Этапы, задачи, методики коррекционно-логопедической работы с детьми с синдромом Дауна.
Основные параметры логопедической работы | Задачи коррекционно - логопедической работы | Методики, программы коррекционно –логопедической работы |
Восприятие речи | Ø умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят; Ø умение реагировать на жесты и выполнять простые указания; Ø умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно; Ø умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия; Ø умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета; Ø умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета. | - Программа «Учимся говорить» (55 способов общения с неговорящим ребёнком). Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. - Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Крепенчук О.И., ВоровьёваТ.А. |
Звукопроизношение | Ø подготовка переферического отдела артикуляционного аппарата к постановке звуков; Ø постановка и начало автоматизации дефектно произносимых звуков; Ø автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков; Ø включение исправленных звуков в речевое общение ребёнка. | - Программа по коррекции произношения звуков. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Крепенчук О.И., ВоровьёваТ.А. - Логопедическая программа по коррекции звукопроизношения («Р», «Р`»). Разраб-к Гуменная С.В |
Фонематический слух | Ø формирование внимания к неречевым звукам; Ø развитие слухового внимания на материале речевых звуков; Ø развитие речевого внимания; Ø воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции; Ø выделение звука на фоне слова; Ø придумывание слов на заданный звук. | - Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - Дурова Н.В - Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры» Раздел: Фонематика. |
Просодика | Ø воспитание правильного речевого дыхания; Ø воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания; Ø обучение ритмической выразительной речи. | - Логопедический тренажер «Дэльфа –142» (Москва, 2002) Разделы: - коррекция речевого дыхания (упражнения «Задуй свечку», «Чашка чая», «Бабочка», Сказочный замок», «Елочка», «Репка»); - коррекция силы голоса («Колобок», «Бегемотик»). - Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры». Раздел: Просодические компоненты устной речи. |
Лексика | Ø формирование умения называть имена детей и членов семьи; Ø называть предметы (картинки) по лексическим темам; Ø формирование глагольного словаря; Ø пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить, потрогать, увидеть, услышать; Ø договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре); Ø расширение, уточнение и активизация импрессивного и экспрессивного словарей; Ø закрепление обобщающих понятий. | - Система коррекции ОНР. Ткаченко Т.А. - Специальная программа по успешному овладению грамотой и выразительной речью. Светлова И.Е - Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры». Раздел: Лексика (слова, словосочетания, валентность) |
Грамматика | Ø развитие словоизменения; Ø преобразование грамматических категорий; Ø отработка падежных окончаний существительных; Ø согласование частей речи в роде, числе и падеже; Ø согласование числительных с существительными; Ø отработка практическим путём навыков построения предложений; Ø отработка употребления простых и сложных предлогов Ø развитие словообразования. | - Специальная программа по успешному овладению грамотой и выразительной речью. Светлова И.Е - Программа по подготовке к школе детей с ЗПР. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д. - Программа по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. Парамонова Л.Г. - Программа по обучению грамоте дошкольников. Юрчишина В.Д. - Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Ушакова О.С. - Логопедический тренажер «Дэльфа –142» (Москва, 2002) Разделы: - формирование лексико-грамматической стороны речи («Сортировка слов с пропущенными буквами», «Конструктор», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Антонимы», «Найди имя существительное» (глагол, прилагательное, ), «Выбери форму слова», «Вставь союз, предлог, предложение», «Составь предложение»). |
Работа над слоговой структурой слова | Ø работа над слоговой структурой двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов; Ø работа над слоговой структурой одно и двусложных слов с закрытым слогом. Ø формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога. | - Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. ВоровьёваТ.А. - Коррекционно-логопедическая программа для детей с общим недоразвитием речи. Разработчик Гуменная С.В. |
Развитие общей и мелкой моторики | Ø развитие навыков самообслуживания; Ø развитие мелкой моторики с развитием осязательного восприятия (щупать предметы); Ø развитие координации слова с движением; Ø развитие зрительно-двигательной координации (соединение линий в рисунке); Ø формирование графомоторных навыков письма. | - Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. ВоровьёваТ.А. - Коррекционная программа со школьниками с НОНР. Кобзарева Л.Г - Программа по обучению письму детей с проблемами в развитии. Воронская Т.Ф - Программа по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. Парамонова Л.Г. - Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Журова Н.С, Мастюкова Е.М. - Речь и моторика. Соколова Ю. - Логоритмическая программа для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Разработчик Гуменная С.В, Маркова Е.И. |
Развитие связной речи | Ø учить отвечать на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; Ø учить повторять за взрослым рассказ из 3-4 предложений; Ø учить самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору сюжетных картинок, передавать хорошо знакомые события; Ø участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок; Ø развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения; Ø совершенствовать диалогическую и монологическую речи. | - Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Ушакова О.С - Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. Нападовская В.Л. - Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Журова Н.С, Мастюкова Е.М. - Программа «Изучаем обучая» Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. |
Таблица №2.
Перспективный план коррекционно-логопедических занятий для детей с синдромом Дауна с общим недоразвитием речи II уровня.
Месяцы, недели | Тема занятий | Программное содержание индивидуальных занятий | |
Словарная работа, грамматический строй и связная речь | Произношение звуков | ||
Октябрь I неделя | «Овощи» | 1.Существительные, прилагательные, глаголы по теме. 2. Существительные в ед.ч., мн.ч. Прилагательные в ед.ч., мн.ч. Глаголы (повелительное наклонение глагола «хотеть»). 3. И.п. существительных (ед.ч., мн.ч.). «Один-много». 4. Обобщающие слова, группировки. 5. Составление предложений. 6. Показ и рассматривание предмета, демонстрация и называние предмета. 7. Упражнение на развитие логического мышления (Что ты видел? Где ты видел?). | Звук «У». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука (гласный). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «У» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Повтор простых предложений по теме за логопедом. |
II неделя | «Фрукты» | 1. Существительные, прилагательные, глаголы по теме 2. И.п. существительных (ед.ч., мн.ч.). «Один-много». Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч.). 4. Глаголы (повелительное наклонение). 5. Наречие (вкусно, кисло). 6. Обобщающие слова, группировки. 7. Показ предмета и активные действия с ним. | Звук «А». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука (гласный). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «А» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
III неделя | «Грибы» | 1. Накопление словаря по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р., ед. ч.). 4. Д.п. сущ. ед.ч. (без предлога). 5.Упражнение на развитие логического мышления (Отгадай, что взял Петрушка?»). 6. Составление предложений типа « Дети собирают грибы». 7. Создание воображаемых ситуаций. | Звук «И». Ø Артикуляция звука, Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «И» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений со словами на звук «И». |
IV неделя | «Осень» (деревья, кустарники) | 1.Словарь по теме. 2. Р.п. существительных в ед.ч., мн.ч. («Один-много»). 3. Упражнение на развитие логического мышления (Отгадай, что взял Петрушка?»). 5. Осенние месяцы. 6. Составление предложений типа «Мальчик собирает жёлтые листья». 7. Создание воображаемых ситуаций. | Звуки «А-У-И». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «А-У-И» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
Ноябрь I неделя | «Домашние птицы» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. П.п. существительных ед.ч. 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 4. Упражнение на развитие логического мышления «Что взять мальчику (девочке)?». 5. Образование глаголов от звукоподражаний. 6. Упражнение, направленное на формирование диалогической речи. Дидактическая игра «Найди пару». 7. Составление предложений типа «Бабушка кормит большого петуха». | Звук «О». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звука «О» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
II неделя | «Птицы (лесные) перелётные» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА» (В.п.) 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Местоимения «Я, ТЫ, МЫ». 6. Упражнение, направленное на формирование диалогической речи. Дидактическая игра «Найди пару». 7. Составление предложений типа «Ночная сова ловит мышей». | Звуки «О-У-А». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «О» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «О», «У». Выделение из ряда звуков А, У, О, П, Т, К, М, Н, Ф. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
III неделя | «Домашние животные и их детёныши» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА» (В.п.) 4. Притяжательные прилагательные (Чей? Чьи?) ед.ч. (ж.р., м.р.) 5. Местоимения «ОН, ОНА, ОНИ». 6. Формирование диалогической речи. Дидактическая игра «У кого? У меня!» 7. Дидактическая игра «Повтори» (звукопроизношение). | Звуки «П, Пь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «П», «Пь». Ø Образование прямых слогов с гласными звуками «А, О, У, И». Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
IV неделя | «Дикие животные и их детёныши» | 1.Словарь по теме. 2.Притяжательные прилагательные ( Чей? Чьи?) ед.ч. (ж.р., м.р.). 3. Предлог « НА» (П.п.) 4. «Кто что делает?» (Д.п.). Накопление глагольного словаря. 5. Формирование диалогической речи. 6. Дидактическая игра «Какая игрушка появилась?». 7. Составление предложений типа «Хитрая лиса ловит трусливого зайца». | Звуки «Б, Бь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «Б, Бь». Ø Образование прямых слогов с гласными звуками «А, О, У, И». Ø Составление предложений из 3-5слов. |
Декабрь I неделя | «Рыбы» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА», «ПОД» (В.п.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч.). 5. Упражнение на развитие логического мышления. « Какая рыбка приплыла?». 6. Дидактическая игра «Что умеет делать рыба?» 7. Составление предложений типа «Добрый мальчик дал вкусный корм». | Звуки «П-Б, Пь-Бь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слова». Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
II неделя | «Зима» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. 3. Предлоги «НА», «У», «ПОД». 4. Образование однокоренных слов (снег – снежинка, снежный и т.п.). 5. Упражнение на развитие логического мышления «Что можно делать зимой?». 6. Формирование диалогической речи. 7. Составление предложений типа «Белый, пушистый, мягкий снег». | Звуки «Ф, Фь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай звуки». Ø Дидактическая игра «Поймай слоги». Ø Отобрать картинки на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
III неделя | «Зимние развлечения» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог « НА», «У», «ПОД» (В.п.). 3. Обобщающее слово. 4. Д.п. существительные ед.ч. с предлогом «К». 5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». 6. Составление распространённых предложений (Какой? Чей? Как?). 7. «Когда мы это делаем?» (развитие логического мышления). | Звуки «В, Вь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай нужный слог». Ø Отбери картинки на нужный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
IV неделя | «Новогодняя ёлка» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог « ЗА» (Т.п.). 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р.,м.р., ед.ч., мн.ч). 5. Составление распространённых предложений (Какой? Чей? Как?). 6. Формирование диалогической речи. | Звуки «Ф-В, Фь-Вь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Поймай слоги. Ø Отбери картинки на заданные звуки. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
Январь I неделя | «Семья» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. Обобщающая группировка. 3. Предлог « ОТ» (Р.п.) 4. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 5. Распространение предложений по вопросам (Какой? Чей? Как?). 6. Формирование диалогической речи. 7. «Когда мы это делаем?» (развитие логического мышления). | Звуки «К, Кь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра « Поймай звуки». Ø «Повтори слоги». Ø Убери лишнюю картинку. Ø Составление предложений из 3-5 слов со словами по теме. |
II неделя | «Дом и его части» | 1.Словарь по теме. 2. Предлоги « НА», «У», «ПОД», «К», «ЗА», «ОТ». 3. Существительные в ед., мн.ч. 4. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «А». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Г, Гь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Запомни картинку на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
III неделя | «Мебель» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. Обобщающая группировка. 3. Существительные в ед., мн.ч. 4. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «А». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «К-Г, Кь-Гь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай нужный звук». Ø Скажи наоборот (прямые, обратные слоги): КА-АК, ГА-АГ, КИ-ИКЬ, ГИ-ГИТЬ. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
Февраль I неделя | «Человек и части его тела» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог «ПО» (Д.п.) 3. Дидактическая игра « Когда мы это делаем?» 4.Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р.,м.р.,ед.ч.). 5. Согласование числительного с существительным. 6. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «потому что» (по типу рассуждения). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звук «Э». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделение звука «Э» из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Дидактическая игра «Повтори слова со звуком «Э» (в начале слова). |
II неделя | «Продукты питания» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Р.п. существительного ед. с предлогом «ПОСЛЕ». 4. Относительные прилагательные (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Сложносочинённые предложения с союзным словом «если» (по типу рассуждения). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звук «Ы». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделение звука «Ы» из ряда звуков. Ø «Скажи наоборот» (прямые, обратные слоги). Ø Выбери картинки на звук «Ы». |
III неделя | «Посуда» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Относительные прилагательные (ед.ч., мн.ч.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ед.ч., мн.ч.). 5. Сложноподчинённые предложения с союзным словом «чтобы». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «А-Э, Ы-И». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги, слова». |
IV неделя | «Одежда» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Р.п. с предлогами «До», «Вместе». 4. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 5. Составление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений . 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Т, Ть». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Запомни картинку на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
Март I неделя | «Обувь» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Д.п. существительных с предлогом «ПО». 3. Относительные прилагательные ( ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Составление сложноподчинённых предложения с союзными словами «ТОГДА», «КОГДА» (тип рассуждений). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Д-Дь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звук из ряда звуков. Ø Повтори прямые, обратные слоги.. Ø Называть слова со звуками «Д-Дь» в начале слов. |
II неделя | «Весна» | 1.Словарь по теме. 2. Дидактическая игра «Кому что надо?». 3. Повелительное наклонение глаголов «Беги!», «Поезжай!» 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 5. Подбор родственных слов. 6. Обучение рассказыванию. Составление предложений по действиям детей и объединение их в небольшой рассказ. | Звуки «Т-Д, Ть-Дь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Поймай слоги» (прямые, обратные). Ø Называть слова со звуками «Т-Д, Ть-Дь». |
III неделя | «Весна. 8 Марта» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть» (хочу. Хотеть, хотим). 3. Дидактическая игра «Кому что?» ( профессии мамы, бабушки и др. женщин). 4. Относительные прилагательные (ед.ч., мн.ч., ж.р.. м.р.) 5. Родственные слова (ж.р., м.р., ед.ч.). 6. Обучение рассказыванию. Составление предложений по действиям детей и объединение их в небольшой рассказ. | Звуки «М-Мь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Поймай слоги» (прямые, обратные). Ø Называть слова со звуками «Т-Д, Ть-Дь». |
IV неделя | «Город (улица)» | 1.Словарь по теме. 2. Сравнение города с деревней (дачей). 3. Относительные прилагательные (ед.ч., ж.р., м.р.) 4. Глаголы в повелительном наклонении: «Поезжай!», «Иди!», «Стой!», «Беги!». 5. Предлоги «НА, В, ПОД». 6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Звуки «Н-Нь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуками. Ø Называть слова со звуками «Н-Нь». |
Апрель I неделя | «Игрушки» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «У, К, ЗА». 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 6. Отгадывание загадок. 7. Составление рассказов по 2-3 сюжетным картинкам. | Звуки «М-Н, Мь-Нь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуками. Ø Называть слова со звуками «Н-Нь». |
II неделя | «Транспорт» (наземный, водный) | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «ОТ, ПО, ДО». 4. Дидактическая игра « Собери машину (лодку) из частей». 5. Отгадывание загадок. 7. Составление рассказов, носящих цепной характер (по серии сюжетных картинок). | Звуки «С-Сь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять из ряда звуков. Ø Образовывать обратные слоги, отбирать картинки со звуком «С» в начале слова. |
III неделя | «Транспорт» (воздушный) | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «ПОСЛЕ», «ВМЕСТО». 4. Дидактическая игра « Собери самолёт (вертолёт) из частей». 5. Отгадывание загадок. 6. Запоминание предложений по опорным картинкам и восстановление всего текста по опорным картинкам. | Звуки «З-Зь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Образовывать обратные слоги, отбирать картинки со звуком «З» в начале слова. Ø Выделять звуки в начале слова. |
IV неделя | «Профессии» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «В», «У». 4. Родственные слова. 5. Заучивание стихов, загадок. 6. Дидактическая игра « Кто что делает?». 7. Запоминание и восстановление текстов из 3-4 предложений с опорой на картинку, вопросы и план. | Звуки «Л-Ль». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять из ряда звуков. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Повторение: Обрабатывать обратные слоги, выделять звуки «Л-Ль» в начале слова. |
Май I неделя | «Цветущие растения» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть», (хочу, хотеть, хочет, хочешь). 3. Подбор прилагательных к существительному. 4. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». 5. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на картинку. | Звук «Ч». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Выделять звуки в начале слов. |
II неделя | « Комнатные растения» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть», (хочу, хотеть, хочет, хочешь). 3. Подбор прилагательных к существительному. 4. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». 5. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на картинку | Звук «Ш». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Отбирать картинки со звуком «Ш» в начале слова. |
III неделя | «Насекомые» | 1.Словарь по теме. 2. Существительные с числительными от1до 5. 3. Дидактическая игра «Кто (что) летает? Кто ползает?». 5.Заучивание стихов, загадок. 6. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на схему. | Звук «Ж». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звук «Ж» из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуком «Ж» в начале (звуковые схемы) слова. |
Целенаправленная логопедическая работа способна помочь большинству детей с синдромом Дауна овладеть вербальными средствами коммуникации, но наиболее эффективным считается раннее вмешательство логопедического воздействия в процесс развития ребёнка.
Приложения программы коррекционно-логопедической реабилитации детей с синдромом Дауна:
· Приложение № 2 «Дыхательная гимнастика».
· Приложение№ 3 «Пальчиковый игротренинг».
· Приложение № 4 «Дыхательная гимнастика».
· Приложение № 5 «Комплексы артикуляционных гимнастик».
· Приложение № 6 « Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов».
В приложениях описываются простые и доступные упражнения, которые можно выполнять с малышом с синдромом Дауна с самого рождения в процессе режимных моментов, игр, занятий.