Преимущества институционального подхода к образованию
Институционализм или институциональный подход – это взгляд на образование, который оформился на грани XIX и XX веков. Название происходит от латинских слов «институт» или «институция», означающих определенный обычай, порядок, принятый в обществе и устанавливающий границы и формы взаимодействия людей. То, что это «подход», означает, что он применим во многих научных отраслях. Но все же, более всего институционализм находит применение в социологии.
Данное направление изучает устойчивые формы организации и регуляции общественной жизни, которые рассматриваются по аналогии с биологическими организмами или приравниваются к естественно–историческим закономерностям. Каждый возникший в обществе институт организуется для общественно значимых целей и функций (отсюда тесная связь институционализма с функционализмом). Институт — это исторически установленный комплекс социально регулируемого и организованного поведения людей. Как всякий орган служит нуждам организма, так и всякий установившийся институт служит нуждам общества. Поэтому в состоянии институтов важна стабильность, как гарантия стабильности в обществе. А общественное развитие рассматривалось институционалистами как смена преобладающих в те или иные исторические периоды различных социальных институтов.
Социальный институт образования понимался как учреждение в обществе учебных заведений, удовлетворяющих потребности в приумножении знаний. В рамках этого подхода структура и содержание обучения были сориентированы в основном на развитие интеллекта, индивидуальных способностей и профессионализма. Непосредственно система образования признавалась институционалистами в качестве преобразующей силы, способной постепенно, без особого ущерба для общественной стабильности изменять общество.
Особое внимание со стороны институционального подхода уделялось описанию и анализу старых и новых функций образования, его учреждений; отыскивались исторические прототипы института образования; выявлялись межинституциональные связи (с такими институтами как экономические, искусства, науки, здравоохранения).
Институциональный подход выработал общенаучную концептуальную модель образования, включающую в себя выполняемые образованием функции и их динамику, действующих в образовании субъектов, социально–организационную структуру образования, роль и долю образования в общественном производстве, отношение системы образования к инновациям и модернизационным процессам в обществе. Как все институциональные процессы, изменения в образовании связаны с длительными историческими трансформациями всего социума, поэтому выходят далеко за рамки межличностных отношений между субъектами образования.
Итак, в чем же основные преимущества институционального подхода?[122]
Во–первых, в рамках институционального подхода образование рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами. Так, институциональное рассмотрение образования подразумевает выявление его связей с производством, наукой, культурой, другими социальными институтами, системами и подсистемами, их функциональных взаимодействий.
Во–вторых, институциональная характеристика образования нацеливает на изучение его как определенной устойчивой и динамичной формы организации общественной жизни в сфере обучения, воспитания, профессиональной подготовки.
В–третьих, и это, может быть, самое важное: институциональный подход предполагает анализ деятельности и взаимодействия социальных общностей в сфере образования. В границах институционального подхода образование есть не что иное, как взаимодействие социальных групп, общностей, определенным образом организованное для достижения целей и выполнения задач обучения, воспитания, развития личности, социализации, профессиональной подготовки.
Поскольку интересы социальных общностей в сфере образования не совпадают, а их взаимодействие, как правило, насыщено противоречиями, институциональный анализ образования предполагает изучение не только его организации, но и форм совместной деятельности различных групп и слоев. Институциональный подход направлен на определение характера, содержания, способа проявления этих противоречий и поиск путей их разрешения в самой сфере образования и за ее пределами.
Противоречия в образовании сравнительно часто становились и по сей день становятся предметом социальных конфликтов практически во всех современных обществах. Это естественно, во–первых, потому, что образование всегда запаздывает за развитием науки, техники, экономики. Ожидания и претензии этих областей практики всегда присутствуют по отношению к образованию, хотя их сила и приоритеты постоянно меняются. Во–вторых, это связано с различными социальными изменениями последнего столетия, которые вызвали особые мотивы и стимулы для пересмотра систем образования. Некоторые проблемы российского образования видны невооруженным глазом, например, такие как платное образование и доступность образования для различных социальных слоев населения. С другой стороны, можно обратиться и к Болонскому процессу, который наиболее наглядно отражает глобальные тенденции образования мирового масштаба. Вхождение национальных образовательных систем в европейское пространство создает для них массу педагогических, экономических и социокультурных проблем, вызывая конфликтные ситуации для самых разных субъектов образовательного процесса.
Институциональный подход, применяемый при рассмотрении системы образования, нацелен на определение характера связей между ее элементами. Именно благодаря такому подходу становится заметным разрыв между, например, дошкольным и школьным образованием; школьным и средним профессиональным; школьным и высшим; школьным и начальным профессиональным образованием.
Каждая из этих образовательных подсистем функционировала (и до сих пор часто функционирует) автономно, без учета потребностей и интересов «предшественников» и «последователей». Разрыв между ними негативно сказывается и на состоянии каждой подсистемы, и на учащихся, образ жизни которых нередко оказывается расколотым в сфере их образования и воспитания на ряд почти не связанных между собой ступеней. Это приводило и продолжает приводить к значительным трудностям адаптационного периода в рамках каждой из подсистем образования. Исследования фиксируют разрыв между названными подсистемами образования.
Благодаря институциональному анализу становятся понятными причины этого разрыва, состоящие в устремленности каждой из них на решение своих внутренних проблем без осознания их связи с более широкими задачами развития личности в целом, выходящими за пределы данной подсистемы. Пока, к примеру, школа будет озабочена в первую очередь вопросами успеваемости и не станет ориентироваться в своей деятельности на потребности и интересы учащихся, перспективы их интеграции в последующую, «послешкольную» жизнь, ей как институту общества трудно рассчитывать на высокий авторитет в нем. Аналогичные рассуждения уместны и в отношении институтов профессионального образования. Более того, здесь ситуация оказывается намного сложнее в связи с тем, что профессиональные училища, колледжи, вузы должны выполнять функции не только подготовки молодых людей к работе по полученной специальности, но и связанные с деятельностью в новых условиях перехода к рынку.
Важной характеристикой институционального подхода к образованию является стремление анализировать этапы и тенденции развития этого социального института, который появляется почти одновременно с возникновением общества и служит одной из наиболее существенных предпосылок его развития. Ведь именно с помощью образования осуществляется связь поколений, социальный прогресс.