Дидактический материал для индивидуальной речевой
работы с детьми.......................................................................................23
Закрепляем произношение твердого звука [г]и мягко
го звука [г'] ........................................................................................ 23
Закрепляем произношение твердого звука [х]и мягко
го звука [х']...........................................................................................51
Говорите правильно............................................................................ 78
Вместо заключения.................................................................................. 79
ВВЕДЕНИЕ
АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ
Логопедическую тетрадь можно использовать в работе с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нечеткую дикцию, для общего речевого развития, обогащения словарного запаса, подготовки к звукобуквенному и слоговому анализу, профилактики школьной неуспеваемости по русскому языку.
Перед вами пособие, которое пригодится для работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей. Тетрадь можно использовать для общего развития речи, формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамоте. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся.
Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается значительно редко. Они составляют у детей 5—9 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков от 2 до 3 лет. Встречаются такие виды дефектов произношения [к], [г], [х] и мягких фонем: вместо [к] слышится гортанный щелчок, при произношении [г] к шуму при щелчке добавляется голос, при произношении [х] слышится гортан-
ный шум. Второй вид нарушения — это случай замены заднеязычных звуков [к], [г], [х] переднеязычными [т], [д]. Дети говорят: «Молтовта, тапуста, талова (морковка, капуста, корова)».
Третий вид нарушения характеризуется заменой [к] на фрикативный [х], [г] — на южнорусский [г], [х] — иногда на [с]: «хапуста», «слеп» (капуста, хлеб).
Искаженное звукопроизношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеиваются, взрослые часто делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок начинает стесняться участвовать в праздниках, рассказывать стихотворения, общаться с детьми и взрослыми, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других — достаточно после консультации логопеда занятий ребенка с воспитателем, учителем или родителями. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие виды деятельности, повышающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.
Используя наше пособие, вы сможете применить разнообразные приемы: называние картинок, исключение неподходящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, дого-варивание слов, проговаривание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, составление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием,
элементы логоритмики, исключение неподходящего по звуковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.
В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражнения для отработки основных движений органов речи, подготовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызывания или постановки звуков, так как их должны использовать логопеды. Воспитатели и родители могут достичь успеха в результате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного артикуляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произношения звука по подражанию.
АВТОР СОВЕТУЕТ
Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
В работе с тетрадью по развитию речи необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от задания к заданию, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении вы сможете развить внимание, память, мыслительные действия, выработать умение отличать правильное произношение от
дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.
К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетради и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.
Развитие речевого слуха проводится в форме игры и занимательных упражнений, дидактический материал предлагается с постепенным усложнением. От анализа неречевых звуков (звуков города, природы, дома, магазина) дети переходят к размещению слов, близких по звучанию, типа: гора — пора, луг — лук, а затем к дифференциации слогов и отдельных звуков. Дети учатся различать фонемы родного языка, начиная с гласных звуков, овладевают первыми лингвистическими понятиями: «звук», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Задания по звукослоговому анализу и синтезу развивают не только языковое чувство у ребенка, но и его умственные способности.
Образец звукового анализа слова:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)
ГИМНАСТИКА
На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут. Не следует предлагать детям более 2—3 упражнений. Артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.
Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— рассказ о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);
— показ упражнения;
— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
— проверка правильности выполнения, указание на ошиб
ку;
— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В начале работы может быть напряженность движений
языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения станут свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида обще-развивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз, координации, хорошей переключа-емости.
Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной сказочной форме. В сказке о Веселом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребенок подмечает недостатки и называет ошибки.
сказка
о Веселом Язычке
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Тот лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.