Перспектива в науке: постановка проблемы
Перспектива - это определенный способ понимания социальной реальности, точка зрения об устройстве социальной вселенной. В отличие от сложившегося на определенном этапе коллективного стереотипа привычным способом решать неожиданные задачи (парадигма), считающегося своего рода пережитком, перспектива - это новый глобальный взгляд на вещи, неожиданный ракурс, оформившийся в новую стратигему научного поиска. Структурный функционализм оценивает вещи совсем не так, как символический интеракционизм или феноменологическая социология. Они представляют собой социологические перспективы, хотя нередко их именуют научными школами, что свидетельствует о том, что термины <перспектива> и <научная школа> близки по содержанию.
Если парадигма отражает прошлое, то перспектива - будущее. Несмотря на то, что эти понятия имеют много общего, между ними существуют следующие серьезные различия.
Парадигму можно уподобить ремесленным навыкам, которые возникли из многолетнего труда над одним и тем же предметом. Ремесленник, обобщив свой профессиональный опыт, передает его своим ученикам. Он учит их, как добиваться успеха в избранном деле, технологии изготовления продукции, секретам мастерства, к которому он сам шел долгие годы, предлагает им повторять его движения, заучить их, а потом приобрести собственное мастерство, чтобы проявить настоящее творчество. Парадигму можно уподобить обязательной программе в фигурном катании, т.е. набор у таких элементов, которые должен выполнить спортсмен и в зависимости от чистоты исполнения которых выставляются квалификационные оценки. Это сертификат, удостоверяющий наличие определенной квалификации.
В отличие от ремесленника настоящий художник свободен в выборе художественного стиля, направления, предмета изображения. Чаще всего он стремиться к новому восприятию знакомого мира. Новаторство и эксперимент, тесно связанные с риском и открытием нового, часто (или чаще всего) предполагают изобретение самой методологии, а не переход в новую предметную реальность. Все великие творцы в живописи - от Джотто и Рембрандта до Уорхола создавали новое в?дение мира, новую методологию его отображения, а не новые объекты и предметы. Причудливо смешав принципы массового и авангардно-элитарного искусства, Уорхол, родоначальник поп-арта, придал методам постмодернистского <открытого искусства> особую масштабность и драматическую мощь. Самые обыденные вещи - флаконы духов, бутылки из-под кока-колы, зубные щетки - он превратил в предмет искусства, изобразив их в неожиданном свете. Уорхол сделал то, чего до него не делал никто: он по-новому взглянул на знакомый мир.
У.Скидмор отождествляет перспективу с теорией, которая напоминает не строгую дедуктивную, логически упорядоченную систему представлений, а некую образную теорию (паттерн-теорию). В отличие от дедуктивных теорий она более аморфна, менее однородна и логически неструктурирована. Ее нельзя верифицировать и проверить на практике, в ней нет гипотез, операциональных определений, индикаторов и всего, что обычно социолог понимает под научной теорией. И все-таки перспектива теоретична. Таков, в частности, символический интеракционизм. Перспектива дает возможность рассуждать об устройстве реальности, но здесь нет правил ее познания, нет структурной когерентности. К перспективам относится также марксизм, который базируется на понятии конфликта. Марксизм мог бы стать теорией, если бы дал ответ о природе, источниках, видах и условиях конфликта. Перспективы - это интерпретативные схемы понимания социальной реальности[30]. Интерпретации же, в отличие от формально-логических схем, которые составляют основу естественнонаучных теорий, являются скорее плодом творческого воображения, субъективного подхода к осмыслению социальной реальности, иными словами, несут глубоко личный отпечаток. Несомненно, любая, даже экстравагантная точка зрения имеет своих сторонников, которые будут развивать ее. Символический интеракционизм имеет немало последователей, но их меньше, чем последователей марксизма или структурного функционализма и еще меньше чем последователей сциентизма, в рамках которого во всем мире проводятся десятки тысяч эмпирических исследований.
По мнению Е. Каффа, У. Шаррока и Д. Френсиса, каждая перспектива - фундаментальный взгляд на социальную реальность - имеет присущие только ей теоретические постулаты, понятия и категории, способы познания и методы исследования[31]. Своеобразие понятий надо истолковывать в том смысле, что, хотя разные перспективы используют общие понятия (<социальная реальность>, <общество>, <роль> и т.д.), они вкладывают в них разное значение. Каждая перспектива дает собственную трактовку реальности, которая является истинной. Множественность взглядов на социальную реальность означает, что социология является не моно-, а полиистинной наукой. Символический интеракционизм, марксизм, структурный функционализм и другие социологические перспективы имеют равное право на существование и дают одинаково верную, хотя и разную, картину мира.
Многообразие в?дений, т.е. перспектив, можно встретить практически во всех науках. В физике ньютоновская перспектива дает иной взгляд на устройство физического мира, нежели эйнштейновская. Множественность перспектив существует также в истории, психологии, экономике и других науках[32].
Социологические перспективы классифицируются в зарубежной литературе по самым разным основаниям и принципам. Иногда их просто перечисляют, иногда пытаются сгруппировать по дихотомическому принципу: конфликтные (марксизм), описывающие общество с точки зрения антагонистических противоречий, и консенсусные (структурный функционализм) перспективы, делающие акцент на гармонию и согласованность различных частей общества; перспективы социального значения (символический интеракционизм, этнометодология) и перспективы социального действия (веберовское учение).
Наиболее распространенный способ дихотомизации - противопоставление сциентистской и гуманистической перспектив. Он кажется авторам данной книги наиболее плодотворным и потому на нем основано дальнейшее изложение истории мировой социологии, прежде всего ее современного этапа. Наиболее полно изложена в данной главе гуманистическая перспектива, что, однако вовсе не означает умаления сциентистской. Дело в том, что весь теоретический материал настоящей книги изложен в соответствии с тем, как он сформировался под влиянием именно этой перспективы. Ни в нашей стране, ни за рубежом еще нет учебников по общей социологии для вузов, написанных с позиций, например, этнометодологии или феноменологической социологии.
Магистральное направление в мировой социологии, описывающее общество в целом и его составные части, социальную структуру и стратификацию, социализацию и социальную мобильность и т.д., сформировалось в рамках структурно-функционального подхода и сциентизма, хотя и существенно видоизмененных под воздействием многочисленных эмпирических исследований. Только в рамках сциентистской парадигмы можно говорить об изучении объективных закономерностей и структуры общества, строить статистические таблицы и графики, проводить фундаментальные эмпирические исследования и проверять теоретическое знание на опыте.
В литературе еще не решен вопрос о том, к какому уровню обобщения - НКМ или ОСТ - принадлежит социологическая перспектива. Она может принадлежать им обоим и в то же время ни сводиться ни к одному из них, а представлять собой достаточно самобытное научное явление.