Тема 1. Социология как наука
Социология. Обзорная лекция
для студентов для студентов III курса всех специальностей, кроме 060400
Кафедра Философии
Автор: к.и.н. Лукашева Г.С.
Вводная часть
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу «Социология», подготовленная доцентом кафедры философии ВЗФЭИ Лукашевой Галиной Семеновной.
Социология как общеобязательная гуманитарная учебная дисциплина изучается Вами в течение одного семестра на 3-ем курсе. Основные цели преподавания и обучения данной дисциплины формирование у студентов социологического видения мира, социологического мышления, понимания социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей их разрешения, умения критически осмысливать социальную реальность, разбираться в ней, объяснять мотивы человеческого поведения, преодолевать свойственные зачастую молодежи поверхностные взгляды на социальные явления, помогать им взрослеть и быть готовыми занять активную социальную позицию в обществе.
Социология – это единственная наука в системе научных знаний, которая изучает всю совокупность социальных явлений и процессов, социальные отношения и взаимодействия социальных общностей и социальных групп и слоев, социальных институтов и организаций, определяющих функционирование общества как целостной социокультурной реальности.
Предлагаемый Вам курс «Социологии» предполагает изучение 14 тем. Первая тема носит вводный характер. В ней дается определение объекта и предмета, раскрывается назначение социологии, специфика социологического знания. Здесь же в вводной части дается структурная типология основных понятий и категорий, которыми оперирует социология, объясняется содержание, раскрываются Законы социологии, место и роль социологии в системе общественных наук, функции социологии и ее возрастающая роль в современном обществе.
Последующие темы посвящены характеристике исторической эволюции социологической мысли, этапов развития ее, начиная от возникновения и заканчивая современным этапом развития с множеством школ и направлений. При этом подчеркивается преемственность проблематики и динамика формирования новых идей и представлений; основоположников социологии О. Конта и Г. Спенсера, классиков периода институализации социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля. Отдельными темами выделены социологическая теория марксизма, социологическая мысль в России второй половины XIX – начала ХХ в. и современная Западная социология.
Последующие темы строятся в соответствии с учебной Программой и тематическим планом по курсу «Социология». В них раскрываются такие темы как структура общества, этническая социология культуры, социальные институты и организации, социология мысли, личности, общественного мнения, конфликта. Заключительный раздел курса посвящен методике и методологии проведения социологического исследования, их практического внедрения.
По пройденному материалу выполняется контрольная работа, по ее результатам проводится собеседование и в заключении сдается экзаменационный зачет.
Студентам рекомендуется следующий набор (кейс) учебно-методических материалов по социологии:
1. Обзорная (установочная) лекция по социологии.
2. Программа курса «Социология» для студентов III курса всех специальностей кроме 060420 – М.: ВЗФЭИ, 2002.
3. Учебник «Социология», изданный под редакцией профессора В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Компьютерная обучающая программа (КОПР) по дисциплине «Социология».
Следует иметь ввиду, что фонды библиотеки ВЗФЭИ располагают достаточно обширной учебной, научной и справочной литературой по социологии, которой Вы можете пользоваться. Дополнительно к стандартному набору учебно-методических материалов Вам рекомендуются следующие издания:
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: 1993.
- Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - XX в. – М.: 1995.
- Социология в России. Под ред. Ядова В.Н. – М.: 1996.
- Энциклопедический социологический словарь. Общая ред. академика Осипова Г.В. – М.: 1995.
- Современная западная социология. Словарь. – М.: 1990.
- Российская социологическая энциклопедия/Общая ред. академика Осипова Г.В. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
- Социология. Словарь. Кравченко А.И. – М.: Академия, 1997.
- Социология. Терминологический словарь. Ж. Ферреоль. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
Повышению более глубокого социологического просвещения будет способствовать знакомство с работами классиков социологии, таких как О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин. Немало интересных и актуальных идей Вы можете найти и в работах русских социологов – П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского и др. Труды выше названных авторов изданы и рекомендованы для чтения. Кроме того, тексты из истории социологии XIX - XX в. изложены в Хрестоматии (составители В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова – М.: 1994 г.), Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. Для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
Изучение современных разработок социологических проблем сопряжено с определенными трудностями, которые обусловлены недостатком переводных изданий современных западных социологов. Тем не менее восполнить этот пробел позволяют публикации в таких авторитетных журналах как «Социологические исследования», «Общественные науки и современность», «Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования» и др.
Весьма полезным будет использование возможностей сети Интернет.
Таким образом, обращение к разнообразным источникам поможет Вам получить наиболее прочные и систематические знания по социологии, глубже понять и осмыслить социологическую проблематику.
Приступая к изучению социологии, прочитайте до конца настоящую обзорную (установочную) лекцию. Это позволит Вам определиться в организации самостоятельной работы, получить представление об общей структуре курса «Социология» и акцентировать внимание на его важнейшие проблемы.
Далее следует ознакомиться с Программой курса «Социология». В ней Вы найдете тематический план, краткое изложение содержания лекционного курса, а также список основной и дополнительной литературы.
Следующий этап – это работа с традиционным учебником и КОПР. Следует иметь в виду то, что КОПР (компьютерная программа) не заменяет учебник, а дополняет его, служит вспомогательным средством организации изучения материала, а также средством корректировки и контроля его усвоения. Поэтому изучение каждой темы следует начинать с чтения соответствующей главы учебника. И это должна быть активная работа с текстом. Ведь его надо не просто прочитать, а понять, запомнить и суметь воспроизвести основные положения. Следовательно, активное чтение предполагает работу с карандашом: отмечать, подчеркивать, выделять и даже выписывать наиболее важные и значимые текстовые положения.
Результатом активной работы с текстом любой главы или параграфа учебника должен стать некий схемо-конспект прочитанного материала, в котором должны быть отражены так называемые «опорные точки», т.е. наиболее важные, смыслообразующие понятия, тезисы, проблемы, персоналии и т.д. Такой конспект не должен быть подробным, но должен наглядно в схематическом виде отражать логическую структуру изучаемого материала. Используя данный схема-конспект при подготовке к экзаменационному зачету, Вы сможете в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать свои знания и воспроизвести при ответе.
Проверить себя, насколько правильно и полно отражены в схемо-конспекте основные положения излагаемого раздела курса социологии можно с помощью компьютерной обучающей программы (КОПР). Ее структура соответствует структуре учебника по социологии. Поэтому после проработки главы учебника следует обратиться к аналогичному разделу КОПР. Посмотрите текст изучаемой темы на экране дисплея. Проверьте и уточните свои записи и то, что отложилось в памяти.
Объективно оценить степень усвоения материала темы учебного курса Вам помогут тестовые задания к каждой теме в компьютерной программе. Задания формализованы и предполагают выбор правильного варианта ответа из нескольких возможных. Тестовые задания предназначены для самоконтроля и внешнего контроля, т.е. ознакомления преподавателя-консультанта с Вашими ответами.
После изучения курса социологии Вы выполняете контрольную работу. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению Вы найдете на странице кафедры философии интернетовского сайта ВЗФЭИ.
Перейдем теперь к обзору учебного материала по курсу «Социология».
Тема 1. Социология как наука
Изучение данной дисциплины, естественно, начинают с определения предмета, специфики социологического знания, рассмотрению которых посвящена тема 1. Ответ на вопрос, чем занимается та или иная наука может дать этимология происхождения слов. Термин «социология» происходит от двух слов: латинского societas– общество и греческого logos– учение, наука. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Но это абстрактное определение, ибо общество в его различных аспектах изучается гуманитарными и социальными дисциплинами. И чтобы понять особенности социологии, ее подход специфический к изучению общества, надо вычленить собственную область социологического исследования и определить ее объект и предмет.
Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых трудностей. Принято считать, что объектом социологии является общество. Более сложным оказывается вопрос о предмете социологии. Ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, от его принадлежности к той или иной научной школе или научному направлению, т.е. с исследовательской деятельностью ученых.
При определении предмета социологии ключевым является понятие социальное, оно выражает весь социальный аспект человеческой жизнедеятельности.
Социальноеявление или процесс возникает в ходе взаимодействия людей или их групп и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих жизнь общества. Изучение этой реальности и определяет специфику социологического познания. Предмет социология не может быть однозначным. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории социологии менялось. Представители разных научных направлений и школ высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. Одни считают, что это – социальные общности и социальные системы. Другие – закономерности социальных действий и массового поведения. Третьи – законы и формы проявления социальной жизни.
Эти определения не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.
Из разнообразных подходов следует, что предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих общество как целостную систему.
Поэтому предмет социологии определяют так: Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные организации и институты.
Не менее важной задачей изучения первой темы является структура социологического знания. Структура социологического знания – это не просто совокупность информации понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.
Следует иметь ввиду, что исходя из масштабов отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания выделяют отдельные уровни:
1) общесоциологические теории;
2) специальные социологические теории или теории среднего уровня;