Готовим детей к звуковому анализу слов
Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и неприятных... Пение птиц и рокот машины, стрекотание насекомых и грохотание грома, журчание ручейка и голоса животных и птиц, звуки шумной улицы и музыкальные звуки... Вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.
Позанимайтесь с детьми дома и во время прогулки, посещения магазина, зоопарка, цирка... Учите их сосредотачиваться, не только слушать, но и слышать, различать, определять разнообразные звуки природы, шумного города, дома, магазина, звуки тишины.
Прислушайтесь к речи окружающих людей. Она состоит из множества слов, а слова — из разнообразных звуков. Одни звуки можно произносить протяжно, даже петь.
Послушайте и назовите гласные звуки. |
Заблудившаяся в лесу Машенька зовет подружек: «А-У!»
Есть слова короткие: мак, ком, сок. Есть слова длин- ные: жеребенок, экскаватор, канарейка. Слово мож- но произнести по частям — по слогам: маки; ко-зы;
куры.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Часть слова — слог— будем обозначать дугой
Перед вами слоговые схемы слов. Подберите слова к схемам.
Эффективные приемы работы над слоговой структурой слова: отстукивание, прохлопывание, «прошагивание» слов.
ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА [К]. УЧИМ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ
Произнесите несколько раз слоги со звуком [к].
Произнесите столько раз слог -ка-, сколько услышите хлопков.
Произнесите столько раз слог -ку-, сколько фишек (палочек) нарисовано.
Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблюдая ударение.
Сколько звуков в слоге? Послушайте, повторите за взрослым и ответьте на вопрос.
КА- КУ- АК- ОК-
Какой первый звук? Какой второй звук? Какие звуки можно тянуть, пропеть?
{Пропеть и тянуть можно гласные звуки: [а], [о], [у],[ы], [и], [э].)
Назовите гласные звуки в звукоподражаниях.КО-КО-КО КУ-КУ КАР-КАР КУР-ЛЫ
Приготовьте синюю и красную фишки. Синей фишкой обозначьте твердый согласный [к], а красной — гласный звук.
Проверьте себя
коко-коко ко-кококо кококо-ко ко-ко
Правильно произнесите [к] в словах.
Кот, кум, ком, кони, козы, куры, кофе, Катя, Коля, кухня, купол, кузов, касса, калина, каша, кожа, канат, карась, калач, какао, камыш, канал, кабан, комар, компот, калина, кабина, карамель, качели, кашель, колено, колесо, катушка, кастрюля, комок, ковер, ковш, колодец, комната, колокол, комар, капкан, капрон, капуста, капюшон, карман, картофель, карусель, конверт, копье, конфета, концерт, коньки, копейка, копна, каблук, кабинет, капитан, корабль, корень, корыто, космос, костер, костюм, косынка, котенок, кочан, кошелек, кувшин.
Назовите картинки. |
Проверьте себя: кот, курица, касса, кувшин.
Где слышится звук [к]в словах кот, курица, касса, кувшин?(Б начале слова.)
Вспомните и назовите слова со звуком [к]в начале слова.
Стихотворение А. Барто напомнит вам голоса животных и птиц. Догадайтесь и назовите, кто голос подает.
КТО КАК КРИЧИТ
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Ко-ко-ко. Мур-муррр!
Пугаю кур.
Ква-ква-ква. Ам-ам!
Кто там?
Ку-ку, ку-ку. Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Кря-кря-кря. Му-му-у!
Молока кому?
(А. Барто)
Проверьте себя: петушок, курица, кошка, собачка, утка, корова, кукушка, лягушка.
Правильно произнесите [к] в словах.
Мак, бак, сок, сук, цирк, танк, блеск, веник, воск, тюбик, каток, комок, замок, рынок, ролик, человек, мотылек, бантик, ручеек, домик, колобок, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок.
Каким звуком эти слова оканчиваются? (Звуком [к])
Произнесите за взрослым слова и скажите, сколько раз в них повторяется звук [к].
Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, косынка, катушка, колокол, копейка, каблук, конфетка, казак, катушка, коктейль, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, клубок.
Правильно произнесите [к] в словах дочка, кочка, ручка, точка, внучка, тучка, ванночка, черника, клубника, птичка, точка, тачка, овечка, речка.
Назовите картинки. Правильно произнесите звук [к].
Проверьте себя: рак, краб, крот, жук.
Назовите гласные звуки в словах рак, краб, крот, жук.
Помните: гласные звуки можно тянуть.
Проверьте себя:
рак — [а], краб — [а], крот — [о], жук — [у].
Какие слова оканчиваются звуком [к], а какие — начинаются с этого звука?
Произнесите чистоговорку.
Назовите гласный звук в слоге -ка-, в слоге -ко-. Какой общий согласный звук в слогах -ка-, -ко-? Вспомните слова, начинающиеся с ка-, ко-. Назовите слова, оканчивающиеся на -ка, -ко.
Послушайте и запомните слова, оканчивающиеся и начинающиеся на -ка-, -ко-, -ку-. Вспомните еще слова с этими слогами.
«ЗНАКОМЫЙ» СЛОГ
Закончите слово.
КА — КО — КУ —
Добавьте слог.
Послушайте начало слова. Какой слог надо добавить, чтобы получилось новое слово?
Произнесите четко слова.
МИСКА МАСКА МАРКА РАМКА ЛАПКА ЛЕПКА НОРКА КОРКА РЕПКА КЕПКА
Найдите пары похожих по звучанию слов. Чем они отличаются?
Проверьте себя: миска — маска,
лапка— лепка.
Слог потерялся.
Найдите подходящий слог и закончите слово.
Кто больше?
Проведите игру-соревнование, кто больше вспомнит слов, оканчивающихся на -ка.
Кто больше назовет слов, начинающихся с ка-?
Запомните и повторите.
Повторите слоги в том же порядке, соблюдая ударение.
КА—КУ—КЭ КУ—КО—КЭ КЫ—КУ—КЭ КА—КО—КУ КУ—КЫ—КА КО—КУ—КЫ
Добавьте звук.
Назовите последний звук в слове. Взрослый начинает слово, дети заканчивают его и произносят целое слово.
Назовите слова со звуками [а], [о],[у].
Обозначьте на схеме гласный звук красным цветом.
Какой звук следует за гласным в словах бык, лак, сок? Вспомните короткие слова, оканчивающиеся звуком [к].
Превращение слов.
Произнесите вместо первого звука в слове звук [к].Какие новые слова получились?
ЦАПЛЯ РОТ ПОРА ПОЛЕНО
МАСКА ЛОМ ПОНИ ВОРОНА
НОРКА ПОЛ РОСА СОЛОНКА
Добавьте в начало слов звук [к] и получите новые слова, начинающиеся с [к].
Взрослый называет слово, а дети образуют новое слово.