Переход от семьи как важного фактора производства к семье с доминирующими функциями в потребительно–бытовой, досуговой, сексуальной сфере
Контрольные вопросы
Что представляют собой семья и брак как социальные институты?
Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей?
Каковы основные функции семьи? Как они изменяются в последнее время?
Социологические исследования показывают: наименее стабильны браки, заключенные в раннем (до 20 лет) и зрелом (после 30 лет) возрасте. Прокомментируйте это суждение.
Считается, что большинство женщин испытывают неудовлетворенность жизнью, если они не справляются с родительской и супружеской ролями, а мужчины – с профессиональной ролью. Выскажите свое мнение.
Задачи и проблемные задания
1.Проанализируйте следующие данные:
Браки и разводы в России на 1000 человек населения, 1970–1995 годы
Год | Браки | Разводы |
10,1 | 3,0 | |
10,6 | 4,2 | |
8,9 | 3,8 | |
8,6 | 4,0 | |
7,1 | 4,3 | |
7,5 | 4,5 | |
7,4 | 4,6 | |
7,3 | 4,5 |
6. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) семьи характеризуется (отметьте правильный ответ):
Совместной деятельностью
Наличием общей цели
Совместным принятием решений
Общностью быта.
Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая функция семьи проявляется в данном примере?
Экономическая 2) репродуктивная
Статусная 4) хозяйственно–бытовая
9. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:
Воспитательную
Репродуктивную
Эмоционально–психологическую
Социально–статусную
Прочитайте отрывок текста, вставьте пропущенные по смыслу слова.
«Семья – это основанная на____________(1) и/или кровном родстве малая_________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____________(4), т.е. устойчивая форма взаимодействия людей, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста»
Заполните пропуски словами: дети, брак, социализация, коллектив, обязанности, институт, отношения, группа, любовь, уважение.
Литература
1. Авдеева А. В. "Вовлеченное отцовство" в современной России: стратегии участия в уходе за детьми / А.В. Авдеева // Социологические исследования. – 2012. – №11. – С. 95 – 104.
Безрукова О.Н. Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов / О.Н. Безрукова // Социологические исследования. – 2013. – №11. – С. 118 – 130.
3. Бороздина Е.А. Как распорядиться «материнским капиталом» или граждане в семейной политике / Е.А. Бороздина, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Социологические исследования. – 2012. – №7. – С. 108 – 118.
4. Чернова Ж.В. Специфика гендерных отношений молодых взрослых / Ж.В. Чернова // Социологические исследования. – 2012. – №7. – С. 118.
Быстров А.А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости?/ А.А. Быстров // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 91 – 96.
Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. 6. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 61 – 72.
Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – 2–е изд., полн. перераб. и доп. – М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 632 с.
Гольцова Е.В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости / Е.В. Гольцова, Я.А. Лещенко // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 125 – 130.
Гурко Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 110 – 120.
Гурко Т.А. Становление института приемной семьи в регионах / Т.А. Гурко, И.Н. Белобородова // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 135 – 138.
Данилова С.С. Одинокое материнство в общественном мнении/ С.С. Данилова // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 138 – 141.
Орлова Н. А. Родительские практики в восприятии подростков / Н.А. Орлова // Социологические исследования. – 2012. – №9. – С. 99.
13. Зритнева Е.И. Социология семьи : учебное пособие для студ. вузов, обуч. по специальности 020300 "Социология" / Е.И. Зритнева .— М. : ВЛАДОС, 2006. – 149 с.
Климова С.В. Домашний труд в городской семье / С.В. Климова // Социологические исследования. – 2012. – №4. – С. 118.
Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях/ А.В. Лысова // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 121 – 128.
16. Социология семьи : [учебник для студ. вузов, обуч. по специальности 40200)0203000 "Социология"] / А.И. Антонов [и др.] ; под ред. А.И. Антонова. – 2–е изд., испр. — М. : ИНФРА–М, 2010. — 636 с.
17. Филоненко В.И. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов / В.И. Филоненко, А.П. Лепин // Социологические исследования. – 2013. – №6. – С. 71 – 78.
18. Елютина М.Э. Асимметричный по возрасту брак в оценках супругов /М.Э. Елютина, Н.О. Быкова // Социологические исследования. – 2012. – №1. – С. 83–94.
19. Иудин А.А. Основные направления исследования проблем семьи в современной Германии / А.А. Иудин, Д.А. Шпилев // Социологические исследования. – 2012. – №1. – С. 94.
Черняк Е.М. Социология семьи : Учебное пособие / Е.М. Черняк .— 2–е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2003. – 238 с.
Лекция 9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Аннотация. Образование стало видом деятельности миллионов людей на планете. В него постоянно включается значительная часть населения многих стран мира. Потребности людей в учебе, приобретении знаний удовлетворяют десятки миллионов самых разных образовательных учреждений.
План лекции
Образование как сложный социальный феномен.
Понятие и функции образования как социального института.