Восстановительные мероприятия
Основным условием повышения тренированности и роста спортивных результатов является повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок и выполнение игр, способствующих восстановлению организма.
На сборах рекомендуется использовать следующие средства восстановления:
— педагогические (полноценная разминка, правильное чередование нагрузок и отдыха, смена нагрузок и видов деятельности и др.);
— психологические (организация интересного отдыха, аутогенная тренировка, учет психологической совместимости и др.);
— медицинские (вибро— и гидромассаж, свето— и теплопроцедуры, правильное питание, фармакологические средства и др.).
Кроме того, наиболее простыми и доступными средствами восстановления являются пассивный и активный отдых, массаж и паровая баня.
Финансирование сбора
На основании календаря соревнований на каждый финансовый год тренером команды составляется общая смета расходов по обеспечению команды. В смете отражаются следующие основные статьи расходов:
1. Количество сборов и их стоимость.
2. Стоимость командировок.
3. Стоимость аренды спортсооружений.
4. Организация соревнований (стоимость размещений, питания, оплата судей, аренда автобусов и др.).
5. Приобретение оборудования, инвентаря и спортивной формы, медикаментов.
6. Почтово-телеграфные расходы, автотранспорт, награждение и др.
Подсчитывается общая сумма расходов, и данный документ утверждается руководством клуба. Эта смета является руководящим документом по обеспечению команды.
Для проведения УТС (учебно-тренировочного сбора) на основании плана подготовки к соревнованиям и статей расхода общей сметы составляется смета на сбор, где указываются место и время проведения УТС и количество участников.
Раскрываются следующие статьи расходов:
1. Питание участников и тренеров.
2. Размещение участников и тренеров.
3. Проезд (если в другом городе) участников и тренеров.
4. Суточные участникам и тренерам.
5. Аренда спортивного зала, базы.
6. Прочие расходы.
Если выезда нет, оплачиваются только питание, размещение, аренда, средства восстановления. Смета утверждается руководством клуба. Вместе со сметой утверждаются план работы на сборе и списочный состав команды. План состоит из следующих пунктов:
1. Цели и задачи сбора.
2. Комплектование команды.
3. Краткое содержание видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, воспитательной работы и контроля.
План подписывается тренером.
Одновременно со сметой и планом УТС готовятся распоряжение, приказ о проведении сбора.
Техника расчета с пунктом питания, гостиницей: на бланке общества, клуба и пр. на имя директора ресторана, гостиницы пишется письмо следующего содержания:
Директору ресторана
Директору гостиницы
Спортивный клуб просит принять на питание и разместить в гостинице участников УТС по волейболу, мужскую команду в количестве __человек с __ по _______ 1998г. Питание из расчета _____ руб. в день на человека на
общую сумму _______ руб.
Оплату гарантируем по предъявлении Вами счета. Наш расчетный счет № _______ в Первомайском отделении госбанка г.Москвы.
Руководитель
Гл.бухгалтер
Данное письмо визируется руководителем ресторана, гостиницы и в бухгалтерии выписывается счет на перечисление суммы за проживание, питание на счет ресторана, гостиницы (возможен расчет наличными деньгами). Это счет сдается в свою бухгалтерию для перечисления денег за услуги. После окончания сбора ответственный за питание от команды вместе с бухгалтером ресторана закрывают документы по питанию спортсменов.
По окончании проживания в гостинице выписывается квитанция о количестве проживавших в гостинице и указывается стоимость проживания. Эта квитанция сдается в бухгалтерию клуба.
Глава 6.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Подготовка юных волейболистов
Подготовка квалифицированных юных волейболистов осуществляется в основном через сеть детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР). Одаренные юные волейболисты после окончания ДЮСШ или несколько ранее повышают свое мастерство в группах подготовки команд мастеров.
Широкое развитие получили специализированные классы с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах.
Работа в ДЮСШ проводится в соответствии с «Положением» об этом типе школ и на основании «Программы», утвержденной соответствующими руководящими организациями.
В соответствии с научно-обоснованными этапами многолетней подготовки (предварительной, начальной подготовки, углубленной тренировки, спортивного совершенствования) в спортивных школах функционируют группы начальной подготовки, учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования. Каждый этап обучения имеет конкретные задачи для занимающихся определенного возраста. Для всех групп предусматривается конкурсный отбор, система отбора, перевода из группы в группу и выпуска из школы.
Процесс отбора немыслим без изучения личности выдающихся спортсменов, их игровой деятельности, спортивного пути. Любая эталонная модель основана на оценках особенностей личности и организма, специальной подготовленности, игровой эффективности.
Отбор — это длительный процесс равный по продолжительности
спортивной жизни. Критерием классификации этапов отбора является целевая направленность этапа.
6.1.1.Этапы отбора1
В отборе можно выделить следующие этапы:
1-й этап (начальная спортивная подготовка) — определение пригодности к спортивному совершенствованию. Квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно проводимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности;
2-й этап — оценка перспективности юных спортсменов (целенаправленная подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности, тем более однократной диагностики.
Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализации способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности. Диагностический комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, комплексного исследования психомоторных функций, медицинской экспертизы.
3-й этап — комплектование команды мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источниками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники СДЮШОР, игроки команд высшей и низших лиг.
Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших клубов), по звеньевому варианту (по одному звену из сильнейших клубов) и подбору лучших исполнителей.
4-й этап — отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт игры с соперником, психологический настрой, мощная игра в отдельных партиях и др.).
Отбор кандидатов для занятий волейболом в ДЮСШ (1-й этап) является одним из решающих условий, гарантирующих успех подготовки юных волейболистов и пополнение резервами команд мастеров. Определение круга способностей, от которых зависят эффективность овладения специальными навыками игры и достижение высоких результатов, и составляет суть начального отбора.
'М.С.Бриль. Отбор в спортивных играх. — М.; ФиС, 1980. Ю.Д.Железняк. Юный волейболист. — М.: ФиС, 1988.
Организация отбора в ДЮСШ
Недооценка вопросов организации отбора отрицательно сказывается как на качестве подготовки игроков, так и на масштабах отсева из спортивных школ и квалифицированных команд.
Предварительная подготовка. К моменту отбора в ДЮСШ многие качества в детях еще заметно не проявляются. Чтобы способствовать повышению двигательной активности младших школьников, имеет смысл организовать для них подготовительные группы в школах по профилю волейбола.
Имеется положительный опыт влияния предварительной подготовки в секциях по ОФП (подвижные игры, эстафеты, простейшие акробатические и общеразвивающие гимнастические упражнения, бег, прыжки и др.) на более быстрое и эффективное овладение техническими приемами волейбола.
Игровая ориентация
Агитация и пропаганда. Этот вид работы проводится с целью вызвать интерес у школьников к занятиям волейболом. Важную роль играет наглядная агитация (плакаты, портреты лучших волейболистов, буклеты, таблицы крупных соревнований и др.).
Лекционная пропаганда (выступления знаменитых тренеров, спортсменов, выпускников ДЮСШ), выступления в печати (особенно в детской), показательные выступления спортсменов, посещение соревнований, организация простейших спортивных конкурсов и др., создают у школьников притягательный образ вида спорта.
Просмотр в школе. Просмотр должен быть регулярным и неодноразовым. На уроках физкультуры можно визуально оценить два важных фактора: устойчивое стремление детей к двигательному совершенствованию и успешность овладения двигательными навыками.
На уроках общеобразовательных дисциплин можно выявить уравновешенность, трудолюбие, дисциплинированность, способность терпеливо выполнять однообразную работу.
Наблюдения на внеклассных физкультурных мероприятиях могут определить такую важную черту, как стремление к участию в групповых играх.
Анамнез. Беседы с родителями или их анкетирование дает информацию об атмосфере в семье, которая благоприятствует или препятствует спортивным занятиям ребенка. Иногда необходима разъяснительная работа с родителями. Пополнить информацию о ребятах могут учитель физкультуры и классный руководитель.
Центральное звено анамнеза — беседа с детьми. Тренеру необходимо искусное владение методом беседы.
Информацию о физкультурной группе, состоянии здоровья, пере-
несенных заболеваниях, некоторых показателях физического развития (длина тела, кисти, сила мышц кисти, становая сила, объем бедра, голени и др.) можно получить у школьного врача.
Проведенный анамнез позволяет сделать вывод о целесообразности перехода к диагностике игровой одаренности.
Диагностика игровой одаренности. Задачами этого этапа является определение способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости, рациональности и оперативности решений, концентрации внимания и координации движений с помощью модельных тестов, построенных на материале подвижных игр.
Тест1. —«Бегуны»
По сигналу бегуны разбегаются по площадке и первый в шеренге «ловец» выбегает в поле и пытается осалить как можно больше «бегунов». Через 20 с — конец первой попытки. Далее следующий «ловец» вступает в игру. После вступления в игру последнего «ловца» — смена ролей.
Тест 2. — «Охота»
* — охотники.
О — утки.
Задача «охотников» — попасть волейбольным мячом в «уток».
Задача «уток» — поймать как можно больше мячей с лета. Игра — 3 мин. Далее — смена ролей.
Тест 3. — «Борьба за мяч»
Игра на баскетбольной площадке, но без бросков в корзину. Установка командам — дольше держать мяч в своей команде (передачи, финты, ведение).
Выигрывает команда, игроки которой большее количество раз владели мячом.
Тест 4. — «Разведка»
К мячу вызывают одновременно двух игроков — «разведчика» и «часового». Задача «разведчика» — выбежать из круга с мячом в руках. «Часовой» должен осалить «разведчика», пока тот не вышел с мячом из круга. Учитываются количество движений «разведчика» и время от начала движения до касания мяча. Когда сыграют все участники команд, — смена ролей.
Диагностика интересов и уровня притязаний осуществляется с помощью бесед, наблюдения, анкетирования по волейболу. Уровень притязаний признается одной из наиболее устойчивых характеристик личности спортсмена.
Для испытаний можно использовать модифицированные приемы с различной степенью трудности (например, тесты на точность).
Диагностика способностей к обучению. Необходимо прослеживать динамику обучаемости, которая выражается в темпах прироста объективных показателей успешности обучения. Величину прироста обычно вычисляют по формуле Вгуdе:
100(V2 - V1)
W= ------------------------------
0,5(V2 + V1)
где: V1 и V2— исходный и конечный результаты, W — величина прироста.
Предложить детям стандартную тренировочную программу со следующими требованиями к ней:
1. Обучение проводить по трем направлениям:
— обучение элементам техники,
— обучение индивидуальным тактическим действиям,
— обучение взаимодействию.
2. Необходимо разрабатывать систему объективных оценок выполнения программы.
3. Обучение должно базироваться в основном на игровом методе.
Медицинская экспертиза. Установление отклонений в здоровье, которые могут служить противопоказаниями при отборе, а также определение уровня физического развития (абсолютная масса мускулатуры и костной ткани, длина стопы, объем бедра, голени, предплечья, тела, рост, сила мышц кистей рук и становая сила и др.).
Оценка физической подготовленности с помощью специально подобранных игр, эстафет, метаний и др.
Видовая ориентация
Тестирование физической подготовленности. Сюда входят: бег со сменой направлений, прыжки вверх серийно на заданную высоту, бег приставными шагами, доставание подвешенного мяча в прыжке.
Тестирование одаренности: (тесты для оценки скорости и точности двигательных реакций).
1. Подвижная игра «Охотники и утки». Задание «уткам» — мяч отбивать любым способом. Если отбитый мяч поймает кто-то из стоящих за линией круга, оба получают по 2 очка. Если мяч только отбит, но не пойман, одно очко получает игрок, отбивший мяч. Игрок, осаленный мячом, штрафуется одним очком, а бросавший мяч— одним поощрительным очком.
2. Тест «Три квадрата». На стене маркируются три квадрата (нижний край квадратов — на высоте 1,5-2 м от пола).
Задание 1. Тренер бросает мяч в каждый квадрат поочередно. Задача детей поймать мяч после отскока.
Задание 2. Тренер бросает мяч не по очереди. Задача детей поймать мяч или дотронуться до мяча.
3. «Пионербол» 4х4.
Исследование оперативного мышления с применением методики «тройка» (М.С.Бриль, А-В.Родионов ).
«Ходом ладьи» перемещать фишки, чтобы наименьшим количеством ходов и за наименьшее время поставить их в положение 1-2-3 в верхней части поля.
Измерение психомоторных показателей — быстро и адекватно отреагировать на изменяющиеся в кратчайшие промежутки времени игровые ситуации. Измеряется простая реакция — время между появлением сигнала и реакцией; сложная реакция — подаются два сигнала, на один из которых надо реагировать, а на другой — нет; реакция на движущийся объект (РДО) — точность временных оценок движущегося объекта.
Для этих целей используют реакциометры и хронорефлексометры.