Ходит челюсть вверх и вниз —
У неё такой круиз.
Цель:
Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» (№ 40), выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
Кучер»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!»
Цель:
Отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание:
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
Обратите внимание!
Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.
Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотри,
К зубкам верхним изнутри.
Цель:
Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка» (№ 32).
2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».
Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник —
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок
Цель:
Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание:
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.
Маятник»
Влево - вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель:
Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.
Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперёд:
Как же он не устаёт?
Цель:
Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание:
Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).
Обратите внимание!
Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.
Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок — назад - вперёд.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
Цель:
Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.
Описание:
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
Обратите внимание!
Кончик языка загибается кверху.
Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнётся мой язык —
Артист!
Цель:
Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
Обратите внимание!
Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его — и вот:
«Ы» тяну — и к нам идёт
Белый-белый пароход.
Цель:
Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание:
Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход гудит»).
Обратите внимание!
1. Тёплый воздух выходит по бокам.
2. Если при пропевании звука «ы» получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.
Гигиенический сертификат № 78.01.07.953.П.002499.05.04 от 20.05.04
Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна Анатольевна
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Артикуляционная гимнастика
Редактор Ф. Салимжанова
Художник 3. Смирнова
Обложка М. Цветкова, 3. Смирнова
Корректоры Е. Караванова, Н. Андрианова
Верстка А. Пученкина
Подписано в печать 16.08.2004. Формат 84 х 1О8'/|6. Печать офсетная. Гарнитура Прагматика. Усл. печ. л. 6,72. Тираж 10 000 экз. Заказ №738.
ООО «Издательский Дом „Литера"» 192131, Санкт-Петербург, Ивановская ул., 24.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ИПК «Лениздат»
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.