый год решаются задачи комплектования команды и проверки кандидатов по модельным характеристикам основных параметров тре­нировочной и соревновательной деятельности, установленных на ко­нец четырехлетнего цикла.

Во второй год подготовки на основе контроля модели команды пла­нируются корректирование состава команды и возможное ее доукомплектование из числа кандидатов на место выбывших по различным при­чинам. В физической подготовке планируется рост показателей условно на 4-6% от исходного уровня. В технической подготовке также планиру­ется рост эффективности выполнения технических приемов в игровых условиях до 10% от исходного уровня.

Второй год подготовки можно определить как период завершения создания команды.

Третий год подготовки можно считать периодом стабилизации дос­тигнутого уровня показателей, состава, игры команды в защите и на­падении с запасом соревновательной прочности против разных сопер­ников.

На четвертом году окончательно устанавливается и утверждается со­став сборной команды. Подготовка игроков и команды направлена на стабилизацию всех технико-тактических показателей. Команда готовится применять все варианты состава и тактических замен игроков и проверя­ется в различных условиях игровой деятельности и психологической на­пряженности во встречах с разными по классу и стилю игры противни­ками. Достижение максимального уровня спортивной формы планирует­ся на втором, третьем и четвертом годах подготовки дважды в год.

В целом четвертый год определяют как период завершения подго­товки сборной команды.

Тактическая и соревновательная подготовка в сборной команде со­ставляет до 60% от всего времени подготовки. Игровая нагрузка пред­полагает участие игроков сборной команды в следующих соревнованиях:

— контрольных встречах в период подготовки игрока в составе клуб­ной команды;

— календарных играх игрока сборной команды в составе клубной команды в различных соревнованиях;

— контрольных играх в составе сборной команды при подготовке к соревнованиям;

— календарных играх сборной команды (например: чемпионат Ев­ропы, кубок мира и др.).

Контрольные игры могут организовываться и проводиться как внут­ренние (встречи сборной команды с различными клубами и сборными командами) и как международные (встречи с клубными и национальны­ми сборными командами других стран).

Работа сборной команды осуществляется централизованно, когда все кандидаты собираются вместе, и в клубах, когда кандидаты трени­руются по индивидуальным планам сборной команды.

При наличии сильных клубных команд централизованная подго­товка занимает 30-40% времени. Если клубные команды различны по уровню подготовленности игроков, то на централизованную подготов­ку отводится 50-60% времени в году.

Определяющими показателями работы сборной команды служат:

спортивный результат в основных соревнованиях (олимпийских иг­рах, чемпионатах мира и Европы, Мировой лиги, Гран-при, кубках мира).

Глава 7.

Наши рекомендации