Контроль за уровнем технической подготовленности
Контроль предполагает три вида оценки технический подготовленности: оценка самой спортивной техники; определение результата, достигнутого благодаря использованию данной техники; оценка эффективности применения техники в соревновательных условиях.
1. Проверка правильности выполнения технических приемов с помощью кинографии, хроноциклографии, видеозаписи и т.п.
2. Определение результата:
а) подача на точность в зоны площадки;
б) верхние передачи с 4-6 м в баскетбольное кольцо или вертикальное кольцо (диаметр 50 см) на высоте 3 м; в мишень (диаметр 50 см) на стене на высоте 3-4 м;
в) прием подач в горизонтальное кольцо (диаметр 1 м) на высоте 150-180 см (расстояние до кольца 3-5 м);
г) прямые н/у и удары с переводом вправо-влево в цели на площадки из различных зон.
Каждый технический прием выполняется не менее 6-10 раз подряд. 3. Запись эффективности применения техники в соревновательных условиях.
5.6.Тактическая подготовка
Общие положения
Тактика игры — это целесообразные, согласованные действия игроков, направленные на достижение победы в соревнованиях.
В настоящее время техническая, физическая, психологическая подготовленность сильнейших команд находится примерно на одинаковом уровне. Поэтому победы на крупных соревнованиях очень часто определяются в конечном счете зрелостью тактического мастерства волейболистов.
Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов характеризуется:
— развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение прогнозировать и быстро решать двигательные задачи);
— постоянной соревновательной активностью (она достигается за счет максимального напряжения волевых и физических возможностей спортсменов и управление ею осуществляется самим игроком, тренером или лидером команды);
— хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами;
— эффективным использованием технических приемов;
— вариативностью тактических действий. Основными задачами тактической подготовки волейболистов являются:
1. Развитие психофизиологических способностей и физических качеств
2. Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.).
3. Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики.
4. Совершенствование тактического умения с учетом игровых функций волейболистов.
5. Формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот.
6. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях.
7. Изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов.
8. Изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая подготовленность) 9. Анализ участия в соревнованиях.
Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков. Источники знаний в области тактики многообразны: литература по волейболу, лекции, беседы, семинары, наблюдения на соревнованиях, практические занятия и их анализ и др.
Обучение тактике и совершенствование в ней основываются на правилах и положениях образования двигательных навыков (подразд. 5.5.1).
Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.
Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки, но с учетом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плакаты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий и их совершенствовании применять определенные ориентиры, сигналы.
Тактическая подготовка должна быть органически связана с физической, технической, волевой и теоретической подготовкой.
Главное средство обучения и совершенствования тактики игры — многократное выполнение упражнений, действий, элементов.
* * *
Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами.
В условиях постоянного восприятия информации и оценки наблюдаемых явлений возникает возможность по особенностям движений партнеров или соперника, по траектории полета мяча определить их тактический замысел и последующие действия. Это осуществляется в результате запоминания.
Психомоторные процессы тактического действия совершаются в трех главных фазах:
— восприятие и анализ соревновательной ситуации;
— мыслительное решение тактической задачи;
— двигательное решение тактической задачи. Эти три фазы находятся в тесной взаимосвязи, причем решающую роль здесь играет память.
Качество восприятия зависит от объема и поля зрения, устойчивос-
ти внимания и его концентрации, быстроты протекания мыслительных процессов, от тактического опыта.
Воспринимая и анализируя соревновательную ситуацию, спортсмен определяет тактическую задачу, которую он должен решить сначала мысленно, а потом двигательно. Игрок должен принимать лишь такие решения, которые он сумеет выполнить двигательно.
Двигательное решение фактически и есть тактическое действие, которое требует проявления как интеллектуальных, так и физических способностей и навыков.
Тактическое мышление развивается с помощью абстрактных, наглядных пособий и практических упражнений.
Становление тактического действия идет в следующей последовательности:
— образование тактического навыка (автоматизированный ряд движений) в стандартных условиях;
— проявление вариантов тактического навыка (в определенных ситуациях различные способы решения тактических задач);
— самостоятельное творческое мышление, благодаря которому игроки находят субъективно новые решения.
Такой подход к становлению тактического действия позволяет соблюдать основные принципы спортивной тренировки: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, принцип профилизации и др.
В период начального обучении и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний и тактического опыта.
Освоение и совершенствование волейболистами тактических действий должно идти в следующей последовательности (организация упражнений):
— без сопротивления партнеров;
— с пассивным сопротивлением;
— с активным «управляемым» противником;
— в соревновательной форме с партнерами по команде;
— в соревновательной форме с противником;
Период начального обучения тактике условно можно разделить на 4 этапа:
I этап — главное внимание уделяется развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре — быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переключения с одних действий на другие (основу тренировки составляют задания в ответ на зрительные и слуховые сигналы).
II этап — формирование тактических умений в процессе обучения
техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность).
III этап — обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (суть упражнений сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых игроки должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полета мяча, от действия нападающих или защитников и др.).
IV этап — изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.
Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия.