Гимнастика в дореволюционной россии

Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Празд­ничные развлечения включали выступления скоморохов, акроба­тов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канато­ходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с небольшими тяжестями, служившими средствами разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и воль­тижировка.

Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардей­скими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Пет­ром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным на­выкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершен­ствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адми­рал Ф. Ушаков и др.

А. В. Суворов (1730—1800 гг.) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применя­лись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предме­тов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Ку­тузов.

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в





русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830—1915 гг.). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В спе­циальном наставлении по физической подготовке для армии и флота принимал участие П. Ф. Лесгафт, что сыграло положительную роль в научном обосновании направления и в том, что оно просу­ществовало длительное время без изменения. Позднее в русской армии преимущество стали отдавать упражнениям на гимнас­тических снарядах, и с 1910 г. в основу физической подготовки была положена Сокольская система гимнастики.

В учебных заведениях вплоть до Великой Октябрьской социа­листической революции преподавалась гимнастика, заимствован­ная из различных систем.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с поста­новкой физического воспитания. В 1880 г. вышла его книга «При­готовление учителей гимнастики в странах Западной Европы», в которой давалась характеристика систем гимнастики и указыва­лось на отсутствие в них научного обоснования. Лесгафт разрабо­тал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе, причем он исходил не из гигиенических а из педагогических задач. Лесгафт считал, что важно как можно быстрее с наименьшей затратой сил научить ребенка и подростка владеть своим телом. Для этого нужно осознавать все свои движе­ния, а не просто подражать руководителю.

Лесгафт был противником изучения «частных приемов», т. е. специализированного обучения искусству движения. На этом осно­вании он отвергал упражнения на снарядах, акробатические как «малополезные для физического образования». Эти крайние взгля­ды Лесгафта во многом объясняются содержанием и несовершен­ной методикой спортивной гимнастики того времени.

Заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разрабо­тал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

В конце XIX в. развитие спортивной гимнастики было тесно свя­зано с развитием спорта и международных спортивных связей, образованием в 1881 г. Международной федерации гимнастики (ФИЖ).

РАЗВИТИЕ ГИМНАСТИКИ В СССР

После Великой Октябрьской социалистической революции в на­шей стране появились большие возможности для развития гимнас­тики. При этом прослеживается ряд этапов, которые неразрывно свзаны с политической, экономической и социальной жизнью стра­ны. Новые задачи, поставленные в этот период, определили и со­держание гимнаетики.

В первые годы после социалистической революции (и до 30-х годов) гимнастика используется как одно из основных средств фи­зической подготовки и физического развития народа. В годы, когда молодая республика напрягала все силы на борьбу с интервентами и белогвардейцами, физическое воспитание, гимнастика были по­ставлены на службу Советской власти. Ведущая роль в организа­ции физической подготовки населения принадлежала Всевобучу (созд. в 1918 г. в целях подготовки резервов для Красной Армии), во главе которого находился видный государственный и общест­венный деятель Н. И. Подвойский. В программах подготовки ре­зервов армии значительное место отводилось занятиям гимнасти­кой, использовалась как прикладная гимнастика, так и упражнения на снарядах. Во всех уголках страны создавались военно-спортив­ные центры, объединявшие широкие слои молодежи. В этот ответст­венный период борьбы за укрепление Советской власти надо было сочетать физическое воспитание молодежи с ее правильным идейно-политическим воспитанием.

В 1925 г. Центральный Комитет РКП(б) принял специальное постановление «О задачах партии в области физической культуры». В нем были раскрыты идейно-методологическая сущность и общест­венно-политическое значение советской физической культуры, ука­заны пути ее развития. Оно способствовало развитию и гимнастики. Начали критически пересматриваться существовавшие системы гим­настики, методы и содержание работы.

В 1926—1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. и в вузах физи­ческая культура была введена как учебный предмет. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место заняла гимнастика.

Институты физической культуры стали больше выпускать ква­лифицированных преподавателей, способных решать новые задачи. Эти кадры начали играть ведущую роль в разработке теории и мето­дики гимнастики. Предпринимались попытки развернуть научно-исследовательскую работу, создать научную базу гимнастики, ос­мыслить ее педагогическое значение, разработать типовую схему урока и др. Однако содержание занятий менялось не сразу. Дли­тельное время гимнастика сохраняла черты общей физической подготовки.

В 1929 г. состоялась научно-методическая конференция по гим­настике, решившая назревшие организационно-методические во­просы. На этой конференции впервые гимнастика была разделена на отдельные виды. С этого же времени началась передача утренней гимнастики по радио. В те годы гимнастика составляла основное содержание физического воспитания советского народа.

Важным событием в физкультурном движении нашей страны явилось введение по инициативе Ленинского комсомола Всесоюз­ного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» в 1931 г., что и ознаменовало собой начало нового этапа в разви­тии гимнастики.

По мере развертывания работы по комплексу ГТО задачи общей физической подготовки стали решаться в секциях общей физподго-





гимнастика в дореволюционной россии - student2.ru гимнастика в дореволюционной россии - student2.ru товки и группах подготовки к сдаче норм ГТО, но гимнастика (оздоровительная) продолжала оставаться и развивалась как одно из основных средств физического воспитания. Она помогала людям в укреплении здоровья, формировании жизненно необходимых двигательных навыков, все шире внедрялась в режим трудовой деятельности. В этот период появилась возможность для развития спортивных видов гимнастики.

В 1933 г. в Москве состоялась Международная конференция по гимнастике, одновременно ставшая и первой всесоюзной. На ней были рассмотрены и приняты решения по важнейшим вопросам развития гимнастики. Конференция определила место и значение гимнастики в советской системе физического воспитания, утвердила классификацию (деление на относительно самостоятельные виды), содержание гимнастики, методику занятий и организационные фор­мы работы, рассмотрела вопросы терминологии и др. Она явилась значительным событием, способствующим развитию гимнастики.

Большой популярностью у населения нашей страны пользова­лись массовые гимнастические выступления, проводившиеся еже­годно с 1930 г. в Москве, Ленинграде, в столицах союзных респуб­лик и многих городах. Особенно красочными и технически совер­шенными они стали с момента проведения Всесоюзного дня физ­культурника в Москве на Красной площади. Главным содержанием их были разнообразные гимнастические упражнения, представляв­шие незабываемое зрелище. Они являлись важным средством аги­тации и пропаганды советской гимнастики и привлекали много молодежи к систематическим занятиям ею.

Введение единой классификационной программы, организация ДСО профсоюзов и регулярное проведение массовых соревнований различных масштабов, в том числе и среди школьников, принятие новой гимнастической терминологии и многое другое значительно стимулировали развитие спортивной гимнастики. Она стала мас­совым видом спорта Для решения новых задач, стоявших перед физкультурным движением, необходимо было усилить работу по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО. Даже в соревнования по спортивной гимнастике в предвоенные годы включались различ­ные прикладные упражнения, что способствовало подготовке спорт­сменов к боевым действиям.

Большую роль в развитии гимнастики сыграли кафедры гимнас­тики институтов физической культуры. Наряду с подготовкой ква­лифицированных специалистов на кафедрах велась большая науч­ная и методическая работа. С 1934 г. в институтах через аспиран­туру стали готовить научно-педагогические кадры по гимнастике. Защищаются первые кандидатские диссертации, шире публикуют­ся научные труды, издаются учебники и методические пособия, руководства по отдельным вопросам гимнастики, единые класси­фикационные программы и правила соревнований.

С 1937 г. начал издаваться журнал «Гимнастика» (просущество­вал до 1940 г.), сыгравший значительную роль в развитии советской гимнастики. В предвоенные годы гимнастика остается основным средством советской системы физического воспитания.

Творческий подход позволил, используя все ценное из имеюще­гося в гимнастике, создать свою систему гимнастики, которая соответствовала требованиям физкультурного движения нашей

страны.

Знаменательным мероприятием предвоенного периода явились массовые всесоюзные комсомольские соревнования 1941 г. В сорев­нованиях участвовали 7 496 000 юношей и девушек.

Трудным периодом были военные годы. Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну заставило изменить всю жизнь, подчинить ее делу защиты Родины и разгрому врага. Средст­ва физической культуры и спорта были использованы для подго­товки армии, ее резервов и лечения раненых воинов. Тысячи пре­подавателей и тренеров по гимнастике с первых дней войны влились в ряды Красной Армии, в истребительные батальоны, в партизан­ские отряды; женщины самоотверженно трудились в госпиталях и батальонах выздоравливающих в качестве методистов лечебной физкультуры. Опыт войны неопровержимо доказал высокую эф­фективность лечебной гимнастики как средства восстановления боеспособности раненых воинов.

Содержание гимнастики в этот период изменилось, основой за­нятий были прикладные упражнения, помогавшие готовить резер­вы армии.

В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Все­союзный парад физкультурников, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к нему стиму­лировала занятия гимнастикой во всех республиках.

В послевоенный период переход к мирному созидательному труду активизировал все виды деятельности советского народа, в том числе и в области физического воспитания: восстанавливаются спортивные сооружения, возобновляется массовая спортивная ра­бота, проводятся различные соревнования.

Большую роль в развитии гимнастики сыграло Постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 г. о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастер­ства советских спортсменов.

После выхода этого постановления стали строиться спортивные базы, больше появилось инвентаря, были созданы благоприятные условия для развития всех видов спорта. Гимнастика называлась в числе тех видов, которые должны развиваться в первую очередь. Стали совершенствоваться программы для школ и других учебных заведений, создавались многочисленные группы здоровья для лиц среднего и пожилого возраста, увеличились масштабы производ­ственной гимнастики, стимулировались самостоятельные и органи­зованные занятия утренней гигиенической гимнастикой с помощью радио, телевидения. Серьезное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации физкультурных кадров.

Большое значение для развития гимнастики имела II Всесоюз­ная конференция, проходившая в декабре 1948 г. в Ленинграде. На ней был обобщен опыт работы по гимнастике, сформулированы ее задачи, определены средства, виды и разновидности гимнастики,





гимнастика в дореволюционной россии - student2.ru гимнастика в дореволюционной россии - student2.ru намечены пути их дальнейшего развития. Конференция приняла решение о выделении художественной гимнастики в самостоятель­ный вид спорта.

В 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Поста­новление о мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, которое содействовало улучшению работы по гимнастике.

В апреле 1968 г. в Москве состоялась III Всесоюзная конферен­ция по гимнастике. На ней была проанализирована работа за 20 лет, определены перспективы дальнейшего развития всех видов гим­настики, намечен план внедрения гимнастики в режим трудовой деятельности и в быт советских людей, приняты решения по разра­ботке новых программ для занятий со всеми контингентами населе­ния, разработана система подготовки резервов для сборных команд по спортивной гимнастике.

Решению этих задач была посвящена дальнейшая работа всех специалистов в области гимнастики.

В нашей стране в советский период создавались условия для раз­вития всех видов гимнастики, которые помогали более конкретно решать новые задачи физического совершенствования человека. Разработка вопросов теории и методики осуществлялась на кафед­рах гимнастики институтов физической культуры и во вновь соз­данных научно-исследовательских институтах: совершенствовались учебники и классификационные программы, методические пособия, проводились специальные исследования и защищались диссерта­ционные работы. Большую помощь в развитии гимнастики оказы­вали общественные органы: тренерские советы, федерации, колле­гии судей СССР и союзных республик, городов, областей. Практи­ческую работу вел многочисленный отряд преподавателей и тре­неров.

Дальнейшей задачей в развитии гимнастики являются повыше­ние ее роли в советской системе физического воспитания, охват систематическими занятиями различными видами гимнастики ши­роких слоев населения нашей страны и подготовка высококвалифи­цированных гимнастов, способных защищать спортивную честь Советского Союза на международной арене.

Наши рекомендации