Измерение психофизиологических показателей.

Определяются свойства внимания, скорость переработки информа­ции, особенности памяти с помощью бланковых тестов (корректурные таблицы, «кольца Ландольта» и др.).

Исследование глубинного зрения — правильное восприятие положе­ния предмета в пространстве с помощью аппарата Говарда и др.

На основании данных отбора тренер может прогнозировать будущий спортивный рост отобранных для занятий волейболом школьников.

6.1.3. Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ (1)

Направленность и содержание подготовки юных волейболистов оп­ределяются прежде всего возрастными особенностями функционирова­ния органов и систем организма, психологическими особенностями и ориентируются на модельные характеристики спортсменов высшей ква­лификации.

По особенностям психофизиологического развития детей школьно­го возраста занимающиеся волейболом в ДЮСШ условно делятся на следующие возрастные группы: 8-10 лет, 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет.

8-10 лет (группы начальной подготовки). До 10-летнего возраста су­щественных различий в темпах прироста развития организма у мальчи­ков и девочек не наблюдается.

Окостенение рук, ног, тазовых костей в начальной стадии. Слабо­развитая мускулатура спины при увеличенных нагрузках может выз­вать деформацию позвоночных изгибов.

Функциональные показатели нервной системы еще далеки от со­вершенства. Резко выражено запредельное торможение. Восприятие но­вых движений носит созерцательный характер. Выделяют наиболее за­поминающиеся детали движения, а важные части упражнения упуска­ют. Внимание и точность движений развиты слабо, особенно при разу­чивании движений. Поэтому направленное обучение технике волейбола нецелесообразно.

Основные задачи подготовки:

1. Обучение технике выполнения физических упражнений для фор­мирования двигательных навыков и умений.

2. Содействие гармоничному развитию растущего организма, ук­репление здоровья, развитие ловкости, скоростно-силовых способнос­тей, общей выносливости, гибкости.

3. Ознакомление с основами техники игры в волейбол.

4. Выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮШОР.

Обучение физическим упражнениям осуществляется с помощью методов наглядности, использования слова, метода упражнений, игро­вого и соревновательного с соблюдением принципов тренировки — от простого к сложному, от известного к неизвестному.

' ЮД.Железняк, В.М.Шулятьев. Волейбол (учебная программа для ДЮСШОР), М., 1994.

Освоение элементарных бросков мяча, метаний, гимнастических упражнений и др. формирует новые двигательные навыки и умения. Чем больший запас двигательных навыков и умений имеет юный спорт­смен, тем успешнее он будет овладевать техникой игры. Наиболее эф­фективна игровая форма занятий.

Основными средствами развития скоростно-силовых качеств и об­щей выносливости являются эстафеты, бег на короткие дистанции, прыжки, спортивные и подвижные игры, гимнастические и акробати­ческие упражнения, игры на местности.

Силовая подготовка направлена на укрепление двигательного аппа­рата. Здесь можно применять упражнения с небольшими отягощения­ми (гантели, набивные мячи, эспандеры и др.).

Ловкость как физическое качество создает предпосылки для овладе­ния координационно-сложными движениями, что необходимо для ов­ладения техникой игры и ее проявления в соревновательных условиях. Развивается ловкость с помощью спортивных и подвижных игр, гим­настических упражнений, прыжков через скакалку и др. Основным ус­ловием для развития ловкости является постоянное повышение коор­динационных трудностей при выполнении упражнений.

10-12 лет. Опорный и мышечный аппарат неустойчивы. Хрящевые диски тел позвонков еще не срослись. Окостенение запястных и пяст­ных отделов рук и фаланг пальцев ног и рук не завершено. С 10 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков длина тела резко увеличивается.

При физических нагрузках учащение сердцебиений выражено в боль­шей степени, чем у взрослых. Скорость восстановления пульса и кровя­ного давления дольше, чем у взрослых.

Увеличенный расход энергии связан с тем, что поверхность тела у детей относительно велика по сравнению с его массой. Высокий уро­вень обмена длительное время не удерживается, что снижает возмож­ности детей в работе на специальную выносливость. До 12 лет потребле­ние кислорода у мальчиков и девочек приблизительно одинаково.

Сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, не­велика. Рефлекторные реакции бывают часто генерализованными. Вни­мание неустойчиво, поэтомунецелесообразны длительные объяснения.Показ упражнений воспринимается легко, поэтому необходим каче­ственный показ. Слишком частые повторения упражнения в течение одной тренировки нецелесообразны, поскольку образование новых ко­ординации быстро утомляет нервную систему.

Это возраст, в котором уже знакомые формы движения заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются зачастую без инструктажа. Лучший возраст для обучаемости. Почти все показате­ли физических способностей имеют наибольший прирост, в особеннос­ти быстрота, ловкость, аэробная выносливость, гибкость. Дети хотят «нагружаться», но тренировочная нагрузка должна быть строго регла­ментирована. Упражнения, развивающие силу, должны сопровождать-

ся минимальными напряжениями, исключающими натуживания (сла­бо развиты мышцы живота, тазового дна, косые мышцы туловища, приводящие мышцы ног, мышцы задней поверхности бедра). Основные задачи подготовки:

1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию орга­низма.

2. Развитие быстроты, ловкости скоростных качеств, общей вынос­ливости, гибкости.

3. Обучение технике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепле­ние.

4. Обучение индивидуальной тактике игры (с исправлением оши­бок) и се закрепление.

5. Приучение к игровой и соревновательной деятельности (интег­ральная подготовка).

6. Теоретическая подготовка по специальной программе.

Физическая подготовка. Для развития физических качеств кроме уп­ражнений общего воздействия применяются специально-подготовитель­ные сходные по своей двигательной структуре с элементами техники игры.

Скоростно-силовая подготовка включает упражнения, направлен­ные на развитие силы мышц и скорости их сокращения (старты и уско­рения, разновидности бега, спортивные и подвижные игры, прыжко­вые упражнения и др.).Можно использовать небольшие отягощения-гантели, набивные мячи, гриф штанги и др. (табл. 16,17).

Быстрота двигательной реакции развивается упражнениями, выпол­няемыми на ожидаемую и неожиданную команду или сигнал, или на моментально изменяющуюся обстановку при выполнении упражнений,

Для развития ловкости подбираются такие упражнения, которые вырабатывают чувство ритма, равновесия, хорошую реакцию, умение быстро и рационально перестраивать те или иные движения в изменяю­щейся обстановке (бег с преодолением препятствий, упражнения на равновесие, перелезания, метания, спортивные и подвижные игры, эстафеты и др.).

Основными методами развития общей выносливости являются пе­ременный, равномерный, игровой, соревновательный, метод круго­вой тренировки, а средствами — беговые упражнения, спортивные и подвижные игры, бег на лыжах, плавание и другие выполняемые дли­тельное время, но меньше, чем рекомендуется взрослым спортсменам.

Методика развития гибкости типична для всех возрастных групп (уп­ражнения на растяжение мышц, связок; упражнения на подвижность всех суставов).

Объем и интенсивность тренировочной нагрузки незначительны.

Техническая подготовка. Овладение рациональной техникой игры -главная задача данного этапа подготовки. Для этого применяются под­водящие упражнения, облегчающих освоение структуры приемов игры,

технические устройства и тренажеры (например, нападающий удар по мячу в держателе, блокирование «ластами» стоя на подставке и др.), основные упражнения по технике игры, предусмотренные програм­мой.

Обучение технике и ее закрепление осуществляются посредством восприятия и переработки точной информации. Процесс овладения тех­никой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков (см. подраздел 5.5.1).

Закрепление техники будет проходить тем успешнее,чем качествен­нее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами при вы­полнении того или иного приема игры.

Тактическая подготовка. Тактическая подготовка начинается с пер­вых занятий и вначале сводится к развитию определенных качеств и способностей от которых во многом зависит успешность тактических действий (см. подраздел 5.6.1),

Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.

12-14 лет. Начало срастания хрящевых дисков позвонков. Большие физические нагрузки на позвоночный столб противопоказаны. Завер­шается окостенение запястных и пястных отделов рук, но фаланги пальцев рук и ног еще не прошли стадию окостенения. Не рекомендуются паде­ние на руки, соударения фаланг пальцев ног с полом. Заметное увели­чение длины тела у мальчиков (у девочек с 11 лет). Чрезмерные физи­ческие нагрузки могут вызвать замедление роста трубчатых костей в длину.

Быстрый рост костно-связочного аппарата при некотором отстава­нии развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного под­хода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих увеличе­ние ЧСС.

Увеличивается мышечная масса и растет мышечная сила. Макси­мальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.

Нарастает потребление кислорода, что создает предпосылки для тре­нировки общей выносливости. Предельная величина потребления кис­лорода достигается быстро, но долго поддерживать этот уровень орга­низм не в состоянии. Такая особенность не дает возможности целенап­равленно развивать специальную выносливость.

Чтобы тренировочные средства могли оптимально влиять на формы и функции организма, необходимо уделять особое внимание длитель­ности периодов восстановления (давать полностью восстанавливаться после любой физической нагрузки). Мышечная работа на уровне пульса 130 уд/мин выполняется спортсменами без значительного напряжения, в пределах 150 уд/мин воспринимается как тяжелая.

Появляется сосредоточенность, хорошая память и логическое мыш­ление. Подростки уравновешенны и оптимистичны. Быстро развивается острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве). Про-

исходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения. Двигательные действия становятся более четкими. Благо­приятный возраст для развития быстроты двигательной реакции и обу­чения тактике игры.

Основные задачи подготовки:

1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию орга­низма.

2. Развитие ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, мускулатуры тела.

3. Повышение общей работоспособности.

4. Закрепление техники игры и ее совершенствование в учебных играх.

5. Закрепление тактики игры и ее совершенствование в учебных играх.

6. Интегральная игровая подготовка и участие в соревнованиях.

7. Теоретическая подготовка по специальной программе.

Физическая подготовка. Направленность упражнений для развития ловкости та же, что и для возраста 10-12 лет, но условия выполнения упражнений усложняются.

Быстрота двигательной реакции и быстрота перемещений совершен­ствуются упражнениями техническо-тактической направленности и спе­циально-подготовительными упражнениями.

Обоснована необходимость повышения уровня общей выносливос­ти на базе всесторонней физической подготовки с использованием бега по пересеченной местности, плавания, бега на лыжах, спортивных и подвижных игр и др.

Скоростно-силовая подготовка направлена в первую очередь на раз­витие прыгучести с помощью прыжковых упражнений, упражнений с незначительными отягощениями (табл. 16,17).

Техническая подготовка. В технической подготовке основное внима­ние уделяется исправлению ошибок и совершенствованию техники. Те приемы игры, которые в стандартных условиях выполняются правиль­но, совершенствуются на фоне сбивающих факторов (утомление, нео­бычные исходные положения, наличие в упражнении нескольких мя­чей и др.).

Тактическая подготовка. В тактической подготовке продолжается ис­правление ошибок и разучивание новых тактических вариантов как вза­имодействий с партнером, так и совершенствования индивидуальных действий. Обязательно проведение учебных игр с заданиями.

Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.

14 -16 лет. Период полового созревания. В этом возрасте почти закан­чивается окостенение фаланг пальцев рук и ног (у юношей несколько позже). Уменьшается прирост поперечных размеров тела.

Появляется неуравновешенность и неустойчивость настроения. Не­уверенность маскируется шумной манерой поведения. Возбудимы. В этот период снижается работоспособность, замедляется рост, но бурно раз-

Таблица 16 Упражнения с отягощениями и их дозировка (для девушек)

Упражнения 10-12 лет 12-14 лет 14-16 лет 16-18лет
С гантелями, кг 6-8 2-3 1,5 8-10 1-4 10-12 3-5 10-12 4-6
С набивными                        
мячами, кг 8-10 2-3 10-12 2-4 1,5 10-12 3-5 10-15 4-6
Приседания                        
со штангой                        
на плечах, кг       до 20 4-6 2-3 до 50 6-8 2-3 до 70 6-8 2-3
Выпрыгивание                        
из полуприседа                        
со штангой                        
на плечах, кг             до 20 6-8 2-4 до 30 6-8 2-4
Подскоки                        
со штангой                        
на плечах, кг             до 30 10-12 2-3 до 40 15-20 2-3
Прыжки в глубину                        
(высота                        
спрыгивания в см)             30-40 6-8 2-3 40-50 8-10 3-4

Примечание. В графе 1 — величина отягощения, в графе 2 — количество повторе­ний, в графе 3 — количество серий.

Таблица 17 Упражнения с отягощениями и их дозировка (для юношей)

Упражнения 10-12лет 12-14 лет 14-16лет 16-18 лет
Упражнения                        
с гантелями, кг 6-10 2-3 10-12 3-5 до 5 10-12 7-8 5-10 12-14 7-8
Упражнения                        
с гирей, кг             до 24 10-12 до 32 12-15 До5
Упражнения                        
со штангой                        
(вес штанги в % от                        
собственного веса):                        
толчок             до70 4-6 2-3 до 80 2-3 2-3
рывок             до 50 4-6 2-3 до 60 4-6 2-3
приседания       до 30 5-7 3-4 до 80 4-6 2-3 до 100 2-4 2-3
подскоки       до 20 5-7 3-4 до40 2-3 до 80 до 60 2-3
выпрыгивания                        
из приседа       до 20 5-7 3-4 8-10 2-3 до 50 4-6 2-3

Примечание. В графе 1 — величина отягощений, в графе 2 — количество по­вторений, в графе 3 — количество серий.

виваются функции организма. У подростков появляется стремление к рекордным достижениям. Со стороны тренеров необходимо чуткое, ум­ное педагогическое и психологическое руководство.

Физическая нагрузка в этот период должна быть снижена — прово­диться базовая тренировка со средней интенсивностью.

Период полового созревания у девушек делится на три фазы: пред-пубертатную, пубертатную и постпубертатную. В пубертатную наблюда­ются значительные изменения в деятельности органов и систем, появ­ляется менструация, замедляется рост тела в длину. По данным науч­ных исследований, в 91% случаев начало менструации приходится на возраст 12 — 14 лет.

Предменструальная фаза продолжается 2-3 дня и характеризуется высокой напряженностью жизненных функций организма. Происходит снижение уровня быстроты, выносливости, общей работоспособности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки рекомендуется сни­зить до 35-40%.

В менструальной фазе (до 3-5 дней) происходит дальнейшее сниже­ние работоспособности. Физическая нагрузка снижается, основная на­правленность тренировочной работы — совершенствование техники движений, воспитание гибкости.

В постменструальной фазе (с 5-го по 12-й день) наблюдается повы­шение работоспособности организма, суммарная физическая нагрузка возрастает. В этой фазе хорошо тренируются скоростные, скоростно-силовые качества и выносливость.

В овуляторной фазе (13-14-й день) значительное снижение рабо­тоспособности, выраженное состояние напряжения. Рекомендуются ма­лые и средние нагрузки.

Постовуляторная фаза (14 дней) — фаза наивысшей работоспо­собности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки повыша­ются'.

Основные задачи подготовки:

1. Разностороннее развитие мускулатуры и силы мышц.

2. Развитие «взрывной» силы мышц ног, туловища, быстроты реак­ции и перемещений, общей и специальной выносливости, ловкости и гибкости.

3. Совершенствование техники защиты и нападения.

4. Совершенствование тактики защиты и нападения.

5. Интегральная подготовка.

6. Определение каждому волейболисту игровой функции и проведе­ние индивидуализированных занятий с учетом игровых функций.

7. Повышение психологической подготовленности.

8. Участие в учебных, контрольных календарных играх.

' Ю.Т. Похоленчук, Н.В.Свешникова. Современный женский спорт. Киев «Здо­ровья», 1987.

9. Создание условий для восстановления организма после трениро­вок и соревнований.

10. Теоретическая подготовка по специальной программе.

Физическая подготовка. В силовой подготовке значительное место отводится упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на группы мышц.

Специальная направленность физической нагрузки проявляется при развитии прыгучести, специальной выносливости, быстроты, но объе­мы тренировочных нагрузок незначительные.

Подбор средств и методов для развития физических качеств — ти­пичный (как у взрослых спортсменов): упражнения с отягощениями (табл. 16,17), упражнения на быстроту, с партнером, акробатические, прыжковые и др., но дозировка физических нагрузок несколько ниже.

Техническая подготовка. В технической подготовке основная направ­ленность работы — это совершенствование всех технических приемов защиты и нападения и «шлифовка» коронных приемов каждого игрока, доводя их до автоматизма выполнения, с использованием сбивающих факторов. Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален.

Тактическая подготовка. Совершенствование ранее изученных так­тических действий и разучивание новых игровых взаимосвязей с уче­том тенденций развития тактики игры (выход «связующего» игрока из зон 1,6,5; подключение к атаке игрока задней линии; изучение новых тактических взаимодействий в нападении и защите и др.).

В игровой подготовке преобладает выполнение технических приемов нападения и защиты в различных сочетаниях с конкретными партнера­ми в зависимости от принципа комплектования команды. Проигрыва­ние всех расстановок (с учетом запасных игроков). Участие в учебных контрольных и календарных играх.

Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.

16-18 лет. Происходит почти полное окостенение скелета и заверша­ется рост тела в длину. В процессе завершения полового созревания на­блюдается усиленный рост тела в ширину. Увеличиваются масса тела и поперечное сечение скелетной мускулатуры, в результате чего растет мышечная сила. Благоприятный возраст для целенаправленной силовой подготовки.

Деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, уровень обмена веществ и энергии приближается к уровню взрослых и может удерживаться длительное время, что позволяет целенаправленно раз­вивать специальную выносливость.

К концу полового созревания наступает период внутреннего успо­коения и восстановления гармонии в развитии организма. Повышается работоспособность. Это период относительной стабилизации и автома­тизации действий. Движения в малой степени поддаются торможению. Сила, выносливость, ловкость сохраняют хорошую тренируемость, а

совершенствование быстроты несколько затруднено, т.к. подвижность нервных процессов стабилизируется и затрудняются реакции на трени­ровочные раздражители. Задачи подготовки

1. Дальнейшее развитие силы мышечных групп, скорости перемеще­ний, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости.

2. Повышение функциональных возможностей, уровня обменных процессов и на этой основе повышение уровня общей выносливости.

3. Развитие специальной выносливости.

4. Повышение психологической подготовленности.

5. Совершенствование техники игры.

6. Совершенствование тактики игры.

7. Стимулирование восстановительных процессов.

8. Теоретическая подготовка по специальной программе.

9. Интегральная, игровая, соревновательная подготовка.

Физическая подготовка. Для этого возраста характерно повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализи­рованная работа над совершенствованием физических качеств.

В силовой подготовке значительное место отводится упражнениям избирательного воздействия на группы мышц, несущих нагрузку при выполнении технических приемов.

Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением, беговые (спринт, бег но песку, бег в гору и т.д.), а также специальноподготови-тельные и основные упражнения.

Значительное место в тренировках отводится развитию общей и спе­циальной выносливости. Средства и методы для развития выносливости те же, что для взрослых спортсменов, с учетом индивидуальных пока­зателей реакции организма на нагрузку.

Развитие ловкости приобретает специализированный характер (раз­вивается акробатическая и прыжковая ловкость).

Гибкость совершенствуется с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, гим­настических упражнений, выполняемых с большой амплитудой.

Техническая подготовка. Высокий уровень технической подготовлен­ности достигается только многократным повторением упражнений для совершенствования техники нападения и защиты с созданием опреде­ленных трудностей (дополнительная физическая нагрузка, не стандар­тное выполнение заданий и др.). Для этих целей используются упражне­ния приближенные к характеру игры с решением индивидуальных так­тических задач, комплексные упражнения, игровые формы совершен­ствования.

Тактическая подготовка. В данном разделе подготовки идут дальней­шее совершенствование тактического умения с учетом игровых функ­ций волейболистов, формирование умения эффективно использовать

технические приемы и тактические действия в различных игровых си­туациях, изучение команд соперников, анализ участия в соревновани­ях. Игровая подготовка предполагает участие в учебных, контрольных и календарных играх.

Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.

Игровая подготовка1

Подготовка игроков в волейболе может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изучен­ные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и сорев­нований. Система заданий, которые ставят игрокам во время учебной игры, позволяет добиваться того, что все виды приемов игры и такти­ческих действий целенаправленно воспроизводятся в игровой обстановке. С учетом задания «соперник» создает необходимые условия для выпол­нения того или иного действия в нападении или защите.

Обучение ведется и во время контрольных игр и соревнований с помощью так называемых установок на игру и последующего разбора

игр.

Игровая подготовка осуществляется в следующих формах:

1. Упражнения по технике в виде игры — «Эстафеты у стены» (пере­дачи о стену сверху, снизу). «Мяч водящему», «Передал — садись!», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (при передаче, подаче, нападающих ударах) и т.д.

2. Подготовительные к волейболу игры — в них должна быть отраже­на специфика волейбола.

3. Учебные двусторонние игры в волейбол с заданиями, которые направлены на то, чтобы волейболисты научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий.

4. Контрольные игры с заданиями — установками на игру и после­дующим анализом игры. Контрольные игры по существу служат проме­жуточным звеном между учебными играми и официальными соревно­ваниями.

Подготовительные игры. «Два мяча через сетку». В ней участвуют две команды по 6 человек. Расстановка игроков, как в волейболе, после розыгрыша очка игроки делают переход, как при выигрыше подачи. Затем мячи вводят в игру верхней передачей, нижней подачей. Условия игры приближают к правилам игры в волейбол еще больше, когда мяч через сетку бросают третьим касанием, определяют направление броска и т.п. Как этап в овладении навыками ведения игры проводится игра без подачи, мяч вводят по сигналу верхней передачей из зоны 6.

' ЮД.Железняк,А.В.Ивойлов. Волейбол (учебник для ИФК). М., ФиС, 1991, с.200-210.

Учебные игры. Игра по правилам мини-волейбола (приложение 1). Игра по правилам волейбола 6х6. Расстановка игроков при приеме мяча от соперника (игрок в зоне 3 у сетки). Игра в три касания. Игра с неко­торыми отступлениями от правил (при приеме мяча фиксируют только грубые ошибки, разрешается повторная подача, если первая была не­удачной). Игра при полном соблюдении правил игры в волейбол. Игра уменьшенными составами (4х4, 3х3, 2х2, 4х3 и т.п.). Игры полными составами.

Контрольные игры. Проводят регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Как правило, для контрольных игр подбирают «чу­жую» команду. Контрольные игры незаменимы при подготовке к со­ревнованиями.

Задания в игре по технике. Основная задача таких заданий — «закре­пить» в игре изучаемые приемы техники. Приводим типовые задания:

подача только нижняя (верхняя); прием подачи снизу; через сеткумячпосылать в прыжке; вести игру только в три касания; через сеткумячнаправлять в зону 1 (5), в любую точку, кроме зоны 6.

Обязательное требование при проведении учебных игр — примене­ние изученных технических приемов. В систему заданий в игре последо­вательно включают программный материал для данного года обучения.

Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно свя­заны, задания по тактике должно быть широко представлены. Задания строятся на основе программного материала для данного года обуче­ния: это тактические действия в нападении и защите — индивидуаль­ные, групповые и командные.

Индивидуальные действия в нападении. Задания при передачах: пере­дача на удар игроку, к которому передающий обращен лицом (спиной);

передача сильнейшему нападающему в данный момент у сетки; пере­дачи на удар равномерно в зоны 4, 2, 3, на заднюю линию; передачи в зону, где расположен «слабый» блокирующий команды соперника; че­редование передач на удар и обманных через сетку (в опорном положе­нии и в прыжке).

Задания при подачах: подача на игрока, слабо владеющего приемом;

подача к боковым и лицевым линиям («уязвимые» места); подача на игрока, вышедшего на площадку в результате замены.

Задания при нападающих ударах: чередовать способы ударов (при­менять все из числа освоенных на занятиях); чередовать удары с об­манными передачами в прыжке; направлять мяч в незащищенные мес­та площадки; нападать через слабейшего блокирующего.

Групповые и командные действия в нападении. Примерные задания:

первой передачей (прием подачи или от противника без удара) мяч на­правлять в зону 3, вторая передача на края сетки высокая, лицом к напа­дающему и спиной (чередование); то же, но вторая передача сильнейше­му нападающему, если он находится в зоне 3, а пасующий в зоне 3 или 4, то они меняются местами: нападающий уходит на край сетки, а пасу-

ющий в середину; то же, но пасующий не меняет зону: в зоне 3 передачу он выполняет в зоны 4 и 2, в зонах 2 и 4 он располагается ближе к сетке, а нападающий в зоне 3 отходит назад и участвует в нападении; первой передачей мяч направлять в зону 3 или 2, в зависимости от того, где расположен игрок зоны 3: если у сетки, то в зону 3, если у линии напа­дения («оттянут» от сетки), то мяч в зону 2, в соответствии с этим определяется направление второй передачи (на удар); вторую передачу вы­полняют только пасующие (связующие), их два: один занимает зону 3, другой зону 6, так что в каждый момент у сетки находится игрок, лучше других владеющий навыком передачи; вторую передачу выполняет тот игрок, который в данный момент занимает зону 3; равномерно загру­жать в нападении все три зоны — 4, 2,3, или зону 3, или зону 2.

Индивидуальные действия в защите. Примерные задания: прием по­дачи и на страховке только снизу двумя руками; принимать сверху двумя руками мячи, которые соперник направляет через сетку без на­падающего удара, обычной передачей; в зоне 6 идти к сетке и страхо­вать блокирующих; в зоне 6 оставаться «в поле» и играть в защите, если блока нет; при блокировании «закрывать» только диагональное направ­ление при ударах с краев сетки, например, при ударе из зоны 4 закры­вать часть зоны 6 и зону 5; при блокировании «закрывать» площадку у боковой линии (со стороны удара); блокировать только сильнейшего нападающего в данный момент у сетки, по возможности вдвоем.

Групповые и командные действия в защите. Примерные задания: при блокировании основной игрок зоны 3, другие два ориентируются по его действиям; при нападении из зоны 4 блокирующие закрывают «диаго­наль» (зону 5), игрок зоны 1 защищает площадку у боковой линии;

нападение то же, но блокирующие закрывают «линию», игроки зон 4 и 5 защищают свои зоны; предыдущие два задания, но нападающий удар из зоны 2 и соответствующие действия других игроков; играть по системе углом вперед (игрок зоны 6 играет у сетки на страховке).

Оценка уровня подготовленности волейболистов всех возрастных групп происходит на протяжении всего периода обучения в ДЮСШ при переходе из одной возрастной группы в другую и при завершении тренировок в ДЮСШ. По всем видам деятельности юных волейболис­тов в учебной программе для ДЮСШ имеются контрольные показате­ли, ориентированные на модельные характеристики высококвалифи­цированных волейболистов.

Оценивается уровень технической, тактической, физической, ин­тегральной подготовленности; морфологические показатели; результа­ты участия в соревнованиях; выполнение тренировочных и соревнова­тельных нагрузок (приложение 2).

Подготовленность занимающихся в СДЮШОР, ДЮСШ, специа­лизированных классах оценивается как «отличная», «хорошая» и «удов­летворительная». Более низкие показатели служат основанием для по­вторного обучения в данной группе или для отчисления.

6.1.4. Основы планирования тренировочной работы

Цель системы подготовки спортивных резервов состоит в том, что­бы подготовленность юных волейболистов, прошедших многолетний курс обучения, отвечала требованиям, предъявляемым командам выс­ших разрядов. Эти требования и служат ориентиром в программирова­нии подготовки юных спортсменов и разработке нормативов.

Эффективность планирования существенным образом зависит от показателей, на основании которых разрабатываются планы и осуще­ствляется оценка тренировки. Все показатели, которые сопровождают тренировочную работу, отражены в программном материале для ДЮСШ (тренировочные режимы, распределение времени на виды подготовки и др.).

Процесс качественной тренировочной работы достигнет высокой эффективности в том случае, если он осуществляется систематически, на основе перспективного плана, разработанного с учетом возрастных особенностей растущего организма, подготовленности спортсмена, ре­жима его жизни, учебы.

Соблюдать последовательность в постановке задач. Первые два-три года занятий в ДЮСШ — создание прочного фундамента всесторонней подготовленности иобучение спортивной технике. Далее — развитие физических качеств и совершенствование спортивной техники и такти­ки в соответствии с возрастными особенностями.

Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах работы будут полностью соответствовать функциональным воз­можностям организма юного спортсмена.

Каждый период следу

Наши рекомендации