Переход от семьи как важного фактора производства к семье с доминирующими функциями в потребительно–бытовой, досуговой, сексуальной сфере

Контрольные вопросы

Что представляют собой семья и брак как социальные институты?

Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей?

Каковы основные функции семьи? Как они изменяются в последнее время?

Социологические исследования показывают: наименее стабильны браки, заключенные в раннем (до 20 лет) и зрелом (после 30 лет) возрасте. Прокомментируйте это суждение.

Считается, что большинство женщин испытывают неудовлетворенность жизнью, если они не справляются с родительской и супружеской ролями, а мужчины – с профессиональной ролью. Выскажите свое мнение.

Задачи и проблемные задания

1.Проанализируйте следующие данные:

Браки и разводы в России на 1000 человек населения, 1970–1995 годы

Год Браки Разводы
10,1 3,0
10,6 4,2
8,9 3,8
8,6 4,0
7,1 4,3
7,5 4,5
7,4 4,6
7,3 4,5

6. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) семьи характеризуется (отметьте правильный ответ):

Совместной деятельностью

Наличием общей цели

Совместным принятием решений

Общностью быта.

Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

Экономическая 2) репродуктивная

Статусная 4) хозяйственно–бытовая

9. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:

Воспитательную

Репродуктивную

Эмоционально–психологическую

Социально–статусную

Прочитайте отрывок текста, вставьте пропущенные по смыслу слова.

«Семья – это основанная на____________(1) и/или кровном родстве малая_________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____________(4), т.е. устойчивая форма взаимодействия людей, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста»

Заполните пропуски словами: дети, брак, социализация, коллектив, обязанности, институт, отношения, группа, любовь, уважение.

Литература

1. Авдеева А. В. "Вовлеченное отцовство" в современной России: стратегии участия в уходе за детьми / А.В. Авдеева // Социологические исследования. – 2012. – №11. – С. 95 – 104.

Безрукова О.Н. Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов / О.Н. Безрукова // Социологические исследования. – 2013. – №11. – С. 118 – 130.

3. Бороздина Е.А. Как распорядиться «материнским капиталом» или граждане в семейной политике / Е.А. Бороздина, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Социологические исследования. – 2012. – №7. – С. 108 – 118.
4. Чернова Ж.В. Специфика гендерных отношений молодых взрослых / Ж.В. Чернова // Социологические исследования. – 2012. – №7. – С. 118.

Быстров А.А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости?/ А.А. Быстров // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 91 – 96.

Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. 6. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 61 – 72.

Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – 2–е изд., полн. перераб. и доп. – М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 632 с.

Гольцова Е.В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости / Е.В. Гольцова, Я.А. Лещенко // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 125 – 130.

Гурко Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 110 – 120.

Гурко Т.А. Становление института приемной семьи в регионах / Т.А. Гурко, И.Н. Белобородова // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 135 – 138.

Данилова С.С. Одинокое материнство в общественном мнении/ С.С. Данилова // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 138 – 141.

Орлова Н. А. Родительские практики в восприятии подростков / Н.А. Орлова // Социологические исследования. – 2012. – №9. – С. 99.

13. Зритнева Е.И. Социология семьи : учебное пособие для студ. вузов, обуч. по специальности 020300 "Социология" / Е.И. Зритнева .— М. : ВЛАДОС, 2006. – 149 с.

Климова С.В. Домашний труд в городской семье / С.В. Климова // Социологические исследования. – 2012. – №4. – С. 118.

Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях/ А.В. Лысова // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 121 – 128.

16. Социология семьи : [учебник для студ. вузов, обуч. по специальности 40200)0203000 "Социология"] / А.И. Антонов [и др.] ; под ред. А.И. Антонова. – 2–е изд., испр. — М. : ИНФРА–М, 2010. — 636 с.

17. Филоненко В.И. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов / В.И. Филоненко, А.П. Лепин // Социологические исследования. – 2013. – №6. – С. 71 – 78.
18. Елютина М.Э. Асимметричный по возрасту брак в оценках супругов /М.Э. Елютина, Н.О. Быкова // Социологические исследования. – 2012. – №1. – С. 83–94.
19. Иудин А.А. Основные направления исследования проблем семьи в современной Германии / А.А. Иудин, Д.А. Шпилев // Социологические исследования. – 2012. – №1. – С. 94.

Черняк Е.М. Социология семьи : Учебное пособие / Е.М. Черняк .— 2–е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2003. – 238 с.

Лекция 9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация. Образование стало видом деятельности миллионов людей на планете. В него постоянно включается значительная часть населения многих стран мира. Потребности людей в учебе, приобретении знаний удовлетворяют десятки миллионов самых разных образовательных учреждений.

План лекции

Образование как сложный социальный феномен.

Понятие и функции образования как социального института.

Наши рекомендации