Речевой материал для индивидуальной работы
Речевой материал для индивидуальной работы
с детьми ............................................................................. 13
Закрепляем произношение звука [с] ..................... 13
Закрепляем произношение звука [с'] ................... 23
Развиваем речевой слух .......................................... 31
Учимся слушать, слышать, сравнивать и преобразо
вывать слова................................................................... 48
Вместо заключения ........................................................ 64
ВВЕДЕНИЕ
АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ
Логопедическую тетрадь можно использовать в работе с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нечеткую дикцию, для общего речевого развития, обогащения словарного запаса, подготовки к звукобуквенному и слоговому анализу, профилактики школьной неуспеваемости по русскому языку.
Перед вами пособие, которое пригодится для работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей. Тетрадь можно использовать для общего развития речи, формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамоте. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с]—[с']*, [з]—[з'], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч]) и сонорные звуки ([л]—[л'], [р]—[р']).
Искаженное звукопроизношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают неправильное произношение, посмеиваются, взрослые постоянно делают замечания, в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок начинает стесняться своей речи на уроках, неохотно участвует в праздниках, спектаклях, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других достаточно после консультации логопеда занятий ребенка с воспитателем, учителем или родителями. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Пред-
* Далее мягкость звука мы будем помечать так: [с'], [з'], [р'] и т. п. — Примеч. авт.
посылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие виды деятельности, повышающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.
Используя наше пособие, вы сможете применить разнообразные приемы: называние картинок, исключение неподходящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, договаривание слов, про-говаривание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, составление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием, элементы логоритмики, исключение неподходящего по звуковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.
В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражнения для отработки основных движений органов речи, подготовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызывания или постановки звуков, так как их должны использовать логопеды. Воспитатели и родители могут достичь успеха в результате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного артикуляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произношения звука по подражанию.
АВТОР СОВЕТУЕТ
Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе. Родителям, самим имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
В работе с логопедической тетрадью необходима последовательность: не предлагайте детям вначале для выполнения сложных заданий, постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении мы сможем выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух и в произношении, сформировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым способствовать формированию у ребенка готовности к освоению письма и чтения.
К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетради и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.
В тетради даны условные обозначения на с. 10.
Пример звукового анализа слова «сани»:
с — [с] — согласный, твердый звук,
а — [а] — гласный ударный звук,
н — [н'] — согласный, мягкий звук,
и — [и] — гласный безударный звук.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)
ГИМНАСТИКА
На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут. Не следует предлагать детям более 2—3 упражнений. Артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо.
Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— рассказ педагога о предстоящем упражнении с использова
нием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);
— показ педагогом упражнения;
— выполнение детьми упражнения перед зеркалом;
— проверка правильности выполнения, указание на ошибку;
— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В начале работы может быть напряженность движений речевых
органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида об-щеразвивающих упражнений — статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной сказочной форме. В сказке о Весёлом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребенок подмечает недостатки и называет ошибки.
Сказка о Весёлом Язычке
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке {язык «лопаткой» на нижней губе). Подул
легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.
Рот — домик, губы — двери. А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, Живет Весёлый Язычок. Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка. (Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Стрелочка».)
Наш Весёлый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет. (Упражнения «Часики», «Змейка».)
Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся, А потом пошел гулять,
На крылечке загорать. (Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело. (Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела. (Упражнение «Заборчик».)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг. (Рот закрыт. Зубы обнажены. На пряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело: — Я с лошадкой погуляю, На гармошке ей сыграю. Погоняю я в футбол И забью в ворота гол. Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик. (Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк. (Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«УЛЫБКА».Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК».Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА».Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК».Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК», «РУПОР».Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК».Чередование положений губ.
«КРОЛИК».Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
На подготовительном этапе педагог выбирает из перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [С], [С]
«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»
Цель. Выработать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»
Цель. Учить удерживать язык вверху.
Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ»
Цель. Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола. «ПОЧИСТИМ ЗУБЫ»
Цель. Учить удерживать кончик языка за нижними резцами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. «ФОКУС»
Цель. Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Советуем взрослым проверить свое произношение свистящих звуков [с], [с'].
С ДЕТЬМИ
ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА [С] Произнесите несколько раз слоги со звуком [с].
Сы—сы—сы—сы сы—сы—сы—сы
СА—СА—СА—СА СА—СА—СА—СА
Произнесите столько раз слог -сы-, сколько услышите хлопков.
Произнесите столько раз слог -са-, сколько фишек на столе.
Произнесите ряд слогов вслед за взрослыми, соблюдая ударение:
Выделите ударением слог -сы-.
СА—СО—СУ—СЫ СУ—СЫ—СА—СО
СО—СУ—СЫ—СА СЫ—СА—СО—СУ
Рассмотрите рисунки и назовите картинки сначала вслед за взрослым, затем самостоятельно.
Проверьте себя: сани, сапог, колбаса, самолет.
Закройте тетрадь и повторите слова. Какой гласный звук слышится после [с]?
Назовите картинку.
Проверьте себя: маски, маска.
Замените первый звук в слове маскана звук [к].Произнесите получившееся слово.
маска _аска
Теперь замените гласный звук [а] в первом слоге на [и]. Какое слово получилось? Впишите букву в схему.
м_ска
Нарисуйте новогодние маски для любимых сказочных героев. Расскажите о их приключениях в волшебную новогоднюю ночь.
Назовите картинки, не ошибайтесь в произношении [с].
Проверьте себя: лист, капуста, астра.
Составьте предложения, состоящие из двух, трех и более слов со словом астра.
Определите место звука [с]в словах: лист, капуста, астра. Какое из этих слов соответствует звуковой схеме?
Продолжите логическую цепочку слов. Вспомните названия мебели, фруктов, школьных принадлежностей, птиц, домашних животных.
Назовите слова за взрослым.
Проверьте себя: компас, автобус, поднос, пылесос.
Назовите слова парами в рифму
компас — ананас поднос — абрикос
Назовите картинки.
Проверьте себя: серп, серьги, песец.
Придумайте и нарисуйте в пустом квадратике предмет, в названии которого есть [с'].
Составьте со словами предложения. Сосчитайте в них количество слов.
Назовите картинки.
Проверьте себя: гусли, свитер, апельсин, такси.
Какие слова соответствуют звуковой схеме?
Назовите картинки. |
Проверьте себя: свекла, свечи, слива, снегирь.
Подберите слова-родственники к слову снегирь.Во всех словах будет общая часть: снег — снеж.
Назовите картинки.
Проверьте себя: гусь, рысь, письма.
Какие слова оканчиваются мягким звуком [с']? В каком слове мягкий [с'] слышится в середине?
Из скольких частей (слогов) состоит слово письмо? Хлопните в ладоши столько раз, сколько в нем слогов.
Назовите короткие слова, состоящие из одной части
(гусь, рысь). Какие слова подходят к первой схеме? А ко второй?
Зеленым цветом обозначено место мягкого звука [с'] в слове.
Доскажите словечко. |
Назовите общие звуки всловах.
Гость, кость, весть, часть, сесть, месть, жесть. Мягко или твердо звучит [с]в этих словах? Отгадайте и загадайте друзьям.
Висит сито, не руками свито. (Паутина)
В воде купался, а сух остался. (Гусь)
Растет зеленый кустик. Дотронешься — укусит. (Крапива)
В каком слове-отгадке на конце слышится мягкий звук [с']? (Гусь)
Назовите картинки.
Проверьте себя: слон, лось, свинья, собака.
В названиях каких животных вы слышите звук [с]? А
звук [с'] Сравните звучание звука [с] в словах слон, собака — лось, свинья. В каких словах этот звук произносится твердо? В каких — мягко?
Какие животные домашние, а какие — дикие?
РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЙ СЛУХ
Выучите стихотворения.
Расскажите их выразительно родным, друзьям, не теряйте и не искажайте звук [с].
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА...
Всему название дано —
и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно,
а безымянных нету. И всё, что может видеть глаз, —
над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас,
означено словами. Они слышны и здесь, и там,
на улице и дома: Одно — давно привычно нам,
другое — незнакомо. Слова, слова, слова... Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно — В огромном море, море слов, Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Солнце село за селом,
Спят синицы,
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес. Смолкли скрипы, песни, смех. Сон в страну свою унес Всех.
В. Лунин
Послушайте еще раз стихотворение и назовите слова со звуком [с]в начале, в середине и в конце.
СОНЯ-СОНЯ САМОСВАЛ
Соня очень любит спать. Самосвалом я зовусь,
Соней Соню стали звать. Сам я сваливаю груз.
Соня-соня спит весь день. Разгружать меня не надо.
Погулять ей даже лень. Все такой машине рады.
Посмотри-ка, сонюшка, Не хвалюсь я, не хвалюсь,
На дворе-то солнышко. Вовсе я не самохвал.
м. Лепилина Самосвалом я зовусь,
Самосвал я, самосвал!
М. Лепилина
Сосать сосульку — вот беда! — Нам строго запрещается. Но почему она тогда Сосулькой называется?
А. Шибаев
Выучите короткие отрывки из стихотворений Сергея Есенина.
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
Какое определение нашел поэт для облаков? Приведите примеры с другим значением этого слова.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказкой сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
Какое слово звучит в рифму со словом сосна?
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
С чем сравнивает поэт солнце и почему? Вспомни имя и фамилию автора этих стихов.
Прочитайте стихотворения и найдите в них слова с твердым и мягким [с].
РИСУНОК
Это — город. Как высок он! Сколько крыш! И сколько окон! Смотрит голубь сверху вниз, Он уселся на карниз.
А на самом первом плане Нарисован человек. Выше всех высотных зданий Получился человек.
Он стоит, такой красавец, В рыжей шубе меховой, Голубых небес касаясь Непокрытой головой.
А. Варто
ВАСЕНЬКА
Непоседа Васенька не сидит на месте. Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки. Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
ГУСИНОЕ ВОЙСКО
По узкой тропинке гусиным шажком Гусиное войско идет гуськом. Гусиное войско в гусином строю В атаку идет под команду мою.
А. Санин
СОСЧИТАЙ!
Вышли с гоготом, гляди, Пять гусят из-за угла, И у каждого, гляди, Две ноги и два крыла.
Вышли гуси на лужок. Сосчитай в уме, дружок, Сосчитай-ка без ошибки, Сколько крыльев,
сколько ног.
А. Кодыров
ТЕНЬ НА СНЕГУ
Лег сугробом белый снег, На сугробе — синий след, Будто кто-то в синьке Выпачкал ботинки.
А за домом, на снегу, — Синий домик на боку. А из синих труб над ним Вьется струйкой синий дым.
Н. Полякова
ЖУЧОК
Спал жучок На бугорке, А проснулся — На грибке.
В стихотворении есть слова со звуком [с].Назовите их. Расскажите стихотворение, сопровождая его выразительными движениями.
СОВА
Вдупле Укрылась совушка.
— Кого боишься?
— Солнышка!
Назовите рифмующиеся слова со звуком [с].Расскажите стихотворение.
Раскрасьте рисунки. Карандаши или фломастеры какого цвета вы выберете?
ЁЖ
— Ты куда собрался, ёж?
Что в лукошке ты несёшь?
— Два гриба несу я
Белых
Для моих соседок
Белок.
Прочитайте это стихотворение по ролям. Следите за произношением свистящих и шипящих звуков. Выучите его наизусть.
Раскрасьте грибы в корзинке у ежика. Какая должна быть ножка у белого гриба? А шляпка?
СВЕРЧОК
Ночь пришла —
Берёт сверчок
Ноты,
Скрипку и смычок.
Спит на ветке паучок —
Для него поёт сверчок.
Расскажите стихотворение, сопровождая его движениями.
Назовите слова со звуком [с].
Раскрасьте картинку.
Взрослый читает стихотворения «Жучок», «Сова», «Ёж», «Сверчок», а дети показывают движениями содержание. Затем дети загадывают друг другу и взрослым пантомимические загадки про жука, сову, ежа, сверчка.
Покажите жестами, выразительными движениями содержание стихотворений из английского фольклора в вольном переводе В. Егорова.
МОЯ КНИГА
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик — круглый бок:
Вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт. Открой — и пой:
Лупит дождь — а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой —
Ведь у киски мех такой
Теплый!
Какие книги ты любишь? Вспомни сказочных героев, в названиях которых есть звук [с].(Лиса. Собака. Осел. Снегурочка.)
КОТЯТА
Вот пятеро котят. Один ушел — и нет его. Ну нет его — и нет. Котят осталось четверо. Вот четверо котят. Один ночной порою На дерево залез — котят осталось трое. Но где-то запищал мышонок тонко-тонко, Котенок услыхал — осталось два котенка. Один из них с мячом исчез в дверях бесследно, А самый умный — тот, оставшийся, последний, Он к миске подошел и, как и должно киске, Лакать за пятерых стал молоко из миски.
Взрослый читает стихотворение, а дети выразительными движениями стараются передать его содержание.
Четко произнесите слова:
киска, миска.
Чем отличаются эти слова, и что общего в их произношении?
Закрасьте зеленым цветом квадрат, соответствующий звуку [с]в этих словах.
Понаблюдайте над превращением слов
Четко произнесите звук [с] в чистоговорке.
Ест киска суп из миски, Пуста миска, сыта киска.
Послушайте стихотворение.
СНЕГОПАД
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно Над деревьями кружит и над колокольней. Каждый дом и каждый куст греет, одевает Снеговая шубка и шапка снеговая. Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, Укрывает белый свет белым одеялом, Чтобы слева, впереди, позади и справа Сладко спали до весны дерева и травы. Это сколько ж наметет снега за ночь-то! Это как же полетят с горки саночки!
Послушайте стихотворение еще раз и расскажите его с помощью движений.
Повторите, как называется стихотворение?
У этого слова есть слова-родственники, некоторые из них спрятались в стихотворении. Найдите их и подберите к ним другие родственные слова.
Раскрасьте картинки. Назовите слова со звуком [с],используя картинки.
Послушайте стихотворение.
Выучите наизусть и расскажите, сопровождая речь движениями.
СНЕГОВИК
• Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок — Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза... шляпа... нос... метла... Но солнце припечет слегка — Увы! — и нет снеговика.
Дорисуйте снеговика. Придумайте сказку про своего снеговика. Не забывайте правильно произносить звук [с].
Догадайся сам, загадай своим друзьям.
Красное коромысло Над рекой повисло. (Радуга)
Кто на себе свой дом носит? (Черепаха)
Мост — как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Дед на реке)
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими...
(Спичками)
По тропинке идет, Лес на спинке несет. (Ежик)
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьет,
Песенки поет.
Конь стальной, (Кошка)
Хвост льняной. (Иголка с ниткой)
Меня спроси, Как я тружусь, — Вокруг оси Своей кружусь.
(Волчок)
Раскрасьте картинки-отгадки.
Четко произносите звуки [с] в приговорках, чис-тоговорках, скороговорках.
Сеня вез воз сена. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
По семеро в сани
Уселись сами. Дрозд, дрозд, прост, прост,
Кованый нос,
Коси, коса, пока роса. Железный хвост.
Роса долой,
И мы домой.
Скок, сорока, Скок, сорока, Слепа с ока, Крива с бока.
Купила бабуся бусы Марусе.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
У Сени и Сани
В сетях сом с усами.
Раскрасьте рисунки. Расскажите подходящую к рисунку чистоговорку.
Произнесите выделенные слова быстро
— Янесу
Суп-суп-суп.
— А кому?
Псу-псу-псу...
Как одно слово превращается в другое? Какое слово вы слышите, произнося суп-суп-суп? Псу-псу-псу? Раскрасьте картинку.
В поле все-все-все:В поле сев-сев-сев.
Рот — рос. Нож — нос.
Лев — лес. Труд — трус.
Посмотрите на слова, произнесите их. Что получится, если вы поменяете две карточки местами? Запишите получившиеся слова.
Присоедините к паровозу разные вагончики. Какие новые слова получились?
(Смех, стон, скот, стук.)
Прочитайте слова парами. В каких словах три звука, а в каких четыре?
мех — смех кот — скот
тон — стон тук — стук
Прочитайте слова парами. Что общего в словах второго столбика?
Как получились новые слова?
Клава — Слава лук — сук
Тоня — Соня ком — сом
мода — сода бок — сок
бор — сор
Какой слог надо добавить, чтобы получилось слово?
Ребята пили сладкий сок. Слог «пе» добавили — стал «песок». А «но» пришло — уже «носок». А если «ку» — читай: «кусок». Со слогом «ле» прочтем «лесок». Туда пошли мы на часок.
Составьте имена.
Посмотрите на скачущие и летающие большие и маленькие мячи. К каждому большому мячу подберите подходящий маленький, тогда получатся имена. С какого звука начинаются имена мальчиков и девочек?
Сравните слова и скажите, что общего в их звучании.
вес— навес— занавес соль— фасольКакие слова спрятались в словах фасоль, занавес?
Назовите слова в столбиках. Сколько частей в слове?
сом сало солома
сук сумка самолёт
сад сокол самокат
(В словах первого столбика — одна часть, второго — две части, третьего — три части.)
Назовите самые короткие слова, самые длинные.
Хлопните столько раз в ладони, сколько частей в словах 1, 2, 3-го столбика.
В какой домик вы поместите слова 1, 2, 3-го столбиков? Почему?
Проведите аналогичную работу со словами
лось лоси лосиха
рысь рыси рысята
гусь гуси гусёнок
Назовите слова-родственники.
Чем отличаются слова по звучанию?
стол — стул сук — стук киска— миска
стон — стог стол — столб фокус — фикус
рысь — рис лось — соль кость — гость
рос — сор нос — сон сор — сок
Преобразуйте слова в указанном порядке. Что получилось?
Звук потерялся. Найдите подходящий звук и назовите слова.
КИО_К _АНКИ КВА_
КА_КА _ОКОЛ ВКУ_
КУ_ТЫ _АХАР УТЁ_
ПЕ_ОК _УНДУК ВОПРО_
Назовите картинки.
Проверьте себя: сова, сокол, гусь, лес.
Назовите слова, состоящие из одного, двух слогов. К каким словом подходит звуковая схема?
Назовите картинки. |
Проверьте себя: хвост, мост, куст, пасека.
Сколько гласных звуков в словах хвост, мост, куст?Назовите в них гласные и согласные звуки. Подберите схемы к словам.
Назовите картинки.
Проверьте себя: стол, стакан, миска, сковорода.
К какому слову подходит звуковая схема? |
Подберите слоговые схемы к словам.
Назовите картинки. |
Проверьте себя: киоск, коляска, вёсла, осень.
Назовите ударные гласные звуки в словах. Определите в них количество гласных звуков. Сделайте звуковой и слоговой анализ слова киоск.
Назовите картинки, в названиях которых есть твердый звук [с].
Проверьте себя: лестница, велосипед, ставни, стул.
Какая картинка не подходит к остальным и почему?
Назовите слово из трех слогов (лестница). Из четырех слогов (велосипед). Назовите самое короткое слово (стул). Как произносится звук [с]в слове велосипед,твердо или мягко?
Назовите картинки, в названиях которых есть мягкий звук [с'].
Проверьте себя: сирень, василек, ласточка, персик.
Какая картинка не подходит к остальным и почему? Назовите это слово. (Ласточка, [с]) Составьте слоговые схемы слов и сделайте звуковой анализ.
Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на один и тот же звук.
Проверьте себя: слон, сыр, шары, собака.
Заполните звуковые схемы слов и сделайте звуковой анализ.
Раскрасьте картинки, названия которых оканчиваются на звук [с].
Проверьте себя: поднос, стол, ананас, автобус.
Сделайте звуковой анализ слова стол.