Религия в современном мире: состояние, проблемы и перспективы
С учетом того, что мировым религиям противостоят различные культы, многообразные суеверия, магические ритуалы и распространение светской потребительской культуры, положение религии в современной мире представляется достаточно противоречивым. Однозначно оценить перспективы её развития практически невозможно. Современность в сочетании с глобализацией, обостряющей проблему неравномерности развития обществ, ставят перед институтом религии трудноразрешимые, подчас полярные задачи. Высказывается мнение, что рассматриваемый институт демонстрирует значительный адаптационный потенциал, вплоть до формирования такого направления как теологический модернизм, преследующего цель обновления религии, приспособления её к современным условиям. В частности, предполагается демифологизация христианства, которая позволила бы преодолеть противопоставление Бога как потусторонней, сверхъестественной сущности чувственно воспринимаемому миру. Обратной стороной медали, однако, является «обмирщение» веры и полный разрыв с религиозной традицией. Симптоматично, что готовность Католической церкви адаптироваться к новым реалиям, продемонстрированная на Втором Ватиканском соборе (1962–1965 гг), вызвала раскол в среде католиков. В современных условиях религиозный фундаментализм, фиксируемый не только в рамках евангелического направления христианства (в 1980–е годы в США его представители выступали в защиту традиционной семьи, ужесточения процедуры разводов, против сожительства без освящения брака церковью, за запрещение абортов и наркотиков), но также в православии и католицизме выступает своего рода противовесом. Особое внимание исследователей привлекает феномен так называемого южного христианства, значительно более консервативного, чем христианство Запада. «Общие условия жизни большинства населения стран третьего мира – болезни, эксплуатация, отсутствие приемлемых условий жизни, бедность, алкоголизм, наркотики и насилие вместе взятые могут объяснить, почему люди соглашаются с тем, что они находятся под властью демонических сил и что только Божественное вмешательство может их спасти. Как и в начале XVI в., буквальное толкование Библии оказывается чрезвычайно привлекательным».[158] Причём вследствие формирования мирового рынка труда феномен перестаёт быть локальным, «южная модель примитивного религиозного мышления, постепенно распространяясь на Запад, вопреки ожиданиям минует «плавильный котёл» и сохраняет свою «примитивную» идентичность».[159] «Южане», как правило, занимают низшие ступени в социальной иерархии развитых обществ, весьма ограничены в ресурсах и доступе к каналам вертикальной мобильности, в подобных обстоятельствах религиозные общины оказывают существенную помощь, в том числе в поиске работы, получении образования, хотя бы минимальном удовлетворении материальных потребностей. Западный мир воспринимается как погрязший в ереси и утративший нравственные основания, остро нуждающийся в ре–евангелизации. Прогнозные оценки численности «южных» католиков в США составляют до ¼ населения к 2050 году. Около половины постоянных прихожан церквей в столице Великобритании – индийцы и выходцы из стран африканского континента. Таким образом, конфликтогенный потенциал накапливается не только по линии ислама и христианства, но и внутри самого христианства. Некоторые исследователи, в частности Ф. Дженкинс, считают, что именно противоречия внутри христианства имеют решающее значение для развития цивилизации. Необходимо помнить, что религиозные противоречия редко проявляют себя в чистом виде, на них, как правило, накладывается экономическая, политическая и социокультурная проблематика. В качестве мер снижения конфликтогенного потенциала во многих ситуациях можно рекомендовать решение социальных проблем населения безотносительно их конфессиональной или этнической принадлежности; достижение консенсуса внутри элит относительно недопустимости манипулятивного воздействия на межконфессиональные и этноконфессиональные отношения.
Контрольные вопросы:
В чём специфика субстанциональных и функционалистских определений религии?
Какие функции в обществе выполняет институт религии? Почему об универсальности функций в данном случае необходимо говорить с определённой долей условности?
Назовите основные отличительные признаки церкви, секты и культа.
В чём причина появления религиозных конфессий?
Какую роль в исследовании религии играет понятие «религиозность»?
В чём особенности религиозной ситуации в современном мире? Каковы основные проблемы развития институции?
Проблемные задания:
Проиллюстрируйте на конкретных примерах интерпретацию откровений в разных религиозных системах.
На основе доступной вторичной информации составьте карту религий региона проживания.
Оцените обеспеченность прав верующих на удовлетворение их религиозных потребностей в регионе проживания. Каковы проблемы, связанные с реализацией этих прав?