Скоростной и прыжковой выносливости

1. Установить время пробегания дистанции 100 м. (одна пробежка);

— установить время пробегания дистанции 25 м (четыре пробежки) и вычислить средний показатель;

— учетверенный результат бега на 25 м. (с) сопоставить с результа­том бега на 100 м (чем меньше разница, тем лучше скоростная вынос­ливость).

2. Бег «елочкой» на одной стороне площадки. На боковых линиях (по 3 мяча на линии) через 3 м. от лицевой линии устанавливаются 6 на­бивных мячей. Старт — от середины лицевой линии, на которой также лежит набивной мяч. Игрок касается рукой мяча (ближнего к нему) с правой стороны, возвращается к месту старта, касается мяча, лежащего на лицевой линии, касается мяча (ближнего к нему) с левой стороны, возвращается к месту старта. Далее перемещение по этой схеме с каса­нием следующих мячей (с).

3. Бег к четырем точкам из центра площадки (раздел специальная быстрота). Дистанция пробегается дважды без паузы отдыха.

1. Прыжки на «оптимальную» высоту с места толчком двух ног (к росту мужчины прибавить 1 м, к росту женщины — 80 см) с доставанием маркированной отметки двумя руками (определяется количество прыжков).

2. Прыжки с разбега с доставанием максимальной высоты — марки­ровки (определяется количество прыжков).

3. Выполнение нападающего удара с разбега из зоны 4(2) в течение 3 мин для мужчин и 2 мин для женщин с интенсивностью 12 нападаю­щих ударов в минуту. Оценивается попадание мяча в мишени (квадраты 3х3 м), которые маркируются по боковым линиями за линией нападе­ния. Нападающие удары проводить поочередно в обе мишени. Потерей мяча считаются удары в сетку, за пределы площади, мимо мишени.

Классификация:

3-4 потери мяча — высокий уровень

5-8 потерь мяча — хороший уровень

9-12 потерь мяча — средний уровень.

Ловкость. Ловкость среди других физических качеств волейболистов занимает особое положение. Во-первых, высокий уровень развития лов­кости — решающая предпосылка для качественного освоения и совер­шенствования техники игры; во-вторых, «ловкий» спортсмен быстро приспосабливается к постоянно меняющимся условиям в соревновани­ях и выбирает наиболее эффективные средства ведения игры.

Выполнение любого технического приема строится на основе ста­рых координационных связей. Чем больший запас разнообразных дви­гательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуа­циях. В связи с этим, основной путь развития ловкости — это обогаще­ние спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.

При развитии ловкости необходимо выполнять следующие положения:

— упражнения на ловкость требуют повышенного внимания, точ­ности движений, и поэтому лучше всего проводить их в начале основ­ной части тренировки;

— упражнения в каждом учебно-тренировочном занятии должны быть в достаточной степени трудны в координационно-двигательном отношении (изменение исходных положений, усиление противодей­ствий, изменение пространственных границ, скорости или темпа дви­жений, переключение с одного движения на другое и т.д.);

— объем упражнений и длительность серий в рамках одной трени­ровки должны быть небольшими, т.к. большой объем и длинные серии быстро утомляют нервную систему, в результате чего снижается трени­рующее воздействие;

— дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают навыками, по­этому в юном возрасте необходимо развивать общую ловкость с помо­щью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих, гимнастичес-

ких и легкоатлетических упражнений, выполняемых в необычных ус­ловиях, на местности и т.д.

Для развития ловкости используют самые разнообразные упражне­ния, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложив­шейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных дей­ствий.

Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению за­паса двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых раз­вивается способность к освоению и вариативному применению техни­ки игры в волейбол (специальная ловкость).

Примерные упражнения для развития ловкости

1. Бег через барьеры различной высоты.

2. Бег на скорость различными способами с изменением направле­ния.

3. По наклонной лестнице взобраться вверх на четвереньках.

4. Пролезть между рейками лестницы.

5. Вращение мяча на шнуре на разной высоте — подныривание, перепрыгивание под шнуром и через шнур.

6. Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувыркания прием или передача мяча).

7. Бросок-кувырок вперед, затем прием или передача мяча

8. Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90", 180', 360° (после поворота прием или передача мяча)

9. Блок, поворот на 180° — прием мяча с падением.

10. Удары по подвешенному мячу с поворотом в прыжке на 90°

11. Выполнение нападающих ударов «неловкой» рукой. Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излиш­ней напряженности, а следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на лов­кость является воспитание психологической настроенности на конеч­ный результат — превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.

Контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости

1. Старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч); на бегу подобрать мяч, нести его 3 м; далее катить его «зигазгом» , огибая 4 стойки; поднять мяч, держать в руке и бежать в противоположном направлении 2 м; далее кувырок вперед; прыжок через банкетку (ска­мейку, стул); проползти под следующей банкеткой; бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование. Общая длина дистанция 20 м (10 м в одном направлении, 10 м в другом).

2. Бег на ловкость по периметру одной стороны площадки против часовой стрелки. Набивные мячи (1 кг) лежат на линии нападения:

один в середине площадки, два других, на расстоянии 1 м от боковой линии. Две банкетки стоят перпендикулярно сетке между зонами 2-3 и 3-4 у сетки.

Выполнение: старт из зоны 1 из положения упор присев: кувырок вперед, рывок до набивного мяча; взять мяч и с разбега бросить двумя руками через сетку в зону нападения; пролезть под банкеткой, взять второй мяч и далее те же действия, что и в начале испытания. После броска третьего мяча через сетку — падение (перекат на грудь — живот, бедро — спину) и финиширование бегом спиной вперед по боковой линии до лицевой (с).

3. На высоте 80% от максимального прыжка волейболиста и на рас­стоянии 80-100 см от середины центральной линии натягивается вере­вочка. В центре противоположной площадки маркируется мишень раз­мером 1х1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в ми­шень, преодолевая препятствие с разбега в прыжке (к-во попаданий).

4. Волейболист имитирует блокирование, затем падение (для жен­щин 1 раз отжаться) и выполняет передачу мяча (после каждого раза действий) с 8,6,3 м на точность в цель, по 10 раз с каждой точки. Передача мяча с оптимальной траекторией. Цель с 8 м — диаметр 1 м, с 6м— 0,75 м, с 3 м — 0,5 м. Мишень на стенке (к-во попаданий).

Гибкость. Гибкость — это подвижность во всех суставах, позволяю­щая выполнять разнообразие движения с большой амплитудой.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, делятся на ак­тивные и пассивные. Активные упражнения выполняются самим спорт­сменом, а пассивные — с помощью партнера, спортивного снаряда, отягощения и др. Упражнения выполняются пружинисто, сериями по 10 — 15 движений в серии с небольшими перерывами между сериями — 10 — 20 с), постепенно увеличивая амплитуду движений. Интервалы отдыха заполняются упражнениями на расслабление.

Обычно упражнения на гибкость выполняются в утренней размин­ке, в разминке, предшествующей тренировке, но можно и нужно вклю­чать их в самостоятельную часть занятия (10-15 мин), чередуя упраж­нения на растяжение с силовыми упражнениями, которые воздейство­вали бы на одни и те же группы мышц.

Достигнутый уровень развития гибкости сохраняется в том случае, если спортсмен регулярно поддерживает его минимум один раз в день и ежедневно.

Примерные упражнения для развития гибкости

А. В лучезапястных суставах:

1. Отталкивание кистями от стены.

2. Кистевой бросок набивного мяча (1 кг).

3. Опорный прыжок через гимнастического коня.

4. Руки подняты вверх с гантелями — движения вперед-назад.

5. Ходьба в стойке на руках, ноги поддерживает партнер.

6. Отталкивание от пола в упоре лежа.

7. Перемещение по кругу в упоре лежа и в упоре сидя.

Б. В плечевых суставах:

1. Круговые движения прямыми руками с большой амплитудой и максимальной скоростью.

2. Маховые движения руками в наклоне вперед.

3. Наклоны вперед, держась за рейку гимнастической стенки на уровне груди, пояса.

4. С партнером, стоя спиной друг к другу. Поднять руки вверх (в стороны), зацепиться кистями — одновременный шаг вперед, назад;

шаг другой ногой вперед, назад и т.д.

5. В висе на кольцах (перекладине) раскачивания туловищем.

6. Стоя спиной к резиновому амортизатору, — круговые вращения руками назад; руки вверху — попеременная тяга руками вперед; руки в стороны — отведение рук назад и тяга вперед.

В. В суставах позвоночного столба и тазобедренных суставах:

1. Лежа на животе, взяться руками за голеностопы — прогнуться.

2. Лежа на животе, руки в стороны — достать ногой разноименную

РУКУ.

3. Пружинистые наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

4. Стоя спиной к гимнастической стенке, держась руками за рейку на уровне головы, — прогибание, выпрямляя руки.

5. Стоя боком к гимнастической стенке, поставить ближнюю к стенке ногу на рейку под углом 90° — наклоны к стоящей на полу ноге.

6. Стоя, поднять бедро до прямого угла — круговые вращения но­гой.

7. Сидя в положении барьерного бега, наклоны к прямой ноге.

8. Повороты туловища со штангой на плечах.

Г. В коленных и голеностопных суставах:

1. Ходьба выпадами в стороны с пружинистыми покачиваниями.

2. Прыжки в приседе вперед, назад, в стороны.

3. Прыжки со скакалкой.

4. Из седа на пятках, держась руками за стопы, прогнуться, подавая таз вперед.

5. Прыжки вверх, отталкиваясь только стопами.

6. Ходьба на носках, пятках, внешней, внутренней стороне стопы.

7. Носки стоп на возвышении (5-10 см) — подъем на возвышение.

Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости

Подвижность в том или ином суставе оценивается в линейных ме­рах или градусах.

1. Подвижность в тазобедренных суставах. Стоя на табуретке (бан­кетке), сгибание туловища вперед (не сгибая ног) продвигая ладони обоих рук вниз по измерительной рейке. Фиксировать показания по кончикам пальцев. Нулевое деление — верхняя поверхность табуретки (вариант: выполнить продольный шпагат — одна нога неподвижна, вто­рая скользит в сторону по измерительной планке).

2. Подвижность в крестцово-позвоночном сочленении. Выполнить гимнастический мост из основной стойки или положении лежа на спи­не. Оценки — «выполнено», «не выполнено».

3. Подвижность в плечевых суставах. Выполнить круг руками назад с измерительной палкой в руках. У измерительной палки одна рукоятка подвижная, другая неподвижна. Начальная ширина хвата — 60 см. По конечному положению подвижной рукоятки определяется расстояние между руками.

Методические рекомендации

Какие физические качества и в каких сочетаниях можно развивать в одной тренировке, используя как основные упражнения, так и вспо­могательные?

Доказано, что положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются:

— упражнения на быстроту, затем на специальную выносливость;

— скоростно-силовые упражнения, затем на общую выносливость;

— упражнения на специальную выносливость (в небольшом объе­ме), затем на общую выносливость;

— упражнения на ловкость, затем на взрывную силу;

— упражнения на быстроту, затем на силу;

— упражнения на ловкость, затем на быстроту;

— упражнения на силу, затем на общую выносливость;

— упражнения на совершенствование техники-тактики игры до или после развития одного или двух физических качеств.

Разнонаправленные упражнения могут повторяться по дням недели ( в каждом микроцикле) с разной частотой.

Прирост прыгучести наблюдается при выполнении упражнений с незначительными отягощениями — через день, а без отягощения по­лезно давать прыжковые упражнения (в небольшом объеме) — ежед­невно.

Ежедневная тренировка общей выносливости, силы мелких мышеч­ных групп, гибкости без отягощений дает положительный эффект, а

упражнения на специальную выносливость применять в тренировках как минимум через день.

При развитии взрывной силы с помощью основных упражнений надо подбирать такие отягощения, которые не приводили бы к наруше­нию двигательной структуры технических приемов. Оптимальным счи­тается отягощение весом до 40% от максимального.

Тренировочное занятие, направленное на развитие быстроты лучше проводить вечером, когда работоспособность организма обычно наи­большая. В течение недельного микроцикла оптимальным считается 2-4 занятия на быстроту.

Для усиления эффекта развития двигательных качеств (кроме спе­циальной выносливости) занятие с определенной преимущественной направленностью может повторяться 2—3 дня подряд. Например:

1-й день — развитие быстроты и взрывной силы и решение главной задачи тренировки;

2-й день — то же, что и в 1-й день;

3-й день — то же, что и в 1-й день.

Упражнения, направленные на развитие быстроты и ловкости, ре­комендуется включать в первую часть занятия.

5.4.Психологическая подготовка

Если строго следовать всем законам применения терминов, то не­обходимо говорить о «психической подготовке», так как название дол­жно происходить не от науки (психология), а от предмета подготовки. Мы говорим «физическая» подготовка, а не «физиологическая». Однако традиционно употребляется словосочетание «психологическая подготов­ка», которым мы здесь и будем пользоваться.

Психологической подготовкой спортсмена называется организован­ный, управляемый процесс реализации его потенциальных психичес­ких возможностей в объективных результатах, адекватных этим воз­можностям. То же можно говорить о подготовке команды, у которой есть свои потенциальные психические возможности. Они не являются суммой возможностей игроков, а становятся чем-то принципиально новым: у каждой команды есть свой характер, темперамент, свое отно­шение к тому или иному сопернику.

Мы потому говорим о результатах, адекватных возможностям спорт­смена или команды, — что психологическая подготовка, являясь со­ставной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: (физической, технической, тактической. При низком уровне развития физических качеств, независимо от полезности приемов пси­хической регуляции, команда не может добиться высоких спортивных достижений, се результат будет адекватным возможностям, т.е. невы­соким.

Принято различать три основных вида психологической подготов­ки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоя­тельных задач:

1) общая психологическая подготовка,

2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям,

3) психологическая защита в конкретном соревновании.

В циклических видах сорта, связанных с большими, а главное, моно­тонными нагрузками, нередко выделяют как самостоятельный вид пси­хологическую подготовку к продолжительному тренировочному процессу.

Относительно самостоятельным подвидом является психологичес­кая подготовка тренера, играющая особую роль в любых спортивных играх, потому что реально ни в одном другом виде спорта, как в играх, тренер не участвует так активно в постоянном непосредственном уп­равлении соревновательной деятельностью своих подопечных. По со­держанию основных средств психической регуляции подготовка трене­ра и спортсмена совпадают, поэтому тренер может настраиваться на игру практически так же, как и спортсмен.

Прежде чем говорить о содержании названных выше трех видов пси­хологической подготовки волейболистов, необходимо кратко описать требования, которые предъявляет волейбол к психической деятельнос­ти человека. В психологии описание таких требований и условий специ­фической деятельности обычно называют психограммой.

Психограмма волейбола

Основные характеристики игры как специфической деятельности:

— выполнение сложных в моторном отношении действий, пред­ставляющих собой манипуляции с таким своеобразным предметом, как мяч;

— восприятие сразу нескольких объектов (спортсмен, мяч), как в центре, так и на периферии поля зрения;

— комплексное реагирование на быстрые перемещения нескольких объектов восприятия: партнеры, соперники и (с особенно высокой ско­ростью) мяч;

— принятие тактических решений в условиях лимита времени;

— вероятностное прогнозирование (оценка будущих действий парт­неров и соперников на основе знаний об их склонности к принятию решений и прогнозе наиболее реальных ходов при данной тактической ситуации);

— рефлексия (рассуждение как бы за других спортсменов, при кото­ром создается возможность построить модель поведения другого чело­века по типу «я знаю, что он думает, что я поступлю так-то, а я по­ступлю так-то»);

— быстрый переход от атакующих действий к защитным и соответ­ственно — быстрая смена тактических решений, плана действий;

— активная деятельность всех игроков, находящихся на площадке (в этом отношении волейбол отличается от большинства других игр, где отдельные спортсмены могут временно оказываться в состоянии «оперативного покоя»);

— высокая значимость каждого действия с мячом (волейбол — един­ственный игровой вид спорта, где техническая ошибка карается не только самим ходом игры, но и судьей);

— максимальная включенность всех спортсменов в игру с первого тактического хода;

— переключение на разные по биомеханическим и психологичес­ким характеристикам действия с мячом: прием, передача партнеру, нападающий удар, блок, доигровка;

— постоянная готовность игрока к неожиданностям, как в отноше­нии изменения конкретной оперативной ситуации, так и в отношении хода игры.

Как показали исследования Л.С.Нерсесяна, время второй передачи составляет в среднем 1,3 с, приема мяча с подачи — 1,4 с, приема мяча после нападающего удара — 0,4 с. По данным В.А.Ускова, время про­слеживания за полетом мяча составляет 1,2 с, время решения самой «длинной» игровой задачи — не более 0,8 с, время обработки мяча — 0,16 с. Особенно отчетливо психическая напряженность игры связана с длительностью приема мяча после нападающего удара. Выполняя это важное для всей игры действие, волейболист должен воспринять все характеристики удара соперника, оценить направление полета мяча, спланировать свое действие, принять мяч, причем так, чтобы облег­чить прием мяча и выполнение второй передачи партнером. И вся эта совокупность действий занимает не более 0,4 с.

Приведенные временные характеристики свидетельствуют о том, что волейбол предъявляет весьма жесткие требования к быстроте и точности восприятия, к интенсивности и устойчивости внимания, к скорости и точности различных вариантов сенсомоторных реакций, особенно реак­ций на движущийся объект (антиципирующих), а также требует от игро­ка исключительной точности и дифференцированности движений.

Многообразие проявления отдельных психических качеств и свойств спортсмена можно наблюдать на примере такого, относительно про­стого в тактическом отношении игрового действия, каким является подача. Она относится к стандартным игровым действиям, которые имеют место в ситуациях, отличающихся относительной упорядоченностью условий выполнения и возможностью их выполнения при повторении в игре. Здесь спортсмен имеет достаточный запас времени для принятия решения и его осуществления, отсутствует прямая зависимость от дей­ствий соперника.

Выполнен анализ структуры подачи в волейболе (А.В.Родионов, А.А.Гераськин), в которой выделены четыре фазы: предварительная, подготовительная, основная и заключительная.

Предварительная фаза начинается после окончания предыдущего игрового эпизода и продолжается во время перехода игрока к месту подачи. По отзывам волейболистов высокого класса, в этот период про­исходит интенсивная внутренняя подготовка к предстоящему дей­ствию, оценка собственных возможностей, а также противника и парт­неров, проигрываются варианты тактического и технического содер­жания игрового действия. Прогнозируется дальнейшее развитие ситу­ации для создания максимальных преимуществ собственной команде после приема соперником подачи и определения своего места и роли в последующих эпизодах. При этом чаще всего происходит следующая психическая деятельность: подавление отрицательных эмоций (напри­мер, если предшествующая подача была неудачной); формирование установки на выполнение подачи в соответствии с принятым такти­ческим решением; мысленный отсчет времени, отведенного на вы­полнение подачи; определение оптимального момента ее начала. Для этого необходимы следующие психические качества и свойства: объем и распределение внимания, адекватность и объем оперативной памя­ти, точность вероятностного прогнозирования, глубинного зрения, точность специализированного восприятия — «чувства» ритма и темпа разбега и темпа выполнения подготовительных действий, «чувства» зоны подачи).

Главная задача основной фазы — точность реализации принятого тактического и технического решения в соответствии с игровой ситуаци­ей. Поэтому преимущество в этой фазе имеют спортсмены, способные в данный момент отвлечься от всего постороннего и сконцентрировать свои возможности на точной реализации двигательной задачи. В эту фазу включены такие компоненты психической деятельности, как слежение за мячом, самоконтроль темпа и ритма выполняемых двигательных дей­ствий. Необходимые качества и свойства: точность антиципирующей ре­акции и чувства времени, точность специализированных восприятий: «чув­ства» мяча, площадки, зоны. Именно такие специализированные вос­приятия во многом определяют мастерство волейболиста.

Важное звено в деятельности волейболиста — заключительная фаза. В нее входят самоконтроль за выполнением заключительных движе­ний, непроизвольное запоминание характерных особенностей выпол­нения подачи, ее оперативной анализ с одновременным слежением за мячом, действиями противника и прогнозированием дальнейшего раз­вития игровой ситуации. Необходимые качества и свойства: объем, ин­тенсивность и распределение внимания, адекватность оперативной па­мяти, быстрота восприятия и переработки информации, точность глу­бинного зрения, способность к мышечно-двигательному самоконтро­лю, точность специализированного восприятия — «чувства» времени полета мяча.

Краткий анализ психологического содержания только одного дей­ствия — подачи показывает, какие высокие требования предъявляет к

психике спортсмена игровая деятельность. Одновременно она способ­ствует развитию названных выше качеств и свойств, которые в своем единстве и составляют специальные способности волейболиста.

В свое время чешские спортивные психологи М.Ванек, В.Гошек и Б.Свобода установили высокий интеллект волейболистов: по показате­лям интеллектуальных способностей они опережают представителей большинства других видов спорта. Французский спортивный психолог Э.Тилль считает, что у волейболистов интеллект имеет своеобразную характеристику, которую он охарактеризовал как «скорость-динамизм», т.е. волейболисты не только способны быстро решать тактические зада­чи, но и быстро переключаться при смене ситуации. Причем речь идет и о чисто тактических ситуациях, и об игровых в более широком смысле слова, с психологическим подтекстом. Наверное, редко в какой спортив­ной игре может так резко меняться ситуация: только что команда уве­ренно лидировала в счете, например, 10 : 2, а вскоре уже проигрывает 10 :14, и судьба партии и всего матча висит на волоске. В большинстве случаев волейболисты отличаются достаточно сильным характером, «си­лой Я». Специальное тестирование личности спортсменов показало (Ф.В.Кондратьев), что для волейболистов типичны добросовестность, наличие твердых внутренних убеждений, самодисциплина. По данным В.И.Секуна, у них выражено стремление к доминированию, т.е. к на­вязыванию своего мнения, своей воли другим. Наконец, А.М.Мухамедалиев определил, что у волейболистов более высокий уровень тревож­ности, чем у представителей других спортивных игр. Он объясняет это повышенным чувством личной ответственности за любую ошибку, в том числе и техническую, чего нет в других игровых видах спорта. Тре­вожность — это так называемая психодинамическая характеристика ха­рактера, а повышенная тревожность совсем не означает «слабости» ха­рактера. Как раз стойкость характера — отличительная сторона классно­го волейболиста. Канадский психолог Б.Огилви так определил призна­ки стойкости характера:

«Спортсмен может вынести грубое обращение, способен сильно не расстраиваться в случае проигрыша, плохой игры и резкого с ним обра­щения, может правильно воспринимать критику и не нуждается в осо­бой поддержке со стороны тренера». Все эти качества проявляются у лучших волейболистов.

Краткая психограмма волейбола помогает искать необходимые сред­ства общей и специальной психологической подготовки.

5.4.2. Общая психологическая подготовка

Общая психологическая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечи­вающим психологическую готовность человека к деятельности в экст­ремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состоя -

ний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию) посредством моделей:

натурных (тренажеры) и словесно-образных (способы применения тре­нажеров здесь не описываются).

Прежде чем говорить об универсальных приемах, обеспечивающих готовность спортсмена к эффективной соревновательной деятельнос­ти, необходимо представить, какое состояние благоприятствует такой деятельности, а какое — мешает. В общих чертах психическим состояни­ем называют целостную характеристику психической деятельности за конкретный период, связанную с определенной динамикой психичес­ких процессов и психофизиологических функций и отражающую реак­цию человека на возбужденное или заторможенное состояние, состоя­ние страха, уверенности в своих возможностях, радости, насторожен­ности, ярости и т.д.

В игровых видах спорта, как и во всех других, в которых большую роль играет тактика, принято различатьнапряженное состояние ( а в спорте значительное напряжение неизбежно) двух видов: 1) операцио­нальную напряженность, связанную с трудностями решения такти­ческих задач, 2) эмоциональную напряженность, связанную с отно­шением спортсмена к тем или иным ситуациям. Хотя они и взаимосвя­заны, но бывает, что спортсмен начинает игру с чрезмерной эмоцио­нальной напряженностью, но несколько удачных тактических ходов быстро снижают ее, а бывает, что в игре с не очень тактически слож­ным соперником судейские ошибки, обидные реплики тренера «выво­дят из себя» и портят всю игру.

В принципе психическая напряженность не только неизбежна, но и необходима: в спокойном состоянии эффективно играть нельзя. Но при длительном или сильном воздействии возбуждающих или затормажи­вающих воздействий наступает перенапряжение, неблагоприятное со­стояние. В англоязычной литературе состояние напряженности называ­ется стрессом (теперь этот термин стал привычным во всем мире), при­чем положительное напряжение называется эвстрессом, а отрицатель­ное — дистрессом.

Обычно стрессовая ситуация вызывает повышение уровня активи­зации, мобилизацию сил, однако может вызывать и дезорганизацию поведения и деятельности. Противодействие неблагоприятным стрессогенным фактором осуществляется специальным овладением приемами регуляции психического состояния.

Прежде всего в систему противодействий влиянию дистресса долж­но входить управление мотивацией спортсмена. У спортсмена мотива­ция проявляется прежде всего в уверенности в себе. Важно не столько повышение уровня спортивного мастерства, сколько формирование у

спортсмена уверенности в том, что его мастерство обеспечит высокий спортивный результат. Дело тренера — налаживать положительные от­ношения между спортсменами и надежную связь между ними и собой, стимулировать положительную самооценку спортсменов, сводить к минимуму любые факторы, вызывающие потерю уверенности в своих силах. Давно известно, что успех человек склонен объяснять внутрен­ними причинами («я сумел»), а неудачу — внешними («мне помеша­ли»). Как ни странно, в спорте такую особенность просто необходимо использовать при управлении мотивацией. Каждый малейший успех (удач­ный прием подачи в тренировке) надо использовать для повышения у спортсмена чувства уверенности в своих силах. Иное дело — неудача. Здесь, как считают психологи, должен быть принцип «50 : 50», т.е. при­мерно в половине случаев соглашаться со спортсменом, что в неудаче меньше всего виноват он, а в половине — подчеркивать его недостат­ки, но при этом сразу показывать пути исправления.

Английский психолог Б.Уайт ввел термин «мотивация эффектив­ности» и показал, что главное в ней —чувство компетентности, т.е. спорт­сменом движет сознание того, что он именно компетентен в своем виде спорта: владеет всеми нюансами техники и тактики, физически хорошо подготовлен и превосходит в чем-то большинство других. Это чувство узкое: связующего игрока интересует прежде всего, в чем он может превосходить связующих других команд. Это должен использо­вать тренер, выделял каждый мельчайших признак мастерства, по ко­торому данный спортсмен отличается от других представителей амп­луа. Даже материальные блага неосознанно оцениваются спортсменом как оценка собственной компетентности, иными словами, это как бы «гонорар за компетентность». И в зарубежный клуб можно попасть, будучи именно высоко — компетентным в своем виде спорта (или иметь явную перспективу достижения компетентности).

Общая психологическая подготовка напрямую связана и своспита­тельным процессом: применение любого педагогического средства толь­ко тогда полезно, когда тренер знает психологические особенности каж­дого своего подопечного (характер, темперамент, мотивацию занятий волейболом, волевые качества) и команды в целом (взаимосвязь раз­ных социальных микрогрупп, роль лидеров, наличие конкретных аут­сайдеров — «козлов отпущения»).

Спортивные психологи иногда говорят, что воспитание спортсмена высокого класса неизбежно должно включать в себя направленное фор­мирование определенных черт эгоизма (даже в спортивных играх). Дру­гое дело, что такие черты формируются сами по себе, но без управляю­щих воздействий. Талантливому спортсмену можно не бояться говорить «ты — талант»: если он достаточно умен, этим его не испортишь, а умственно недалекий человек едва ли добьется высоких результатов, по крайней мере в волейболе. Такое постоянное напоминание способ­ствует формированию у спортсмена как бы «психической защиты» про-

тив неблагоприятных жизненных ситуаций. К тому же такое внушение, если его конкретизировать, указывает пути формирования специаль­ных способностей: например, отмечая, что у спортсмена выдающаяся прыгучесть, тренер одновременно подталкивает спортсмена на посто­янную работу над совершенствованием этого качества. Настоящий про­фессионал не удовлетворяется высоким уровнем своей способности («за­чем над ней работать — она у меня и так налицо»), а наоборот стремит­ся повысить ее, чтобы максимально использовать свое преимущество над соперниками. Внушение типа «ты талант», «ты незаурядный чело­век» распространяется не только на процесс совершенствования специ­альных способностей, но и на регуляцию текущих состояний: незау­рядной личности нечего бояться давления прессы, замкнутого простран­ства тренировочных сборов, недружелюбных фанатов, необъективного судейства и т.д. Помогает такой регуляции и анализ проделанной рабо­ты за определенный период времени («мы сделали все, что планирова­ли и что необходимо для высокого результата»). Это — тоже психологи­ческая защита и элемент общей психологической подготовки.

Общая психологическая подготовка в качестве основных своих раз­делов содержит управлениепсихическим состоянием спортсмена, даже безотносительно к специфике спортивной деятельности. Управляя со­стоянием, мы формируем свойства личности. Если спортсмен постоян­но находится в тревожном ожидании предстоящих соревнований, по­степенно это станет привычным состоянием и перерастает в устойчи­вую черту личности, которая называется личностной тревожностью. Постоянная неконтролируемая агрессивность становится со временем чертой личности, а с этим трудно справиться.

Известный спортивный психолог Г.Д.Горбунов писал, что общая психологическая подготовка представляет собой процесс развития свойств личности посредством систематического управления психическим со­стоянием. Целенаправленная и достаточно продолжительная общая пси­хологическая подготовка приводит к тому, что необходимость управле­ния спортсменом извне становится все меньше и меньше. Усовершен­ствованная система саморегуляции позволяет спортсмену успешно уп­равлять собой в условиях все возрастающих психических и физических напряжений и перенапряжений, благодаря чему появляется возмож­ность в полной мере раскрыть свою мышечную, функциональную и интеллектуальную подготовленность.

Существуют приемыпсихической регуляции (чаще всего — саморе­гуляции), которые не зависят от особенностей вида спорта и подходят, например, для снятия перенапряжения в любом случае. Прежде чем приступать к овладеванию приемами такой саморегуляции, необходи­мо знать признаки неблагоприятного психического состояния. При всем разнообразии индивидуальных вариантов таких признаков их делят на две основные группы: признаки соматической и когнитивной тревож­ности. Наиболее типичные для первой группы:

— ощущение сердцебиения;

— сухость во рту;

— частая зевота;

— неприятные ощущения в желудке, жидкий стул, частые позывы к мочеиспусканию;

— влажные ладони и ступни;

— изменение голоса («хриплый»);

— дрожание мышц, тремор;

— покраснение кожи, особенно лица («вазомоторика»);

— ощущение утомления уже в начале разминки.

Соматическая тревожность не очень страшна и часто снимается хо­рошей разминкой. Больше того, многие спортсмены не могут эффек­тивно действовать, пока не испытывают предстартовой соматической тревожности. И при ее появлении сразу вспоминают, как успешно дей­ствовали именно в таком состоянии. Всегда можно внушить, что сома­тическая тревожность — хорошая исходная позиции для формирования нужного настроя на победу: без сильного возбужд<

Наши рекомендации