Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, которые приобретают устойчивый характер

Наличие определенной (более или менее формализованной) организации, регулирующей поведение людей в рамках социального института.

Наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему.

Социальные институты выполняют в обществе следующие важнейшие функции: удовлетворение определённых потребностей; регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; социализация индивидов.

По мнению известного американского социолога Р. Мертона, для успешного выполнения социальным институтом своих функций необходимо чёткое определение цели, рациональное разделение труда и его рациональная организация; высокое признание и престиж; бесконфликтное включение в систему социальных институтов; высокая степень деперсонализации действий индивидов и объективизация функций (независимость от личных склонностей и субъективных предпочтений исполнителей). Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.

Дисфункции социального института могут быть вызваны падением социального престижа, а также подчинением института интересам отдельных лиц (персонализация)[120].

Становление институтов в обществе – длительный процесс. Можно выделить следующие этапы институционализации:

· возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;

· постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

· создание особой системы знаков, символов;

· возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

· создание материальной базы социального института;

· включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Таким образом, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Социальные институты весьма многообразны. На основании предметного критерия, т. е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия и т.п.); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.): институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, СМИ и т. п.).

Особое место занимают политические институты. Потребность в политических институтах обусловлена конфликтной природой общества. Люди на определенном этапе развития осознали, что для цивилизованного решения споров необходимы всеми принятые формы общественного распорядка. Об этом пишет английский философ Т. Гоббс в своей знаменитой работе «Левиафан» (1651). В основе его философии лежит пессимистическое представление о природе человека, пребывающего во власти страстей и стремящегося к максимальному удовлетворению своих потребностей. Поэтому всякие межличностные отношения содержат мощный конфликтный потенциал, который в естественном (догосударственном) состоянии реализуется как «война всех против всех». Естественных законов недостаточно для выхода из такого состояния, появляется потребность во власти, которая станет гарантом стабильности и порядка. Так философ объясняет причины возникновения политических институтов, в частности – государства.

Т. Гоббса считают одним из основоположников нормативно–юридического подхода, поскольку к политическим институтам он относил легальные, разрешенные государством организации и структуры. Английский философ совершенно определенно отличал «политические тела», как элементы государственного механизма (например, монарх–суверен, министры правительства, парламент и т. д.), от так называемых «частных тел», публично–правового характера и, следовательно, не имеющих полномочий самостоятельно вести политическую борьбу и участвовать в отправлении власти.

Французский исследователь М. Дюверже выделял два компонента содержания политического института: во–первых, как идеальной модели самой системы политических отношений, во–вторых, как собственно организационных структур, воспроизводящих упомянутый образец. В книге «Политическая социология» (1968) он дал следующее определение политическим институтам: «модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные связи, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и крепких».

В современной политической науке понятие «институт» выступает в трех основных значениях:

1) политический институт как установление, комплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека в политической области (совокупность установлений, определяющих правила игры, формальные и неформальные правила поведения, традиции, законы);

2) организованная форма объединения людей в особую ассоциацию, основывающуюся на коллективных воле, целях и образах жизнедеятельности, совокупных интересах и потребностях (государство, политические партии, группы давления);

Устойчивый тип политического поведения, выражающийся в определенной системе коллективных действий, процедуре, механизме (это сама институциональная практика, реализация институциональных соглашений в конкретной институциональной среде).

Таким образом, в классической и современной политической науке представлено множество трактовок категории «политический институт». Это связано с распространенностью и многогранностью самого этого понятия. Обобщая различные подходы, можно дать следующее рабочее определение: политические институты – учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Обеспечение политической стабильности является важнейшей функцией политических институтов.

Устойчивость политических институтов достигается за счет норм, регламентирующих характер взаимодействия; санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения, а также привыкания людей к сложившемуся институциональному порядку. Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Центральными политическими институтами является государство и связанные с его деятельностью структуры (органы государственной власти, вспомогательные органы, государственная служба), а также негосударственные институты, такие, как политические партии, группы давления, политические движения.

Наши рекомендации