Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык —
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка: —
Эй, какая там погодка?
Цель:
Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки — уздечки (при её укорочении).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы неподвижны.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель:
Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.
Описание:
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.
Обратите внимание!
1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).
2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.
Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык —
Из зеркала смотрит
Мартышкин двойник.
Цель:Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
Обратите внимание!
Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, вы можете провести между нижней губой и нижними зубами соской на шпателе, указывая то место, куда необходимо «спрятать» язык.
Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык —
Бульдог уступать никому не привык.
Цель:
Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Обратите внимание!
Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.
Прятки»
(Чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог —
Всех покажет язычок.
Цель:
Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).
Описание:
Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог» (№ 11 и 12).
Обратите внимание!
Двигается только язык. Старайтесь избегать дополнительных движений (не морщите нос, не хмурьтесь).
Хомяк»
Языком давить стараюсь,
В щёку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель:
Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
Описание:
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Обратите внимание!
1. Рот закрыт.
2. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то можно:
а) имитировать движение языка соской, надетой на шпатель. Ввести соску в рот и сделать упор с внутренней стороны сначала в одну, а затем в другую щёку;
б) контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.
Кружок»
Мой язык совсем не глуп —
Ходит кругом возле губ.
Цель:
Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.
Описание:
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Обратите внимание!
1. Если ребёнку трудно выполнить данное упражнение, то нужно повторить
упражнение: «Обезьянка» (№ 11), «Бульдог» (№ 12), «Прятки» (№ 13), «Хомяк» (№ 14).
2. Можно помочь ребёнку, очертив соской круг с внутренней стороны щёк и губ.
3. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.