Как на современный институт образования в России влияют политика и бизнес?

2. Почему институциональный подход называют социоло­гическим подходом?

Почему институциональные процессы, в том числе и в образовании, связаны с длительными историческими трансформациями?

В чем специфика социологического анализа системы образования в сравнении с педагогическим или психологическим анализом?

Можно ли говорить о наличии в современном российском обществе кризиса института образования и почему?

6.Как, на Ваш взгляд, в современном российском об­ществе образование выполняет свою социально–дифференцирующую функцию?

Согласны ли вы с мнением о распаде системы элитарного образования ввиду более широкого распространения высшего образования?

Известно высказывание Д.Бока: «Если Вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество». Прокомментируйте позицию автора.

9.По утверждению французских социологов, профессия социолога (как, собственно, и социологическое образова­ние) не относится к занятиям, предпочитаемым француз­ской элитой. Является ли социологическое образование в России престижным и привлекательным для элиты или нет и почему?

Тесты:

1.Общими в предметном поле социологии и педагогики являются следующие проблемы:

1) зависимость образования от развития науки и производства;

2) управление в сфере образования;

3) проблемы коллектива в сфере образования;

4) место образования в социальной структуре общества;

5) изучение личностных особенностей субъектов образования;

6) поиск оптимальных моделей в структуре образования:

2.Образование в XXI веке переживает:

Кризис, вызванный падением общественной ценности образования

Расцвет, связанный с ростом масштабов и появлением новых форм и типов образовательных систем

Временный кризис, вызванный противоречием сложившихся традиций в системе образования с новым образом мышления

3.Социализирующая функция института образования заключается в:
1) приобщении индивидов к социальным ценностям и нормам;
2) формировании высококвалифицированных специалистов;
3) подготовке социальных работников;
4) передаче знаний, навыков и опыта от поколения к поколению.

4.Основной функцией образования является:
1) поддержание порядка в обществе и обеспечение безопасности граждан;
2).производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;
3) духовное и физическое воспроизводства населения;
4) передача знаний, навыков и опыта от поколения к поколению

5.Какие из утверждений являются неверными?
1) В российском образовании существуют диспропорции в подготовке специалистов разных направлений и разных уровней квалификации
2) Формирование образования как социального института связано с появлением массовой школы
3) Расходы на образование экономически не выгодны
4) Институт образования имеет дисфункции

Литература:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Федеральным Собранием 26 декабря 2012 г.// Российская газета. – 30 декабря 2012 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/11/izmenenia-dok.html.

2. Ананишнев В.М. Социология образования: учебное пособие /В.М. Ананишнев. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 351 с.

3. Батурин, В. К. Социология образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. К. Батурин ; В. К. Батурин. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 189 с.

4.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с.

Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА–М., 2003. – 381 с.

Дюркгейм Э. Социология образования. М.:ИНТОР, 1996. – 80 с.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М.: Гардарики, 2005. – 383 с.

Кумбс Ф.Т. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. – 260 c.

Нечаев В.Н. Социология образования. М.: МГУ, 1992. – 200 с.

Осипов А.М. Социология образования: очерки теории / А.М. Осипов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 504 с.

11.Смирнова Е.Э. Социология образования. — СПб.: Интерсоцис, 2006. — 192 с.

Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ): Монография. – М.: «Экономика и финансы», 2004. – 224 с.

Социология образования: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Зайцева. – Саратов: Изд–во СГТУ, 2004. – 300 с.

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект М., 1997. – 304 с.

Андреев А.Л. О модернизации образования в России: историко–социологический анализ/ Андреев А.Л.//Социологические исследования. – 2011. – № 9. – С. 111 – 120.

Бурдье П. Система образования и система мышления//Высшее образование в России. – 1997. – №2. – С. 119 – 126.

Кузьминов Я.И. Реформа образования: причины и цели./ Кузьминов Я.И. //Отечественные записки. – 2002. – №1, С. 91 – 106.

Осипов А. М. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале ХХI века / Осипов А. М. // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 36 – 42.

Лекция 10. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НАУКИ

Аннотация. Одной из отраслей социологии является социология науки, объектом изучения которой служит всё многообразие социальной жизни науки, прежде всего как социального института. Институциональные особенности служат основным предметом этой отрасли.

План лекции

Понятие «социальный институт науки».

Структура, организационные формы, уровни и функции науки.

Этапы и направления развития науки как социального института и социологии науки.

Наши рекомендации