Интеракционный аспект (межгрупповое взаимодействие)

Большинство современных специалистов следуют одному из наиболее влиятельных теоретиков, норвежскому ученому Ф. Барту, и определяют этничность как форму социальной организации культурных различий[41]. Этничность – это отношения «мы» и «они». Именно отношения на основе данной категоризации задают культурные особенности (этнические маркеры), формирующие культурные этнические границы. Культурные особенности любого народа относительны. Испанский язык отличает испанца от француза, но не отличает от чилийца или аргентинца, использование в пищу борща отличает украинцев от немца, но не отличает от русского. Единственная особенность, которая уникальна как почерк или отпечаток пальца – это этноним – самоназвание народа[42].

Особой остротой отличается обсуждение сущности такого феномена как «нация». Прежде всего, в языках разных народов ему приписывается неодинаковый смысл. В английском языке термин отождествляется с гражданством, в русском – с этничностью. В классических традициях М. Вебера нация – это общность чувств, в трактовках современного конструктивиста Б. Андерсона – «воображаемая общность». Для отечественной социологической школы характерно понимание «нации» как типа этноса или одной из форм его исторического развития, связанной со становлением капиталистических отношений[43]. В большинстве современных обществ термин «государство» является синонимом «нация». «Различия между этническими нациями (общностями происхождения) и гражданскими (ассоциациями в пределах территории) имеют главное значение для плюрализма и сосуществования, характера общества и определения гражданства»[44].

Между тем, в статистике и социологических опросах ученые оперируют понятием «национальность», как одним из видов социальной стратификации – этнической категории, основанной на факте приписывания этничности другим людям и группам, а также внутреннего самочувствия респондентов[45]. Это номинальная этническая группа. Люди, которые выделяются по таким категориям, совсем не обязательно находятся в реальных межэтнических связях.

Другим видом этносоциальной фрагментации пространства являются этнические сети. Они проявляются в разнообразных децентрализованных контактах, в условиях которых этничность становится каналом взаимопомощи, обмена информацией, услугами. В обществе могут образовываться этнические общины – относительно устойчивые, дислоцируемые на какой–то территории группы, члены которых находятся в более разносторонних и тесных связях.

Диаспора (от греч. «рассеяние») – это проживание части народа вне страны его происхождения. Хотя данный термин связан, прежде всего, с еврейским опытом, он применяется по отношению к любой подобной мигрирующей группе. В.А. Тишков отмечает слабость общепринятого определения диаспоры[46]. Оно, по его мнению, основывается на миграции и исключает другой способ образования – перемещение государственных границ. Русские в Прибалтике являются новой российской диаспорой. Наиболее часто встречается вариант «квазидиаспоры», когда у этнической группы превалирует стремление воссоздать особую культуру, а не ориентации на культурные корни на «исторической Родине».

Межнациональные отношения в социологии рассматриваются и как отношения между народами, и межличностные отношения в повседневной практике. В полярных вариантах их можно охарактеризовать как доброжелательное взаимодействие и неприязненное отчуждение, между которыми располагается этническая терпимость. Этническая принадлежность и религиозные расхождения могут разделять людей, приводя к трагическим последствиям. Например, война на Балканах к конце ХХ в. была лишь последней главой в долгой истории ненависти, основанной на культурных различиях. Перед распадом в Югославии – небольшой стране (чуть более 20 млн. чел.) было два алфавита, исповедовались три религии, жители говорили на четырех языках, свой дом нашли представители пяти основных национальностей, существовало разделение на шесть политических республик и семь соседних стран оказывали культурное влияние[47]. Практическая реальность уже ХХI в. демонстрирует тот факт, что, к примеру, хорватского серба, живущего в Косово, не принимают ни сербы, ни албанцы.

К определению понятия «этническое меньшинство»необходимо подходить с точки зрения сложившейся социально–политической ситуации. Это понятие мало связано с количественными характеристиками. Русские составляют более 80% населения РФ[48], но по ситуации в Северном Кавказе видно, что те русские, которые переселились туда на волне индустриализации и урбанизации, оказались в «этническом меньшинстве». Меньшинство обладает следующими чертами:

Его представители находятся в невыгодном положении в сравнении с большей частью населения вследствие дискриминации, которая, как правило, не декларируется.

Члены меньшинства испытывают чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому».

Наши рекомендации