Цели, задачи, основные принципы комплексной программы реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей.
Цель данной программы:создание системы комплексной помощи в реабилитации и социальной адаптации семьям с детьми, с синдромом Дауна.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Получение полной информации об уровне развития каждого ребёнка с синдромом Дауна и выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
2. Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье, переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания, коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских);
3. Совершенствование системы абилитационных и реабилитационных мероприятий, позволяющей детям с синдромом Дауна компенсировать нарушенные психические функции и способствовать успешной социальной адаптации ребенка.
4. Формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).
5. Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению различных мероприятий (мастер-классов, развлекательных мероприятий) для детей с синдромом Дауна и их родителей.
Принципы построения данной программы:
1.Доступность предлагаемого материала, соответствующего индивидуальным особенностям детей.
2. Систематичность, последовательность в проведении коррекционной работы (от простого к сложному).
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
4. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна.
5. Взаимосвязь с игровой деятельностью.
6. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации (Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами).
7. Деятельностный подход (Процессы профилактики, коррекции должны проходить в тех видах деятельности, которые доступны детям).
8. Принцип субъектности (Активное привлечение ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком).
Реализация данных принципов позволяет создать оптимальные условия для организации и проведении коррекционно-развивающих занятий, мероприятий для детей с синдромом Дауна и их родителей.
Используются следующие методы и приёмы:
По источнику знаний:
Ø словесные – беседа, эвристическая беседа, беседа-игра, проблемный вопрос, обсуждение, рассказ, пояснение действия при выполнении;
Ø наглядные – показ игрушки, демонстрация иллюстрации, схемы, серии сюжетных картин; дидактический материал; показ приёмов исполнения; использование образцов;
Ø практические – заполнение схем, дидактические игры, работа с книгой, практическая работа.
По характеру познавательной деятельности:
Ø репродуктивные: ответы на элементарные вопросы, выполнение упражнений по образцу.
Ø частично-поисковые: ответы на проблемные вопросы, использование полученных ранее знаний в новой ситуации, освоение знаний в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Ø творческие: образно-пластическое перевоплощение.
Стимулирующие методы:
Ø поощрение, подчеркивание достижений, мотивация участия, ситуация успеха, занимательность информации, предоставление роли ведущего.
В комплексной программе по реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей данные методы применяются на пределе возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития».
Основные формы комплексной реабилитации:
1. Диагностическое обследование.
2. Индивидуальные занятия со специалистами.
3. Фронтальные занятия.
4. Интегрированные занятия.
5. Логоритмические занятия.
6. Работа с родителями.
7. Культурно-массовые мероприятия.
Специалисты используют нетрадиционные формы проведения занятий, которые предоставляют детям возможность свободно размещаться на занятиях (в кругу, полукругом, около логопеда, психолога и т. д.). Это способствует повышению продуктивности реабилитационных занятий.
Режим
1 раз в неделю (суббота), продолжительность еженедельных встреч составляет 2 – 2,5ч.
14.00—16.00 — занятия со специалистами.
16.00—16.30 — проведение совместных с родителями мероприятий.
Индивидуальная работа специалистов с ребенком проходит по согласованному графику. Длительность индивидуальных занятий (15-30 минут) будет зависеть от индивидуальных особенностей детей с синдромом Дауна и от их возможностей. Длительность занятий фронтальных занятий – 40-50 мин.
Диагностика детей проводится в три этапа: сентябрь, январь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого ребёнка. Не зная особенностей развития детей, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения педагога и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.
Система работы с родителями
(в структуре этой системы - изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с РЦДПОВ «Надежда», образовательные запросы родителей)):
· Педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и групповые консультации, лекции, практические занятия, «круглые столы»).
· Информирование родителей о состоянии и перспективах работы клуба «Радуга надежды» через групповые собрания, конференции.
· Включение родителей в реабилитационный процесс (привлечение родителей к участию на занятиях, мероприятиях, демонстрация личностных достижений детей).
· Проведение психологических консультаций с родителями в зависимости от заявленной проблемы.
· Оформление стенда для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна.
· Распространение буклетов для родителей.
· Создание папки «Шпаргалки для родителей»:статьи, список литературы об особенностях содействия развитию детей с синдромом Дауна (Приложение №1).
· Организация помощи молодым родителям (родитель-родителю).
КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· Создание семейного клуба «Радуга Надежда» как средства сплочения родителей детей с синдромом Дауна в системе комплексной реабилитационной помощи для решения их проблем.
· Дифференцированноеобследование семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
· Разработка индивидуальной программы и составление коррекционного маршрута.
· Проведение коррекционно-развивающих занятий согласно разработанным индивидуальным программам - по 24 занятия у каждого из специалистов (логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по ФК и социального педагога) для 40 детей – всего 3000 услуг.
· Реализация программы по логоритмике – 24 занятия.
· Реализация программы социальной адаптации «Круг» - 10 занятий.
· Индивидуальные и групповые консультации для родителей – не менее 300 консультаций.
· Проведение информационно-практических семинаров, тренингов, мастер-классов по использованию реабилитационных технологий в условиях семейного воспитания – 5 занятий, общий обхват – 46 родителей.
· Обучающие лекции, направленные на формирование моделей поддержки и обучения родителей детей с нарушениями интеллекта, взаимоотношений детей и родителей, детей и окружающей среды – 5 занятий.
· Разработка и издание информационных, методических и справочных материалов для родителей, воспитывающих детей-инвалидов с синдромом Дауна – 5 выпусков по 40 штук (будут распространены во время проведения клуба, а так же представлены на стендах отделения).
· Повышение уровня интеллектуального, речевого развитие ребенка синдромом Дауна на индивидуальных, групповых, интегрированных занятиях.
· Создание условий для развития личности ребенка синдромом Дауна и его креативных способностей.
· Создание оптимальной нагрузки на коррекционно-развивающих занятиях (применение здоровьесберегающих технологий) на ребенка с целью защиты его от переутомления.
· Наличие полноценного наглядно-дидактического, технического инструментария.
· Организация и обеспечение игрового пространства для семей с детьми с синдромом Дауна.
· Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной - развивающей помощи детям с синдромом Дауна.
· Создание информационного стенда «Радуга Надежды» (1 шт.). Информирование об деятельности семейного клуба «Радуга Надежды».
· Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению развлекательных и познавательных мероприятий для детей с синдромом Дауна (не менее 18 студентов-волонтёров).
· Проведение еженедельных совместных досуговых мероприятий для семей и детей с синдромом Дауна «В субботу мы вместе».
Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной - развивающей помощи детям с синдромом Дауна (25семей).
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их индивидуальные особенности.
Кадры.
1. Логопед.
2. Педагог-психолог.
3. Музыкальный педагог.
4. Инструктор по физической культуре.
5. Специалист по социальной работе.
Условия.
1. Логопедический кабинет.
2. Кабинет психолога.
3. Спортивный зал.
4. Музыкальный зал.
Раздел № 3